Турист Елена Сенина (Senina1972)
Елена Сенина
была вчера 22:04

Самарканд, Бухара — Узбекистан Сентябрь 2016

Войдя в сокровенную палату крепости, Тамерлан берет мел и сообщает Зоару: «Я буду повелителем судьбы мира».

В этот момент воин-защитник крепости вонзает в спину Тамерлана саблю…

Зоар: — Но ты не владеешь даже своей судьбой.

Тамерлан (падая, но держа мел): — Что писать?

Зоар: — А что ты хочешь?

Тамерлан: — Жить!

Зоар: — Так и пиши.

Из к/ф «Дневной дозор»

Узбекистан давно был в мыслях и планах. И вот в сентябре 2016 эта задумка была реализована. Поскольку большой сложности в исполнении поездки не было, то и заморочились мы, как обычно, самостоятельно. Цены, конечно, на авиаперелет — это что-то невероятное. Около 60 тыс. рублей на двоих туда-обратно. Дешевле на Луну слетать. Но что делать. Помнится, это была регулярка узбекских авиалиний. Прилетали в Бухару, улетали из Самарканда. Поняла одно, чем раньше покупаешь билеты, тем дешевле они обойдутся. Ждать чуда в виде акций бессмысленно. На сайте РЖД вычитала, что в России можно заранее купить билет на поезд Бухара-Самарканд. Ну и поехала на тульской ж/д вокзал. Мой простой вопрос крайне удивил кассира: «Кудаа?» и брови ее предательски поползли вверх, чуть ли не за линию лба. «Из Бухары в Самарканд», — тихо и с достоинством повторила я, как будто еженедельно совершаю подобные поездки. К еще большему для себя удивлению кассир нашла искомые билеты, цена которых составила 600 (!) рублей на двоих пассажиров.

Вылет. Симпатичный Боинг 777, до отказа набитый пассажирами, из которых ну максимум человек 10 (вместе с нами) летели с туристическими целями. Все остальные — на родину. Нормальный такой полет. Прилично покормили. Позабавила фраза стюарда, которую он произнес в качестве извинений за чуть пролитый чай: «Без уважения получилось». Уважение — это слово мы услышим в нашем путешествии часто. А еще мы почувствуем на себе, что значит уважение. Когда мы приземлились, к паспортному окошку выстроились две большие очереди: мужчины и женщины отдельно. Так вот, пограничники, увидев, что среди прилетевших есть туристы (нас быстро вычислили), пропустили нас без очереди и, более того, предложили вариант проживания у одного из их дома в качестве гостей. Без слов… Пытались осознать… У нас уже был забронирован отель практически в центре старой части Бухары. Примечателен он тем, что это, собственно, бывшее медресе (мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и духовной семинарии). Так что мы попали аккурат в восточную сказку. Прекрасно оформленные номера, внутренний дворик, свежайшие завтраки, чай со сливовым вареньем и сладостями в любое (!) время суток. Чудо как хорошо было.

Немного Шелкового Пути

И все это в пяти минутах ходьбы от исторического центра города. Вообще, конечно, Узбекистан это другой мир. И Бухара одно из самых аутентичных его проявлений. Там очень многое сохранилось в том виде, в каком его видел Тамерлан. От этой мысли просто мурашки по коже.

Немного Шелкового Пути

из особо запомнившихся ощущений: прогулка в местечке, где расположены медресе имени Мирзо Улугбека и минарет Калян. Собстенно, это самый центральный центр. Ни души, тепло (градусов 25)., монументальнейшие сооружения, излучающие колоссальную энергию. Пыталась прислушаться: какая она, эта энергия. Положительная или отрицательная? И ни то и ни другое. Поняла одно — очень мощная. И ей до меня, муравья, вообще никакого дела нет. Так вот.

