Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 21:12

Бахчисарай, Балаклава, Евпатория, Саки + 2 города — Россия Сентябрь 2016

Мой юбилейный август. Прилетевшие поздравить меня, дочь с маленьким внуком остались погостить, так как было решено отпуск мне взять в сентябре и проводить их в Москву. Потом возникла мысль отдохнуть где-то вместе втроем. С визами решили не связываться. Наш Крым или безвизовый Кипр? Кипр я сначала отвергла в связи с его близостью к Турции и особенно к Сирии. Но потом прочитала, что там находятся базы ВВС Великобритании, и опять стали его рассматривать, так как посчитали, что отдых там дешевле и цивильнее. Но остановились все же на Крыме, тогда можно было не лететь в Москву за дочкиным загранпаспортом, а сразу лететь отдыхать из Новосибирска. Так как внуку было полтора года, в Крыму мы выбирали место не в черте города, с песчаным пляжем, на первой линии. А так как туда же чуть раньше нас полетела моя подруга из Екатеринбурга, то мы решили присоединиться к ней. Так получилась база отдыха «Прибой» в Сакском районе. Правда, с номером с видом на море получился облом, но это и к лучшему, а то было бы жарко на солнечной стороне.

В субботу 3 сентября рано утром мы приехали в аэропорт. Внук разревелся, когда при регистрации транспортер увез наши чемоданы (на обратном пути, кстати, тоже), но дочь была уже в курсе этой его особенности:-). Рейс задержали часа на полтора, и после 5 часов полета мы были в Симферополе. Летели комфортно; так как в нашем ряду было пустое место, то дети немного поспали лежа. Трансфер мы заказали, так что, получив чемоданы и погрузившись в такси, мы поехали в отель. Это было мое первое знакомство с Крымом. Пейзаж, если честно, не радовал: выжженная солнцем, а иногда и пожаром, степь, редкие поселки, не очень хорошая дорога с растущими вдоль нее высокими акациями. Минут через 50 мы были на месте.

База отдыха «Прибой» представляла собой большое количество небольших отельчиков, стоящих почти вплотную друг к другу. Наш назывался «Домик у моря». Номер нас устроил: вход с веранды, 3 кровати, маленькая кухонька с холодильником, чайником и мультиваркой, санузел с душем, веранда со столом, Wi-Fi. Только вот вода из крана пахла железом, и мы потом покупали бутыли с питьевой водой. Горячая вода была. В принципе, место хорошее. Есть рынок с фруктами, сувенирами, пляжными принадлежностями. Несколько магазинчиков с продуктами, винами, крымской косметикой, кафе, экскурсионные бюро.

База отдыха «Прибой»

Сразу перед отелем находился песчаный пляж шириной метров сто, узкая полоска мелкой гальки на линии прибоя и — море, совсем не черное, а чистое, прозрачное, спокойное и теплое! Было очень жарко, водичка приятно бодрила. Народу на пляже было много, в основном, с маленькими детьми. Наш Славка с удовольствием копался в песке, играл с камешками и машинками, с визгом окунался в воду. Вскоре мы к взаимной радости встретились с подругой. Она отдыхала здесь с сестрой и десятилетней внучкой Машей. Потом мы старались больше времени проводить вместе.

Наш последующий отдых проходил неспешно, ориентируясь на режим дня Славика, примерно так: после завтрака (готовили сами) часов в девять утра мы шли на пляж, купались и загорали часа три. В конце нашего здесь пребывания Слава, уже не боясь, шел в море, приходилось даже смеющегося его перехватывать у воды.

Обязательно покупали на пляже «вкусненькие пирожочки с маком и вареную кукурузку». Потом, когда становилось слишком жарко, шли по магазинчикам и обедать в кафе, готовили там вкусно и разнообразно. Потом Слава спал, а я куда-то выбиралась. После обеда начинал дуть ветер, и на море появлялись волны, иногда высокие. Но мы купались и качались на них. Слава подружился с Машей, слушался ее, дав ручку, гулял по пляжу. Потом мы прогуливались по рынку, покупая продукты и фрукты. Кстати, стоили они дороже, чем в Новосибирске. Славке нравилось сидеть на веранде за столом, кушать арбуз или пить со мной чай. А еще мы каждый вечер любовались закатом, когда красный мячик солнца скрывался за бесконечным морем. А вечером общались с подругой. Мы жили в пяти минутах ходьбы друг от друга. Иногда ходили друг к другу пить чай на веранде. Но особенно классно было сидеть с ней на берегу под звездами с бокальчиком вкусного красного крымского вина и разговаривать. А рядом плескалось море и ласкался ветер…

Крымнаш

Этот неспешный отдых я разнообразила экскурсиями и самостоятельными поездками. На территории базы отдыха имелось много экскурсионных бюро. В идеале хотелось посмотреть весь Крым, но получилось посмотреть только южный берег и Севастополь. Экскурсии начинались в 6.45 утра, продолжались целый день, мы ездили на микроавтобусах, гиды рассказывали очень интересно.

