Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Армения Май 2017

На пятый день моих странствий по Армении я решил покинуть ее южную часть, а именно область Сюник. Ранним утром того дня я находился в городке Горис. Я знал, что в девять утра в сторону Еревана отправится автобус. Около девяти часов я был на месте. Оказалось, что практически все места в автобусе уже были заняты. Но мне повезло и мне досталось последнее место в самом конце автобуса. Я купил билет до Еревана. Но, немного подумав, решил не ехать до самого Еревана. Ведь трасса Горис-Ереван проходит вблизи монастыря Хор Вирап, который находится практически у подножья Библейской горы Большой Арарат.

Не смотря на то, что пробыл я в Горисе очень не долго, я рад был, что наконец уезжаю из этого прохладного и дождливого места. Уж таким он мне запомнился) По началу погода была дождливая, но по мере приближения к Еревану она стала меняться. И уже фактически на пол пути погода резко поменялась, стало жарко и солнечно.

Несколько часов пути пролетели достаточно быстро и вот я уже схожу с автобуса на повороте POKR VEDI. Именно этот указатель является знаком того, что Вы идете в нужную сторону, если Вашей целью является монастырь Хор Вирап у подножья Б. Арарата.

От основной трассы до монастыря предстояло пройти, ну или проехать, если поймать попутку, еще четыре километра.

По началу я пошел пешком по направлению к монастырю. Практически сразу же показался гигантский массив Арарата, виднеющийся вдали. Удалось сделать не мало кадров пейзажа с ее участием)

Монастырь Хор Вирап или к подножью Арарата на ослиной упряжке

Пройдя приблизительно километр по направлению к монастырю на пути неожиданно возникла упряжка запряженная осликом. Вот она на фото. Тогда я еще даже не догадывался, что она будет транспортным средством моего передвижения практически на остаток пути к монастырю.

Монастырь Хор Вирап или к подножью Арарата на ослиной упряжке

Погонщик сей ослиной упряжки любезно согласился подвезти меня. Вернее он даже сам предложил подвезти меня на своем нехитром транспортном средстве. Учитывая, что я был с относительно тяжелым рюкзаком в 12 килограмм, я с радостью согласился на то, чтобы меня подвезли до нужного места, пусть даже таким необычным способом)

Тем не менее до самого монастыря Хор Вирап я все-таки не поехал. Попросил погонщика остановится раньше, уж очень хотелось поснимать те красивые панорамы, которые открывались на подъезде к монастырю.

Попрощавшись с погонщиком, я продолжил свой пеший путь

Монастырь Хор Вирап или к подножью Арарата на ослиной упряжке

По центру фото отлично виден уже силуэт монастыря Хор Вирап на фоне Большого Арарата, что на фото ниже

На этом фото монастырь находится прямо по центру между Малым и Большим Араратом

А это уже вид на Арараты со стороны монастыря Хор Вирап. Настало время хотя бы немного рассказать об этих горах.

Арарат состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата (высота 5137 м) и Малого Арарата (высота 3925 м). Они разделены Сардар-Булакской седловиной. Основание обоих Араратов имеет около 130 км в окружности. Арарат сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. Большой Арарат от 4250 м и выше покрыт вечными снегами. В массиве горы имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник святого Якова, длиной более 2 км). Армяне часто называют гору Масис. Иногда говорят Большой Масис и Малый Масис. Иногда говорят Масис и Сис.

«В Армении есть несколько объяснений происхождения названия «Арарат». Согласно версии Армянского средневекового историка Мовсеса Хоренаци, оно произошло от слов Арай-Арат — «гибель Арата — седьмого армянского царя» в сражении с ассирийцами.

Согласно другой версии, этимология названия «Арарат» связана с названием древнего царства «Урарту», упомянутой в Библии как «эрец-Арарат», а в некоторых древних иудейских рукописях — Урарат.

Согласно мнению А. П. Новосельцева, описанному в его работе под названием «О местонахождении библейской „горы Арарат“», происхождение топонима «Арарат» неизвестно. Используемое же в Армении название горы — «Масис», имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой».

С древних времен местные жители, независимо от национальности (армяне, курды, персы, татары, турки), относились к Арарату с почтением. Восхождение на вершину многими считалось делом рискованным и даже богопротивным. Арарат воплощал в себе опасное и одновременно священное место. По меркам альпинизма восхождение на Арарат — довольно трудное мероприятие. А для верующего человека Арарат овеян библейскими легендами.

Согласно одной из трактовок Библии именно к Арарату пристал Ноев ковчег во времена Всемирного потопа. Будто бы Ной, выйдя из ковчега, посадил на вершине Арарата виноградную лозу, из сока спелого винограда сделал вино и положил тем самым начало виноделия. «В седьмом месяце в семнадцатый день месяца остановился ковчег на горах Араратских» — написано в Библии.

Несмотря на трепет перед вершиной, некоторые смельчаки отваживались на восхождение. Иногда эти попытки оказывались удачными. Однако, сама судьба позаботилась о труднодоступности вершины для восходителей. Сейчас Арарат находится не в Армении, а на территории современной Турции, вблизи границ трех различных государств (Армении, Ирана, Турции) с непростыми политическими отношениями

А теперь немного расскажу об истории монастыря Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап — один из главных символов Армении. В этом месте в 301 году началось крещение Армении, ставшей первой в мире христианской страной.

Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной около 180 года до нашей эры царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов.
Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет святого Григория Просветителя. Григорий, являясь христианином, был особо приближенным человеком при дворе царя Трдата. Трдат поначалу не признавал новой религии и не догадывался о вере своего приближенного. Однако во время поклонения в одном из капищ Григорий отказался принести жертву и поклониться богине Анаит. С этих пори начались новые гонения на христиан, а Григорий был посажен в темницу.
Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. Таким образом, Армения стала самой первой страной, принявшей христианство на государственной основе

Монастырь Хор Вирап или к подножью Арарата на ослиной упряжке

А это вид на монастырь с ближайшей возвышенности, холма

Монастырь Хор Вирап или к подножью Арарата на ослиной упряжке

Хор Вирап Находится буквально в километре от Турции, несколько сотен метров и уже смоторовые вышки, а за ними уже и Турция, в которую попасть из Армении не получится, у двух стран нет официальных границ и никаких дипломатических отношений

Монастырь Хор Вирап или к подножью Арарата на ослиной упряжке

А это вид на Арараты через альпинистские очки третей степени защиты

Еще идин красивый кадр территории монастыря. С такого расстояния сам монастырь кажется совсем крохотным.

Монастырь Хор Вирап или к подножью Арарата на ослиной упряжке

Само это место, монастырь Хор Вирап, очень популярно у туристов, в том числе и у иностранных. Это и не удивительно. Само место действительно уникальное, очень впечатляет конечно и потрясающий фон относительно недалеких Араратов. Мне повезло с погодой, Большой и Малый Арараты отлично просматривались, облачность над ними хоть и была, но не очень значительная