Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была вчера 20:22

Бангкок, Паттайя — Таиланд Январь 2008

17.01.2008 Четверг

Большой аэробус А-310 вылетел по расписанию в 2 часа ночи из Толмачево в Бангкок. В аэропорт я приехала за 3 часа до вылета, но уже стояла огромная толпа на регистрацию. В принципе, без проблем все прошла, только время тянулось долго. Было холодно, ниже -25, но тихо и без снега. При регистрации дали место у окна, я сидела в середине крыла. Самолет просто огромный, практически везде 3 ряда по 3 человека. Я не летала уже давно, плюс пресса, дающая знать о неполадках или катастрофах с самолетами, — конечно, я трусила. Но самолет взлетел легко, и полет был достаточно комфортным. После набора высоты нам дали соки, через какое-то время достаточно вкусный горячий ужин. После еды немного покимарила, а потом сидела и маялась, т. к. делать было нечего, а вокруг все спали. Полет продолжался почти 8 часов — тяжеловато. Где-то часа за 3 до Бангкока появилось табло «Пристегнуть ремни», конечно, стало страшно. Но потом командир сказал, что впереди зона турбулентности и будет болтанка. Больших «ям» не было, но неприятно потряхивало. Уже начинало светать, и места турбулентности можно было определить как дымку, как бы марево. Но потом трясти перестало, нас еще раз напоили соком и покормили. Уже перед посадкой нам раздали для заполнения бланки гостевых карточек. Таиланд — страна безвизовая. Когда самолет достаточно снизился, я обратила внимание, что внизу на земле много каналов и прямоугольников с водой. Видимо, это были рисовые поля.

Слава Богу, приземлились благополучно и зааплодировали мастерству пилотов. По переходу вошли в аэровокзал. Некоторые наверное забыли взять в салон легкую обувь и шествовали в зимних сапогах (но без курток:-)) Аэровокзал колоссальных размеров и почти пустой. Сначала шли с полкилометра в одном направлении, потом повернули и еще столько же. Рядом была лента бегущего транспортера, немного проехала, но хотелось размять ноги после долгого сидения в самолете.

У пограничного контроля была большая очередь. Нужно было предъявить паспорт и гостевую карточку. После проверки, занесения в компьютер и фотографирования, поставили штамп в паспорт. Дальше пошли за багажом, никто не проверял, чьи вещи ты берешь. Потом в обменнике обменяла 100 $ на местную валюту батты и начала искать представителя турфирмы. Нашла и почти час ждала, пока соберутся все пассажиры этого туроператора. Потом выяснилось, что кого-то с ребенком из-за недооформленных документов не выпустили из Новосибирска. Мы сели на минивэн и поехали в гостиницы.

Движение — левостороннее, дороги хорошие, широкие, с развязками, кругом пальмы, зелень — красота. В этот день было слегка пасмурно и не жарко — хорошо для адаптации. Я не испытала теплового шока, как мне рассказывали. По дороге у гида купила экскурсию на этот вечер на поездку по реке Чао-Прая (50 $) и назавтра поездку по достопримечательностям Бангкока (50 $).

Приехала в гостиницу Baiyoke Suite. Это 43-х этажное здание посреди людского муравейника напротив самой высокой гостиницы Bayioke Sky. У меня был номер 213 на 21 этаже. 4 скоростных лифта работают, если вставить карточку. Номер просто огромный: холл с диваном, кухонной мебелью, столом, телевизором и холодильником, и спальня с большой кроватью, трюмо, встроенным шкафом. И в холле, и в спальне кондиционеры. Ванная комната с ванной, душем, умывальником и унитазом. Но все это, правда, немного пошарпанное. А вот вид из окон — потрясающий: на огромный Бангкок с его уходящими в дымку небоскребами. Город очень загазованный, потом видела полицейских и уличных торговцев в респираторах.

Бангкок, вид из окна отеля Baiyoke Suite

Я вымылась с дороги, чуть-чуть отдохнула. Т. к. здесь был электрочайник, я пообедала (брала кое-что из дома), выпила кофе и совершенно чумная после полета пошла побродить по окрестностям. Ориентиры, чтобы не заблудиться, я себе наметила: моя высокая гостиница и та высоченная напротив, но я и не собиралась куда-то далеко.

Вышла и обалдела: на узких улочках кипит торговля, тут же умудряются ездить машины и мотоциклы, снуют через дорогу пешеходы. Кстати, мотобайков Honda полно, ездят и женщины и практически дети, т. к. прав не нужно. Тут же что-то жарят и едят. Я побродила, совершенно обалдевшая, и от уличной суеты, и от перелета. Тряпок — море, но глаз ни на чем не задерживался, ну слишком много всего. У меня была цель — купить панаму от солнца, белую не нашла, купила цветную, яркую за 200 б, а потом еще и сумку за 200 б, причем торговалась успешно.

Вернулась в гостиницу, утюгов там не было совсем, пришлось побрызгать водой и развесить одежду на завтра, а на «обжорную» экскурсию на реку Чао-Прая ехать, в чем летела. Гид забрал нас из отеля, мы доехали до пристани, которая представляла собой большой магазин сувениров. Пока было время, обошли его весь, любуясь заморскими безделушками. Потом мы прошли на корабль, нарядные тайки каждому прицепили цветок орхидеи. Посреди палубы стоял огромный стол с различной едой, а по бокам наши столы. Мы расселись, корабль отчалил, заиграла музыка, и начался пир. Хотелось попробовать каждое заморское кушанье. Это было не просто: все необычное, очень вкусное, и это было мое первое знакомство с тайской кухней. Много невиданных фруктов, из знакомых — арбузы (зимой!) и ананасы. Нам рекомендовали начать с фруктов. Особенно полезна папайя: за месяц она очищает печень. По-моему, попробовала все. В один момент, оценив объем съеденного, забеспокоилась, что не взяла мезим, но заедала все ананасами для расщепления, так что все обошлось. Женщина напротив налегала на креветки, съела их 4 полные тарелки, штук сто, посидит, отдуется, скажет «ох, как мне хорошо!», и посылает мужа снова за креветками. Объедались целый час, а еды не убывало. А по берегам — ночной чужой интересный город, тепло, музыка — сказка! Потом корабль развернулся, есть уже практически не могли, кто-то любовался городом, кто-то устроил танцы, но кто-то продолжал вкушать.

Яркий Тай
Бангкок, вечерняя экскурсия по реке Чао-Прая

Потом нас привезли в отель, и я рухнула спать.