Недалеко был военный аэродром, и мы часто слышали и видели летающие СУ. Во время экскурсии нам рассказали, что здесь есть НИТКА, это платформа, способная имитировать 3-х бальный шторм на море, для обучения летчиков взлетать и садиться на авианосцы. Кроме того, в феврале 1945 года здесь садились и отсюда улетали главы держав-союзников антигитлеровской коалиции Черчилль и Рузвельт. И где-то в Саках расположена станция слежения за космосом.

Итак, 6 сентября моя первая поездка — на Южный берег Крыма. По мере продвижения к нему менялся и окружающий вид. Местность стала сначала холмистой, потом появились горы, стало очень много зелени, виноградников и поселков. Экскурсовод рассказывала и об истории этих мест, и о съемках многих известных и любимых фильмов. Где-то здесь снимали «Кавказскую пленницу».

Сначала мы приехали к Ливадийскому дворцу. Он просто великолепен! Белый дворец, окруженный красивым парком, выходящим на синее море. Очень красиво! А воздух здесь был напоен хвойным запахом кипарисов. Ливадийский дворец — бывшая южная резиденция российских императоров, расположенная на берегу моря в поселке Ливадия. Дворец в итальянском стиле был построен в начале ХХ века под руководством архитектора Н. П. Краснова. Более 50 лет это имение являлось летней резиденцией трех российских царей: Александра II, Александра III и Николая II. Пожалуй, самая известная часть дворцового комплекса — это Итальянский дворик. Удивительное по красоте место, кстати, не раз служившее съемочной площадкой для известных российских («Собака на сене») и зарубежных фильмов.

Ливадийский дворец
в парке Ливадийского дворца

В феврале 1945 года в стенах дворца состоялась знаменитая Крымская конференция с участием глав Советского Союза, Великобритании и США. Их огромные бронзовые фигуры застыли во дворе дворца. Мы немного погуляли по парку.

бронзовые фигуры глав-участников Крымской конференции

Далее мы поехали в недалеко расположенную Ялту, чтобы буквально пробежаться по ее прекрасной набережной. На экскурсиях видишь все знаковые места, но времени на это отводится так мало:-(. День был ясный, ярко синело море. Зацепившись за вершины, на горах лежали белоснежные пушистые облака. Город, похоже, утопал в зелени. Но мало природа выделила земли: города на побережье ограничены с одной стороны морем, с другой стороны горами. Улочки узкие, машины ездят и паркуются непонятно как. Что будет, когда построят Керченский мост? По набережной неспешно прогуливались отдыхающие, играла музыка — праздник! Мы же шли быстро, успевая любоваться морем, белыми зданиями, зелеными горами вдали и интересными скульптурами. А торопились мы на теплоход, чтобы на нем подплыть к «Ласточкиному гнезду». Эта прогулка по Черному морю очень понравилась: такие великолепные виды открывались со стороны берега! Красивая природа, интересные здания среди зелени на берегу и белая полоса воды от теплохода на синей водной глади.

Крымнаш
вид на Ялту с теплохода. Какая красота!

Через полчаса теплоход подошел к пристани, и мы смогли вблизи восхититься великолепным замком на краю скалы, ставшем символом Крыма — «Ласточкиным гнездом». Находится замок на отвесной Аврориной скале мыса Ай-Тодор, возвышающейся на 40 метров над морем. Своей архитектурой он напоминает средневековый рыцарский замок. Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило в 1912 году благодаря немецкому нефтяному промышленнику барону Штейнгелю и инженеру А. В. Шервуду. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Образовалась глубокая косая трещина в скале под замком, часть её вместе с садом обрушилась в море, а обзорная площадка нависла над пропастью, однако само здание практически не пострадало. Популярность этим местам придали отснятые здесь эпизоды фильма «Человек-амфибия». Именно под этой скалой находилось «логово» «морского дьявола» Ихтиандра. В этих же скалах Станислав Говорухин снимал фильм «Десять негритят». Поднявшись по высокой лестнице, мы любовались этим небольшим серым замком. Просто сказочная красота! На фоне синего моря и синего неба, на краю скалы замок и впрямь казался сказочным. Очень хочется, чтобы это чудо не исчезло!