Немного Шелкового Пути

В первый день пребывания обошли практически весь старый город. Интересная особенность: во внутренних двориках медресе широко распространена торговля всякой всячиной, рассчитаной на туристов. но, как ни странно, диссонанса не словила. «Всякая всячина» довольна интересе. На меня произвели большое впечатление ювелирные изделия из черненного серебра — серьги были тут же прикуплены. Купили также обалденный нож из дамасской стали.

Узбеки очень вежливы и доброжелательны. Очень часто случайные прохожие провожали нас до какой-нибудь достопримечательности, сопровождая прогулку познавательным рассказом. Так у нас появился друг — администратор ресторана «Ляби Хауз», что на одноименной площади. Он-то нас и познакомил с «бухарским пловом». Какое же это объедение. Оказывается видов плова в Узбекистане несколько. И «бухарский» разительно отличается от «самаркандского» , например. В «бухарском» все ингредиенты готовятся отдельно и только потом смешиваются. Готовится с добавлением изюма и перепелиных яиц. Мм.

Немного Шелкового Пути

Еще помню очаровательное медресе Чор-Минор. Оно расположено за Ляби-Хаузом на открытой площади. Название переводится как «четыре минарета». Оно вполне оправданно: по углам квадратно-прямоугольного здания пристроены четыре маленьких минарета, увенчанных голубыми куполами, декор которых не повторяет друг друга. Каждый из четырех минаретов имеет разную форму. Существует мнение, что элементы художественного оформления этих башен отражают религиозно-филисофское осмысление четырех мировых религий. По крайней мере, можно легко увидеть в некоторых элементах нечто, напоминающее крест, христианскую рыбу и буддистские молитвенные колеса.

И, конечно, неповторимым по ощущениям был поход на стены цитадели Арка, откуда, по всей видимости, должен был открываться открыточный вид на старую Бухару. Не тут-то было! Облазили все вокруг — вида нет. Оказывается, именно в ту сторону калиточка-то и была закрыта. Что делать? Совершать коррупционные мероприятия. Без них никак. Заплатили какие-то условные деньги, и нас на двадцать минут пустили туда. Вид на город шикарный! Это было очень круто!

Немного Шелкового Пути

Кстати, по ценам, в частности, на еду — ну просто задаром. В том же «Ляби Хауз» две порции запеченной баранины, два здоровенных салата, домашний йогурт, лепешка и чай с десертом стоили 9 долларов. И все в таком духе.

Но рано или поздно все заканчивается — закончилось и наше время, отведенное на Бухару. Впереди нас ждал Самарканд. Легко на поезде мы добрались до него. Вот убей, не помню сколько ехали — как-то незаметно время пролетело, хотя картины за окном были безрадостные.

Самарканд. Он вообще другой. И если Бухара какая-то домашняя, средневековая, то Самарканд — помпезный и эклектичный. Он большой, улицы сменились на проспекты, кафешки на рестораны и т. п. Ценник остался прежним. В Самарканде жили в ничем не примечательном отельчике, но комфортном и крутом, по местным меркам. В пешей доступности от Регистана. Регистан увидели вечером этого же дня.

Немного Шелкового Пути

Это восторг! Вообще, Узбекистан — это космос, абсолютно недооценный нашими соотечественниками. Кстати, туристов из других стран полно. Молодцы.

Регистан — это визитная карточка Самарканда, так сказать бренд. Это совокупность трех медресе, поражающих своей грандиозностью, красотой и точностью исполнения. Были там множество раз: и днем и ночью. Ночью в подсветке — вообще фантастика.

Немного Шелкового Пути

И главное — энергетика, до того сильная, что кажется, что это не с тобой происходит.

На следующий день пошли в еще одно знаковое место города — архитектурный комплекс Шахи-Зинда. Это ансамбль мавзолеев самаркандской знати. Включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, формировался на протяжении 9 веков и включает в себя более двадцати сооружений. Ощущения, что ты идешь по улице города мертвых, очень не простых мертвых. Весьма атмосферное место. В моем личном рейтинге оно на первом месте среди самарканских достопримечательностей. Но сколько ж там было местных жителей! Очень много. А это мешает восприятию.

