Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Синье, Чэнду, Лоян, Цзючжайгоу , Пекин — Китай Май 2017

В прошлый раз я так и не дошла до двух важных тем — еды и общения. Как быть новичку в Азии? Может, стоит брать заранее уроки пантомимы, чтобы найти общий язык с не говорящими на английском? А если вдруг еда не подойдет, как выжить в чужой далекой стране?

Самое бесполезное мое приобретение перед поездкой - китайский разговорник:)

По поводу еды спешу развенчать следующие мифы:

1. В Китае не любят молочные продукты и шоколад, в продаже их очень мало и стоят эти продукты очень дорого.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Спешу обрадовать любителей йогуртов и сникерсов, и то и другое имеется в китайских магазинах, даже в таких маленьких,

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

в достатке и по очень доступной цене. Покупали мы также и очень вкусное печенье. А вот фрукты очень дорогие, приходилось обходиться без них. Черешня, например, дешевле 10 долларов за кг не встречалась, притом, что мы были в сезон, да еще и в местах, где ее выращивают. С другой стороны, растет она в Китае уже сразу в бумажных пакетах.

Сорри за качество. Фото сделано из автобуса на телефон на немаленькой скорости

Может этим фактом объясняется такая высокая цена?

2. В китайском продуктовом магазине очень сложно понять что есть что.

Да, тут все не очень просто, но и не так уж плохо. На некоторых продуктах надписи дублируются на английском, а иногда на полках самых обычных магазинов мы даже встречали продукты из Украины) Самое необычное, что нам встретилось, это сушеное мясо, упакованное в маленькие пакетики, что было очень похоже на конфетную упаковку.

Больше сложностей, чем в магазинах, с идентификацией китайской еды у нас возникало при желании купить что-то у уличных торговцев. Смотришь, такие аппетитные шашлычки, да и не дорого. Купишь, а это китайская подделка)) Некая пористая субстанция, даже отдаленно не напоминающая мясо.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Что-то очень напоминающее сырое тесто, уминалось китайцами за обе щеки

Но часто было все очень понятно

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

1. В маленьких забегаловках зачастую кормят вкуснее, чем в дорогих ресторанах.

Мои наблюдения отличаются от данного утверждения. Мы посещали разные заведения, но в ресторанах всегда еда была вкуснее.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Причем, каким-то чудом всегда получалось, что счет в ресторане за двоих отличался от счета в маленьком кафе всего на каких-то 20–30 юаней, и не превышал 30 долларов, а часто был и того меньше.

Удивительной для меня оказалась цена на безалкогольные напитки, которая зачастую приближалась к стоимости блюд. Стоимость кофе вообще зашкаливала (6 долларов за чашку мне было жалковато), но об этом я знала заранее и привезла с собой пакет мелкого заварного кофе. С его приготовлением проблем не было, потому что в каждом отеле у нас были чайник и посуда, и каждое утро у меня начиналось с моим любимым ароматным напитком.

Любопытный совет касался воды.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Понятно, что пить ее нужно покупную, но во некоторых отзывах я читала, что особенно в маленьких китайских магазинчиках, практикуют продажу бутылированной не питьевой воды, и выбирать нужно воду известных! китайских торговых марок. Оставалось загадкой, как, особенно первые дни, можно определить данный момент. На практике оказалось, что в этих самых маленьких магазинчиках воды имеется, как правило, один или два вида. Покупали наугад, пили, не отравились. Умывались утром проточной водой, тоже живыми остались, не применяя для профилактики никаких препаратов.

В общем мои опасения по поводу еды (а надо сказать, что раньше я вообще не была знакома с китайской кухней), были напрасными. С голоду мы не пропали, еда вполне съедобна, хоть и вкус имеет специфический. Во многих заведениях имелось меню с картинками, редко где с переводом на английский. Но часто встречались и меню, одновременно являющиеся и будущим вашим счетом — это такой бланк, где официант отмечает то, что вы заказали. Там никаких картинок, понятно, нет. В таких случаях мы активно пользовались приложением Waygo, которое переводит текст либо с фото, либо при наведении на него специального окошка (эта функция работает более корректно), открывающегося в приложении. Многие официанты в кафе пользуются переводчиками, так что новые технологии спасают от голодной смерти несчастных туристов.

