Турист Владимир Шефер (Shefer)
Владимир Шефер
был 16 сентября 2019 9:31

Сэпынца, Сигету-Мармацией — Румыния Май 2015

Не знаю, сколько в мире кладбищ находится под охраной Юнеско. Удивительно другое, что самое маленькое из них Чимитирул-Весел (Cimitirul Vesel) находится в маленьком румынском селе Сапынца в Марамуреше, расположенном недалеко от границы с Украиной.

От деревни Бырсана до Сапынцы порядка 70 км. Смотришь на маленькие чисто выбеленные крестьянские дома и проникаешься еще большим уважением в этому народу. Моя теща сказала бы - дома стоят как огурчики.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Порой встречаются поразительные экземпляры. Именно такими в детстве мы себе представляли сказочные русские терема с царевичами и королевнами, когда читали народные сказки.

Помните, я писал, что стоимость деревянных ворот в этих местах может доходить до 8000 евро? Судя по размаху этих ворот, они именно из этой ценовой категории.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Деревянные цепи этих ворот с кольцами маленького диаметра восхитительны, ведь они выпиливаются из цельного куска дерева! Чуть дрогни рука мастера…

Узоры на воротных столбах с давних времен призваны охранять дом от нечистой силы, а уж леших и ведьм в здешних чащобах тьма тьмущая!

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Мы еще в начале поездки, когда страшнейший ливень, не дал посмотреть одну из красивейших дорог Трансильвании, дали себе слово — не расстраиваться из-за погоды. Но похоже, эта каверзная дама, снова готовит очередную неприятность. Чистое, час назад, небо, на глазах затягивается облаками, становится все темнее и темнее. Когда приехали в Сапынцу начался ледяной дождь. Местное кладбище, получившее мировую известность из-за необычных красочных крестов с картинками и эпитафиями, с легкой руки французского туриста, давно называют «веселым».

Вроде бы две несовместимые вещи, место скорби и веселье, но название прочно закрепилось за этим местом.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Только нам сегодня под ледяным дождем с каждой минутой все грустней.

В тридцатых годах прошлого века в деревне жил очень талантливый и остроумный человек Стан Йон Петраш. Только вот работа у него была утомительная, делать односельчанам кресты на могилы.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Однажды он решил поозорничать и сделал крест с картинкой, на которой яркими красками нарисовал, как жила усопшая на земле. Родственникам крест понравился сразу, и необычный крест водрузили на могиле.

Тревожно загудела деревня, местный священник требовал немедленно прекратить подобное святотатство, а партийный секретарь, на всякий случай, написал письмо в Бухарест письмо самому Николаю Чаушеску.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

В жизни каждого человека может наступить звездный час, важно только не пропустить его приход, видно скульптор и художник почувствовал его.

К необычному кресту в деревне быстро привыкли, и вот уже другие сельчане стали просить Йона разукрасить крест.

И мастер принимался за изготовление креста, на котором в небольшой картинке были показаны истории из жизни ушедшего человека.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Вот этот человек был военным, этот учителем, а этот трактористом. А эта женщина умела хорошо готовить.

В первых работах использовались преимущественно темно-синие оттенки, однако позже каждый цвет приобрел свой символ: зеленый олицетворял жизнь, желтый — плодородие, красный — страсть, черный — смерть.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Потом в деревне появилась даже «художественная школа» с правилами по изготовлению крестов.

В христианском мире есть правило- о мертвых или хорошо или никак. Но что рассказать о человеке, которого все в деревне запомнили как беспробудного пьяницу и забулдыгу?

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Я здесь покоюсь, а зовут меня Стефан.

Когда был жив, любил я выпить.

Когда жена ушла, я пил.

И снова пил, чтоб стало легче.

Не так уж плохо, что жена ушла —

Теперь вот пить могу с друзьями.

Коль навестил меня, оставь вина немного.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

И когда художник, изобразил его портрет с бутылкой в руке, родственники сначала обиделись, но немного подумав, решили, что пусть все остается как есть. Ведь все равно все в деревне знают, каким он был при жизни. Прав классик- от людей на деревне не скрыться. Каждую картину на кресте художник обязательно сопровождал ироничными комментариями от собственного лица. «Под этим камнем лежит теща моя. Если бы она еще три дня прожила, то вечным сном почил бы я, а читала эти слова она».

За надгробие мастер просил примерно 200 евро, в зависимости от сложности работы. Но редко кто отказывался, каждому хотелось, чтобы их родственник вошел в историю.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

25 лет Йон Петраш выполнял эту необычную работу. Перед собственной смертью в 1977-м для себя он сделал надгробие с такими словами: «Здесь похоронен мужчина, который за всю жизнь никому не причинил зла».

Кладбище небольшое по площади, около восьмисот могил.

Планировали мы походить и по Сапынце, но холодному дождю не было видно конца, пришлось быстро уехать. По дороге в Бырсану погуляли по городу Сигету Мармацией.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Это старинный город, образованный в14 веке, переживший много трагедий.

