Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 25 марта 8:29

Татев — Армения Май 2017

Речь в этом рассказе пойдет о красивой пещере, расположенной под так называемым Чертовым мостом, который находится поблизости (около шести км.) от села Татев. В том самом, в котором находится и известный одноименный монастырь.

Хочу выразить благодарность Михаилу Страннику (Chedty) https://chedty.tourister.ru/, который посоветовал посетить этот интересный природный объект.

Сей день начался в селе Татев, в котором я остановился на одну ночь в гест хаусе BB Apartment, в относительной близости от Татевского монастыря. Вообще в Татеве мне очень понравилось, днем ранее я уже осмотрел сам Татевский монастырь, прокатился на канатной дороге «Крылья Татева», а также на несколько часов сходил в горы на ближайший перевал.

И я даже думал там остаться еще на денек, но все-таки времени для этого было мало, правильней было бы уже сегодня достичь города Гориса, от куда уже можно добраться и до столицы республики Армения, города Ереван.

Итак, собравшись, я двинулся в путь. Хозяин апартаментов, Армен любезно согласился меня немного подвести до станции канатной дороги. Доехав до которой, я в итоге решил дальше следовать пешком по серпантину по направлению к реке Воротан, где находится один из интереснейших объектов тех мест: Чертов мост. Хотя на самом деле интересен не сам мост, а то, что находится под ним (красивая пещера). Забавно было видеть отзывы некоторых туристов, которые писали: «ну добрались мы до этого Чертового моста и он нас как то совсем не впечатлил», то есть о пещере. которая находится под ним знают далеко не все, кто приезжает в те края.

Погода была в целом хорошая, малооблачная и теплая, даже слегка жаркая. Настроение было отличное, даже относительно тяжелый рюкзак за спиной не особо сильно давал о себе знать) Более того, первые 30–40 минут пути, чувствуя, что сил много, я решил временами даже бежать под горку) Идя вниз по серпантину, сделал несколько красивых кадров окрестностей

Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом

А вот и Чертов мост по центру фото (там где небольшая автостоянка):

Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом

Мост создала сама природа, выпилив в известняке пещеру. Ширина перемычки 60 метров, длина — 30.

Подходим ближе:

Разговорившись с хозяином гест хауса, мы в том числе поговорили и об этом интересном месте (пещере)

Он сказал, что там, возле моста, есть специальный человек, который сопровождает желающих, которые хотят увидеть пещеру

Самостоятельно попасть в пещеру весьма не просто и опасно, ибо надо сначала лезть по отвесной скале, по тросу и лестнице. Хотя это не долго. Потом будет еще более сложный участок. Нужно пересекать, пусть и возле берега, бурную горную реку Воротан. То есть надо знать брод. По этому самостоятельно без сопровождения лучше туда не лезть.

Река Воротан бурлит на глубине десяти метров.
Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом

На фото мой сопровождающий Хачик. В кадре также хорошо видны рукотворные минеральные ванны с теплой (чуть более 40 градусов) водичкой. Рядом есть пляжная кабинка для переодевания

Внизу бурлит река Воротан. Именно здесь мне предстояло спуститься вниз к ее берегу прям по отвесной стене, на фото правда это не очень видно, ну уж поверьте, что это так

Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом

Спустившись вниз, мы снял обувь, чтобы пройти вброд участок вдоль реки. Он впрочем не продолжителен. Но тем не менее в этом месте нужно быть предельно осторожным, река глубокая и бурная и ошибаться там не стоит.
Вода в реке очень холодная, так что придется немного потерпеть это

Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом
Вода в природных ваннах в самой пещере очень комфортной температуры (30-40 градусов)
Еще через несколько шагов находится каскад минеральных источников белого цвета, похожий на турецкий Памуккале, только укрытый от солнца
Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом

Мой гид-проводник сказал что дальше есть еще один зал пещеры, но он на данный момент не доступен из-за высокого уровня воды в реке

Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом
Сверху почти непрерывно течет минеральная вода
Потолок покрыт водорослями и нитками растительности. Дно чистое, приятное на ощупь...
Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом
Пробыв в пещере около 20 минут, может даже чуть больше, настало время выбираться из нее
Армения. Удивительная пещера под Чертовым мостом
Это склоны каньона над мостом. Где-то пишут что это потоки застывшей лавы, но больше все же похоже на известковые натеки

Итак, подведем итоги. Увиденная нами пещера, это просто невероятное по энергетике и красоте место.

Так что очень рекомендую посетить ее

Представляю Вашему вниманию также небольшой видеоролик, снятый в этой пещере: