Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Степанакерт — Азербайджан Май 2017

Сегодняшний день было решено посвятить посещению монастыря Даниванк, который находится на приличном удалении от столицы региона Арцах, города Степанакерта. Причем интерес представляет не только сам монастырь, но и живописная дорога к нему, с которой открываются красивые виды на хребет Омар, далее путь к монастырю идет через красивое ущелье.

По дороге к монастырю было сделано несколько остановок, чтобы запечатлеть те красоты, которые открывались перед нашим взором. Также не мало хороших кадров получилось и на ходу движения)

Вид на хребет Омар с первой остановочной точки нашего путешествия, с которой он уже хорошо просматривался. В дальнейшем, по ходу движения, эта горная система еще ни раз попадет в кадр. Исходя из скупой информации в интернете данная горная система в самых высоких точках достигает приблизительно 3500 м на уровнем моря.

Арцах. Монастырь Дадиванк и живописная дорога к нему

Полюбовавшись на красивые виды и немного отдохнув поехали дальше по направлению к цели нашего сегодняшнего путешествия. Боясь пропустить что нибудь интересное у меня возникла идея фотографировать на ходу

Арцах. Монастырь Дадиванк и живописная дорога к нему
В этом месте мы заехали в кафэшку. Попили там крепкого кофейку. Совершенно случайно встретил там так сказать своих соседей москвичей. Которые, как выяснилось жили поблизости от моего дома. Один из них рассказал о встрече с крупной змеей, мой гид-водитель быстро определил ее по его описанию, сказав, что это была самая ядовитая змея здешних мест, гюрза.
В этом месте мы заехали в кафэшку. Попили там крепкого кофейку. Совершенно случайно встретил там так сказать своих "соседей" москвичей. Которые, как выяснилось жили поблизости от моего дома. Один из них рассказал о встрече с крупной змеей, мой гид-водитель быстро определил ее по его описанию, сказав, что это была самая ядовитая змея здешних мест, гюрза.
Пожелав друг другу хорошего пути каждый поехал своей дорогой
Арцах. Монастырь Дадиванк и живописная дорога к нему
Дорога достаточно хорошая, что видно на фото
Очередная остановка. Мой гид-водитель встретил знакомого. Как я понял с его слов они вместе воевали во время Карабахской войны. Раз зашла об этом речь немного скажу о том, что именно в районе Омарского перевала зимой 1993-94 годов шла завершающая стадия острой фазы Карабахской войны, то есть можно сказать в непосредственной близости от тех мест, по которым мы проезжали
Арцах. Монастырь Дадиванк и живописная дорога к нему

Наконец через два, может два с половиной часа пути мы достигли нашей цели, монастыря Дадиванк

Арцах. Монастырь Дадиванк и живописная дорога к нему
Там, где Карабахские и Мравские хребты сближаются друг с другом, образовалась небольшая горная долина. Здесь, на холме построен один из величественных памятников армянской архитектуры — монастырь Дадиванк
Развалины у монастыря
Панорама монастырского комплекса Дадиванк. Дадиванк демонстрирует разнообразие строительных материалов и архитектурных стилей. Стены монастыря богаты эпиграфическими надписями и хачкарами. Сохранились также фрагменты фресок. Весь комплекс окружён каменной стеной

История места
Название монастыря связано с преданием, которое гласит, что один из учеников апостола Фаддея (Тадея) Дади, или Даде, был предан мученической смерти в Арцахе за распространение христианских идей. Известно, что первые проповедники христианства стали появляться в Армении в I веке. Первоначальное святилище-мартириум монастыря было построено на месте погибшего здесь проповедника. В некоторых армянских источниках монастырь так и называется Аракелоц, то есть «Апостольский». Скорее всего, на этом месте, после того как Армения стала официально христианской страной (IV в.), и была построена первая, самая древняя церковь монастыря.

В летописных источниках имя "Дадиванк" начинает фигурировать с IX века. В XII веке персидский полководец Чоли, завоевавший Гандзак (Гянджа) "сжёг и апостольский святой монастырь, что зовётся Дадуиванк". Но уже начиная с последней трети того же века монастырь начинает восстанавливаться. Появляются новые и достраиваются старые культовые и светские сооружения. Судя по остаткам зданий, в течение многих веков здесь служила многочисленная братия.

Первая половина XIII века является временем наивысшего расцвета Дадиванка. В то время здесь располагалась резиденция епископа, и на протяжении последующих веков монастырь продолжал расширять свои владения. Даже в самые тяжкие времена его земли составляли огромную площадь, сопоставимую с современной территорией всего Карвачара.

После походов персидского хана, а затем ужасающей чумы и голода (1798), монастырские сёла почти полностью обезлюдели. В конце XVIII – начале XIX веков монастырь некоторое время пустовал: не было ни священнослужителей, ни слуг. Позже, под покровительством шушинского хана, эти земли заселили курдские племена колани, айрумы и другие кочевники, нуждающиеся в сезонных пастбищах.

Дадиванк находился в полном запустении вплоть до присоединения Карабаха к России (1813). И лишь в 30-м году того же столетия священнослужители-одиночки затеяли дипломатическую войну за освобождение земель монастыря от кочевых поселенцев. Багдасар Асан-Джалал взялся за нелёгкое дело и отобрал часть бывших угодий, у дочери хана. Позже к нему присоединился католикос всех армян Нерсес V. В результате им удалось склонить российского наместника на Кавказе, и тот закрепил почти двести тысяч десятин земли за монастырём. Однако кочевники уже закрепились на некоторых местах, в результате чего к концу ХХ века монастырь остался лишь с 50 тысячами «неоспоримых десятин».

В 1910 году за дела монастыря взялся тифлисец Левон Тер-Аветикян. Он нанял адвоката и выиграл суд, согласно решению которого курды должны были либо уплатить дань, либо покинуть земли. Но кочевники славились своими разбойничьими нравами, и принудить их к уплате было не так-то просто. Поэтому, опасаясь мести, он начал сдавать в аренду освобождённые земли приезжим туркам-крестьянам. В конце концов его усилия возымели успех, и до октябрьской революции часть былого земельного фонда была возвращена. Однако с приходом власти большевиков ситуация сильно изменилась, и позже монастырь был заброшен.

Сейчас монастырский комплекс активно восстанавливается.

Коллекция древний хачкаров
Вход в основной храм
Купол главной церкви
Алтарь
Южный фасад храма.  На композиции с ктиторами представленные во весь рост две фигуры, которые держат макет церкви
Южный фасад храма. На композиции с ктиторами представленные во весь рост две фигуры, которые держат макет церкви
Арцах. Монастырь Дадиванк и живописная дорога к нему
Монастырь Дадиванк на переднем плане и окружающие его горы вдали

Посещение монастыря лично на меня произвело огромное впечатление. Хорошо еще и то, что знакомился я с этим местом практически в полном уединении, народу практически никого не было. Можно было не спеша побродить по территории монастыря, прикоснуться к древностям. Это место несомненно стоит посетить, если вы очутились в Арцахе!

Ну а на обратном пути я сделал несколько фото того красивого ущелья, через которое мы проезжали по пути к монастырю