Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 17:53

Ялта — Россия Июнь 2017

Так получилось, что находящийся под боком Крым, оставался долгое время непосещенным. Мы выезжали каждый год на Черноморское побережье Кавказа, позже — Красное, Средиземное, Эгейское моря, а вот до Крыма с лазурным Черным морем руки не доходили…

И наконец-то все сошлось и я посетила Крым, правда не в разгар купального сезона, а в самом его начале, когда еще вода в море не прогрелась, и в море, и то среди дня, когда солнышко припекает наиболее сильно, только самые отчаянные, а по утрам и вечерам — море пустое и им можно любоваться бесконечно — море и ты…

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Ну, а главная цель поездки — увидеть Крым во всей его красе, и она выполнена. Конечно, увиденное — это только маленькая часть Крыма, для того, чтобы увидеть весь Крым, требуется гораздо больше времени, но знакомство с Крымом состоялось, а знакомые и встречаются почаще, так что еще одна, а может и не одна, встреча с Крымом будет.

Самое интересное, что приехав первый раз в Крым, я обнаружила множество знакомых мест, и на протяжении всей поездки меня преследовало ощущение, что я здесь была, я это уже видела. Фотографии? Может быть, но фотографии и других мест перед поездкой я смотрю в больших количествах. И тут меня осенило: конечно же, фильмы! В Крыму снималось множество как советских фильмов, так и современных. Правда, после распада Советского Союза стали снимать значительно меньше, но все же несколько популярных фильмов было отснято и в этот период, «Орлова и Александров», например. Фильмов, снятых в Крыму — огромное количество, их даже перечислить невозможно: «Алые паруса», «10 негритят», «Кавказская пленница», «Забытая мелодия для флейты» и т. д. и т. п. Что немаловажно, в Крыму снимались популярные и кассовые фильмы, которые любили все и смотрели не один раз. Причем большинство фильмов здесь снималось полностью от начала и до конца. Потому-то и оказался Крым таким знакомым и узнаваемым.

В жизни Крым оказался еще красивее, чем на экране. Здесь все красиво, и море, и природа, и архитектура, и все так гармонично, что нельзя одно отделить от другого. За четыре дня, что мы провели в Крыму, мы посетили дворцы и парки, погуляли по Ялте, заехали на Массандровский винзавод, а потом еще по пути домой остановились в Керчи и прогулялись по городу. Вот такими насыщенными получились эти четыре дня. И сейчас я коротко расскажу о том, что мы видели в эти дни, чтобы попав в Крым, вы примерно представляли, что можно посетить во время такого небольшого путешествия. А подробности о наиболее понравившихся местах — чуть позже…

Ливадийский Дворец

В поселке Ливадия, это в 3 км от Ялты, расположен элегантный Ливадийский дворец. Увидев его в первый раз, можно подумать, что ты очутился в Италии. Такие невысокие белоснежные здания характерны для итальянского Ренессанса. Хотя если познакомиться со дворцом поближе, можно заметить, что есть здесь и элементы, характерные для других стилей. Красоту дворца подчеркивает и еще более усиливает окружающая природа. Сочная зелень южной растительности и белоснежные стены дворца — контраст впечатляющий!

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

А виды какие! Тут слова не нужны, тут нужно только смотреть и наслаждаться.

Не мудрено, что это место облюбовала для своего отдыха императорская семья Романовых. Но если быть точным, то до Ливадийского Дворца, который мы сейчас видим, здесь стоял другой дворец, в котором отдыхали два поколения царских семей. Император Николай Второй, получил в наследство крымскую резиденцию в качестве летней дачи, но к этому времени дворец обветшал и принято было решение построить новый дворец. Дворец был построен по тем временам очень быстро, за 17 месяцев, и в 1911 году Ливадийский дворец уже принял на отдых дружную семью Романовых.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Еще один замечательный уголок Ливадийского дворца — Итальянский дворик, в центре него установлен фонтан. К нему сбегаются восемь дорожек. Здесь же установлены мраморные скамьи. Дворик очень уютный, таким он был и в то время, когда здесь жила императорская семья. Как говорят, Романовы любили здесь отдыхать. И вообще Романовы очень любили Ливадию. Последний раз они были здесь весной 1914 года, после объявления войны царская семья не считала возможным приезжать в Крым на отдых, хотя все очень скучали по Ливадии. После отречения от престола в феврале 1917 года император мечтал переехать сюда семьёй и жить частной жизнью. Но когда он попросил об этом Временное правительство, то получил решительный отказ. А потом случилось то, что случилось…

