Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была сегодня 19:32

Санкт-Петербург — Россия Август 2014

И вот, наконец, долгожданная поездка во вторую российскую столицу Санкт-Петербург. В Ленинграде я была 2 раза: на зимних каникулах с турпоездом в 7-м классе и летом с одноклассниками после 9 класса. Еще в Новосибирске я запланировала эту поездку на три дня.

Знойный сибирский июль провожал меня в Москву настоящим ливнем. Ожидая посадки в свой зелененький Боинг, я смотрела, как за окном в туче брызг разгоняются на взлетной полосе самолеты. Но туча ушла, мы взлетели, полет был штатным. Несколько интересных дней в первой столице, и вот 3 августа утром на Ленинградском вокзале в Москве я села на скорый поезд «Сапсан» и через три часа пятьдесят минут была на Московском вокзале в Питере. (Сразу захотелось прочитать Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» :-)). Ехали без остановок, средняя скорость была 160–180 км в час, максимальная 220. Ехать было комфортно, тихо, без перестука колес и поворотов. Для «Сапсанов» проложена отдельная железная дорога, вдоль нее построен забор. Бешеная скорость как-то и не ощущалась. А вот природа менялась: ближе к Питеру деревья становились хилее, а расстояния между ними больше. Санкт-Петербург встретил меня такой же жарой, как в Москве и Новосибирске, и людской суетой.

Еще дома я нашла страничку в интернете: «Маршрут осмотра главных достопримечательностей Санкт-Петербурга за один день», она мне понравилась, я ее распечатала и далее ходила с ней и картой города. Итак, обойдя площадь Восстания перед вокзалом, «идем по Невскому проспекту и наслаждаемся атмосферой». Я так и делала: шла и смотрела по сторонам на невысокие здания Невского, много фотографировала. У Фонтанки («Чижик-пыжик, где ты был? — На Фонтанке воду пил» :-)) повернула направо, чтобы посмотреть Фонтанный дом — дворец Шереметева. Красивый дом с красивой чугунной оградой, там проходила выставка, посвященная династии Романовых. А через дорогу зазывали на речные экскурсии, по Фонтанке сновали кораблики. Вернувшись на Невский, я осмотрела розовый дворец князей Белосельских-Белозерских,

Невский проспект, дворец князей Белосельских-Белозерских

рядом с которым находится Аничков мост, по сторонам которого стоят четыре конные скульптуры Клодта. Когда-то Аничков мост был заставой на въезде в Санкт-Петербург, а Фонтанный дом Шереметева — загородной дачей. Как советовала распечатка, нужно было найти под хвостом коня профиль Наполеона.

Аничков мост, конные скульптуры Клодта

Пришлось просить помощи у девушки, приглашающей покататься на кораблике, она, улыбаясь, помогла: показала, как и куда смотреть:-). Напротив коня — Аничков дворец, построенный Елизаветой Петровной для своего фаворита Разумовского, а потом подаренный Екатериной II уже своему фавориту — Григорию Потемкину. Потом дворец служил свадебными подарками у царей, дворцом пионеров в советское время, госпиталем во время войны, сейчас это лицей.

Перейдя через дорогу, я заинтересовалась витринами с движущимися куклами. Оказалось, что это знаменитая достопримечательность города: Елисеевский магазин. Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающей несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины. На фасаде установлены скульптуры Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». Я, конечно же, не удержалась и вошла внутрь. «Шикардос» — как сказала бы моя дочь. Шикарно, тесно, всего много, все дорого, но красиво. Ну как здесь ни посидеть. Я заказала кофе-латте (200 руб), фисташковый эклер (130 руб) и с удовольствием это вкусила.

Невский проспект, Елисеевский магазин

Выйдя из Елисеевского и перейдя на другую сторону, я посмотрела, как классно рисуют портреты уличные художники, и пошла через сквер к памятнику Екатерине II.

Невский проспект, памятник Екатерине II и Александринский театр

Тут я увидела гуляющих «царей», Петр I был настолько велик, что я не удержалась и сфотографировалась с ними.