Пятница

Сегодня — день экскурсий по Бангкоку. Рано утром завтрак на 43 этаже моего отеля. Огромные окна и панорама с небоскребами — дух захватывает. Завтрак входит в стоимость путевки, здесь снова шведский стол с тайской едой, много фруктов. Завтрак получился плотный, под стать ужину на реке.

Собрав людей из других отелей, отправляемся в Королевский Дворец, но сначала заезжаем на ювелирную фабрику. По указу короля, всех туристов завозят на эти фабрики. В Таиланде добывают большое количество драгоценных камней: рубинов, изумрудов и т. п. Изделия, конечно, потрясающие. Есть просто огромные камни. Есть очень красивые и просто великолепные изделия. Сначала проходим вдоль огороженного ряда столов, где эти камни шлифуют. За каждым туристом как бы закрепляется сопровождающий, который может дать консультацию и в то же время является охранником. А дальше входим в огромный прохладный зал-магазин, где все блестит и переливается. Еще стоят большие аквариумы с экзотическими рыбками. Походила, посмотрела как в музее, но фотографировать было нельзя. Хотелось бы конечно что-нибудь купить, но увы. Сестра заказывала бусы из жемчуга. Здесь его тоже очень много: и морской, и речной, и белый, и розовый, и черный, и крупный и мелкий. Так что бусы и серьги ей взяла, а себе купила слоника. Мне подсказали, что у него должен быть поднят хобот.

Ну наконец, Королевский Дворец (Grand Palace). Нас предупредили, что у женщин должны быть закрыты плечи, живот и колени. Даже в самых буйных фантазиях трудно придумать такое великолепие. И архитектура, и манера облицовки, и скульптуры — все другое. Не знаешь: то ли любоваться, то ли снимать на память. Стены и колонны облицованы мелкими фрагментами керамики и зеркал. Больше синего, зеленого и красного — все это сияет на солнце. Очень жарко. Кругом много сусального золота. В каждом храме статуи Будды, возможно, золотые. В храмах тихо, чувствуется запах ароматических палочек, нужно ходить босиком. В храме Золотого Будды вес статуи 5.5 тонн. После храма нужно было обмакнуть лежащие цветы лотоса в воду и побрызгать себе на голову — почиститься. Поражают воображения огромные фигуры божеств вне храмов, тоже мозаично украшенные. Кругом разнообразные ступы, под которыми хранятся буддийские реликвии.

Бангкок, Королевский дворец

Дальше зашли в Тронный зал, здесь фотографировать было нельзя. Дальний и более древний трон представляет собой ладью, а перед ним трон-кресло, наверное, все золотое.

В Храме Изумрудного Будды фотографировать тоже было нельзя. Это небольшая фигура зеленого цвета 46 см, из нефрита, особо почетаемая. Она была найдена в камне, когда в него попала молния и расколола его. Одевать эту статую 3 раза в год может только особа королевской крови.

При выходе из Королевского дворца мы сфотографировались со стражей и посмотрели на смену караула. Собственно в королевский дворец мы не ходили, он за оградой в саду, а осмотрели храмы. На экскурсию дается один час, это просто очень мало. После этого остался Храм Лежащего Будды. Но сначала была прогулка по каналам. Бангкок называют «Восточной Венецией». Каналы служат и для передвижения, и для подачи воды на рисовые поля. По берегам много небольших лачуг на сваях. Купив тут же в лодке батон (20 б), мы покормили больших сомов (см 70–80), которые плавали рядом с лодкой. Они просто кишели и набрасывались на куски батона. Покормить рыб — это тоже чистка кармы:-)

Лежащий Будда поражает своими размерами. Это огромная золотая статуя 48 м длины и 15 м высоты. Будда, готовящийся к нирванне.

Бангкок, храм Лежащего Будды

Когда вошли в Храм, услышали странное постукивание. Обойдя Будду, выяснили, что это люди идут и бросают монетки в чашечки, расставленные вдоль стены. Нужно было купить чашечку монеток (20 б), загадать желание и класть по монетке в каждую чашечку. Если монеток будет ровно, то желание исполнится, если больше — то еще и к богатству, если меньше, то не сбудется. И вот все идут и бросают монетки, но мне монеток не хватило:-(.

Посещение Храмов заняло первую половину дня, дальше было свободное время. Гид показала нам магазины, а так как мне нужны были шингарды для зятя, то это оказалось кстати. Мы с Наташей пошли вместе в огромный торговый центр Сиам Парагон. Магазин превосходит все мыслимые размеры и поражает простором, ассортиментом, порядком, большим количеством ухоженных продавщиц. Не знаю, сколько этажей. Огромнейшие залы без видимого деления на отделы. Например, этаж косметики. Косметика на 80–90% для отбеливания кожи, т. к. в Таиланде культ белой кожи, тайки одеваются в закрытые одежды и не могут понять, зачем белые женщины загорают. Мы не были готовы к таким магазинам. Можно было снимать смехопанораму, как мы искали эти боксерские перчатки. Сначала спросили у менеджера на входе. С трудом он понял, что нам нужны спорттовары. Послал нас куда-то типа на F 26. Долго разбиралась с системой, ничего не поняли, спросили у кого-то еще. Я говорила «sport», «boxing» и показывала на руку — не понимали, пока ни нарисовала боксерскую перчатку. Проплутав этажа 3, наконец нашли этаж спорттоваров и даже товары для бокса. Пытаюсь объяснить, что мне нужны перчатки, мне подают нужный размер и фирму, но для ринга. Пытаюсь объяснить, что надо бить не по лицу, а по груше, мне приносят чехол для груши. Я мотаю головой, что нужны перчатки, опять показывают не те, потом грушу. Уже все смеемся, потом подошли парни-консультанты. Общими усилиями выясняем, что здесь шингард нет. Покупаю спортивные трусы, рассмеявшись, делают скидку.

Развеселившись, идем в океанариум, хотя 750 батт за билет дороговато (1 батт примерно=75 копеек). Окенариум расположен в этом же торговом центре. Сначала мы шли вдоль аквариумов с разными рыбками, морскими ежами, крабами. Хотелось посмотреть морских коньков — посмотрела. Небольшие и очень милые. Дальше можно было прокатиться в лодке с прозрачным дном. Довольно большой круглый зал с водой. Мы надели спасательные жилеты и сели в лодку. Она двигалась вдоль стен, и можно было в прозрачной воде видеть больших рыб, скатов и небольших акул. Сопровождающий говорил по-английски, но в таком объеме я его не знаю, поэтому только смотрела. После выхода из этого зала нам дали по стакану Колы со льдом с забавным оьминогом в качестве крышки (сувенир для внука). Дальше снова тянулись аквариумы, которые становились все больше. И вот мы пришли в округлый туннель, где своды были прозрачные, и можно было видеть, как рядом с тобой или сверху плавают уже крупные рыбы, величественные скаты и акулы. Впечатляет, но немножко жутковато. Дальше — небольшие водопадик и пещера. Опять аквариумы во всю стену, где можно было видеть водолаза в полном облачении. Автомобиль, заполненный водой, и в нем плавают рыбки. Такие же аквариумы — холодильник и свч-печь. Чучела больших рыб и акул. Можно было подержать в руке морскую звезду, она живая, нехолодная и шершавая. Дальше в темноте какие-то, наверное, глубоководные обитатели и чучела каких-то рыб. Мы довольно долго здесь были, потом на выходе получили сувенирные сумки с эмблемой океанариума. Здесь же пришлось побыть учителем, чтобы научить тайцев, выдававших сумки, произносить по-русски «голубой» и «розовый» — это цвета сумок.

Потом мы прошли в стерео-кинозал, это как бы продолжение экскурсии. Надели очки и стали смотреть фильм о зарождении Земли и жизни на ней. Ну, стерео я уже видела и понимала, что если летит камень из вулкана, то это в тебя. Но здесь фильм сопровождался еще и спецэффектами, т. е. если что-то проносилось мимо, то тебя обдавало горячим влажным порывом воздуха, то начинал дрожать и трястись пол, и волна горячего пара проходила по ногам, то начинали наклоняться кресла. А на экране какой-нибудь динозавр рвал другого на куски. Зрителей было немного, но визжали все. Просто 20 минут восторга и ужаса:-).

Вышли из Парагона уже затемно и взяли такси до отеля. По карте это было недалеко, но мы бы не нашли, т. к. улицы сплетены в лабиринт без названий и представляют собой сплошные торговые ряды.

Подъехав к нашему отелю, предприняли попытку сходить в самый высокий отель на обзорный 86 этаж, но что-то сразу вход не нашли, да и устали, так что разошлись по своим номерам. Я что-то купила в магазине и, поужинав, упала спать.

19.01.2008 Суббота

Отъезд из отеля в Паттайю был назначен на 11–12 утра. Встав и плотненько позавтракав, с 43 этажа спустилась на 11. Здесь был бассейн, я пожалела, что не искупалась в нем. Открывался очень красивый вид и на город, и на гостиницу напротив.

Бангкок, отель Baiyoke Suite, на 11-ом этаже

Спустившись в город, пробежалась по торговым рядам, купила футболки. Затем в номере упаковалась и спустилась на ресепшен ждать автобус и гида. Тут случился казус. Каким-то образом я поменяла шифр на чемодане и этого не заметила, а у меня там лежали кое-какие документы. Покрывшись испариной, но взяв себя в руки, начала методично крутить диски замка. Нескоро, но получилось, до приезда автобуса успела.

Переезд был комфортным, ведь дороги хорошие, автобусы с кондиционером, виды вокруг экзотические с кокосовыми пальмами. Но переезд (160 км) занял почти 6 часов, т. к. сначала собирали людей в других отелях Бангкока, потом заезжали на ювелирную фабрику, а потом развозили людей уже в Паттайе. Автобус большой и ему долго приходилось заруливать на стоянки и обратно. На ювелирной фабрике задерживаться долго не стали, опять прошлись как по музею.

И вот наконец, Паттайя и мой отель White House. Название города означает: «ветер, дующий с юго-запада на северо-восток перед началом сезона дождей». До отеля, перпендикулярно дороге, ведет узкая улочка, по сторонам уставленная столиками кафе. До моря метров 100. Отель поразил зеленым великолепием растительности. 2 бассейна, ресторан и невысокие 3-4-х этажные корпуса с лоджиями. Мне достался номер 322 на 3 этаже. 2 кровати, стол, телевизор, кресла, журнальный столик, стол и кресла на лоджии, ванная комната с ванной и душем. Горячая вода была всегда. Все оказалось, как я читала в отзывах: красивая территория и обычные номера.

отель "White House"

Разместившись, пошла оглядываться. В отеле 80% русских, да и в других, наверное, не меньше. Сразу же познакомилась с Таней и ее дочерью Юлей из Иванова. Они тоже только приехали. Вместе сходили к морю. Было уже темно, но очень хотелось его увидеть. Оно теплое. Было здорово.

Паттайя делится на несколько частей: Северная, Центральная, Южная Паттайя, Будда Хилл, Джомтьен. Мой отель White House расположен на Джомтьене. Я его выбрала, т. к. вода здесь чище и полоса пляжа шире.

• Воскресенье

С утра был завтрак, вкусный и обильный, с фруктами и превосходным кофе. Шведский стол, блюд было много, старалась попробовать все. Что-то понравилось больше, что-то меньше. Понравился рис, сосиски, омлет. Были круассаны с 3 видами джемов, очень вкусным показался джем из цитрусовых. Панкейки (обжаренный хлеб) с каким-то необыкновенным медом. Фрукты: папайя, в первую очередь, ананасы, арбуз. Кукурузные хлопья с йогуртом и кусочками мелко нарезанных разных фруктов (все это стоит на столе по отдельности), соки, молоко. Крепкий кофе, ну восхитительный, рядом простое молоко и то ли кокосовое, то ли банановое. Этим завтраком я наслаждалась не меньше получаса. На 12 дня была назначена встреча с гидом Филиппом. Никуда из отеля уходить я не стала, а плавала в бассейне и загорала. Гид не пришел, и я решила устроить самостоятельную экскурсию в деревянный Храм Истины. Пошла на ресепшен, начала объяснять, что мне нужно, и одна служащая потихоньку сказала, что она с мужем может меня туда свозить. Договорились на 3 часа, ехать пришлось далеко, через весь город. Они обещали в 5 часов забрать меня и привезти в отель.

Итак, Прасат Саттятхам — Храм Истины. Мне предложили сесть в повозку к маленькой лошадке, и покатились в парк. Ехали недолго, остановились у слонов. Мне объяснили, что нужно купить бананы (здесь же 20 б) и покормить слонов. Бананы-то я взяла, слоны дружно пошли мне навстречу, тут я струхнула. Но потом увидела, что они за одну ногу прикованы цепью, вытянутой рукой подала бананы сначала одному, потом второму, им тоже пришлось тянуться хоботами. Это было мое первое знакомство со слонами. Ох, и большие же они!