Пойти на экскурсию по Ливадийскому дворцу надо обязательно. Экскурсия уникальна тем, что состоит из двух экспозиций, рассказывающих о разных событиях, не связанных друг с другом и при этом еще разделенных полувековой пропастью. Во-первых, само собой, экспозиция о жизни императорской семьи.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

А во вторых — здесь в 1945 году проходила знаменитая Ялтинская Конференция — ни много ни мало определившая послевоенное устройство мира. В Большом зале Ливадийского дворца разработана и подписана декларация о будущем Европы — документ, наметивший пути развития европейских государств после окончания Второй мировой войны. Часть экскурсии посвящена именно этому событию — Ялтинской конференции.

Ливадийский дворец окружает огромный парк, который раскинулся на территории в сорок семь гектар. Парк природными террасам спускается по склону холма Могаби. Уникальность парка заключается в том, что при движении по его аллеям взору постоянно открываются всё новые пейзажи.

Воронцовский дворец

Дворец напоминает средневековый замок где-нибудь в Европе. Цвет камня, из которого возведен замок, необычный — серовато-зеленоватый. Камень называется диоритом. Это местный камень, добывали его в Алупке и каждый блок обрабатывали вручную, так что представляете, сколько усилий приходилось прикладывать рабочим, чтобы подготовить камень для стройки.

Строительство крымской резиденции генерал-губернатора Новороссийского края графа М.Воронцова было начато в 1828 году, а окончено спустя двадцать лет.

Что интересно, английский архитектор Блор за все время строительства ни разу не побывал на строительной площадке. Все он проектировал, опираясь на рисунки и гравюры. И несмотря на это, замок великолепно вписался в горный ландшафт местности!

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Воронцовский дворец чем удивляет и поражает, так это тем, что с одной стороны — это точно замок, средневековый, неприступный, а с другой стороны — это дворец, с белыми лестницами, со львами по бокам этих сказочных лестниц.

Воронцовский парк просто чудесен! Здесь и водопады, и озера — рукотворная и нерукотворная фантастическая красота! К сожалению, прогулку по дворцу и по парку испортил нам дождь, вначале — настоящий ливень, который потом перешел в мелкий и надоедливый, затянувшийся часа на два.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Интересно, что на разбивку парка еще в те времена было потрачено денег больше, чем на строительство дворца. Да и потом на его содержание тратились значительные суммы.

В парке бесчисленное количество растений, причем, самых разнообразных, как местных, так и привезенных из других мест. Из парка открываются совершенно потрясающие виды, в том числе и на Ай-Петри.

Массандровский дворец.

От места, где мы оставили машину до Массандровского дворца, как написано на указателе, 700 метров. Ко дворцу ведет вот такая дорога, вокруг — поля, зеленая растительность. А воздух…это отдельная песня Крыма — прозрачный, благоухающий…

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

И вот он дворец, точнее французский замок времени Людовика XIII. Замок-дворец так великолепно вписался в эту местность, что лучшего места и не придумать для него. Вначале дворец строился для сына князя Воронцова, а потом дворец и прилегающие к нему земли отошли в собственность императора-миротворца Александра III. Но Александр III не дожил до окончания строительства дворца. Дворец был достроен при Николае II.

Дворец, стоящий уединенно, в стороне от шумных мест, был предназначен для романтического отдыха во время царских охот и конных прогулок Императорской семьи. Приехали, отдохнули и вечером назад, в белоснежный Ливадийский дворец.

Именно здесь и находится вход во дворец, куда мы заходили, чтобы пройти по дворцу с экскурсией. Да-да, на экскурсию надо пойти непременно. Несмотря на то, что Александр III не жил во дворце, да и Николай II бывал здесь наездами, во дворце много интереснейших экспонатов, привезенных со старого Ливадийского дворца. В 1991 году дворец стал филиалом Алупкинского государственного музея-заповедника и с 1 июня 1992 года в нем открыли музей.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Раньше вокруг дворца было установлено 29 скульптур, на сегодняшний день осталось лишь 6. Хорошо сохранилось две скульптуры сфинксов — у них тело животного, а голова молодой девушки.