Немного Шелкового Пути

Погуляли, сделали перерыв, сходили на базар, благо он рядом, снова вернулись. Несколько слов о базаре. Большой, разноголосый, восточный, не дешевый, арбузы, дыни, виноград — крутые. Но вот как-то, чтобы специфический колорит… не уловила.

Немного Шелкового Пути

Отдельную главу хочу посвятить Тимуру или Тамерлану (как хотите). Вообще, Тамерлан — это прозвище Амира Тимура, в переводе «хромой». Он и впрямь был хромой после ранения. Это знаковая фигура в мировой истории. И я не просто так в качестве пролога привела некие цитаты из известного все фильма. Дело не в фильме. Дело в том, что многие из нас хотели бы найти мел судьбы и изменить жизнь. Я не исключение. Конечно, многое из того, что говорят и пишут о Тамерлане это мистификация. Но есть факты. А факты — это упрямая вещь (Не могу без цитат))).

Тамерлан. С момента провозглашения «Великим Эмиром» не проигрываеи ни одной (!) битвы. Разгромляет «Золотую Орду». Искуснейший стратег и любитель шахмат, армией всего из 20 тысяч профессиональных воинов наголову разбивает при Анкаре османского султана Баязида I Молниеносного, считавшегося до тех пор непобедимым. Создает огромную империю, создав в ней все условия для возрождеия былой культуры и научного потенциала. Владеет несколькими языками, обладает феноминальной памятью. Собирает книги из всех завоеванных им стран (собранную им библиотеку ищут до сих пор). Имеет духовного наставника — Мир Сейид Береке. Во время военной кампании в Малую Азию оставляет целым и невриедимым город Сузы, в котором находит мощи библейскоготпророка Даниила. Знак тамги Великого Полководца из трех кругов ныне является символом Международного Пакта Культуры, и Рерих скажет, что «символ этот имеет огромную древность, ибо представляет собой эволюцию сознания во всех его фазах…». Его саркофаг будет излучать (по замерам российского инженера М. Ф. Мауера в 1925 году) сильнейшее парамагнитное излучение, но специальная комиссия, вскрыв гробницу 76 лет тому наад, обнаружит лишь простой деревянный гроб. Теперь спросим самих себя, такой человек мог обладать некой Тайной?

Я очень хотела прикоснуться к его гробу, через тактильные ощущеия попытаться что-то понять. Увы… Это невозможно. Невозможно в принципе. Мы были в его мавзолее. Он крутой, там находится надгробная плита усыпальницы Тимура.

Немного Шелкового Пути

Но само тело покоится за ничем не примечательной деревянной дверью, ведущей в полуподвальное помещение при мавзолее.

Немного Шелкового Пути

Не сразу мы ее нашли. Я не буду повторять легенду, что псле вскрытия склепа в 1941 последовали трагические события для нашей страны, что многие усматривают в этом связь. Но скажу, что все, начиная от таксистов до гидов, категорически не советовали нам совершать это действие, приводили печальные примеры из современной жизни. При покупке билетов для посещения мавзолея были свидетелями, как один посетитель просил за любые (!) деньги открыть на минуту усыпальницу. Как он только не уговаривал. Может оно и к лучшему? Я ни в бога ни в черта не верю, но можно запрограммировать себя на негатив, он и случится. А винить будешь провидение. Так вот.

Вылет из Самарканда прошел штатно, без каких-либо эксцессов. Одно хочу добавить — не надо пренебрегать заполнеием таможенной декларации, которую выдают при прилете в страну. В ней желательно указывать все, в том числе гаджеты, которые нам кажутся совершенно обыденной вещью. Может все и обойдется, но я нервничала, когда нас досматривали. Какое-то средневековье, конечно.

В целом я в восторге от поездки. Но не всем ее порекомендую. Это для гурманов, как бы пафосно это не прозвучало. При поездке в эту страну надо понимать куда ты едешь и что ты хочешь получить от этого путешествия. Но если выбор осознан, впечатления будут колоссальные!