«Ласточкино гнездо»

Дальше был очень долгий подъем по ступеням, чтобы выйти к своему микроавтобусу и ехать дальше в город Алупку к Воронцовскому дворцу. Дворец проектировал придворный архитектор английской королевы Виктории для генерал-губернатора Воронцова. Зодчие смело сочетали английский стиль с неомавританским. Яркий тому пример: готические дымовые трубы, напоминающие минареты мечети. Южный вход похож на испанский дворец Альгамбра, некогда принадлежащий арабским властителям. На его фасаде шестикратно повторяется надпись на арабском языке: «Нет победителя, кроме Аллаха». Здание украшают всевозможные шпили и купола, резные карнизы и ажурные балюстрады, лестницы и каминные трубы… «Львиная терраса» завершила собой строительство и оформление. Неудивительно, что именно здесь снимались знаменитые «Алые паруса», «Обыкновенное чудо», «Гамлет» и много других фильмов. Дворец построен из диабаза (камень очень сложный в обработке), который добывался неподалёку. В 1945 году здесь останавливалась английская делегация во главе с Уинстоном Черчиллем.

зимний сад в Воронцовском дворце

Для посещения были открыты несколько комнат этого дворца. Слишком роскошными я бы их не назвала, хотя зимний сад с белоснежными скульптурами был великолепен. Мне гораздо больше понравился внешний вид дворца, особенно Львиная терраса и Южный вход.

Южный вход Воронцовского дворца

Ну, а парк с разнообразнейшими деревьями на фоне гор, небольшие озерца с водопадами и лебедями заслуживает восхищения, особенно если учесть, что земля сюда завозилась, ведь здесь кругом скалы. Дворец расположен у подножия горы Ай-Петри (с греческого «святой Петр»), ее зубцы постоянно выглядывали из-за верхушек деревьев и звали к себе. Полюбовавшись парком, мы поехали на канатную дорогу.

в парке Воронцовского дворца, вид на Ай-Петри

Высота горы Ай-Петри составляет 1234,2 метра над уровнем Чёрного моря. Канатная дорога Мисхор — Ай-Петри считается уникальной. Между ее средней и верхней станциями протянулся внесенный в книгу рекордов Гиннеса самый длинный в Европе безопорный пролет: протяженностью 1670 метров и углом подъема возле гор 46⁰. Здесь некогда были пучины океана Тетис, и Ай-Петри — это гряда рифов, поднятая временем на километровую высоту. Мы вошли в вагончик (а на канатке их всего 4) и поехали к манящим зубцам горы. Через несколько минут мы вышли на промежуточной станции и пересели в другой вагончик. Вот здесь уже было страшновато: высоко, опор не было, а в конце пути казалось, что мы просто врежемся в скалу. Вся дорога заняла минут 20, и вот мы оказались на вершине. Она удивила: оказалось, что она плоская, обжитая и довольно большая. Совершенно потрясающая картина открылась, когда мы подошли к смотровой площадке: далеко внизу было бескрайнее синее море, какие-то города на берегу, ниточки канатной дороги. И скалистый обрыв.

на Ай-Петри

Сначала нас провели в кафе покушать национальных татарских блюд. Здесь же нам предложили продегустировать домашние вина, сидели мы за низкими столиками, поджав под себя ноги. Затем в свободное время мы успели пройтись по местному базарчику, где было много сувениров, медов, сладостей, шерстяных изделий. Потом снова походили над обрывом. Обратно мы спускались на нашем микроавтобусе по серпантину. Экскурсовод обратила наше внимание на белые шары на Перепелиной горе — это защитные купола радарных установок расположенной здесь воинской части. Сама дорога в некоторых местах была довольно разбитой. Было непросто ехать, когда направление движения постоянно менялось на 180 градусов. Мы довольно долго спускались вниз, петляя среди густого леса. А внизу нас ждала бесплатная дегустация аж 23 сортов меда с разными травами. Я купила травяной чай и все меда попробовала, но ничего не купила, так как багаж у нас с дочерью уже был неподъемный, хотя какой-то мед очень понравился. А дальше часа 3 мы ехали в отель, глядя, как меняется за окном пейзаж. Приехали поздно, поездка очень понравилась: такую красоту увидели.