Территория вокруг дворца засажена розами. Ах, эти розы!!! Уж столько мы их видели во время поездки по Крыму! Пусть говорят, что бесконечно можно смотреть на огонь и воду, но после поездки в Крым я точно знаю, что это и про розы.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

А вот такие виды открываются с территории Массандровского дворца. Закачаешься! Вообще это характерно для всех крымских дворцов — замечательные виды. Умели же выбирать места для строительства!

Ласточкино Гнездо

Ласточкино Гнездо — символ южного Крыма. Стоящий на краю 40-метровой скалы средневековый замок по-моему каждый видел, и если не наяву, то уж точно или в фильмах, или на фотографиях. Похоже это сооружение на рыцарский замок, и хоть размеры его всего- навсего 20 на 15 метров и 12 метров в высоту, смотрится как настоящий замок. И, конечно, самое главное — расположение замка — неординарное и потрясающее. Такое впечатление, что замок едва касается скалы и как бы парит над морем. Наиболее выигрышные виды на Ласточкино Гнездо именно издали…

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Замок в своем нынешнем виде был построен в 1911 году нефтяным промышленником-немцем, который любил отдыхать в Крыму. На Аврориной скале он приобрел участок и решил построить замок, который напоминал бы ему средневековые сооружения на Рейне.

А потом — Первая мировая война, гражданская война, разруха. Здание переходило из рук в руки. А в 1927 году в Крыму случилось сильное землетрясение, скала треснула, часть ее вместе с садом упала в море, но замок выстоял. Конечно, замку требовался ремонт, но до конца 60-х годов никто ничего не делал. И лишь в конце 60-х началось восстановление замка. Кроме того, была укреплена скала и под основание замка была подведена железобетонная плита. И замок ожил — в нем открылся ресторан, ларьки, торговые палатки заполнили площадку перед замком.

В 2011 году ресторан закрыли, торговцев убрали и Ласточкино гнездо получило статус архитектурного и исторического памятника национального значения и стало называться дворцом-замком. Теперь замок зажил культурной жизнью — в нем проходили выставки, одна экспозиция сменяла другую.

В 2013 году обнаружили в скале трещину и замок опять закрыли. Сейчас он опять вроде бы открыт, по крайней мере вверху мы видели людей, правда не утверждаю, что люди заходили в замок, но на площадке перед замком — они точно были.

Мы попали к замку в не очень удачное время — только что прошел дождь-ливень, а мелкий дождик все еще накрапывал и над морем висела дымка, из-за чего издали замок-дворец был виден нечетко.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Живописный островок под названием Парус в открытом море.

По морю из Гаспры в Ялту

От Гаспары, где находится Ласточкино Гнездо, 20 км, и мы их проплыли по морю, на прогулочном катере. Виды восхитительные. Люблю морские прогулки! Вот санаторий, похожий на космический корабль…

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

После дождя облака как бы лежат на горах и спускаются в город, и от этого виды становятся просто сказочными…

Морская прогулка закончена. Мы в Ялте… Прогулялись немного по набережной. Набережная красивая, но может потому, что времени было мало или потому что накрапывал дождь, набережная не произвела на меня большого впечатления, ну вообщем обыкновенная набережная российского южного города.

Никитский ботанический сад

Никитский ботанический сад — удивительный уголок Крыма. Расположен недалеко от Ялты, в поселке Никита, потому сад и называется Никитским. Сад не просто большой, а очень большой и при этом ухоженный, видно, что садом занимаются. Главное административное здание Никитского ботанического сада, которое так и хочетс назват дворцом, перед ним разбиты клумбы и расположен бассейн.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

И, конечно же, главное украшение сада в июне — розы. Тюльпаны и ирисы отцвели, лилейные будут чуть позже, а хризантемы — так это аж в октябре. А с конца мая и по декабрь в парке царствуют розы!!!

