Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 7:13
Европа!!!

Гавана — Куба Март 2017

Начало моих маршрутов по Гаване здесь и здесь.

Как говорится, остатки сладки. Следуя этому мудрому изречению напоследок я оставила себе несколько вкусных кусочков Гаваны, а именно её знаменитые оборонительные сооружения и поездку на туристическом автобусе по отдалённым районам столицы.

Понятно, что крепости и форты всегда играли важную роль в истории Гаваны, отражая атаки с моря флибустьеров. Город стоит на берегу большой изогнутой бухты с узким проходом, по обеим берегам которого в разное время были построены целых четыре крепости, защищавшие Гавану от морских атак. Очень грамотная придумка.

Вспомним чуть-чуть историю Кубы. Она была издавна богатой испанской колонией, и все корабли из Америки в Испанию обязательно заходили в Гаванскую бухту. В те далёкие времена Гавану с полным правом называли Ключом от Нового Света, так и манившим авантюристов, любителей лёгкой добычи. Так что, вполне понятно, что испанцы были очень заинтересованы в укреплении города и тратили на строительство оборонительных сооружений немалые средства. Всё правильно, безопасность превыше всего.

Вот я и решила в свой последний день в Гаване отправиться на противоположный берег залива и не просто так, а по гаванскому подводному туннелю. Поездка туда на такси с бульвара Прадо обошлась мне в 4 кука, очень даже по-божески.

И вот передо мной первая крепость Эль-Морро, маяк которой так эффектно смотрится с Малекона.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Наверное, это самая красивая и эффектная крепость Гаваны, а её маяк давно уже стал открыточным видом и символом города.

Оплачиваю 6 CUC и отправляюсь на прогулку по стенам крепости. Полное её название звучит так — Castillo de los Tres Reyes del Morro, что значит Крепость Волхвов. Длинно и по-библейски скучно, так её давно и не называет никто, просто Эль-Морро, что означает холм, и всё. В стратегическом месте её построили, ничего не скажешь, со стороны самой узкой части залива, обезопасив тем самым город от неожиданных атак пиратов с моря. А пиратов в 16- 17 веках там было видимо-невидимо! Французские и английские флибустьеры так и норовили поживиться богатствами Гаваны. И в первую очередь их соблазняли эти места тем, что здесь формировались флотилии для отправки в Европу золота из Америки. Вот после таких нападений испанцы и решили возвести на противоположном берегу залива две мощные крепости. Чтобы не повадно было всяким пиратам зариться на сокровища испанской короны.

Эль-Морро строили сорок лет. Получилось внушительное сооружение с огромным маяком, бастионами и различными строениями.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Вот так гуляешь по стенам крепости и представляешь себе, как из таких пушек защитники крепости вели огонь по захватчикам.

Только виды на Гавану со стен этой крепости меня не очень впечатлили. Далековато и мелковато как-то.

Зато соседняя крепость Ла-Кабанья оттуда неплохо просматривается, радуя панорамным видом.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

От видов со стен Эль- Морро ожидала большего, откровенно говоря.

Ну да ладно, не стоит горевать по этому поводу. Лучше отправимся дальше, ко второй крепости Ла-Кабанья. Тем более, она совсем близко, реально дойти пешком минут за десять, любуясь по дороге красивенькими особняками.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Fortaleza de San Carlos de la Cabaña считается самой крупногабаритной крепостью на Американском континенте.

Она действительно огромная, глазом не охватить!

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Площадь её стен охватывала 700 м в длину и 240 в ширину, и умещалось на них 120 пушек.

Ла-Кабанья, построенная в 1774 гожу значительно моложе Эль Морро, это и понятно, её начали строить после того, как первая крепость пала под ударом англичан.

Вообще, на редкость всё было продумано у испанцев! После ухода британской армии на остров прислали архитектора Сильвестра Абарка, который и спроектировал в этом месте крепость Сан-Карлос-де-ля-Кабана.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Построили её очень быстро, всего за 11 лет, немного в стороне от крепости Морро. Если бы вражеские корабли смогли преодолеть первый эшелон обороны, в виде крепостей Морро и Пунта, то они неминуемо попали бы под мощный огонь со стен замка Кабанья. Хитро придумано, ничего не скажешь!

Структура форта имеет несколько дугообразных оборонительных линий и рвов, которые сейчас высохли и заросли травой.