Следующая экскурсия состоялась через 2 дня и называлась «Севастополь Героический». Сначала нас привезли на Малахов курган. Это тактически важная высота Севастополя (97 метров над уровнем моря) на Корабельной стороне. На Малаховом кургане находился главный бастион. Курган прославлен героической обороной русскими войсками во время Крымской войны против англо-французских войск в 1854–1855 годах и в 1942 году советскими войсками во время Великой Отечественной войны против немецких захватчиков. Вид с Малахова кургана в день 6 июня 1855 года изображен на панораме «Оборона Севастополя». В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного англо-французского войска.

На вершине кургана находится полукруглая двухъярусная оборонительная башня. А вокруг большой парк, среди которого можно видеть старинные пушки и монумент вице-адмиралу В. А. Корнилову, начальнику штаба Черноморского флота. Его слова, сказанные перед смертью, звучат как призыв или приказ: «Отстаивайте же Севастополь!». В начале главной аллеи кургана, на небольшой площадке, находится братская могила, в которой покоятся русские и французские воины, участники грандиозного штурма. На ней французы установили большой крест из белого мрамора с надписью: «Их воодушевляла победа и соединила смерть. Такова слава храбрых, таков удел солдат». А в конце аллеи открывается чудесный вид на море и Севастополь.

Крымнаш
на Малаховом кургане, монумент вице-адмиралу В.А. Корнилову, начальнику штаба Черноморского флота

После кургана мы поехали смотреть Панораму «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.». Как произведение искусства севастопольская Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружности 115 м, высота 14 м), дополненную предметным планом и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре. Подобную панораму, но Бородинского сражения я видела в Москве.

Панорама «Оборона Севастополя»

А затем мы поехали в Херсонес Таврический, чтобы посмотреть руины античного греческого города. Я давно хотела посмотреть на раскопки, работу археологов, так что мечта сбылась. Очень интересно было ходить по территории, где когда-то был город. Место очень красивое, находящееся прямо на берегу моря. Уцелело несколько великолепных греческих колон, античный театр, где я посидела на полукруглой скамье. Просто чудо какое-то! Пожалуй, эта часть экскурсии мне понравилась больше всего.

Херсонес Таврический, античный театр
в Херсонесе

В 987–988 годах войско князя Владимира осадило город. Причиной осады стал отказ византийского императора выдать замуж за князя свою дочь Анну. Византийскому императору пришлось смириться. Он согласился на брак Владимира с Анной при условии, что тот примет христианство. В Херсонесе русский князь крестился сам и заставил креститься свою дружину. Так Херсонес стал центром распространения христианства на Киевскую Русь. Я заходила в собор Святого Владимира, поставила свечу с благодарностью за то, что довелось здесь побывать.

собор Святого Владимира

Еще один символ Херсонеса — «туманный» колокол, отлитый из трофейных пушек в 1776 году. Он предупреждал корабли об опасности в условиях плохой видимости.

Херсонес, "туманный" колокол

После этого мы поехали на небольшую обзорную экскурсию по Севастополю. Город полностью был разрушен во время войны. А сейчас это очень зеленый город. Но он не равнинный: улицы то вверх, то вниз. Хотелось посмотреть моряков, но видимо, они были на учениях:-(. Зато морскими сувенирами были заполнены все ларьки. В свободное время я побродила по улицам, не отходя далеко от набережной.

А потом мы продолжили экскурсию, подойдя к символу Севастополя — памятнику затопленным кораблям. Это небольшая скала в 20 метрах от берега, на которой высится коринфская колонна с парящим орлом на вершине. Монумент был возведен в 1905 г. в память о затопленных в 1854–55 гг. кораблях для заграждения фарватера от входа на рейд англо-французского флота. Всего было затоплено свыше 80 парусных судов. Затопленные корабли и огонь береговых батарей делали Северную бухту недоступной для неприятельского флота.

