Турист Евгения Кузнецова (jane_ka)
Евгения Кузнецова
была 4 ноября 2023 20:44

В отпуск на Алтай!

Барнаул, Артыбаш, Чемал, Акташ, Горно-Алтайск — Россия Июль 2016

Планирование этой поездки усложняло наличие жестких условий. Во-первых, цены на билеты на самолет Москва — Горно-Алтайск действительно высокие и рейсов очень мало, а мы были привязаны к конкретным датам и никак в существующее расписание не укладывались. Во-вторых, настораживало отсутствие инфраструктуры, а в готовые туры мы вписываться однозначно не хотели. Кроме того, по ряду причин мы не можем путешествовать ни с палатками, ни на лошадях, ни сплавляться по быстрым рекам, а на Алтае этот способ туризма — самый распространенный, да что и говорить, до некоторых мест по-другому вовсе не добраться! В общем, казалось, что мечта так и останется мечтой… Но мы не сдавались: строили маршрут очень долго и сложно! Меняли аэропорт вылета и прилета, пытались забронировать машину напрокат, искали размещение с комфортными условиями (качественный ремонт, собственная ванная комната), совершенно терялись в построении маршрута: столько красоты сосредоточено в одном уголке России, но, подчас, вообще не понятно как до это красоты добраться! Есть ли там дорога, проезжая ли она на чем-нибудь, отличном от УАЗ Патриота, а, может, до этого безумно живописного озера три дня пешком идти?))) Почему половина гостевых домов не представлены в интернете, что такое аил и сможем ли ты там жить? И — самое главное — как уместить это всё в 8 дней?

Итак, вот что у нас получилось: летим Москва-Барнаул с7, в аэропорту берем машину, едем сами по маршруту Барнаул-Горно-Алтайск-Артыбаш-Чемал-Акташ с остановками во всех красивых местах.

Про машину: прокатные конторы — они есть. На этом — все. Парк авто — не очень (вместо заказанной машины предоставили абсолютно другую), техническое состояние — сильно страдает (об этом — чуть позже), обслуживание также оставляет желать лучшего. При получении прождали менеджера два часа, при сдаче — час, притом, что встреча была в аэропорту прямо перед вылетом! В один момент были в полной уверенности, что никто уже не придет и мы улетаем домой с ключами от авто!

Про размещение: первый же гостевой дом просто поразил нас, это было попадание на 100%, точь в точь то, о чем мы мечтали на Алтае! Гостиница Урочище Сайкол в поселке Верх-Бийск — это просторные деревянные домики на берегу горной реки. Все новое, пахнет свежим деревом, очень стильное, чистое, отличный сервис, вкуснейшая еда в ресторане! Тишина и спокойствие, как приятный бонус — отсутствие интернета) Отдыхаешь по полной программе! Расположение — недалеко от поселка Артыбаш и берега Телецкого озера.

Урочище Сайкол - идеальное место  для ретрита не берегу Бии
Урочище Сайкол - идеальное место для ретрита не берегу Бии

Телецкое озеро очень красиво и величественно, оно входит в список Всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО. Берите индивидуальную экскурсию на катере-абсолютно стоит того!

Телецкое озеро - самое крупное озеро Алтая, одно из крупнейших в России

Отдохнув несколько дней на Телецком озере, мы отправились в Чемал — такой самый туристический и широко разрекламированный уголок Алтая. Ну что я могу сказать, что-то с массовыми туристическими местами у нас не очень складывается… Мы были на ГЭС, на острове Патмос, но не могу сказать, что сильно впечатлились. Очередь к церкви на острове была огромная (огромнаяяяя!!!) — на несколько часов! Через Катунь на остров ведет подвесной мост, одновременно по которому могут пройти не более 6 человек — отсюда и очереди. Вроде как святое место, а все толкутся, ругаются, жара…. Еще и впечатление подпортила гостиница Royal Comfort, в которой мы остановились в Чемале. Не рекомендую категорически — весьма приличный ценник, но находится там невозможно: неуютно, сантехника не работает, перебои с водой, есть нечего даже за деньги (завтрак, входящий в стоимость был и вовсе несъедобен), персонал не обращает внимания на просьбы гостей, хамит, территория неухожена и безвкусно обставлена. Мы пробыли там один день из запланированных трех, уехали вообще в никуда и без броней, о чем ни капли не пожалели.

дорога Верх-Бийск-Артыбаш
От прогулки по такому мостику захватывает дух!!

Мы просто сели в машину и поехали дальше по Чуйскому тракту, как говорится, куда глаза глядят! Чем ближе к границе с Монголией, тем меньше цивилизации — кафешек, гостиниц, но тем красивее и красивее за окном авто! От горных перевалов просто захватывает дух, пейзажи справа и слева просто невероятны! Вот то, за чем мы сюда приехали! Этот день оказался совершенно незабываемым, потому что столько красоты и возгласов «Вау!», «Ни ничего себе!», «Вот это дааа!!!», «Ты только посмотри!» и прочих междометий в одно время и в одном месте никогда в моей жизни не было! Тот самый сказочный-картинный-былинный Горный Алтай начинается за Семинским перевалом. Там уже хочется останавливаться чтобы любоваться и фоткать уже за каждым поворотом! Словами даже не описать, это на самом деле стоит увидеть своими глазами.