Я запрыгнула в повозку, и мы покатились дальше. Следующая остановка была у дельфинов. Еще на входе я прочитала, что самки беременны, и купаться с ними нельзя. Видимо, выступление уже закончилось (жалко), а люди фотографировались и кормили двух дельфинов. Один был с привычной мордочкой, а второй с тупой. Мне достался второй (40 б). Я подержала его за ласту, он меня поцеловал, я ему дала рыбку. Он не скользкий. Было немножко боязно. Теперь на память у меня сувенирная тарелочка с поцелуем дельфина.

поцелуй дельфина

Потом я пошла к Храму через мастерскую, где тайцы, сидя на полу, вырезают деревянные фигуры. Ну, а потом я ахнула, целиком увидев Храм. Он представляет собой деревянное здание со шпилем высотой 105 м, который признан самым высоким деревянным сооружением в мире. Он является попыткой соединить национальные и религиозные традиции соседних стран, т. е. состоит как бы из 4-х частей: индийской, тайской, камбоджийской и китайской, и строится без гвоздей. Храм завораживает огромным количеством разнообразных фигур людей, животных, божеств. Его начали строить лет 20 назад, но до сих пор ведутся строительные работы, стучат молотки. Обошла его весь, зашла внутрь. Внутри ходила в каске.

Храм Истины

В 5 часов меня забрали и отвезли в отель. Сходила на рынок за отелем, накупила фруктов. Поужинала в ресторанчике «Толстая креветка», взяла тушеную акулу с овощами — вкусно, а свежевыжатый арбузный сок — еще вкуснее. А потом — вечерний променад по набережной.

Понедельник

Решила весь день провести у моря. Утром на городском пляже напротив отеля заняла шезлонг. Купалась и бездельничала. Наблюдала жизнь вокруг себя. Большинство белых мужчин выше среднего возраста находятся в обществе женщин-таек. Мужчины покупают им еду, какие-то безделушки здесь же на пляже. В 12 часов встретилась в отеле с гидом, накупила у него экскурсий на следующие дни. Пообедав, вернулась на пляж и пробыла там до вечера. Загорела. Вечером, поужинав морепродуктами, прошлась по лавчонкам. Очень много легкой одежды: футболки, шорты, шлепанцы, купальники, сувениры.

22.01.2008 Вторник

После завтрака решили поехать на остров. Собрались 7 человек, все в первый раз, на тук-туке доехали до пирса. К нам тут же подбежал молодой человек (русский) и уговорил присоединиться к ним и ехать на катере. Сторговались по 250 батт с человека туда и обратно. 20 минут — и мы на острове с прозрачной бирюзовой водой и мелким белым песком. Сразу стало понятно, почему хвалили именно острова: на городском пляже вода намного грязнее. Народу очень много. День был солнечный, так что интенсивно мазались кремом от загара, чтобы не сгореть. С Юлей обошли видимую часть острова, нафотографировались. Я нашла пещеру, но туда не полезли, т. к. было страшно и грязновато. Поплавала с маской, но красивых рыбок не было. На острове очень много сувениров. Время провели хорошо. В 4.15 этот же катер забрал нас и увез в город.

остров Ко Лан

Я очень торопилась, т. к. в этот день должна была пойти на Алказар-шоу (600 б). Это музыкальное шоу трансвеститов, очень яркое, красочное. Выбрала это, т. к. можно было фотографировать. Красивые одежды, очень красивые леди-бой. Я была поражена: стройные длинные ноги, талия и т. п. Хотя «недоделышей» было видно сразу. Операции по изменению пола в Таиланде намного дешевле, чем в Европе. Медицина здесь на высоте. Нужно несколько операций и затем ежедневное употребление гормонов. Живут трансвеститы до 35–40 лет, ждут операции 2 года, т. к. их отговаривают. Удаляют 2 нижних ребра, чтобы получилась талия, плюс силикон, плюс гормоны, массаж, тренажеры. Получаются очень красивые девушки, которые преподносят себя так, что некоторым женщинам у них бы поучиться:-). Те, кто пошли на секс-шоу, остались не очень довольны, и женщины, и мужчины.

на Алказар-шоу

• Среда

В этот день была насыщенная экскурсия, включенная в стоимость путевки. Сначала мы поехали на крокодиловую ферму на шоу крокодилов. Посередине огромный вольер с прозрачными невысокими стенками. Вдоль стенок вода, а в середине возвышение. И полно очень больших крокодилов. Дрессировщик таскал их за хвосты, поднимал их, толкал свою руку в пасть, хватал за язык, ну и самое страшное — толкал в пасть свою голову. Иногда крокодилы «огрызались», но все прошло благополучно. Нам сказали, что крокодилы не поддаются дрессировке, но им с детства вкладывают в пасть воздушный шар, который лопается, если сжать челюсти, крокодил испытывает шок, и круглое больше не пытается укусить. Кроме того, дрессировщик постоянно постукивал их палочкой, может, по определенным точкам. Захватывающее шоу. После окончания можно было сфотографироваться, сидя на крокодиле, и отведать стейк из крокодила (350 б), но я не решилась.

шоу крокодилов

Потом мы прошли в мини зоопарк. В начале сидит какой-то пузатенький медведь с небольшой головой. Дальше 2 тигра лежат на больших камнях в ошейниках, цепью прикованные к камню. С ними можно фотографироваться, обнимая сзади, но страшно. Гораздо приятнее подержать в руках крошечного тигренка. Он теплый, мягкий и пахнет ребенком. Дальше в зоопарке красивые яркие попугаи, верблюды, олени и много крокодилов. Оказывается, когда крокодильчик выбирается из яйца, он может оторвать лапу или хвост. Таких здесь много. За отдельную плату можно покормить крокодила курицей. Кусок курицы как-то крепится на веревке к длинной палке, и это опускается к воде, где находятся крокодилы. Вода зеленая, крокодилов очень много, громко хлопают челюсти, ловя курицу.

ждут...

Крокодиловая ферма находится в Парке миллионолетних камней. Окаменелые, выбеленные временем остатки древних деревьев, возраст которых более миллиона лет, долгое время пролежали в земле, были найдены археологами и сейчас прекрасно вписаны в ландшафт среди цветущих кустов, каких-то иногда голых деревьев и деревцев в стиле бонсай. Парк просто изумительный.