Севастополь, памятник затопленным кораблям

После прогулки по красивой набережной с белыми зданиями аквариума и театра мы поехали на Графскую пристань. Этот памятник — ровесник Севастополя, пристань строилась специально для приезда Екатерины II в. 1787 году. Интересно смотрелась белая колоннада и лежащие львы. Здесь мы сели на корабль, чтобы осмотреть стоящие на рейде корабли. Морская прогулка продолжалась около получаса, ну, а потом мы поехали в отель. По дороге гид показал нам виноградник, принадлежащий Жерару Депардье.

Это были две организованные экскурсии. Самостоятельно я выбиралась в близлежащие места. Сначала я съездила (буквально две остановки на автобусе, который проходил мимо базы отдыха) на Сакское грязевое озеро. Когда-то озеро являлось заливом Чёрного моря, затем оно отделилось от общего водоема и обмельчало. На дне озера стал накапливаться ил с прослойкой соли, в котором активно размножались микроорганизмы. Их продукты жизнедеятельности и превратили ил в лечебную грязь. Женщины, с которыми я познакомилась по дороге, объяснили, что мне делать. Берег был очень пологий. Зайдя в воду, я долго шла по мелководью, потом на 20 минут превратилась в поплавок, потому что сидела на воде, почти как на Мертвом море. Очень тяжело было вернуться в стоячее положение. Потом я вернулась на берег, набрав рукой немного черной грязи в воде по дороге к берегу, и намазала суставы. Некоторые люди полностью обмазывались грязью, я не рискнула.

Сакское грязевое озеро

Постояв так несколько минут, я вернулась в озеро и смыла грязь. Хорошо, что я захватила бутылочку пресной воды, потому что озеро не оборудовано для самостоятельного посещения, и душа здесь не было. Воды в бутылочке было мало, и потом казалось, что прямо на мне вырастают кристаллы соли, но до душа в отеле я вытерпела. На следующее утро я почувствовала действие озера, когда у меня начало крутить локти.

Недалеко от отеля (минут 20 ходьбы) находился музей «Кара-Тобе», его я увидела, когда проезжала мимо с экскурсией. После Великой Отечественной войны в этом месте на холме военными был оборудован узел связи и наблюдательный пункт береговой обороны Черноморского флота. Часть его была зарыта в землю, а сверху стояли две бетонные башни. С окончанием «холодной» войны этот объект стал военным не нужен. Группа энтузиастов решила организовать здесь археологический музей, учитывая, что рядом с холмом еще с 1983 года велись систематические раскопки. Более двух тысяч лет назад, здесь, среди диких степей Таврии, находился маленький форпост греческой цивилизации. Само поселение не раз переходило из рук в руки, пока войска Диофанта окончательно не захватили его. Сотрудники музея считают, что именно здесь Диофант заложил легендарную крепость Евпаторион, укрепив и перестроив поселение. Теперь в башнях находится музей с экспонатами из раскопок. А рядом восстановленное жилище скифов. Интересный у меня поход получился.

Крымнаш

А еще во время Славиного сончаса я съездила в Евпаторию, до которой было километров 20. Остановка автобуса находилась как раз у музея «Кара-Тобе». Зайдя в книжный магазин по пути на набережную, я спросила, какой тут символ города, чтобы я его могла увидеть и купить очередной магнитик для моей коллекции. Ответили, что Геракл, и объяснили, как его найти. Я довольно долго шла по улице и, выйдя на набережную, увидела бронзовую скульптуру полулежащего Геракла. Согласно одной из легенд, в Евпатории, бывшей Керкинитиде, одним из первых курортников был… Геракл. Вершил он свои подвиги на землях Средиземноморья, а отдыхать предпочитал на берегах Тавриды (Крыма).

Геракл "отдыхает" в Евпатории

Дальше я села на маленький деревянный трамвайчик, чтобы поехать в старый город. Но разговорчивый кондуктор предложил начать осматривать город с театра. Я вышла там, осмотрела театральную площадь, опять пошла к морю. Город очень зеленый, но я отметила, что отдыхающим добираться до моря очень далеко. Трамваи, идущие навстречу, могут разъехаться только на остановках, так рельсы раздваиваются только там. Подгоняемая временем, я не поехала дальше, а купив мороженое, с удовольствием прогулялась обратно до автовокзала. По пути было очень много магазинчиков, в некоторые я заходила, чтобы посмотреть. Вернувшись в отель, я еще и в море успела искупаться. После жаркого дня и поездки в автобусе это было особенно приятно.