Чем ближе к границе с Монголией, тем красивее и красивее
Чемал

За этими видами мы не заметили, как начался вечер и совсем забыли, что пора бы поужинать и подумать о ночевке. Населенные пункты встречались все реже, о кафе или просто даже какой-нибудь столовой уже приходилось только мечтать! На дороге периодически встречались плакаты с предложениями ночевки в том или ином придорожном поселке. Мы пытались звонить по указанным телефонам, чтобы узнать о наличии мест, но…сигнал сотовой связи постоянно пропадал и мы так и не смогли никуда дозвониться. Решили доехать до Акташа и попытать счастье на месте.

Пробка по-алтайски

О гостинице Расул я читала хорошие отзывы в интернете, но также читала и то, что в сезон нужно бронировать заранее. Каково же было наше удивление, когда мы без проблем и за небольшие деньги заселились в чудесный только что построенный кедровый домик в Расуле! Это была просто супер удача! В домике была предусмотрена кухня на первом этаже и это нас спасло! Общепитов в этих местах нет никаких, зато есть очень годный магазин Мария Ра (этакая сибирская Пятерочка), где можно купить всю еду и приготовить ее на кухне самостоятельно. В общем, в этот день удача была на нашей стороне. Запланировав на завтра поездку к Гейзеровому озеру, Красным воротам, Северо-Чуйскому хребту и границе с Монголией мы совсем не готовились к сюрпризам! Хммм… с утра под нашей машинкой мы обнаружили большую лужу…. Что же это? Вода? Ааааа….нет, это самое настоящее масло….!!! Уровень масла в авто — ноль! Каким образом и почему оно вытекло мы и представить не могли. Сразу же поехали на ближайший сервис, но помочь нам не смогли, посоветовали ехать в автосервис в Горно-Алтайск (за 360 км.). Мы стали звонить в компанию, в которой брали авто в аренду и объяснили ситуацию. Сначала они были нам не рады и предположили, что мы сами виноваты в поломке, так как ездили по бездорожью и пробили бак для масла. Но эта версия, конечно, не выдержала никакой аргументации, после того, как мы предложили посмотреть им трекинг нашей машины — только тракты и большие дороги. Это было 11 утра, кстати, когда они пообещали разобраться в вопросе и прислать нам новую машину через 3 часа. Что ж, сидеть и ждать у моря погоды не в наших правилах. Пока суть да дело, а наш пепелац недвижим, решили взять такси и поехать-таки посмотреть то, что так хотели. Вот оно, драгоценное Гейзеровое озеро — 796 км. Чуйского тракта. Бирюзово-голубой цвет озера просто завораживает! Раз в несколько минут подводные гейзеры выбрасывают на поверхность голубую глину и рисунок на поверхности меняется, поэтому на всех фотографиях гейзеровое озеро выглядит по-разному.

Гейзеровое озеро

Всегда новый ракурс

До Красных Ворот мы тоже добрались на такси — он представляют собой узкий извилистый проезд дороги Акташ — Улаган между отвесными скалами красного цвета. Высота скал — около 50 метров. Дорога от Чуйского тракта до Красных ворот -грунтовая, дальше, я думаю, легковому авто будет нелегко проехать.

Вот они какие - Красные ворота

На отметке 802 км. Чуйского тракта открывается потрясающий вид на Северо-Чуйский горный хребет, который даже в самую жаркую погоду покрыты снежной шапкой. Это, правда, видно только в солнечный день, а мы увидели все в облаках, поэтому фоток тут не будет…

Итак, на часах 20:00 (прошло всего лишь 9 часов!) и у нас новая машина. Претензии к нам по поводу поломки были совсем сняты, так как выяснилось, что машина только что после серьезного ремонта, который, как выяснилось, был сделан некачественно… Но все хорошо, что хорошо кончается, а мы едем дальше, впереди 330 км. ночной горной дороги до Чемала, где решили ночевать.

На обратном переезде Чемал-Барнаул останавливались в селе Сростки — родине писателя Василия Шукшина- там очень оживленно, большая ярмарка (мед, медовуха, лечебные травы, знаменитые сростинские пирожки). Дорога тоже очень живописна — чего стоят только бесконечные поля подсолнухов!

Пепелац номер два
Не весь Алтай-горный!

Про вылет обратно: стоит помнить, что самолеты Барнаул-Москва летают только рано утром! Зато сразу 3 рейса (Аэрофлот, С7 и Уральские авиалинии)! Поэтому ночевка нужна в Барнауле. Мы остановились в отеле Мальта 2. Забавное место, но для одной ночевки около аэропорта подойдет вполне.

Сказать, что остались в восторге от природы Алтая — это ничего не сказать! Советую всем отбросить любые сомнения и провести в этих сказочных местах долгожданный отпуск! Уверяю, что такой природы вы еще не видели! Она и впечатляет, поражает, и наполняет невероятной энергией!