в Парке миллионолетних камней

После этой красоты нас завезли на ювелирную фабрику. И здесь тоже было интересно. Мы сели в маленькие вагончики и поехали по пещере. Я не знаю, настоящая она или нет. Вагончики останавливались в определенных местах, и нам рассказывали о вулканах, об образовании гор, о появлении драгоценных камней, о способах их добычи. Во время этих остановок мы видели или мини-вулкан, или горы с вкраплениями драгоценных камней, или как люди долбят и промывают руду. А потом мы прошли в огромный ювелирный салон-магазин. Походили, кто-то что-то купил, и мы, выпив кофе, поехали смотреть змеиное шоу.

Сначала походили по террариуму, восторга змеи у меня не вызывают, особенно когда лежат клубком. Пофотографировались с обезьянками, они были в памперсах и очень вертлявые. Желающие сходили в аптеку за лекарствами со змеиным ядом. На шоу я села, естественно, подальше. Круглая арена с прозрачными стенками, интересный ведущий — таец, который на русском говорил, что «змея — это совсем не страшно, умирать всего 40 минут». Сначала дрессировщик «играл» с 3 кобрами. Они казались не очень большими, но капюшон раздували и бросались на него. Он, стоя на четвереньках, умудрялся как-то уворачиваться. В конце он кобру поцеловал в голову. Чтобы убедить нас в том, что это ядовитые змеи, он с помощником взял одну кобру, подставил стаканчик и выдавил яд. Потом вынесли прозрачный, закрытый сверху ящик с коброй и посадили к ней мангуста. Оба сначала не проявляли друг к другу никакого интереса, но палка дрессировщика заставила мангуста действовать, и он мигом прокусил змее шею. Из этих змей потом варят суп (300 б порция) или тушат их (500 б). Затем на арену выпустили целый клубок каких-то змей. Они там ползали, извивались, обвивались вокруг рук дрессировщиков. Одна из змей выпрыгнула (?) из вольера, все повскакали с мест, визгу и крику было! Дрессировщик выбежал, подхватил эту змею, и вдруг она полетела в нашу сторону. Мы заорали еще громче, вскочили, но разглядели, что это не змея, а отрезок шланга, а первая была настоящая. Конечно, все это было подстроено, но было дико страшно. После шоу можно было отведать змеятины, но я как-то не смогла решиться. Наблюдала за 3 подружками: они все взяли змеиный супчик, две ели, а третья с ужасом смотрела то на свою тарелку, то на едящих подружек, но к ложке так и не прикоснулась. Еще предлагали выпить змеиной крови с желчью! Для мужчин это просто виагра, ну и для женщин полезно. Желающие нашлись, в том числе и одна женщина. Я не видела, как убивали кобру, сказали, что ей распороли живот. А дальше я уже с любопытством и отвращением смотрела, как кровь наливают в стаканы, желчный пузырь раздавливают, и из разных бутыльков намешивают еще много всякого. Как ни странно, желающие всё выпили, а потом съели уже приготовленную змею. У нее косточки как у крупной рыбы.

змеиное шоу

Вот такая насыщенная и интересная экскурсия. А вечером — купание в море возле отеля и прогулка по набережной.

24.01.2008 Четверг

У государства Сиам на гос.флаге был белый слон. Сейчас государство Таиланд с триколором, но 5 полос. Голубой — символ монархии, белый -буддизм, красный — кровь и свобода. Таиланд никогда не был колонией, и название переводится как «страна свободных». Когда французы хотели предпринять попытки колонизации, в газетах появилась фотография тайского короля вместе с российским императором. Кроме того, русский император подарил роту солдат, которые потом отсюда уезжать и не захотели.

Перед рождением Будды (Будда переводится как Просветленный) царице-матери приснился белый слон с 33 головами и 66 бивнями (сейчас изображают 3 головы), который и предрек ей рождение такого сына.

В мире 2 вида слонов: африканский и индийский. Индийские слоны, которые живут и в Таиланде, они меньше, 2.5 — 3.5 тонны, 2.5 м. Слоненок рождается 1 м и 90 кг. Через несколько часов он встает и начинает двигаться, держась за хвост матери или старшей сестры. После рождения мать присыпает его пылью, чтобы замаскировать его запах от хищников. Самцов изгоняют из стада, т. к. они становятся агрессивными. На хоботе есть небольшой отросток (у африканского нет), слон может поднять даже монетку. В Таиланде 30–40 тысяч слонов. Погонщик сидит у слона на шее и управляет ногами, почесывая за ушами. У слонов нет потовых желез, и они обсыпаются пылью после купания, чтобы появилась корка от пересыхания. Даже карта Таиланда похожа на голову слона. Это все нам рассказал гид во время поездки в тропический парк Нонг Нуч.

в парке Нонг-Нуч

Нонг Нуч назван в честь основательницы сада. Сначала это было 600 акров земли для выращивания фруктов. Но потом пришла идея создать сад. Он открылся в 1980 году. Но еще большое количество земли используется для выращивания овощей, фруктов и растений на продажу. Конечно, парк завораживает своей красотой, неповторимостью, дизайном и ухоженностью. Просто волшебно! Сначала парк орхидей. Видов немного, но они растут то большими кустами, то в небольших подвешенных горшочках. Иногда в воздухе появляется мелкая водяная пыль, наверное, так их поливают. Ведь я была в сезон, когда дождей практически не бывает. Но вообще-то, воздух влажный из-за моря. Обойдя парк, попадаешь прямо к слоникам и забавным обезьянам в костюмах, чтобы сфотографироваться. К слонам я уже привыкла и не боялась. Решила сфотографироваться на слоненке верхом. По команде, он опустился, я села, он поднялся. Слоненок теплый и немножко лохматый.

Потом мы через парк пошли на представление. Были танцы в различных национальных костюмах. Очень красочно. А потом тайский бокс, хотя видно было, что это только представление, но постаралась заснять на видео для зятя. Все представление длилось минут 40, а потом мы пошли на шоу слонов. Большое поле огорожено невысоким забором. Нас предупредили, что в первый ряд лучше не садиться, т. к. после каждого выступления слоны протягивают хоботы, требуя бананы. Слонов было много: штук 20, разного размера. Чем меньше слоник, тем наряднее он был одет. Грандиозное зрелище! Слоны ходили по кругу, взяв хоботом впередиидущего за хвост, катались на гигантских трехколесных велосипедах, держась хоботом за руль и переступая передними лапами, давя на педали. Потом слоны играли в футбол, мяч был внушительных размеров. Потом 2 слоника сбивали кегли мячом. Если попадали, то зрители бушевали аплодисментами. Один слоненок очень долго старался, прицеливаясь, чтобы бросить мяч; туда-сюда размахивал хоботом с мячом. Я за него переживала, видно было, что он очень старается. Потом слоны бросали острые стрелки, чтобы попасть и лопнуть воздушный шар. Рисовали цветными красками на футболках, причем получалась не мазня, а довольно хорошо нарисованные цветы. Я была в изумлении. Кто-то из зрителей выбежал на поле, махая деньгами, чтобы приобрести такую футболку. Ну, а потом вызвали желающих взрослых, постелили коврики на поле, люди легли, а небольшие слоники через них переступали. Причем, подойдут, слегка подавят ногой, а потом переступают. После шоу все желающие могли сфотографироваться со слонами. Обкручиваться хоботом слона, имеющего бивни, было страшно, а вот подняться в воздух, сидя на соединенных хоботах двух слонов — прикольно. И как обычно, за возможность сфотографироваться 40 батт.