Путешествие из третьей столицы во вторую

Далее мой маршрут снова пролегал по распечатанному путеводителю: мимо Российской Публичной библиотеки и Александринского театра, мимо гранитного памятника петербургскому дворнику — на улицу зодчего Росси — автора многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Эта улица уникальна своим точным следованием античным канонам — её ширина равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров. Далее я вышла на площадь Ломоносова, где стоит ему памятник, походила по когда-то разводному мосту и пошла к Гостиному двору. Гостиный двор создан как крупнейшее торговое помещение Российской империи. Я довольно долго шла снаружи по Садовой стороне и немного прошла внутри, но какие-либо покупки не входили в мои планы. Напротив Гостиного двора — дворец графа Воронцова, который стал Суворовским училищем. На противоположной стороне Невского расположен универмаг Пассаж, но туда я тоже только заглянула. Далее я зашла во дворик Армянской церкви св. Екатерины. В самой церкви шел ремонт, во дворе было много армян, так что здесь я не задержалась.

Далее я отклонилась от маршрута, свернув направо, и попала на площадь Искусств, где в центре стоит памятник Пушкину, а за ним Михайловский дворец — сейчас главное здание Государственного Русского музея. Но увы, туда я даже не заглянула, а обогнув музей слева, вдоль канала Грибоедова подошла к красивейшему Собору «Спас-на-крови». Эта праздничная и яркая церковь в псевдорусском стиле, была основана в 1883 году на месте трагических событий — 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле. Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова. Здесь представлены крупнейшее в России собрание мозаики (более 7000 кв. м), итальянские цветные мраморы, уральские и алтайские поделочные камни, а также мозаичная коллекция российской геральдики. Я зашла внутрь; все стены, колонны и потолок исписаны картинами на религиозные сюжеты, преобладал голубой цвет фона. Очень красивы украшенные каменьями ворота алтаря.

Собор «Спас-на-крови».
в Соборе «Спас-на-крови»

Обойдя собор, я пошла в Михайловский сад и по нему вышла на Марсово поле. В начале XVIII века западу это была незастроенная территория, которую называли «Потешное поле», а позже «Царицын луг». На лугу проходили военные парады. После революции здесь были погребены революционеры, в центре мемориала горит Вечный огонь. А через дорогу — тот самый сад со знаменитой решеткой, о котором писал А. С. Пушкин: «Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил». Сад был заложен по повелению Петра I и изначально создавался как летняя царская резиденция. Очень уютный зеленый парк, с красивейшими скульптурами и фонтанами.

Летний сад

Я с удовольствием сама себя здесь поводила:-), встречая на аллеях ярко разодетых дам (фотосессия). Через чугунные ворота с золотыми вензелями я вышла к Неве и пошла по Дворцовой набережной, видя за рекой Петропавловскую крепость. Зашла во двор Мраморного дворца. Это первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем, и которое было построено по велению Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Перед дворцом стоит массивная конная статуя Александра III и маленькая бронзовая статуя Петра I работы Церетели, громадная копия которой стоит на Москве-реке.

Ну, а я дошла до Зимнего дворца. Это бывший императорский дворец, в настоящее время входящий в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Нынешнее здание дворца (пятое) построено при Екатерине II в. середине 18 века итальянским архитектором Растрелли в стиле пышного барокко. С момента окончания строительства и по 1904 год, когда Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе, Зимний дворец использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1917 году во дворце размещалось Временное правительство.

Зимний со стороны Дворцовой площади

В билетной кассе очередь была совсем маленькой, так как было уже четыре часа дня, мне, как пенсионерке, дали бесплатный билет. При входе пришлось выпить всю воду из бутылочки: посетителей проверяли, с водой проходить было нельзя, хотя во дворце было очень жарко.