Поражают размеры крепости, особенно на контрасте с компактным Эль Морро. Чувствуется размах, мощь и величина. Одним словом, очень серьёзное оборонительное сооружение.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Здесь тоже придется заплатить 6 CUC и гуляй не хочу!

На территории много разных построек, имеется даже церковь и солнечные часы.

Провела там в общей сложности минут сорок, наверное. Виды со стен этой крепости понравились мне больше, чем с Эль-Морро.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

А ещё отсюда просматриваются Маяк Эль-Морро и верхушка Гаванского Христа, куда я отправлюсь позже.

Ла-Кабанья известна ещё и тем, что в период борьбы с режимом Батисты в её подземельях томились революционеры, там же проходили допросы и казни. А в 1959 году крепость захватили повстанцы во главе с Че Геварой и разместили здесь свой штаб. Получается, что и революционное прошлое у неё имеется. В общем, крепость с непростой историей, много чего повидала на своём веку.

Вот ещё одна её фишка — каждый вечер в 21.00 здесь проходит популярная церемония Выстрел пушки. Но залпа ждать я, конечно, не стала, а отправилась дальше.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Распрощавшись с форами я держу курс на третью известную примечательность этого берега — статую Гаванского Христа. От Ла-Кабаньи до неё пешком тоже минут десять. Ну, а по дороге можно увидеть разные военные экспонаты под открытым небом, так что прогулка очень даже приятная получается.

El Cristo de la Habana стоит на вершине холма в парке Касабланка.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Отсюда, наверное, самые лучшие виды на другой берег и порт.

Во всяком случае, всё просматривается намного лучше, чем со стен крепостей. Сам Христос, кстати говоря, виден с разных точек Гаваны с противоположного берега. Поэтому, если времени в Гаване в обрез, то можно его и выпустить, просто полюбоваться им издалека. Ну, а я раз уж очутилась на этом берегу, решила почтить его своим вниманием. Христос понравился однозначно.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Такой он трогательный, человечный, с прижатой к груди рукой. Полный контраст с грандиозным Христом в Рио. Совершенно другая стилистика.

Статуя Гаванского Христа создана из каррарского мрамора женскими руками, между прочим. Её автор знаменитая кубинская художница-скульптор Хильма Мадера. По иронии судьбы деньги на статую пожертвовала жена Батисты, а уже через несколько дней после её открытия в стране победила революция Батисту сместили и к власти пришёл Фидель Кастро. Вот ведь как бывает, как говорится «You neve know»!

Прогулявшись по парку

вокруг Христа я обнаружила Монумент гражданской обороны Кубы. Абстрактная скульптура олицетворяет солидарность человека с силами природы в водовороте ветра, огня и воды. Оригинальный монумент, необычный. Неожиданное открытие получилось.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

А дальше я спустилась по лестнице вниз к причалу. Это самый быстрый и удобный путь на тот берег. Отсюда можно переправиться на пароме на другой берег и оказаться прямо в Старой Гаване. Так я и сделала. Паромы курсируют раз в 20 минут и стоят сущие копейки, 1 CUC.

15 минут по заливу и я уже на той стороне у стен Православной церкви, откуда рукой подать до всех знаковых достопримечательностей центра.

Ну, а вторая часть моей программы в тотдень подразумевала поездку на туристическом автобусе Habana BusTour.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Яркие автобусы стартуют от Центрального парка c интервалом в 25 минут, делают 27 остановок и стоят 10 CUC. Бегают они с 09.40 до 18.00.

Очень удобная и бюджетная штука эти автобусы, к тому же с их помощью можно увидеть отдалённые районы Гаваны, куда так просто не добраться.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

В общем, я с удовольствием прокатилась на этом туристическом автобусе, в результате чего и составила полное представление о столице Кубы, подивилась её гигантским размерам и расстояниям.

В первую очередь мне хотелось увидеть площадь Революции. Здесь я вышла на 25 минут, а на следующем автобусе продолжила свою прогулку. Площадь Революции (Plaza de la Revolucion) впечатляет в первую очередь своими размерами, это самая большая площадь Гаваны, где могут разместиться сразу до полутора миллионов человек.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Что там можно увидеть? Прежде всего, в глаза бросается внушительный Мемориал Хосе Марти в виде огромной стелы.