шоу слонов
после шоу слонов

Далее желающие могли объехать парк на открытых автобусах (50 б), т. к. парк большой и обойти его пешком долго. Автобусы потихоньку передвигались по дороге, а вокруг — пальмы, зелень, цветущие кусты. Подъехали и походили по саду кактусов. Некоторые просто огромные. Разных видов и формы, но цветущих было мало. А в конце огромный парк — копия Версальского. В него мы не заходили, а посмотрели с холма. Конечно, сюда надо ехать на целый день.

в парке Нонг-Нуч

После парка Нонг Нуч нас завезли на фабрику латекса. Латекс изготавливают из молока каучуковых деревьев. Кто-то придумал его вспенивать и делать подушки и матрасы. Там не заводятся клещики. Чтобы уменьшить размер, подушку засовывают в пластиковый мешок и пылесосом отсасывают воздух. Она уменьшается на глазах, т. к. в ней очень много воздуха. Нам предложили полежать на кроватях на матрасе и подушке, удобно, приятно. Эти вещи повторяют контуры тела и потому полезны, но цена подушки 100 $.

Далее был заезд в магазин сувениров Лукдот. Чего тут только нет! Одного часа на такой магазин явно мало.

25.01.2008 Пятница

Купила у гида поездку на Коралловый остров Ко Лан, но приехали опять на тот же пляж, где уже были самостоятельно. Опять купание в теплом ласковом море и отдых, загар. В путевку входило питание. На обед нам дали какой-то вкусный супчик без мяса и рыбы, с зеленью. Потом были рис, ананасы, жареный на решетке морской окунь, какие-то тушеные овощи, краб, креветки, моллюски — вкуснятина.

Вообще, вечерами я гуляю по лавчонкам вдоль набережной. Была и на знаменитой Walking street, которая вся светится ночью и серая и неприметная днем. Вечерами автомобильное движение по ней перекрывается. Собственно, эта улица и определяет Паттайю. Паттайя, как курортный город, появился в 60-х годах. Эту рыбацкую деревушку облюбовали американцы, у которых рядом была военная база. Сначала, привыкшие посидеть в барах и чтобы перед ними женщины крутились на шестах, они завезли американок, а потом постепенно привлекли таек, и Паттайя стала секс-курортом. Я разговаривала на пляже, ну чем это тайки лучше нас белых женщин, что все мужики ломятся сюда. Мне ответили, что тайки очень ласковые, делают все мыслимое и немыслимое, и стоит это 30 руб в час. Действительно, на этой улице вечерами стоят и девушки, и трансвеститы. Работают go-go бары. А люди могут просто прогуляться здесь, минут 20 тихим шагом в одну сторону до выхода на пирс. Здесь же полно магазинчиков. Кстати, аналогичная улочка ведет и к моему отелю. С обеда все места в кафе заняты европейцами, с ними в компании за столиками сидят тайки. А те девушки, кто еще не нашел себе фаранга — дяденьку из Европы, стоят здесь же и ждут. Трансвеститов я на своей улице не видела.

на Walking street

Суббота

После завтрака решила съездить к наскальному изображению Будды. Это входит в обзорную экскурсию, но я на нее уже не попадаю. Туда я добралась на тук-туке, в качестве такси, и около часа бродила по парку. На скале 160-ти метровое изображение Будды, выложенное золотыми пластинами, уложенными в специально выдолбленные в поверхности скалы, желоба. Сделано было это в 1996 году в ознаменовании 50-ти летнего юбилея правления короля Рамы IX. Изображение впечатляет, наверное, все это сделать было сложно. Перед скалой небольшой водоем и парк. Местность гористая.

наскальное изображение Будды

Вернувшись в город, поехала в магазины. Они огромные: вход на одной улице, а противоположный выход на другой улице. Очень просторные, светлые, можно ходить как по музею. Очень понравился огромный отдел сувениров в Mike shopping Moll. Там просто все заставлено и завешено разнообразными сувенирами. Вообще, в этих магазинах я не встречала, скажем, бытовой техники или кастрюль-сковородок. В основном, легкая одежда, украшения, сувениры, обувь. Мало детских вещей, не знаю, где внуку игрушку купить.

27.01.2008 Воскресенье

После двух поездок на катере, до острова хотелось проплыть на теплоходе. На катере поездка занимает 20 минут, сидишь и видишь только удаляющийся берег, да прыгаешь по волнам. На теплоходе 2 палубы, плывет он 40 минут, и получается морская прогулка (туда-сюда 40 батт). Нужно доехать на тук-туке до кафе Manhatten и спуститься по узкой улочке вниз вдоль кафе, где курят кальяны, попадаешь на Walking street и еще немного налево к пирсу. По утрам всё спит, пустые кафе, немноголюдно, как-то серо. Деньги отдаешь при входе на теплоход, он заполняется людьми и отчаливает. Садимся, свесив ноги за борт, и плывем, наблюдая, как берег уходит в дымку, а море меняет цвет. Очень приятный морской круиз.

Приплыли мы на тот же остров Ко Лан, но на другой пляж. Здесь мне понравилось больше: не было полосы камешков, а только белый ровный песок пляжа и лазурное море. Загорали и купались до 4-х часов, потом на теплоходе поехали обратно. Я уже хорошо загорела.

По телевизору есть один русский канал, так что вечерами смотрю новости, как Поволжье завалило снегом. Трудно представить, что где-то есть настоящая снежная зима. В Сибири морозы. Еще на ресепшене беру книжки и иногда читаю.