Были у меня заготовлены и карточки с названиями блюд, популярных (по мнениям из сети) у туристов, посещающих Китай.

宫爆鸡丁 (Гунбао цзидин) кусочки курицы с арахисом

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

土豆烧牛肉 (Тудоу шао ню жоу) картошка тушёная с говядиной

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

包子 (Баоцзы) булочки с начинкой на пару, я бы назвала их скорее — пельмени на дрожжевом тесте)

面 (miàn) лапша.

Все они (иероглифы) были использованы мной лично, поняты китайцами правильно, так что пользуйтесь на здоровье.

Если отправитесь в провинцию Сычуань (в нашем случае это были Цзючжайгоу и Чэнду) обязательно советую использовать иероглифы 不要辣 «не хочу острого». Всеми китайскими официантами они понимались правильно и не раз спасали меня от испепеления внутренних органов путем помещения в них нереального количества красного перца.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Китайцы вообще любят острую еду и не понимают, как можно есть не острую. Однажды мы с Ростиком заказывали лапшу, мне с рыбой, а ему с курицей. Хозяйка кафешки, в ответ на показанный иероглиф, стала уговаривать меня взять себе хотя бы немножко острую)

Поскольку процесс добычи еды в Китае неотделим от процесса общения, и раз мы вернулись домой живыми, вы уже поняли, что общаться нам удавалось.

Китайцы оказались совсем не страшными)
А очень даже и милыми)

Да, английский до сих пор знают далеко не все, особенно это касается провинции. Да что мне их корить, я сама его знаю плохо.

Бывали любопытные случаи, когда все было понятно без слов. Например, заходит проводница в купе и что-то говорит. Откуда мне знать, что она хочет обменять билеты на какие-то пластиковые карточки, но я даже раньше наших попутчиков китайцев протягиваю ей наши билеты)) А однажды мы купили рис-самогрейку, чтобы взять в поход в качестве перекуса. Раскрыли коробочку, там, кроме собственно риса и соуса к нему, прилагались два пакета с какой-то жидкостью, еще один пакет с неизвестным сухим веществом и инструкция, угадайте на каком языке. Недолго думая, я сгребла это все в охапку и отнесла к соседу по отелю.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Не знаю, понял ли он мое «Help, please!», но разобраться помог, и что с этим всем делать показал) Еще мы часто развлекались с Ростиком вольными переводами сценок из жизни китайцев. Иные бывали и с нашим участием. Стоим на остановке, на руках у женщины плачет ребенок. Она подносит его к нам и что-то ему говорит.

Это не та женщина)

В моем переводе это звучало примерно так: Смотри малыш, это великан и инопланетянка, если будешь плакать, они заберут тебя в свою варварскую страну, где люди говорят на непонятном языке и не умеют есть палочками.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

С палочками, конечно, почти всегда было смешно. Не знаю сколько часов видео сняли про меня китайцы (надеюсь, хоть кто-то догадался это сделать)). Нет, кусочки еды размером с привычный суши-ролл и с не очень скользкой поверхностью мне давались довольно легко, но для вылавливания из супа лапши мне иногда приходилось использовать палочки, ложку и предусмотрительно взятую с собой одноразовую вилку одновременно.

Итог таков: общение в Китае — это лотерея. Знающие английский часто заговаривали с нами сами, незнающие часто обнаруживались в самых неожиданных местах. Так, в центре Пекина, в банке, с работником, встречающим клиентов в холле, без иероглифов 我想要换钱 (я бы хотела обменять деньги)

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

объясниться не удалось. Так что перед поездкой рекомендую смоделировать наибольшее количество типовых ситуаций и заготовить нужные карточки.