Оказывается, как нам сказали, 9 июня состоялось торжественное открытие выставки «Розовый вальс», а мы были в парке 11 июня, так что бал роз только начался и мы попали на начало бала, когда главные участницы его — розы — свежи и пахучи!

Бал роз — самый долгий и самый ароматный из цветочных выставок в ботаническом саду.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Роз здесь столько, что глаза разбегаются — разные сорта и виды самых различных цветов и оттенков. Розы, розы, розы… Все благоухает! Такого разнообразия роз мне еще не доводилось видеть. И в каждом цветке — роскошь и достоинство. Все-таки нет более романтического цветка, чем роза!

Эти прекрасные розы — результат кропотливой работы отечественных и зарубежных селекционеров. Селекцией роз первыми не только в России, но и в Восточной Европе занялись именно цветоводы крымского Никитского сада. Всё началось в 1828 году, когда здесь создали первый уникальный сорт: «Графиня Воронцова». И с тех пор розовая коллекция сада пополняется все новыми сортами и видами.

В коллекции Сада собрано множество душистых сортов, и гуляя по розарию, можно наслаждаться этими запахами — сеанс естественной ароматерапии.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Кроме прекрасных роз отсюда можно полюбоваться видом на акваторию ялтинской бухты и вершину Ай-Петри.

А между розового великолепия живописный пруд, который украшают кувшинки. Честно сказать, давно хотела увидеть такие вот кувшинки вблизи. Мечта сбылась — вот они, рядом! Сказочно красивые, изящные!

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

В Никитском парке — огромное количество растений, собранных со всего мира. Никитский сад может удивить самыми старыми, самыми высокими, самыми редчайшими, самыми красивыми деревьями.

Сад находится в горной местности и поэтому вся его территория разбита на разноуровневые участки. Гуляя по парку, мы спускались все время вниз. Так гуляют большинство посетителей парка — удобно и меньше устаешь, а значит, больше пройдешь по парку и больше увидишь. Вот перед нами больщая роща маслин. Маслины в Крыму успешно растут и плодоносят, даже плоды их консервируют и продают.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Пальмовая аллея была открыта в 1912 году — к 100-летию Никитского ботанического сада. Это гордость Никитского ботанического сада и его символ.

Массандровский винзавод

Массандровский винзавод является, несомненно, достопримечательностью южного берега Крыма. И не посетить его, находясь в Массандре, непростительно. Без экскурсии на завод не попасть. Экскурсия увлекательна, без преувеличения. Нас провели в подвалы, где хранятся вина, рассказали об истории завода, о технологиях производства вина. И вы знаете, экскурсия открыла нам мир настоящего и поистине хорошего вина.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Немного из истории Массандровского завода.

М. С. Воронцов много сделал для развития Крыма, это его идея — высаживать в Крыму виноградники. Его целью было создание промышленного виноделия. Делал он это, верите — не верите, не для себя, не для своего обогащения, а как патриот своей страны. Массандру, защищенную с севера, он выбрал, как наиболее подходящий регион для развития виноградарства и виноделия. Задачей Воронцова было вытеснить зарубежные вина отечественными, крымскими. И уже в 40-50-х годах 19 века о крымских винах узнали в России.

Дело отца продолжил его сын — С. М. Воронцов. Был построен еще один винный подвал, увеличились посадки виноградников. А вот после смерти С. М. Воронцова виноделие в Крыму начало приходить в упадок. Понимание того, что у крымского виноделия большие перспективы, привело к тому, что Массандру купило Удельное Ведомство и Массандра стала царским имением. В 1891 году главным виноделом был назначен князь Л. С. Голицын. Он очень много сделал для развития крымского виноделия.

Завод пережил Великую Отечественную войну, за всю историю своего существования только в 1941 году завод не работал. Это было очень трудное время для завода, впрочем как и для всей страны. Перед приходом немцев небольшое количество вина в бутылках удалось вывезти, а оставшееся, чтобы не досталось немцам, сливали в речушку, протекавшую мимо, просто открыв бочки. Говорят и река, и море в месте ее впадения некоторое время были красными от вина. Ну, а в 1942 году завод заработал. Виноград выращивали, собирали и изготавливали вино. Что интересно, первичная обработка происходит непосредственно там, где виноград растет, а на завод отправляют вино настаиваться. На южном берегу Крыма есть несколько винзаводов, где проходит обработка винограда и даже делается вино. Но Массандровский завод остается главным производителем крымских вин.

Массандровский винзавод представляет собой два здания, похожих на средневековые замки и расположенных у подножия гор. Старое здание построено в конце 19 века. Здание как будто бы двухэтажное, но это только сверху, а внизу также еще 2 этажа, где находятся многочисленные подвалы. Завод стоит прямо у горы и это не просто для красоты — в горе прорублены тоннели, длина каждого около 150 метров и ширина до 5 метров. В тоннелях сохраняется постоянная температура — 10–12 градусов, эта та температура, которая оптимальна для выдержки вина. Первое вино собственного производства заложено в 1898 году.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Когда места не стало хватать было решено построить еще один завод — он стал практически копией первоначального, и стоит напротив старого. Два здания соединены подземным переходом.

Вообще виноделие — это сложный процесс. Раньше думала, налили вино в бочки и оно стоит, бродит и бродит… Нет, с вином постоянно работают, периодически вино транспортируют в другие цеха и бочки по винопроводу. После того, как вино разлили в бутылки, большая его часть отправляется на склады и в торговые сети, а часть хранится в штольнях в горизонтальном положении в так называемой коллекции. Вино, разлитое в бутылки, может стоять годами и даже веками, только каждые 20 лет нужно менять пробку.

Чем знаменит Массандровский винзавод не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами, так это тем, что на нем хранится одно из старейших вин в мире — 1775 года! Конечно, вино изготовлено не на заводе, но благодаря князю Голицыну попало сюда и вот здесь оно хранится уже столько лет. А еще коллекция вин Массандровского завода занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая уникальная и многочисленная коллекция редчайших экземпляров виноделия. Вот так-то!
Масштабы производства вина впечатляют! Бесконечные ряды дубовых бочек, в каждой по 8 тонн вина…

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

На сегодняшний день ассортимент Массандровского винзавода включает в себя более семисот марок вина. Здесь выпускаются крепкие, столовые и десертные вина, мускаты и ликерные вина.

На бутылках пыль, которую не стирают даже при продаже — пыль годов и даже веков. Да и вообще в залах, где хранится коллекционное вино, нельзя прикасаться к стенам, нельзя фотографировать со вспышкой, вообщем нужно соблюдать ряд требований, чтобы не нарушить здешний микроклимат

А на выходе — магазин. Подделок здесь уж точно нет, вино крымское, массандровское! Тут можно увидеть весь ассортимент производимой продукции, в разных ценовых сегментах, разного урожая, тут вино и красное, и белое, розовое… Глаза разбегаются, но надо делать выбор…

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Самое лучшее вино, которое можно купить в магазине — Мускат белый красного камня. Он изготавливается из винограда, который растет только в одном месте в Крыму. По мнению самих виноделов Массандры, вину присущ неповторимый букет! Цена его в магазине 800 рублей, вообщем-то недешево, если исходить из того, что здесь много вин по 300–400 рублей, но купить его стоит. Я и купила. Правда, еще не пробовали, но в ближайшее время дегустация состоится.

Керчь — город-герой

Керчь — город необыкновенно интересный, но вот почему-то многими туристами город воспринимается как перевалочный пункт на пути с материка в Крым, и наоборот.

Так вот, скажу я вам, не воспринимайте так город, и если едете на машине, ни в коем случае не проезжайте его транзитом, обязательно заедьте в город и уделите ему хотя бы 3–4 часа. Уверена, вы удивитесь, какая богатая история у этого города, как он красив и интересен.

Керчь — один из древнейших в мире городов, возникший еще в эпоху античности. За более чем 2600 лет он накопил такое наследие, с разнообразием которого трудно сравниться другим городам Крыма.