• Понедельник

Как обычно, плотненько и вкусно позавтракав в отеле, взяв карту, решила сходить на самую высокую точку Паттайи на холм Big Budda. На тук-туке немного проехала дальше, чем нужно, но соориентировалась на местности по названиям отелей, и пришла в парк. Постепенно по лестницам поднялась вверх и попала как бы в китайский комплекс. Здесь была белая статуя их Богини, драконы, другие статуи. И все очень яркое, цветное. Присоединилась к русской экскурсии, прошла с ними до пагоды, где стоит статуя Конфуция, мимо водоема с рыбками к статуе Лао Цзы. Ударила 3 раза в большой колокол для благополучия, полюбовалась очень красочным изображением Дракона и Феникса. А внизу раскинулась Паттайя, и видно было море. Походив по этому комплексу, выяснила, где находится Big Budda. На этом же холме, но чуть дальше. Его видно издалека: действительно большой Будда сидит на вершине холма. К нему ведет лестница с длинными драконами, лежащими на перилах. У подножия лестницы купила клетку с мелкими пичужками (100 б), их надо выпустить на свободу, чтобы улучшить карму. У Будды я это сделала.

Big Budda
на холме Big Budda, иду улучшать карму: надо выпустить у Будды купленную птичку

Примерно сорок лет назад монахи Паттайи и Джомтьена с финансовой помощью нескольких богатых деловых людей и вкладов общины начали строительство Большого Будды. Он был построен вручную в течение одного года. Для постройки многотонной конструкции широко использовались деревянные детали (вплоть до шпинделей для крепления перил), которые потом заполнялись цементом. Первоначально Будда был белым, но позднее был окрашен золотом и теперь его видно на много миль вокруг. Большого Будду окружают десять меньших Будд, каждый из которых играет собственную роль в жизни. В семи случаях это дни недели. В зависимости от того, в какой день вы родились, у вас есть свой собственный опекун Будда, соответствующий этому дню. Следовательно, обращение с несколькими словами к Будде, родившемуся в тот же день что и вы, принесет вам удачу!

* Будда понедельника принесет вам покой.

* Будда вторника принесет вам спокойный сон.

* Будда среды сделает вас щедрым.

* Будда четверга позволит вам освободить мысли для медитации.

* Будда пятницы принесет вам радость.

* Будда субботы гарантирует вам защиту от врагов.

* Будда воскресенья найдет страждущих и поможет им.

С улучшенной кармой я вернулась в отель. Посмотрела на море, оно слегка штормило, так что я поплавала в бассейне.

Дочь дала мне задание попробовать заморский фрукт, о котором так много говорят, дуриан. Говорят, что у него вкус рая и запах ада. Нельзя его употреблять вместе со спиртным — вырубает надолго (не проверяла). Вход с ним из-за запаха никуда не разрешен. Ну ладно, нашла, взяла попробовать. Практически белая, несколько тягучая, мякоть, сладкая. Запах как таковой смутил не сильно, может, потому что была на улице. Но послевкусие… этот сладковато-гнилостный запах перешел во вкус. Короче, я съела один кусок, остальное выбросила и побежала чистить зубы. Но отвратительное послевкусие оставалось еще какое-то время.

У меня остался неизведанным тайский массаж, так что после ужина пошла на массаж здесь же в отеле. Я переоделась в рубашку и брюки, и тайка час меня мяла (250 батт). Начала она с пальцев ног, хорошо размяла все тело, а потом стала изгибать и перекручивать до хруста. Я боялась, что она меня сломает, сурово получалось. Она и сидела на мне, и даже топталась по подошвам. Надеюсь, что это на пользу.

Вторник

Во время завтрака накрапывал дождик. По планам у меня была последняя поездка на остров. Пришлось сходить на море, посмотреть, большие ли волны. Дождик кончился, волны были небольшие, так что я поехала на теплоходе на остров. Мы приплыли в другое место, на пляж пришлось ехать на тук-туке на другую сторону острова (30 батт, а по городу 10). Пляж небольшой и с полосой камешков. В прошлый раз был самый лучший. Море было неспокойное, но все равно купалась и загорала.

Вернувшись с острова, прошлась по магазинам, немного прогулялась по нарядной Walking street. Поужинав акулой в «Толстой креветке», пошла на масляный массаж (300 б). Этот мне понравился больше: здесь не ломали и не перекручивали. Тайка начала со спины: мазала душистым цитрусовым маслом и растирала. Потом поочередно ноги, руки. Потом я перевернулась, и она, намазав маслом, массировала все тело, а потом голову и шею. Масло полностью впиталось, спала я хорошо.

Среда

Это практически последний день в Паттайе, т. к. завтра в 7 утра выезд из отеля в Бангкок в аэропорт. Мой сказочный отдых подошел к концу. Конечно, я посетила не все экскурсии, сегодня у меня был парк животных Кхао-Кхео. В переводе это — зеленая гора. Действительно, местность холмистая, но гор нет. Практически, это огромный зоопарк километрах в 30 от Паттайи. Для местных школьников здесь проводятся уроки биологии.

Приехали, напротив остановки автобусов — базарчик, очередное разводилово для туристов. Естественно, каждый хочет из своих рук покормить животных. Идем и покупаем пакет с огурцами, длинными стручками фасоли и бананами. Немного проходим вперед и у розовых фламинго садимся в открытый автовагончик. Первая остановка — у косуль. Они просто находятся на лужайке без ограды, нас не боятся. Пытаемся накормить их фасолью, но видимо, у них плохой аппетит.

Главная достопримечательность зоопарка — 2 белых тигренка, им по два с половиной месяца. Конечно, покормила такое голубоглазое чудо из соски (200 б с фото). Позже видела 3 взрослых белых тигра.

парк животных Кхао-Кхео

Рядом вольер с пингвинами. Здесь кондиционер и прохладно. Пингвины находятся за стеклом, там у них водоем и берег. Пингвины небольшие и постоянно плавали и ныряли. Рядом с вольером — козлики, которые с удовольствием похрумкали огурцами. Дальше кролики, обезьяны, змеи.

Идем дальше по мостику над водоемами, где живут бегемоты. Животики у них не болели, и они с удовольствием ели наши огурцы. Пасти у них действительно огромные. Дальше — жирафы, которых я видела впервые. Их 4 или 5 и маленький жирафенок, которому 1 месяц, но он к нам не подходил. Жирафы находятся как бы в углублении, так что тянуться до них не приходилось, давая огурец. Вместе с ними ходят страусы. Носорог и зебры были где-то вдали, медведи дружно спали. В одном месте глубокая яма с навесом, и там кучами лежали какие-то змеи. Автовагончик делал частые остановки, мы выходили и смотрели на животных. Один павлин сидел на дереве, за другим я поднималась на горку, но он убежал от меня и куда-то спрятался. Много красивых попугаев, они даже пытались что-то сказать.