К теме денег добавлю, что о том, что их нужно помечать, чтобы защитить от подмены (кстати, совет касался купюры достоинством в 100 юаней), я благополучно забыла в первый же день, что не привело ни к каким негативным последствиям. После того, как в банке меня промариновали целый час, я туда с подобными просьбами больше не обращалась и снимала деньги в банкоматах. Перед поездкой немного женьминьби покупала на первое время дома, но курс оказался еще менее выгодным, чем при снятии в банкомате, даже с учетом 2-х процентной комиссии. Ни один магазин, даже крупный, карту мастеркард к оплате не принял. Расплатиться непосредственно с карты получалось только в отелях.

Отели, конечно, это отдельная история. Выбирала я их по двум критериям, удобство расположения и цена, и поступив таким образом, познала весь спектр разнообразия этого сектора рынка услуг. В Пекине у нас был самый дорогой отель, характеризую его словом аутентичный. За три ночи мы заплатили 220 долларов. Близость к Запретному городу — 1 км. Удобства относительные — душевой кабинки нет, слив устроен в полу в туалете. Поскольку аутентичный, то мебель старая, а хотелось, чтобы была старинная) При попытке открыть ящик комода, я потерпела фиаско, оторвав ручку. Вроде, картина непривлекательная, но не могу сказать, что впечатления негативные. Зато в нем была атмосфера. Расположен в самом что ни на есть настоящем пекинском хутуне.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

А какой замечательный дворик со стеклянной крышей, где по утрам нам накрывали завтрак…

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Вообще Китаю я с легкостью прощала многое, чего не терпела раньше. Так в следующем отеле в Цзючжайгоу мне досталась рваная наволочка. Ее, конечно, заменили, но осадок остался. Хотя, стоил отель совсем недорого — 70 долларов за 4 ночи, и был в двух шагах от входа в парк.

Ну как тут не простить. Я скажу больше, наверное, я и в следующий раз его бы выбрала за соотношение цена-удобство расположения.

Отель в Чэнду назывался Гранд и претензий к нему никаких нет.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Правда, заселяли странно- попросили отменить бронирование на Букинге и провели его через какую-то свою систему. То-то я смотрю, что на Букинге о нем ни одного отзыва.

Отель в Сиане мы выбрали рядом с Большой пагодой диких гусей и свето-музыкальным фонтаном. Приличный снаружи, он оказался простеньким внутри и отличился сломанным унитазом.

Пик нашей терпимости пришелся на Хуашань. Там нам достался номер в нечто похожем на гест-хаус с очень-очень-очень относительной чистотой, жесткими матрасами и подушками и тем же сливом в полу вместо душевой кабинки. Здесь у нас при заселении даже не попросили паспорта и, показав мне мою фамилию в телефоне и получив мое подтверждение, хозяйка, которую я вначале приняла за торговку, пытающуюся нам что-то продать, радостно вручила мне ключи.

Отчет по практике на тему «Поездка в Китай». Продолжение

Потом знаками объяснила, что сейчас принесет полотенца вышла во двор. Хорошо, что я вышла за ней, потому что эти самые полотенца ей кто-то бросил со второго этажа и одно она уронила. Смутилась конечно и принесла потом другое) Но цена за номер была вообще смешная — 13 долларов за ночь, глаза у хозяйки бесконечно добрые, розетки работали, горячая вода была. Поэтому на негативе я решила не заморачиваться, тем более, что нам предстоял поход по вершинам священной горы Хуашань…

Вот и все, несколько часов рабочего времени потрачены, итоги подведены. Может кому-то эти самые итоги покажутся неоднозначными, а в чем-то даже и негативными. (А это я еще не рассказала про мужика, делающего свое дело в женском туалете, в котором посередине канавка и дверей нет, только короткие перегородки))) Но мне наша поездка понравилась очень. Все впечатления, собранные нами за ее время — единое целое, как песня, из которой не выбросишь слова. Согласна, песня эта непривычна моему слуху, но с каждым днем нравится мне все больше и больше, и все чаще и чаще я ее напеваю. Надеюсь, из этого большого количества непривычных звуков и знаков, какой-нибудь путешественник, который, как и я, соберется в Китай впервые, сумеет вычленить для себя что-нибудь полезное, что облегчит его поездку и позволит больше сосредоточиться на созерцании потрясающей красоты китайской природы и поиске истины при соприкосновении с китайскими древностями.