Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:14

Томар — Португалия Ноябрь 2016

Бон диа, Лишбоа… Когда сбываются мечты.

Курс на Север Португалии, в Порту.

Брага и Гимарайнш: просьба не смешивать этот средневековый коктейль!

С планированием маршрута на Север Португалии случилась неприятность, да и не только с этим, а вообще с поездкой в целом, сложной она оказалась, запутанной и даже проблемной. Наметив посетить совместно с Италией и Португалию, я четко подобрала рейсы, стыковки и получалась замечательная картинка, пока недели за три до начала путешествия в мои планы не вмешались ТАР- португальские авиалинии, которыми я летела из Рима в Лиссабон и назад. Они решили, что мне многовато Португалии и взяли всего-навсего поменяли день вылета из Лиссабона в Рим на сутки раньше: не 12 ноября, а 11. Это была катастрофа, маршрут готов и только ждал выполнения, отели заказаны, на 11 ноября куплен ж/д билет из Порту в Томар….Но кардинально менять планы я была не намерена, пришлось их слегка подкорректировать.

Ранним утром 10 ноября, покинув уютный отель Hotel Poveira в 5–47 я выехала с ж/д вокзала Porto-Campaniha в направлении Томар. Еще готовясь к поездке и читая отзывы Лены (Kapuletta) о сложности навигации на этом отрезке пути, я все равно решила- ехать надо однозначно, ведь все равно я буду двигаться в сторону Лиссабона. И вообще в этой поездке на переезды я использовала темное время суток по максимуму.

Терзая инет нашла подходящий приемлемый вариант и это был единственный билет по Португалии, купленный мною по интернету, не считая того, который пропал по вине ТАР. Поездка получалась с двумя пересадками в Coimbra и Lamarosa. Глядя на карту, Lamarosa ниже Tomar и от нее надо было возвращаться, но выбирать не приходилось, к тому же Lamarosa оказалась лишь пересадочным транспортным узлом и я всего лишь перешла с одного пути на другой, даже не надо было менять платформу.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

От Lamarosa до Tomar ехать всего минут 20, но и за этот короткий промежуток времени я успела испытать состояние, близкое к шоку и ужасу.

Итак, последний крошечный участок пути, день за окном чудесный, о таком можно было только мечтать. Проехав половину пути, пустая электричка с несколькими пассажирами на весь состав вдруг нырнула в туман. Замерев и буквально застыв не дыша, я наблюдала как ежесекундно он сгущался все более и более, пока не превратился в сплошное молоко. Я стала молиться всем богам сразу, демонам и добрым волшебникам: ну сделайте же что-нибудь, перетащите это облако чуть в сторону, иначе ведь издали я не увижу гору и замок-монастырь на ней, как же я туда доберусь? Лепеча всякую чушь я заметила, что окрестности за окном стали проглядываться четче, потом обзор открылся дальше вглубь и через мгновение все исчезло, как и не бывало совсем! Что это было, откуда среди ясного дня и голубого неба, среди равнины вдруг взялось это густое белоснежное покрывало? О чем и кто хотели меня предостеречь? Прочь фантазии, maps.me просыпайся, пора работать, скомандовала я, едва ступив на перрон Томар.

Что там говорила Лена? Замок высоко на горе, а за плечами рюкзак! Возможно у нее он был поболее моего и потяжелее, поэтому у меня нет даже мысли о такси- пешком, только пешком и только вперед, слишком засиделась я за четыре часа в электричках. О, какая-то церковь. Уж сколько я их повидала за эту поездку, но зашла, хотелось узнать стиль в Томар.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

А что это там впереди? Ворота в рай?

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Заглянем! Как красиво, погулять бы здесь, ну ничего, буду идти назад, обязательно загляну.

Вправо и вверх уводила тропинка, глянув, что предлагала моя помощница, посовещавшись, я решила идти по ней. Даже встретив спускающуюся и одобрительно глянувшую на меня бегунью, я ничего не заподозрила. Глядя на мощеную дорогу по ту сторону стены, подумала: ну и пусть себе кто хочет идет по солнышку, а я буду наслаждаться лесом, тишиной и прохладой. Озарение пришло чуть позже, когда тропинка повернула влево и повела меня вглубь парка. Не удалось мне сегодня подольше побродить по лесным тропам, бурчала я, спешно спускаясь с холма и возвращаясь к исходной позиции, т. е. к воротам.

Второй дубль был более удачным и минут через 10, иногда бросая взгляд на раскинувшийся внизу город,

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

я уже стояла у ворот обители Ордена бедных рыцарей Христа — тамплиеров.