Хищные животные находятся дальше. Они живут как бы в огромных пещерах, на них смотришь через стекло. Запаха нет, животным просторно, а людям интересно. Долго мы ходили и смотрели. Сюда можно приезжать и жить в бунгало. Но я ожидала экскурсию несколько иного: типа, едешь в закрытом автобусе, а животные ходят на воле. Еще здесь много птиц. Ну и конечно, слоны. Им мы скормили остатки овощей. Ах да, еще был верблюд. И здесь нас предупредили, что дикие макаки, которые ходят свободно по парку, особенно в этом месте, могут отобрать очки или фотоаппарат. И действительно скоро мы их увидели, они шли целой делегацией, не боясь, подходили и брали протянутые бананы.

Объехали парк кругом и остановились у небольшого, но красивого водопада. А уже на выезде нас накормили обедом. Мы сидели над озером, и пока ели, шел тихий дождь. Потом сходили к большому золотому дракону, удивительно, но он был сделан из пальмовых листьев.

Приехав в город, сходила проститься с морем. Искупалась, хотя были волны, посидела на берегу, почувствовала, что уезжать не хочется.

Потом сходила на рынок, расположенный за моим отелем, накупила разных фруктов, газета с их названиями у меня была, корзинку я купила заранее. Ну и как раз успела сфотографировать заход солнца в начале седьмого.

прощальный вечер

Мне посоветовали попробовать морепродукты, приготовленные в кокосовом орехе. Чем не прощальный ужин? Нашла ресторан, где на входе во льду лежали разные рыбы и прочая морская живность, сделала заказ. В кокосовом молоке были сварены креветки, осьминоги, мидии — много всего, но было сладковато, отдельно подавался рис.

Потом прошлась еще по улице и пошла собирать вещи. А жаль…

31.01.2008 Четверг

Сегодня — отъезд. Проснулась в 6, пошла напоследок позавтракать. Ну очень мне эти завтраки нравились. Сначала ела папайю. Обычно на столе было 3 фрукта, в основном, арбузы, ананасы, папайя. Иногда вместо чего-нибудь были зеленая дыня, или бананы, или глаз дракона, или тайские яблочки. Потом я ела кукурузные хлопья с йогуртом и кубиками разных фруктов. Большая тарелка была с рисом, сосисками, омлетом, свежими овощами и еще с чем-нибудь на пробу. Это запивалось соком и заедалось ананасами для переваривания. Ну, а потом отличный кофе с фруктовым молоком и или круассаном с джемами, или панкейком с медом.

После завтрака взвесила вещи, оказалось в самый раз 20 кг и ручная кладь. Две большие сумки в багаж, в ручной клади одна с фото-кино-аппаратурой и хрупкими сувенирами, а другая с зимними вещами, которые пришлось тащить с собой. Оставила в отеле недоиспользованные крема, шампуни, буклеты, газеты.

Собрав народ из других отелей, автобус поехал в Бангкок, сделав одну остановку для туалета и магазина.

Приехали в аэропорт, регистрация уже шла. Понервничали из-за багажа: дороговато оплачивать перевес, но все прошло гладко. Сдала багаж, потом паспортный контроль и переход в зал ожидания. Аэровокзал просто чудовищно огромный. Наш самолет уже стоял, грузился. Опять аэробус А-310.

Сели в самолет и около часа ждали, когда придет доктор и даст заключение для беременной на 7-м месяце женщины, сможет ли она долететь. Наконец, поехали на старт. Самолеты буквально стояли в очереди на взлет друг за другом. Только один взлетит, следующий готовится к разбегу. Полет продолжался около 8 часов. В полете снова 2 раза кормили, но уже тайской едой. Было много детей, которые сначала бегали по самолету, но потом угомонились и уснули. Впереди был экран, по которому можно было следить, где летим, с какой скоростью (700–850 км/ч), на какой высоте (10100-10700 м), давление за бортом 440–570 мм/р.с., температура -32-62 градуса Цельсия. По карте было видно, что летели зигзагами. Над горами покачало, объявили зону турбулентности, давление здесь было самым низким, скорость самолета тоже.

Пассажиры, по-моему, выпили все виски, купленное в Duty Free, и вели себя соответственно. Стюардессам пришлось тяжеловато пытаться их угомонить.

Приземлились в Толмачево благополучно, только пришлось напяливать на себя сапоги, свитер, куртку, шапку, ведь прилетели в зиму, в минус 20. А вечное лето с теплым морем осталось далеко…

Немного информации, почерпнутой во время экскурсий. В Таиланде с 1837 года правит королевская династия Чакри. Рама V отменил рабство и провел много реформ. Сейчас Рама IX. Король — интеллигентный человек: он получил образование в Швейцарии, окончил биохимический факультет, пишет стихи, играет джаз, занимается живописью и профессиональной фотографией. Он немало сделал для страны, и в своей любви к нему тайцы искренни. День рождения короля — главный официальный праздник в Таиланде. 5 декабря ему исполнилось 80 лет, он правит с 1946 года.

Летоисчисление Таиланда ведется от дня Смерти Будды. По тайскому календарю сейчас — 2551 год, опережает наше летоисчисление на 543 года. На талонах, на автомобилях, на билетах этот год. Надо было отправить открытку из будущего J. Новый год отмечают 13—15 апреля, и называется он «праздником воды».

95% жителей исповедуют буддизм. Нас предупредили, чтобы мы (женщины) не приближались к монахам, а тех видно по оранжевым одеяниям. Вообще, каждый мужчина таец должен хотя бы на несколько дней стать монахом, особенно после смерти родителей и т. п.

Русские начали посещать Таиланд с 1993 года, а с 2002 г. — безвизовый въезд на 2 недели. Иностранцам гражданство не дается.

Произрастает около 20 видов фруктов, 3 урожая в год. С октября по февраль +25 — +27 и сухо. Потом становится более жарко, и идут дожди. 80% экономики — земледелие, 6% — туризм: Паттайя и острова (в Турции туризм 60%).

Слон — символ мудрости, силы и выносливости. Величие короля определяется по количеству у него белых слонов. У Рамы V было 11, сейчас 10.

Около статуй Будды фигурки животных означают год рождения по восточному календарю человека, на деньги которого построен храм.

Пенсий нет, дети содержат родителей.

Иностранцев называют фарангами. 2 толкования: foreigner — иностранец: или фрукт, снаружи белый, внутри зеленый ($).