Прошла неделя нашего отдыха, и дочь предложила переехать в Балаклаву, так как я-то ездила и видела что-то новое, а она со Славиком все время была на одном месте, а ей хотелось еще где-нибудь побывать. Она нашла нам там квартиру, и 10 сентября, с утра проведя время на пляже, потом простившись с подругой, которые назавтра улетала домой в Екатеринбург, мы переехали в Балаклаву. Квартира на первом этаже пятиэтажного дома понравилась, но вызвало недоумение окно между комнатами. Потом выйдя на улицу с другой стороны дома, выходящей на деревья и глухой забор, мы увидели, что одна комната просто достроена. Интересное решение увеличения жилплощади.

Отдохнув с дороги, мы пошли знакомиться с городом. Балаклаву можно считать одним из самых древних городов страны — историки говорят, что она основана даже раньше Херсонеса. В начале первого тысячелетия до нашей эры обступающие бухту высоты были заселены народом тавров. Считается, что это место описано в гомеровской «Одиссее» как «прекрасная гавань» листригонов — мифологических великанов-людоедов. Миф связывают с пиратским обычаем тавров: они разводили костры на берегу, приманивая проплывающие суда, грабили корабли, а моряков приносили в жертву своей главной богине — Деве.

Балаклава

Немного спустившись вниз, мы вышли на набережную. Окружающий вид нас, конечно, поразил: большая бухта, уставленная лодками и яхтами, окруженная невысокими зданиями и холмами, развалины крепости. Мы с удовольствием прогулялись, а Славика порадовало большое количество кошек. Оказалось, что отдыхающие прямо с набережной ловят сачками мелкую рыбку и кормят кошек. Пройдя до конца набережной, мы решили подняться к крепости Чембало, тем более что к нижней башне вели ступени. Крепость была построена генуэзцами в средние века. Даже от нижней башни вид городка становился более впечатляющим. А я забралась еще и ко второй башне.

Балаклава, крепость Чембало

Кроме крепости, со времен генуэзского владычества в Балаклаве сохранилась церковь — сейчас храм Двенадцати апостолов, куда я тоже перед отъездом сходила. Спустившись вниз, мы пошли поужинать в «Избушку рыбака». Я выбрала жареную ставриду, а дочь блюдо из морепродуктов — вкуснятину из мидий, рапанов и кальмаров под сыром. Слава не мог спокойно сидеть: с одной стороны на воде сидели чайки, с другой стороны ходили кошки:-).

Крымнаш

На следующее утро, разузнав все подробно, мы решили плыть на пляж Серебряный, так на крошечном местном пляже люди купались прямо с набережной. Лодки, наполняясь желающими, отходили практически без перерывов, можно было плыть и на теплоходе, который отходил раз в полчаса. Выйдя из бухты, мы повернули налево и минут 15 плыли вдоль берега. Было очень красиво: светло-коричневые скалы, синее море, белые лодки, корабли. Славик все наши поездки воспринимал спокойно и, сидя у дочери на коленях, тоже смотрел по сторонам. Но здесь пляжи уже не были песчаными, так что заходить в воду было не очень, хотя море было таким же теплым, прозрачным и спокойным. Ходить тоже было лучше в обуви: Славка наш, пойдя босым, видимо, обжег ножонки о нагретые солнцем камни и заплакал. Остудили его в море:-).

Балаклава

Пробыв здесь часа три, мы на лодке вернулись в Балаклаву и пошли искать разрекламированную столовую. Это действительно была советская столовая, поели в ней раза в два дешевле и без последствий.

Оставив дочь и внука отдыхать, я решила осмотреть Музейный комплекс. Идти пришлось довольно далеко по другой стороне бухты. Желающих было очень много, но билет я смогла купить. До начала оставалось время, и я решила дойти до конца набережной. Здесь тоже был небольшой пляж. Но самое замечательное, что отсюда был хорошо виден вход в бухту с моря: узкий проход, окруженный скалами с множеством лодок.

Крымнаш
Балаклава, вход в бухту с моря

Итак «Военно-исторический музей фортификационных сооружений», бывший подземный завод (построенный в 1953–1963 годах) для ремонта и снаряжения подводных лодок — так называемый «Объект 825 ГТС», а также «Объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению 6 видов ядерного оружия. Он находится внутри скалы на западном берегу бухты и имеет также выход со стороны моря. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч человек и обладал развернутой системой жизнеобеспечения. В завод одновременно вмещалось до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка, и завод прекратил свою деятельность. Поскольку завод являлся секретным объектом, Балаклава была закрытым городом. Вот в такое место я попала. Мы ходили по тоннелям, напоминающим тоннели метро. Масштабы поражали. В основном, экспонатами были плакаты с видами подводных лодок, но были представлены и крылатая ракета, и торпеды, и небольшая подводная лодка. В конце экскурсии у меня разболелась голова. Не для меня было это место.

