Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Армения Май 2017

В восточной части области Сюник в Армении, в 8 км к востоку от города Горис, недалеко от шоссе Горис-Степанакерт, находится село Хндзореск, знаменитое так называемым «пещерным городом». Это так называемый «Старый Хндзореск» — то, что осталось от пещерного города после переселения людей в новый поселок, расположенный на горе. Старый Хндзореск раскинулся на протяжении около 3 километров на склонах глубокого ущелья и долгое время был одним из самых многолюдных сёл Сюника. После переселения некоторые люди продолжали жить в скалах вплоть до 1980-х годов, более того — и поныне некоторые пещеры используются в качестве складов, подвалов или скотного двора.

Планируя свое путешествие по Армении я вообще не включил это место в список мест, которые необходимо посетить в этой стране. То есть, поездка в Хндзореск вышла спонтанно. После того, как я покинул село Татев и посетив пещеру по Чертовым мостом на пути в Горис, мне необходимо было как то добраться собственно до города Горис. Поскольку в том месте общественный транспорт не ходит оставался только вариант договорится с таксистом, чтобы он меня довез до Гориса. Есть еще вариант автостопа, но у меня как то не очень получается стопить машины.

Сев в машину, разговоришвись немного с таксистом, тот предложил съездить в какое-нибудь интересное место в окрестностях Гориса. На выбор был либо Караундж, древний мегалитический комплекс, либо пещерный город Хндзореск. Я практически сразу склонился в сторону пещерного города, посчитав его все-таки более интересным объектом, нежели Караундж.

Ну чтоже, решено, поехали в Хндзореск.

Была уже вторая половина дня. И погода несколько испортилась. Стало облачно, но без дождя.

До Хндзореска доехали достаточно быстро. Припарковади машину и сразу же пошли смотреть достопримечательность)

Вообще говоря, окрестности Гориса известны многочисленными комплексами обитаемых когда-то пещер — учитывая близость недружелюбных (мягко говоря) персов и турок, обитатели этих мест комфортной жизни на равнинах нередко предпочитали существование в пещерах, которые зачастую были расположены на такой высоте, что попасть домой можно было только с помощью веревки, которую привязывали к порогу. Наверное, сложно было выбрать более неудобное для жизни место, но у людей, живших в этих краях еще лет двести назад, «удобство» не было основным критерием оценки пригодности жилья, основная цель была выжить при перманентных нашествиях иноверцев.

Есть две версии происхождения названия: по одной, слово Хндзореск образовано от «хндзор» — яблоко; по второй, пещерный город получил свое название из-за того, что был расположен близ глубокого ущелья — «Хор Дзор», или «Хордзореск», впоследствии превратившемся в Хндзореск. Точное время основания поселения ученым не известно, самое раннее письменное упоминание датируется XIII веком, когда пещерный город Хндзореск фигурирует среди сел, выплачивавших дань монастырю Татев.

Некогда Хндзореск был самым крупным населенным пунктом во всей Восточной Армении. Он состоял из 9 кварталов (тахов); к 1913 году в пещерном городе насчитывалось 1800 жилых домов, 7 школ, имелись свои магазины, мастерские и прочее.

Армения. Пещерный город Хндзореск

Недавно в Хндзореске открылось уникальное строение — «Качающийся мост». Длина моста составляет 160 метров в длину, высота от самой глубокой точки ущелья 63 метрa, ширина 1,5 метра, а вес 14 тонн. Мост, откуда открывается прекрасный вид, соединяет друг с другом два берега Старого Хндзореска. Вот он на фото

Армения. Пещерный город Хндзореск

С моста действительно открываются отличные панорамные виды на весь пещерный город Хндзореск

Армения. Пещерный город Хндзореск

После того, как пересечь мост, лучше всего пойти налево, туда, где виднеется церковь середины 17 века. Она в целом не большая, но достаточно заметная уже с моста. Решено было дойти до нее по тропинке

Армения. Пещерный город Хндзореск

Через некоторое время достилги церкви, которая называется церковь Св. Рипсиме с колокольней, построенная в 1663 году.

К сожалению в данный момент, церковь находится в неутешительном состоянии. Тем не менее она все же интересна. Так что, когда будете в Хндзореске, обязательно посетите этот храм.

Армения. Пещерный город Хндзореск

После осмотра церкви, я просто побродил по многочисленным тропинкам Хндзореска, выискивая красивые виды…

Еще немного информации по истории этого места.

Учитывая необычный рельеф, застройка Хндзореска была оригинальной: почти все жилые помещения располагались в пещерах, на нижних этажах жилища были более благоустроенными, с арочными преддвериями; выше по склону дома располагались «террасами» — то есть крыша одного часто была двором для другого. По этой причине пещерный город Хндзореск визуально выглядел как современный многоэтажный жилой дом, где роль «окон» выполняли входы в пещеры. Город в буквальном смысле слова повис на отвесной скале, в случае опасности его было легче оборонять. Кроме того, на дне ущелья была вода, а это было очень существенным фактором при выборе места для поселения.

Армения. Пещерный город Хндзореск

Как добраться до пещерного города Хндзореск из Гориса.

Надо доехать до поселка Хндзореск — от него до пещерного города ведет разбитая каменистая грунтовка длиной около 2,5 км, координаты для GPS навигатора: N39°30′7″, E46°25′59″, машину лучше оставить на небольшой стоянке наверху, хотя дорога идет и дальше, прямо до подвесного моста. Но она очень плохая, лучше все-таки идти вниз пешком — от автостоянки до моста идти минут пять-семь по длинной лестнице с деревянными ступеньками. На подъем соответственно немногим более)