И вот красивейшая, богатейшая парадная (Иорданская), лестница с красным ковром, скульптурами, позолоченными светильниками, лепниной и узорами на белых стенах. Просто ошеломительно, дух захватывает от богатства и роскоши! Действительно: «Век золотой — Екатерины»! Дальше я уже ходила по напечатанной схеме, но у меня было так мало времени. Георгиевский (большой) и Петровский (малый) тронные залы, Малахитовый зал с зелеными малахитовыми колоннами, Гербовый зал с золотыми колоннами, библиотека, Военная галерея 1812 года, вся увешанная портретами генералов — участников войны. Анфилады комнат, потрясающий вид из окон на Дворцовую площадь, залы с произведениями знаменитых художников: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана, мраморная скульптура «Скорчившийся мальчик» Микеланджело, часы «Павлин», идущие до сих пор… Через 2 часа я была вынуждена заставить себя просто взять и уйти:-(, ведь чтобы просто осмотреть Зимний, и целого дня не хватит.

Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца
вид на Дворцовую площадь

Я вышла на Дворцовую площадь, которую образуют Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, посвященной победе в войне 1812 года, а в центре находится Александровская колонна, или Александрийский столп (по Пушкину), воздвигнутая в память о победе Александра I над Наполеоном. Конечно, ярко вспомнились кадры из фильмов, где революционеры брали Зимний.

Путешествие из третьей столицы во вторую
Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, посвященной победе в войне 1812 года

Осмотрев площадь, я прошла под аркой, и вскоре добралась до Исаакиевского собора. С грустью посмотрела, как на площадке под куполом ходят люди, а у меня бы уже не хватило сил после целого дня ходьбы по жаре забраться наверх. Да и внутрь я не стала заходить, узнав, что маятника Фуко внутри уже нет.

Исаакиевский собор

Тут я немного ошиблась, пойдя не по Сенатской площади (площадь Декабристов) к Медному всаднику, почему-то не увидев его на карте, а сразу повернув к Адмиралтейству. «Адмиралтейская игла» блестела на солнце и не входила в кадр фотоаппарата. Обогнув здание, я вышла к Неве и по Дворцовому мосту перешла на Васильевский остров. Его оконечность, называемая Стрелка, делит Неву на Большую и Малую. Это искусственную насыпь. Предварительно в дно реки были забиты тысячи свай; насыпь от естественного берега острова отошла в воды реки Невы на 122 метра, а «острие» Стрелки Васильевского острова, представляющее почти правильную полуокружность, было облицовано гранитом. Открылась красивейшая панорама: «Невы державное теченье, береговой ее гранит», множество прогулочных кораблей, на другом берегу — Зимний, Адмиралтейство, Исаакий. Здесь же находятся Ростральные колонны. Такое название колонны получили по названию носовых частей кораблей — ростр. Первоначально колонны служили маяками торгового порта на стрелке Васильевского острова. Внутри колонн были помещены винтовые лестницы, ведущие к чашам-светилам вверху.

Ростральная колонна на Стрелке Васильевского острова

Погуляла, посидела, полюбовалась. А время шло, и мне надо было отправляться на ночлег к Людмиле, с которой я предварительно договорилась и которая жила на Васильевском острове. И тут на карте я увидела, где находится знаменитая конная статуя Петра I. Не побывать рядом с ней я не могла. Поэтому перешла обратно по мосту и по набережной дошла до Медного всадника. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. Монументом служит огромный «Гром-камень». На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782».

"Медный всадник"

Мимо Сената и Синода по набережной я дошла до моста лейтенанта Шмидта, перешла Неву, снова оказавшись на Васильевском острове, полюбовалась Сфинксами и, найдя 9-ю линию, пошла по ней искать нужный мне дом. Идти пришлось далековато (бедные мои ноженьки:-)). По пути я нашла супермаркет, купила в нем тортик и продукты на завтрак. Вообще, как-то в этих исторических местах я мало встречала обычных продуктовых магазинов, было много маленьких лоточков, где продавали воду и напитки, причем очень дорого: пол-литровая бутылочка воды 80–100 рублей, а на улице 32 градуса, пить хотелось постоянно. Наконец, я нашла нужный дом и, пройдя под аркой, очутилась в каменном колодце, какие показывают в питерских сериалах. Квартира оказалась коммунальной, без ванны и душа, с длинным темным коридором и обшарпанным туалетом. Мы немного посидели, поговорили за чаем, а потом я пошла спать, предварительно позвонив своей троюродной сестре, которая живет недалеко от Санкт-Петербурга. Мы не виделись с ней лет 40, а потом нашлись в «Одноклассниках». Еще в Новосибирске я поделилась с ней своими планами, а у нее выдались выходные дни, и она пообещала назавтра забрать меня к себе из Царского Села, а потом отвезти в Петергоф.