Перед мемориалом трибуна, с которой Фидель произносил свои пламенные речи из серии Patria o Muerte. Кроме того, это самая высокая постройка Гаваны. Можно подняться на его смотровую площадку, но я решила этого не делать, ничего особо интересного вокруг всё равно нет, до центра далеко. Из интересного здесь ещё огромные портреты Че Гевары и Камило Сьенфуэгоса на фасаде Министерства Вооруженных сил Кубы.

Две знаковые фигуры кубинской революции. Вообще, культ Че Гевары на Кубе просто поразительный. Куда бы я не приезжала, везде видела его портреты, скульптуры, изречения.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Просто удивительно, ведь аргентинец, а стал символом Кубы и теперь ассоциируется, прежде всего, с этой страной.

Очень украшают площадь ретро машинки, их здесь очень много, все туристы обязательно с ними фотографируются, а некоторые счастливчики даже катаются. Я отловила одного японца, и мы с ним по очереди себя увековечили на фоне ярких американских бьиков и шевроле пятидесятых годов.

Дальнейший маршрут автобуса проходил мимо знаменитого кладбища la Necrópolis de Cristóbal Colón в районе Vedado. На кладбище я принципиально не пошла, потому что знала, что пойду на другое самое знаменитое кладбище Кубы — Ифигения в Сантьяго, где похоронены все самые известные люди Кубы, в том числе и Фидель Кастро. Мне кажется, два кладбища за одну поездку это перебор. Поэтому просто взгляд сверху.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

В районе Мирамар можно увидеть остатки былой роскоши в виде красивых колониальных особняков.

На берегу стоят цепочки отелей — Мелия, Мирамар и прочие. Считается, что здесь самые лучшие и дорогие отели в Гаване, но откровенно говоря выглядят они сегодня довольно старомодно.

Да и далеко от центра, не понимаю, зачем вообще здесь селиться. Тем более, что пляжи в самой Гаване плохие.

В марте в Гаване очень красиво, всё цветёт и пахнет.

Вот ещё, что бросилось в глаза. В городе часто можно увидеть женщин, одетых исключительно в белое. Видно, эта привычка и любовь к белому осталась ещё с колониальных времён. Смотрится красиво и нарядно, мне понравилось.

В районе посольств

очень выделяется здание Российского Посольства. Вот так страсть! Такой конструктивистский уродец, даже удивительно, как такое могли построить для наших дипломатов. Архитектор тоже наш, как ни странно.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Вторую остановку я сделала у отеля Националь, Nacional de Cuba в районе Ведадо.

Своим ходом до этого отеля далековато добираться, поэтому воспользоваться в этих целях туристическим автобусом в самый раз. От остановки, кстати, до него пришлось еще пилить минут десять.

В прошлом это самый элитный отель Гаваны, в статусе национальный памятник, но теперь там говорят всё довольно плачевно, а сами номера обветшали и пообтрепались, хотя и стоят под 300 евро.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Да и далековато от центра. Но история у отеля богатая. Построенный в тридцатые года прошлого века Националь стал самым элитным отелем Гаваны. Кто из сильных мира сего здесь только не останавливался! Черчилль и Хемингуэй, Эролл Флинн и Ян Флемминг, не говоря уже о мафиозных кланах. Поэтому отметиться здесь конечно же надо. От былой роскоши остался холл, действительно шикарный в стиле богатых старинных отелей,

да и терраса у отеля очень приятная, кубинский флаг опять же развевается, все с ним фотографируются.

Легендарный отель Habana Libre отсюда хорошо просматривается, это тоже плюс.

Прощание с Гаваной или остатки сладки

Здесь можно красиво посидеть в баре с видом на море под живую музыку.

В общем, терраса отеля это самое привлекательное в нём, на мой взгляд. Провела там с полчаса, считаю, что этого достаточно. Не могу сказать, что этот слегка пафосный отель меня восхитил, хотя слышала много восторженных отзывов в его адрес.

Да, при отеле находится известный Parisien Cabaret, один из самых лучших клубов Гаваны. Но мой скромный бюджет не подразумевал посещение дорогостоящих шоу для туристов. К тому же, я отыгралась на уличных выступлениях в Сантьяго и Баракоа, которые меня просто восхитили. Поэтому нисколько не жалею, что не попала ни в Тропикану, ни в Паризьен.

Вот так и пролетели мои три дня в Гаване, и оглянуться не успела. И хотя кое-что осталось за кадром, всё же считаю, что главные достопримечательности города я успела увидеть и самое главное, у меня получилось проникнуться его удивительной атмосферой вечного праздник и беззаботного веселья.