Советую сразу поехать в центр города. Тут и театр Пушкина, и памятник Ленину и, главное, гора Митридат — визитная карточка Керчи. Именно с этим местом связана история здешних земель, и до сих пор не разгаданы все тайны, которые хранит в себе Митридат. Тут в годы Великой Отечественной войны советские солдаты сражались с фашистами, а 26 веков назад (!!!) процветал древний город Пантикапей.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

На вершину главной высоты Керчи можно подняться по Большой Митридатской лестнице. В ней 432 ступеньки, которые ведут почти на стометровую высоту горы Метридат. Подниматься по лестнице не могу сказать, что очень трудно, но и не совсем легко. Но подняться вверх надо обязательно.

Митридатская лестница — архитектурный памятник 19 века. Он украшен статуями мифических животных с телами львов и крыльями птиц — грифонами, которые являются символом Керчи, что отражено на городском гербе.

И вот мы на горе Митридат. Перед нами необыкновенной красоты панорама. Видно Керченскую бухту с портом, видна площадь со стоящим на ней Лениным. Гора Митридат — центр Боспорского царства, место где был дворец царя Митридата во время Боспорского царства, место где ступала нога Юлия Цезаря, представляете, какое древнее это место?!

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

А это вид на строящийся Керченский мост. Заявляю: мост строится, работы ведутся, движуха на месте постройки моста имеется. Говорят, что в декабре 2018 года откроют движение по мосту, но что-то там еще будет достраиваться и только в середине 2019 года он полностью войдет в строй. И что еще радует: движение по мосту будет бесплатным, ну это, конечно, прогнозы, но будем в них верить.

На одном из склонов горы Митридат можно увидеть плоды раскопок археологов, здесь находятся руины Пантикопея. Это был один из первых городов, которые древние греки основали в 7 веке до н. э. (!!!). Он быстро развивался. Позже этот город-государство вошел в состав Боспорского государства и стал его столицей.

В результате нашествия гуннов был разрушен. Возродившись, стал важным торгово-ремесленным центром. Археологами обнаружены сохранившиеся фрагменты портика, несколько колонн, части башен и стен. Имеется система древних склепов.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

На вершине Митридат находится Обелиск Славы Бессмертным Героям высотой 24 метра — память о павших воинах, освободившим Керчь от фашистов. В 1943 г. на вершине горы солдаты советской армии расправили красное знамя, и через считанные дни город освободили от немецких захватчиков.

Это еще и монумент всем городам — героям. Каждый город-герой отмечен таким вот обелиском.

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

У подножия горы Тринидат находится один из древнейших христианских храмов в Европе — церковь Иоанна Предтечи. Считается, что он был построен в 8–9 веке. Храм пережил немало трагических событий. Церковь выглядит очень нарядно: при кладке стен ряды белого камня чередовались с рядами красного камня.

От площади Ленина отходит улица Ленина — главная улица Керчи. Хочу сказать вам, что улица очень даже симпатичная, светлая, веселая, на ней нет громоздких многоэтажных сооружений, но небольшие уютные разноцветные здания и симпатичная плитка придают улице нарядный вид. На улице много зелени, цветов, установлено много лавочек. Улица — пешеходная, гуляй, отдыхай…

Море, горы, парки и дворцы — это Крым!

Все, путешествие по Крыму закончилось. Мы погрузились на паром. Правда, процедура переправы на пароме немного сложновата, но так надо ради безопасности. Стоимость переправы 150 рублей в одну сторону. Билеты покупаются обязательно по паспорту. Затем все вещи выгружаются из машины и с вещами проходим досмотр. А машина проверяется отдельно. После досмотра садимся в машину и заезжаем на паром. На пароме выходим из машины и поднимаемся наверх. Паром большой и современный. Наверху можно стоять и любоваться морем, а можно посидеть и отдохнуть, мест для сидения — масса. А можно в баре кофе попить. Собственно сама переправа через Керченский пролив около получаса, а вот если в первых рядах заехать на паром, то прийдется ждать, пока весь паром загрузится. Но в любом случае три часа — это максимальное время, что мы потратили на переправу. Конечно, это в нашем случае, что будет в разгар сезона — не знаю.

Крым остался позади, а мы переправившись на пароме, поехали домой. Около пяти часов езды, и мы дома. Так что, дорогие туристовцы, советую, езжайте в Крым, в Крыму красиво, интересно, в Крыму чистое море и восхитительный воздух!