Утром Людмила рассказала мне, как добраться до города Пушкин, где находится Царское Село, и мы простились. На метро я доехала до станции «Купчино» и села на небольшой автобус № 286, на котором было написано «Пушкин. Дворцы и парки». Ехать, а потом идти было недалеко, и вскоре я стояла перед великолепным Екатерининским дворцом. Сначала надо было купить входной билет в Екатерининский парк, вместе с которым дали схему. Перед дворцом под палящим солнцем стояла огромнейшая очередь, в которой я простояла больше часа, накрыв голову схемой парка. Периодически, запомнив друг друга, мы отходили в тень.

Дворцовая Церковь Воскресения Христова

В Екатерининский дворец пускали группами, выдавали наушники и дальше мы шли с экскурсоводом. Своей роскошью и обилием золота дворец превзошел все мои ожидания! Это был самый красивый и богатый дворец, который я видела. Здание заложено в 1717 году по приказу императрицы Екатерины I, как летняя резиденция. В мае 1752 года уже Елизавета Петровна поручила архитектору Бартоломео Растрелли перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. Во время войны дворец сильно пострадал, сейчас восстановлен. Его огромные залы, анфилада с небольшими комнатами, столовая с большим сервизом, паркеты, расписные потолки, лепнина, светильники, зеркала, окна, украшенные позолотой, — все выглядит просто умопомрачительным, сногсшибательно роскошным! Удалось посмотреть и знаменитую Янтарную комнату.

в Екатерининском дворце, Янтарная комната
в Екатерининском дворце

После посещения дворца я пошла бродить по огромному Екатерининскому парку. Он очень ухожен, и очень хорош с его причудливо подстриженными деревьями, газонами, прудами и небольшими различными павильонами, разбросанными по всему парку. В одном павильоне пятеро мужчин пели, а капелла старые русские песни. Ах, это было просто потрясающе: акустика и многоголосие!

в парке Екатерининского дворца, Грот
в парке Екатерининского дворца, павильон Эрмитаж

Я довольно долго гуляла по парку, потом вернулась во дворец и «откушала» :-). В восторге от всего увиденного, выйдя из парка, я еще сходила и на экскурсию в Царскосельский лицей, где учился Пушкин. Лицеистов воспитывали, чтобы вырастить личности, и в этом преуспели.

Путешествие из третьей столицы во вторую

Потом я походила совсем немного по Александровскому парку, расположенному рядом с Екатерининским дворцом, и посмотрела на Александровский дворец, заложенный по велению Екатерины II для любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), но он уже был закрыт. С 1904 года Александровский дворец был постоянной резиденцией императора Николая II, который родился здесь в 1868 году и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 13 лет царствования российского императора; отсюда утром 1 августа 1917 года императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

Уже вечерело, и подходило время встречи с сестрой. Мы созвонились и к взаимной радости вскоре встретились. А утром они меня отвезли в Петергоф.

Петергоф (нем. Peterhof -Петров двор) основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, он расположен на южном берегу Финского залива. Большой Петергофский дворец — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко», был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в стиле зрелого барокко. По первоначальному замыслу в центре Большого каскада фонтанов должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсония-странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней. В первые же дни фашистской оккупации, в сентябре 1941, года во дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры, фонтан тоже сильно пострадал.

Я приехала как раз вовремя: в 11 часов утра включают фонтаны, и я посмотрела, как под музыку начинают бить струи. День был яркий и жаркий, золотые фигуры фонтанов блестели, а струи воды переливались на солнце — грандиозное зрелище! Обойдя каскад, я пошла занимать очередь в Большой Петергофский дворец. Опять простояв больше часа, но к счастью, в тени, я попала с экскурсией и в этот дворец. Но, к сожалению, в отличие от всех остальных, в нем фотографировать было нельзя. Дворец был роскошен и великолепен, но все же чуточку, на мой взгляд, уступал Екатерининскому дворцу в Царском Селе. Мы прошли по огромным залам: Тронному с конным портретом Екатерины II над красным троном; пышному, всему в позолоте Танцевальному; Чесменскому с огромными картинами морских сражений; Белой столовой с красивым сервизом; Картинному залу с множеством портретов и многим другим меньшего размера.

Большой Петергофский дворец

А после дворца я долго бродила по дорожкам парка, любуясь фонтанами и павильонами. Посетителей было очень много, дети смеялись и визжали в фонтанах-шутихах. Я прошла до Финского залива, на берегу которого стоит любимый дворец царя Петра I — Монплезир (мое удовольствие), с красивым садиком перед ним. Потом ходила по другой части парка. Красиво!

Путешествие из третьей столицы во вторую

С сожалением глядя на часы, я отправилась на автобусную остановку, чтобы вернуться в Питер, ведь вечером мне предстояло возвращаться в Москву. Сначала на маршрутке, потом на метро я добралась до центра (м. Горьковская), и так как времени до поезда у меня оставалось достаточно, я отправилась в Петропавловскую крепость. Крепость была заложена при Петре I на Заячьем острове, и, пройдя через арку ворот, я потерла ушки бронзовому зайцу. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого в Москве. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением и находиться в самом сердце Петропавловскую крепости. Так появился Петропавловский собор. До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. Я зашла в этот собор, здесь очень красивые золоченые Царские врата, много мраморных надгробий. Здесь похоронены русские цари, в том числе Петр I, и члены их семей. Я еще поднялась на колокольню (42 метра), но мне не понравилось, так как для обзора оставили небольшой проем, затянутый металлической сеткой. Спустившись вниз, я зашла в магазин Монетного двора, но ничего не купила.

Петропавловский собор в Петропавловской крепости
в Петропавловском соборе

И еще я решила, что не могу ни сходить еще к одной достопримечательности: крейсеру «Аврора». В принципе, это было недалеко.

крейсер «Аврора»

Перейдя по Иоанновскому мосту, я пошла по Петровской набережной и увидела серый корабль, холостой выстрел с которого явился сигналом к штурму Зимнего дворца: «бабахнула шестидюймовка Авророва», а крейсер стал одним из символов Октябрьской революции. «Что тебе снится, крейсер «Аврора», стоящий на вечной стоянке и окруженный сувенирными лавчонками?

Ну вот и все: трехдневная программа моего пребывание в Санкт-Петербурге окончилась, можно было идти на вокзал. Конечно, я устала, ведь приходилось целыми дня ходить пешком по тридцатиградусной жаре, но восторг, который я испытала, увидев так много, стоил того:-). И еще мне понравилась доброжелательность людей, которых я спрашивала, если мне надо было что-то найти. Город, конечно, потрясающий. Не влюбиться и не восхищаться им просто невозможно. Ну и эту коротенькую по времени программу, я считаю, что составила правильно.

По Троицкому мосту, любуясь Невой и кораблями, я вернулась на Невский проспект, поискала и нашла на доме № 14 табличку о том, что «при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Затем полюбовалась Казанским собором, подойдя к нему поближе. А потом просто шла по Невскому. Мой поезд отправлялся в 11 вечера, я заняла свою полку в вагоне и рано утром 6 августа проснулась уже в Москве.

P. S. «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева не осилила:-(

Бюджет поездки:

Авиаперелет Новосибирск-Москва и обратно — 15300,

Москва-Питер «Сапсан» — 3193, обратный поезд — 1980

В музеи — льготные билеты для пенсионеров, только не было льгот в Большой дворец в Петергофе, а