Зайдя внутрь и увидев то, к чему так стремилась, я остолбенела! Первое что бросается в глаза-это древнейшее здание комплекса — круглая церковь (rotunda). Позднее я обязательно зайду внутрь.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Но как обычно в таких ответственных случаях, я мгновенно отвела взгляд и поспешила в садовую зону, надо было привыкнуть, приглядеться издали, а потом уже идти на абордаж!

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

В середине XII века ордену тамплиеров, принимавшему активное участие в изгнании мавров с территории Португалии, была пожалована земля между реками Тежу и Мондегу. Здесь на холме рыцари построили крепость, вокруг которой впоследствии и вырос город Томар (Tomar). Основателем резиденции стал Гуалдин Паиш, первый великий магистр ордена тамплиеров в Португалии.

Casa do Capitulo-Дом главы как-то сразу привлек мое внимание и потом меня все время как магнитом тянуло к этому дому.

Орден богател, его могущество возрастало, что не могло не беспокоить Церковь. Причем основные доходы ордену приносило кто бы мог подумать-ростовщичество.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

В 1312 году, став одной из самых могущественных и богатейших организаций Средневековья, и положив начало современным финансам (тамплиеры изобрели чеки, расчет сложного процента по кредитам, принцип двойной записи (мне ли- финансисту, не знать что это такое!) в бухучете и много чего еще), был разгромлен французским королем Филиппом IV Красивым, одним из своих крупнейших должников.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа
Мануэлинский портал-вход в монастырь.

Папа римский Климент V, тоже задолжавший ордену немалую сумму, особо не возражал и упразднил орден. Расправа над тамплиерами была тщательно спланирована и осуществлена четко и в срок. Сперва верхушку ордена подвергли показательному процессу, но после того, как юристы ордена выстроили блестящую защиту, о которую разбивались любые доводы обвинения, маскарад закончился, и их запытали и сожгли на костре.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Но главный вопрос, который интересовал всех участников мероприятия, остался без ответа: где деньги? Тамплиеры были сказочно, баснословно, невероятно богаты, однако в захваченных замках и поместьях удалось найти не так уж много золота. Есть много версий, по которым часть тамплиеров сбежала то ли в Великобританию, то ли в еще не открытую тогда Америку, то ли в саму Атлантиду, увезя с собой большую часть богатств ордена, а одна из таких версий указывает на Португалию.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Но король Португалии Диниш I в. 1318 году провел реорганизацию, создав орден Христа, к которому перешли земли, крепости и богатства тамплиеров и в 1347 году Томар стал резиденцией великого магистра.

В XV веке великим магистром становится инфант Генрих Мореплаватель и рыцари -тамплиеры принимали участие в организованных им экспедициях по поиску новых земель. Открывший Мадейру Жуан Гонсалвеш Зарку был родом из Томара, первым достигший побережья Гвинеи Антау Гонсалвеш занимал должность коменданта города. Исследование новых земель в эпоху Великих географических открытий привело к обогащению ордена Христа. В начале XVI века, когда великим магистром стал король Мануэл I, он превратил крепость Томара в роскошный замок. Короли, правившие после Мануэла I, в том числе Жуан III и Филипп II, продолжили строительство религиозных сооружений на территории замка, который в 1510–1513годах превратился в монастырь ордена Христа (Convento de Cristo), выдающийся образец стиля мануэлино.

На территории замка тамплиеры возвели церковь-ротонду Шарола (Charola), высокую усеченную пирамиду, помните, я говорила, что именно она первое, что бросается в глаза при входе.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Шестнадцать граней зубчатой башни разделены плоскими контр-форсами. В некоторых гранях пробиты узкие, в виде бойниц, окна. В башню вписана меньшая, 8-угольная арочная ротонда — своеобразная алтарная часть церкви, большая часть которой была построена с использованием камня из римских руин.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Многие из фресок, скульптур и картин, украшающих ротонду Шарола были тщательно восстановлены до прежнего великолепия и оно потрясает! Ничего более потрясающего я не видела, тончайшая изумительная работа, как кружево, как тончайший узор и все это из золота!

Мощные стены, аура древности и загадочности, многочисленные клуатры, и семь крытых галерей, окружающих замок, придают ему внушительный и грозный вид, который до сих пор напоминает о могуществе ордена.