Крымнаш

Вечерняя прогулка у нас получилась тоже интересной. Увидев накануне людей с фонариками, что-то добывающих в воде, и расспросив их, дочь, взяв фонарик, начала охоту на рапанов. Мы со Славиком в это время бегали за кошками. Дочери удалось выловить четырех небольших рапанчиков, увидеть, а потом показать и мне рыбок и крабиков, выплывающих на свет.

На следующий день решено было на такси съездить в Бахчисарай, чтобы побывать в Ханском дворце. Сам город впечатления не произвел, дворец понравился, но без восторга: я ожидала увидеть больше богатства и восточной роскоши. А вот Славику дворец очень понравился, так как здесь было много фонтанчиков, в которых он с удовольствием мочил ручонки, и оторвать его от этого было тяжело:-).

Бахчисарай, Ханский дворец

По легенде, Бахчисарай и Ханский дворец основаны Сахибом I Гераем. Ансамбль Ханского дворца представлен несколькими дворцовыми корпусами, гаремом, баней, Соколиной башней (здесь, по легенде, держали соколов для охоты), мечетью Биюк-хан-джами, фамильным кладбищем Гераев и двумя фонтанами — Золотым и Фонтаном слез.

Бахчисарай, Ханский дворец, Золотой фонтан
Бахчисарай, Ханский дворец, фонтан Слез

С экскурсией мы прошли по корпусам. Постояли у знаменитого Фонтана слез, в верхней чаше которого лежали 2 розы: алая и белая. Фонтан слез — замечательное творение иранского мастера Омера, сумевшего воплотить в холодном камне глубокие человеческие чувства. На мраморной плите вырезал он лепестки цветка. А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее, не переставая, годы и века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.

С удовольствием мы походили по двору, по сторонам которого и были расположены корпуса дворца, снаружи они смотрелись гораздо красивее, чем изнутри. Здесь росли розы, и был небольшой зеленый пруд с лотосами.

Наступил вторник 13 сентября — последний день нашего великолепного отдыха в Крыму. На этот раз мы на лодке поплыли на пляж Васили. Тоже 15 минут, но направо при выходе из бухты. Это место вообще было потрясающим. Берег состоял из небольших округлых светлых камней. Ходить по ним без обуви и заходить в воду было ужасно, но зато как красиво было. Вода казалась абсолютно прозрачной, камни просвечивали из воды. А Славик мог любым камнем булькать в воду. Кроме того, в конце пляжа имелась лестница наверх. Конечно, ступеней было очень много, но какой потрясающий вид на море открывался сверху! Мы хорошо провели время. Очень жаль было уплывать отсюда, особенно зная, что это последний день в Крыму.

Балаклава, пляж Васили

Покушав в полюбившемся кафе вкусной юшки и жареных луфариков (рыба), мы пошли собираться в дорогу. Хорошо улетать вечером, получился практически полноценный день отдыха. Полет из Симферополя в Шереметьево проходил штатно. Исключения составили каменные лица стюардесс авиакомпании ВИМ, с такими мы еще не сталкивались.

Я пробыла у ребят практически неделю. Если в Крыму была прекрасная погода, то в Москве было холодно и дождливо. Когда мы одели Славика для прогулки, он по привычке взял ведерочко и совочек для песка, мы рассмеялись.

Что сказать про Крым? Отдохнули мы хорошо. Местные жители показались доброжелательными. Но на откровенные вопросы как-то душу не открывали. Рассчитывались везде наличкой, неудобно конечно, но об этом мы знали. Еще поразило, что магазины, в которых мы что-то покупали, были без самообслуживания, от этого уже отвыкли.

Южный берег Крыма очень красив, жаль, что не везде удалось побывать. Вино вкусное. Море классное. Стоит поехать!

P. S. Бюджет поездки (в рублях):

Лежаки на пляжах100

Такси из Балаклавы в аэропорт Симферополя 1800

Авиаперелет Симферополь — Москва 7200

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия