Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 18:45
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Тула — Россия Май 2017

Мы просто ехали из Ясной Поляны на автобусе:

На улице был ливень. Мы решили ехать в автобусе до последнего. Выходить из автобуса не хотелось, но в конце-концов мы доехали до конечной. Деваться было некуда, пришлось выходить в непогоду.

Дело было вечером, делать было нечего…..

Музей Демидовых

Волею судьбы мы оказались возле здания нового музея оружия Тулы.

Обратите внимание на оригинальную форму здания. Обыграно в стиле древнерусского шелома.

Сюда я не пошёл, так как уже имел удовольствие полюбоваться экпозицией оружия в старом здании музея. Я решил что ничего нового я тут не увижу.

Зато в музей оружия направилась супруга. Забегая вперёд скажу, что после осмотра музея и её рассказа об оном, я понял что дал маху.

Посетить интересный музей стоило. Поскольку теперь тут много интерактивных интересных штук, что не было в старом «совковом» музее.

Музей Демидовых

Перед входом в музей множество бюстов знаменитых оружейников, что работали в этом мастеровом оружейном городе. Мосин создавший легендарную винтовку, с которой провоевали наши солдаты не одну войну.

Но не пропадать же мне пока супруга лицезреет оружие.

Поэтому я направился в расположенный рядом музей Демидовых.

Музей Демидовых

В память о выдающихся металлопромышленниках Демидовых в Туле в 1996 г. к 850-летию Тулы и к 340-летию со дня рождения тульского оружейника и металлозаводчика Никиты Демидова был открыт историко-мемориальный комплекс «Некрополь Демидовых» на территории бывшей Оружейной слободы, а также возведен памятник легендарному тульскому кузнецу и оружейнику — Никите Демидовичу Демидову, работы скульптора А. И. Чернопятова.

Составной частью музея является родовая усыпальница Демидовых в Николо-Зарецкой церкви — это единственное уцелевшее до настоящего времени в России внутрицерковное захоронение представителей рода.

К сожалению церковь и усыпальница оказались закрыты.

Зато открыт интереснейший музей.

Туда мы и отправляемся.

Отец Никиты Демидова, родоначальника рода Демидовых — Демид Клементьевич Антуфьев, происходил из государственных крестьян. Он приехал в Тулу из села Павшино, чтобы заняться кузнечным делом при тульском оружейном заводе.

Музей Демидовых

Из троих его сыновей — Никиты, Семёна и Григория самым предприимчивым и энергичным оказался старший сын — Никита.

О начале его известности и первых успехах существует много разных преданий, связанных с именами Шафирова и Петра Великого. Достоверно только то, что искусно приготовленные им образцы ружей понравились Петру, который сделал его поставщиком оружия для войска во время Северной войны. Так как поставляемые Никитой Демидовым ружья были значительно дешевле заграничных и одинакового с ними качества, то Пётр в 1701 г. приказал отмежевать в собственность Демидова лежавшие около Тулы стрелецкие земли, а для добычи угля дать ему участок в Щегловской засеке.

Наверное многие читатели помнят двухсерийный советский фильм о Демидовых.

Никиту Демидовича Демидова играл Евгений Евстигнеев. Его сына Акинфия Никитича Демидова играл в этом фильме неподражаемый Вадим Спиридонов.

Однако фильм всего лишь художественный вымысел. Многое, в том числе любовная линия в фильме приукрашены.

Сын Никиты Демидовича, Акинфий Никитич (1678–1745) с 1702 года управлял Невьянскими заводами. Для сбыта железных изделий с заводов он восстановил судоходный путь по Чусовой, открытый ещё Ермаком и потом забытый, провел несколько дорог между заводами и основал несколько поселений по глухим местам вплоть до Колывани; построил 9 заводов и открыл знаменитые алтайские серебряные рудники, поступившие в ведение казны.

Музей Демидовых

Он же принимал меры для разработки асбеста, или горного льна, и распространял вместе с отцом добывание и обработку малахита и магнита. Предложение его уплачивать казне всю подушную подать за уступку ему всех солеварен и повышение продажных цен на соль было отвергнуто, несмотря на посредничество Бирона, делавшего у него громадные денежные займы.

В 1726 году Демидов вместе с братьями и нисходящим потомством возведён в потомственное дворянское достоинство по Нижнему Новгороду «с привилегией против других дворян ни в какие службы не выбирать и не употреблять». По его завещанию значительная доля его наследства предназначалась сыну его от второго брака, Никите; старшие сыновья возбудили процесс, и по высочайшему повелению генерал-фельдмаршал Бутурлин произвёл между ними равный раздел.

Старший сын Акинфия, Прокофий (1710–1786), был известен своими чудачествами. Так, в 1778 г. он устроил в Петербурге народный праздник, который вследствие громадного количества выпитого вина был причиной смерти 500 человек. Однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан, заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену за нужные ему товары. Громадные богатства, полученные по разделу (четыре завода, которые он потом продал купцу Собакину, до 10 000 душ крестьян, более 10 сел и деревень, несколько домов и пр.), и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей.

О Прокофии Демидове и картине в Третьяковской Галерее запечатлевшей этого представителя рода оружейников я рассказывал в этом фотоальбоме:

Помните эту байку как Пётр Великий учредил чугунную огромную медаль «За пьянство» и самолично вешал её на выпивох?

Музей Демидовых

Как видите на самом деле она оказалась совсем не огромная.

Как и оказались преувеличением байки о огромных трудовых ручищах Петра. У меня лапа такая же размерами, а роста я вполне среднего 173 см. Не то что великан Пётр.

Любопытно что оттиск руки был сделан на заводах моего родного города. Получается таки был Пётр проездом в моём Липецке. А ехал он на верфи соседнего Воронежа.

Клеймо «ТАТЬ» — вор.

Обратите внимание на затейливые дверные ручки, замки того времени.

Замки также любопытные.

Но вернёмся к роду Демидовых.

Внук Акинфия Демидова, Николай Никитич (1773–1828), начал службу адъютантом при князе Потёмкине во время второй турецкой войны; построил на свой счёт фрегат на Чёрном море.

В 1807 году пожертвовал дом в пользу Гатчинского сиротского института.

В 1812 году выставил на свои средства целый полк солдат («Демидовский»).

В 1813 году подарил Московскому университету богатейшее собрание редкостей и в том же году построил в Петербурге четыре чугунных моста.

Живя с 1815 года почти постоянно во Флоренции, где он был русским посланником, он, однако, много заботился о своих заводах, принимал меры к улучшению фабричной промышленности в России, развёл в Крыму виноградные, тутовые и оливковые деревья; в 1819 году пожертвовал на инвалидов 100 000 рублей, в 1824 году, по случаю наводнения в Петербурге, на раздачу беднейшим жителям — 50 000 руб.; в 1825 году — собственный дом для «Дома Трудолюбия» и 100 000 рублей. Составил во Флоренции богатейшую картинную галерею. Благодарные флорентинцы за основанные им детский приют и школу поставили ему памятник (1871).

Начиная с девятнадцатого века многие известнейшие представители рода Демидовых предпочитают жить в Европе. Не хуже сегодняшних олигархов.

Анатолий Николаевич (сын Николая Никитича, 1812–1870).

В 1841 г. он женился на племяннице Наполеона I, принцессе Матильде. Купив княжество Сан-Донато, он стал называться князем Сан-Донато, но только за границей.

Музей Демидовых

За его счет снаряжена была в 1837 г. ученая экспедиция в Южную Россию.

он же дал средства на путешествие по России в 1837 году французского художника Андре Дюрана (André Durand), составившего и издавшего в Париже альбом видов «Voyage pittoresque et archéologique en Russie».

Павел Павлович (1839–1885), сын Павла Николаевича, окончил курс в юридическом факультете Спб. университета, служил в посольствах парижском и венском, был советником губернского правления в Каменец-Подольске, с 1871 по 1876 г. был киевским городским головой.

Во время русско-турецкой войны 1877–78 гг. был чрезвычайным уполномоченным СПб. " Общества «Красного креста»». На его средства издавалась одно время в СПб. газета «Россия».

В 1883 г. он написал брошюру «Еврейский вопрос в России». Унаследовал от бездетного дяди, Анатолия Николаевича, титул князя Сан-Донато, утверждённый за ним в 1872 г. Александром II.

Князь Паул Демидофф де Сан Донатто /1935 /

Сегодня он в Австрии, Мондзее.

Фактический профессор трех дисциплин — экономика, фармакология и геополитика.

Почетный гражданин Барселоны, Мюнхена и Зальцбурга.

Член папского Ордена Св. Силвестра. Почетный профессор всех папских Университетов.

Великий Езотерический Мастер тамплиеров Европы. Великий (и последний) Мастер Ордена Сиона. Кавалер Ордена Чести тевтонцев.

Известнейший меценат. Член Общества в Туле.

Музей Демидовых

Не все представители рода Демидовых «свалили» в благополучную Европу.

Любопытно изучить вот эти документы и узнать что многие из этого рода связали свою жизнь с Россией, поделив с ней непростую судьбу прошлого века. Многие участвовали в Великой Отечественной войне. Потомки известного рода живут теперь во многих странах мира и в России.

Музей интересный. Если будете в Туле обязательно посетите.

В подготовке материала использованы сведения взятые из Википедии.