За свою многовековую историю он не раз переходил от одного государства другому.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Самым тяжелым стал для него раздел после Второй мировой войны, когда Сталин на карте провел пальцем линию, будущую границу между Румынией и Украиной. В городе Сигету Мармацией эта граница проходила по реке Тиса. Исполнителей воли вождя мало интересовало, что город лежит по обоим сторонам реки. Его так и поделили, как кусок хлеба, невзирая на судьбы людей. На украинской земле образовали поселок Солотчино.

В историческом центре сохранилось несколько красивых старинных зданий.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Самая старая венгерская реформаторская церковь, была закрыта.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Другие церкви видимо не представляют большого интереса, даже на румынском туристическом портале о них нет информации.

На ближайших к центру боковых улицах, стоят недавно построенные добротные каменные дома с евро штукатуркой. Большинство из них, принадлежат людям, которым удалось найти работу на стороне или в других странах. Заработок на месте находят редкие счастливчики.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

В городе есть мемориал памяти жертвам социализма в бывшей тюрьме. Ее построили еще при австро-венграх в 1897 году и до 1944 года она была обычной тюрьмой.

Когда к власти пришли коммунисты, тюрьма стала местом ссылки политзаключенных, несогласных с режимом Чаушеску. Сейчас в тюрьме музей, рассказывающий о жизни ее бывших узников. В Румынии очень любят подчеркивать, как много зла принес стране коммунистический режим.

Во время войны нацисты сожгли в печах Освенцима 38000 тысяч евреев, проживающих в Сигетском жудеце. Сколько погибло цыган, никто не считал. Только вот боль еврейского и цыганского народа сейчас неудобно вспоминать и мемориалам многим тысячам погибших, не нашлось места.

Оковы коммунизма сброшены, но где же процветание и изобилие? Мы видели много румынских городов, стоит немного отойти от центра и сразу запущенность и ветхость домов бросается в глаза.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Города гораздо непригляднее деревень. Сигету Мармацией из абсолюного большинства не выделяется, Хорош только пятачок в центре, за его пределами город выглядит жалко.

Искать грязь и снимать разруху, дело репортеров. Мне больше по душе поохотиться за природными красотами.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Ходить по лесам, дышать кристально -чистым воздухом.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Любоваться старинными церквями и поверьте, проблемы уйдут.

Поклонникам леса, будет интересно съездить в город Вишеу де Сус.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

В Румынии, из-за гористого рельефа, все дороги чрезвычайно живописны.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Из Вишеу де Сус организуются поездки по узкоколейной железной дороге, тянущейся на северо-восток от города, вглубь карпатских лесов. Паровоз отправляется в 9 часов утра.

Узкоколейка была построена в 1930 году и теперь маленький паровозик и ретро-вагоны уже стали историей.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Туристов, на удивление, собралось много. Имейте в виду, вагоны открытые, поезд идет по влажному ущелью и без толстовки или свитера будет холодно даже при высокой температуре воздуха.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Основное предназначение дороги не туристическое, а хозяйственное. Здесь расположено много лесоповалов, и поезд, попутно, подвозит лес к шоссе и большой железной дороге.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Лес с утра окутан туманом, это добавляет ему таинственности и загадочности.

Хорошо еще день выдался солнечный. Паровозик весело несется мимо блестящих на солнце горных потоков, еловых и сосновых лесов.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

С утра он будет, старательно пофыркивая и выпуская густые клубки паровозного дыма, подниматься вверх по ущелью.

Временами лес кажется мрачным, но когда поезд выезжает на солнечную сторону, сочетание темно-еловой зелени с яркой весенней листвой буков и грабов образует нарядные узоры.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Машинист время от времени включает паровозный гудок, который эхом отдается в горах.

Старичок — поезд идет медленно, задыхаясь на подъемах до остановки, где к нему прицепят вагоны с карпатским лесом.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Здесь он заправляется водой, помощник машиниста смазывает из большой масленки колеса.

Не скажу, что я любитель поездок на ретро-паровозах, мне больше по душе знакомиться с нашей землей ногами. В летнее время отсюда агентства организуют для таких чудиков, как мы, экскурсии по карпатскому лесу.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Километров десять пешком по горам до места, где вас будет поджидать машина. Задумка была хороша, но, я, не мог предусмотреть, что идти весной через лес после сильных дождей нереально. Имейте это ввиду!

После часовой стоянки, паровозик дает длинный гудок и еще немного, ждет собирающихся пассажиров.

Марамуреш. «Веселое кладбище» и поездка по ретро-дороге

Обратно он спускается с горы и бежит, пофыркивая от удовольствия, уже веселее, прогулка продолжается около четырех часов. Жалко смотреть, как лесорубы уничтожают вековой лес. В некоторых местах это приводит к экологическим катастрофам. Из-за бесконтрольной вырубки, во время дождей, грязевые потоки с гор размывают дороги и даже смывают дома местных жителей.

В заключение скажу, Марамуреш очеь красив и интересен. Не эконгомьте время на поездку сюда.