Турист Владимир Шефер (Shefer)
Владимир Шефер
был 16 сентября 2019 9:31

Валдай — Россия Июнь 2017
Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Представьте себе, что вы провели месяц в темнице с крохотным окошком, из которого видел кусок мрачной стены. Погода весной 2017 году в Подмосковье взяла народ в заложники. Сначала у нас украли теплый май, а теперь вместо лета за окном поздняя осень с холодом, свинцовыми облаками и проливными дождями. На праздник дня России мы традиционно уезжаем за пределы области. В этом году даже хотели из-за погодных козней отказаться от поездки на Валдай. В последний момент все-таки решили рискнуть. Уже на подъезде к Валдаю, после Вышнего Волочка тверди небесные разверзнулися в очередной раз, и нас накрыл ливень страшной силы, и стало страшно, что начинают сбываться все самые мрачные предчувствия и страхи. Подъехали к городу и снова увидели сияющее солнце.

С этого момента началась наша валдайская сага. Я хотел бы обойтись без эмоций рассказывая о Валдае, но разве это возможно в этом мире тишины и зазеркалья?

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Сегодня было все, о чем я мечтал, предвкушая поездку и чего не мог вообразить сидя перед компьютером, хоть и просмотрел десятки отзывов.

Яркое голубое небо с пушистыми облаками.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Синяя синяя гладь озера без единой волны.

Чайки и утки, не обращающие на людей внимания, ведь они были «дома».

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Особенно покорил звонкий птичий концерт в лесочке около отеля, который легко мог оставить позади хор Турецкого и даже хор Пятницкого. Птицы, солирующие и старающиеся перепеть соседа, когда солнце было в высшей точке, сильно удивили. Я человек природы, но такое многоголосье и такие заливистые трели среди бела дня, припоминаю с трудом. Может быть в Уганде три года назад. Но это была Африка и дело было утром, а наши русские солисты днем, были гораздо голосистее тропических.

Признаться, я ожидал свидания с этим местом с глубоким трепетом. Еще со школьных времен хотелось, посмотреть колыбель Волги. Валдайская возвышенность, Валдайщина — это собирательное название ряда моренных гряд и холмов, среди которых наиболее отчетливо выделяется Валдайская, Осташковская и Вышеволоцкая гряды.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Отсюда из маленького ключа начинает свой путь река Волга, здесь же истоки Днепра и Западной Двины, большая часть вод Невы собирается с Валдайской возвышенности, Мста, Волхов, сотни более мелких рек, сотни озер, тысячи родников, из которых десятки имеют ценность как источники лечебной минеральной воды.

По сути, Валдайская возвышенность является основным источником пресной воды в России. Последние исследования показывают, что здесь имеется огромная сеть подземных водоносных пещер.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Озеро Валдай — нерукотворное украшение этих мест.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Раскинувшееся почти на двух тысячах гектаров, в длину озеро протянулось на десять, а в ширину — на семь километров.

По сравнению с другими озерами Новгородской области оно небольшое по размерам, а вот по красоте, его часто сравнивают с Байкалом.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Возможно, не совсем корректное сравнение.

Байкал гораздо больше и глубже, но Валдай поражает прозрачностью, голубизной и спокойным нравом.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Средняя глубина Валдая 12 метров.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

У берегов озеро совсем мелкое. Но я удивился, когда узнал, что в отдельных местах глубина его может достигать 52 метров.

А в Советской Энциклопедии даже написано 60 метров. Ни одно озеро на Новгородской земле не имеет таких глубин.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Вода в озере удивительно светлая, и холодная. У берега видно дно, а чуть подальше, облака отражаются в воде так, что если перевернуть фото, можно спутать, где кончается вода и начинается небо.

Мнений по поводу происхождения названия Валдая очень много. Каждый ученый отстаивает свою теорию.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Одни утверждают, что название придумали финно-угорские племена, первыми пришедшие на эти земли. Исходя из их диалекта, Валдай означает «светлая, живая вода»» , что очень подходит этому месту. Есть мнение, что название озеру дало молдавское слово «балтэ» или болото. Предположительно оно означало «озера в болотистом крае».

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Мне гораздо приятнее третья версия, за основу которой взято слово «волот», означающее у славян «властелин».

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Есть также легенда о великом кузнеце, Валде, который проживал здесь давным-давно и подарил озеру свое имя. Первое упоминание об этом месте появилось в новгородских летописях в конце 13 века и стоит ли сомневаться, что столь красивое место не могло за свою многолетнюю историю обрасти былями и легендами?

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Красота притягательна. Озеро, поросшее по берегам почти нетронутыми первозданными лесами, в сезон собирает туристов со всей европейской части России и население города Валдая удваивается наполовину.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Красоту озера подчеркивают и дополняют островки, ярко- изумрудного цвета.

Почти все острова имеют красивые поэтичные названия Рябиновый, Паточный, Березовый. В средней части расположен остров, делящий озеро на два плёса.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

На одном из островов расположен Иверский монастырь.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

В ясную солнечную погоду золотые монастырские колокола отражаются в тихой озерной глади, придавая месту необычайную прелесть и загадочность.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Люди едут на Валдай купаться, порыбачить, пособирать в лесу чернику, морошку, бруснику.

На берегу всегда много спокойного не торопящегося народа, особенно много людей приходит встречать рассветы и полюбоваться закатом.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Видел я мальдивские закаты, но разве они валдайским ровня?

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Просмотрев десятки фотографий и прочитав не один отзыв, вы никогда не почувствуете атмосферу и душевность этого места, как это не получилось у меня.

Не услышите уникального птичьего хора, не почуете запах дымка и ни с чем несравнимый легкий запах озерной тины, не услышите малиновый перезвон колоколов, волной идущий над озером, до тех пор пока не доберетесь до заповедных мест.

Долгожданная встреча с синеоким Валдаем.

Седлайте скорей своих железных коней, Валдай вас ждет!