Удивительная архитектура, лесенки, длинные подземные коридоры с крошечными кельями монахов по обе стороны, крест тамплиеров встречающийся везде в различных исполнениях и, наконец знаменитое окно,

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

огромное, прямоугольное в стиле мануэлино, рассположенное на западном фасаде монастыря-Мануэлинский наличник

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

-все это не может не увлечь и оставить равнодушным.

Немногочисленные туристы то и дело пересекались друг с другом, блуждая по помещениям в поисках новых впечатлений.

Поднявшись по винтовой лестнице одной из четырех башенок, стоящих по периметру огромного клуатра с фонтаном в центре, я оказалась на огромной верхней открытой веранде, откуда открывались очень красивые панорамы и можно было вплотную подойти к окну и рассмотреть удивительные детали, поросшие мхом времени.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Всего монастырь украшают три знаменитых окна, с мотивами океана и эпохи Великих географических открытий: запутанные морские канаты, водоросли, кораллы, королевские символы и крест — символ ордена Христа. Для обозрения доступны два, я же видела только одно окно.

Декорированное наличниками, вырезанными из камня в форме листьев пробкового дуба, и другими элементами с морскими мотивами-от него невозможно было отвести взгляд.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Над окном находится крест ордена Христа, под окном — изображение человеческой головы, возможно, Диогу де Арруда, автора этого шедевра.

Скрученные каменные жгуты, огромнейшая пряжка,

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

различные фигуры, горгульи, утратившие свой былой лоск-я заворожено разглядывала все это, не в силах уйти.

Затем я вышла на веранду

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

и мое внимание опять всецело захватил полуразрушенный дом без крыши слева от центрального входа, вплотную примыкающий к садам Casa do Capitulo-Дом главы.

Окна, как огромные зияющие глазницы взирали сквозь время на этот мир, отсутствие крыши делало его неполноценным и беспомощным, потерявшим свое прямое предназначение, но не утратившим привлекательность.

Дойдя до края веранды и заглянув вниз и вправо на монашеский корпус, я с удивлением увидела огромный акведук, вплотную примыкающий к корпусу.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Вот это новость! Спустившись вниз, побродила по длинным коридорам, похожим на общежитие. Все комнаты монахов пронумерованы, некоторые открыты.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

В одной из них в былые времена находилось что-то типа отопительной, вверх уходил огромный люк. Одна келья своим оконцем выходит как раз к окну тамплиеров, наличие каменной скамейки предполагает о наказании за непослушание и размышлении в одиночестве глядя на символ их веры. Так мне показалось.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

На территории очень много различных дверей и входов-выходов, которые выводили в самые неожиданные места, так например, блуждая где-то к окну я выходила раз пять.

На самом нижнем этаже находится огромная столовая и кухня, в которой сохранилась каменная печь и различные приспособления для готовки еды многочисленным жителям монастыря.

Все это время по коридорам ходила и что-то бесконечно мела одинокая женщина. Время неумолимо тикало, а я все ходила и ходила, удивленно разглядывая огромные грубо сложенные колонны первого этажа, потолки в переходах клуатров, в некоторых местах как будто обожженные или почерневшие от времени.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Наконец покинув этот удивительный мир, я вышла из монастыря на площадку с видами на город.

Глянув на время и решив, что у меня до отхода электрички в Лиссабон есть еще целый час, я обойдя здание монастыря,

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

вернулась опять к входу в замок и пошла бродить по территории сада. Налетели тучи и мне захотелось еще пофотографировать удивительное сооружение на их мрачноватом фоне.

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

Облетевшие листья платанов шуршали под моими ногами, яркое солнце игриво пробивалось сквозь лимонные деревья сада,

цветочная галерея с яркими высохшими листьями смотрелась очень красиво,

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

крепостная стена с бойницами и оборудованной дорожкой окружали все это великолепие и что естественно:

Томар. Наследство тамплиеров — бедных рыцарей Христа

в моей голове произошел сбой-я забыла во сколько отходит электричка, вернее даже не забыла, а мысленно отодвинула ее отход всего лишь на полчаса позже.

Медленно и уже окончательно покидая территорию, мечтала сесть в ближайшем кафе и выпить чашечку кофе со сладкой выпечкой, дабы восстановить утраченные силы. И только ради уточнения времени для продолжительности моего релакса, достала записку с расписанием и ахнула: до отхода электрички остались какие-то 13 минут, а следующая через 2 часа. Я не знаю, кто дал мне крылья или телепортировал на вокзал, но ровно через 8 минут, даже успев купить билет в кассе, я сидела в вагоне не живая ни мертвая, едва дыша.