Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Тула — Россия Май 2017

Этот день 9 мая 2017 года был у нас очень насыщенным:

В данной заметке я расскажу о тульских брендах без которого немыслим этот древний мастеровой город — о самоварах и тульских пряниках.

Да, в этот же день на Праздник Победы мы успели ещё посетить кроме Парада, памятников архитектуры города ещё и музей Тульского самовара.

Тульские самовары вошли у нас в поговорку: «В Тулу со своим самоваром».

В Тулу за самоварами, да пряниками

Музей открыт в 1990 году и с тех пор стал своеобразной визитной карточкой города.

Расположен он недалеко от тульского Кремля в построенном в 1910–1911 годах архитектором Сироткиным двухэтажном здании.

В Тулу за самоварами, да пряниками

Музей самоваров в Туле представляет все этапы развития самоварного производства в тульском крае от конца XVIII века до наших дней, а также историю самовара как самобытного образца русского декоративно-прикладного искусства.

В Тулу за самоварами, да пряниками

Каких только самоваров тут нет.

От миниатюрных с полпальца высотой. Есть вместительностью всего на три капельки воды.

До огромных,

в которые можно зайти внутрь.

В Тулу за самоварами, да пряниками

Кстати, внутри огромного самовара коллекция самоварчиков поменьше.

Есть семидесятилитровые самовары.

В Тулу за самоварами, да пряниками

Большое место в экспозиции отведено мемориальным комплексам, посвященным представителям известных самоварных династий — Баташевым, Шемариным, Фоминым.

Некоторые из них представляют собой произведения искусства.

В Тулу за самоварами, да пряниками

В Туле одними из самых ранних самоваров были изготовленные первыми тульскими самоварщиками Иваном и Назаром Лисицыными, один из этих первых самоваров представляет тульский музей.

Музей занимает два этажа.

Вернее на первом — касса и продажа сувениров, а на втором — сама экспозиция.

В Тулу за самоварами, да пряниками

Здесь также представлен прототип самоваров — русский сбитенник.

Также имеются самовары с фабрик Сомовых и Маликовых, возглавлявших самоварное дело в Туле в начале XIX века.

В зале также можно увидеть медали с Всемирных выставок в Париже (1889), Чикаго (1893), Лондоне (1909), с Всероссийской выставке в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896), Н. И. Баташевым.

В Тулу за самоварами, да пряниками

представлены самовары второй половины XIX — начала XX веков, фотографии из личных коллекций тульских самоварщиков Фоминых, Баташевых, Шемариных, Телье. 5 миниатюрных самоваров, которые братья Баташевы в 1909 году подарили детям Николая II, а также фотография самовара, подаренного самому императору,

а также самовары советской эпохи, изготовленные для многих видных коммунистов, самовары завода «Штамп».

В Тулу за самоварами, да пряниками

Представляют также интерес сахарные головы — конусы. В 18 веке сахар был чрезвычайно дорог, его привозили издалека и поэтому купить сахарную голову (конус) могли себе позволить только очень обеспеченные люди. Пили чай вприкуску.

Историю сахара, пастилы и чаепития я уже имел удовольствие видеть и слышать в музее Коломенской пастилы, обязательно посетите.

Интересно, что хотя чаепитие из самовара было очень популярно в дореволюционной Российской Империи и такое действо являлось неотъемлемой чертой российского народа, то сейчас это в прошлом.

Будучи в Баку в прошлом году я с удивлением наблюдал что отдыхать на Каспийское море бакинцы без своего самовара не выезжают.

Переходим теперь к другому тульскому бренду.

Памятник знаменитому прянику.

Ту́льский пря́ник — региональная разновидность печатного пряника, самый известный вид русских пряников. Пряники известны в Туле с XVII века.

Первое упоминание о тульском прянике содержится в писцовой книге 1685 года.

Современное производство пряников в Туле возобновилось с 1954 года.

В августе этого года в Москве вновь открывалась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), которая позже станет ВДНХ. К открытию этой выставки перед тульской пищевой промышленностью была поставлена задача, наладить выпуск тульских пряников.

Руководитель управления пищевой промышленности Тульского облисполкома Иван Лукич Давыдов в течение короткого времени нашел ещё живых, но уже довольно пожилых людей, которые до революции 1917 года занимались выпечкой пряников.

Было восстановлено оборудование для выпечки, найдены старинные рецепты, на тульском оружейном заводе изготовлены деревянные (из липы) формы и началось пробное производство.

Когда испекли первую партию пряников, повезли их в Москву и отдали на пробу Анастасу Ивановичу Микояну, в ту пору работавшего Заместителем Председателя Совета Министров СССР.

Тот передал честь снять пробу первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву и тогдашнему главе правительства СССР Маленкову. Их оценка труда тульских кондитеров была наивысшей.

В Тулу за самоварами, да пряниками

Действительно, кто тогда попробовал вкус этих пряников, никогда его не забудет.

Во-первых, пряники не черствели очень долгое время, во-вторых, они, если взять пряник за один конец, выгибались, но не ломались. Очень вкусной была и начинка.

Вишневое, черносмородиновое, малиновое, сливовое повидло было первоклассным.

Не та начинка что сейчас.

От руководства СССР была получена благодарность и дано указание в ближайшее время наладить серийное производство пряников. С тех пор возродилась выпечка Тульских пряников, и они продолжают оставаться визитной карточкой города.

В настоящее время тульские пряники изготавливаются на тульских предприятиях «Старая Тула», «Лакомка», «Ясная поляна», «Медовые Традиции», а также рядом более мелких производителей.

В Тулу за самоварами, да пряниками

Дам дельный совет путешествуствующим по Туле. Зайдите в любой сетевой тульский супермаркет и купите этот вкуснейший бренд дешевле втрое-вдвое чем в сувенирных спецмагазинах.

Кто не верит посмотрите цены на этих четырех фото выше.

Стоят копейки, не то что в фирменных магазинах.