Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Степанакерт — Азербайджан Май 2017

Данный рассказ будет посвящен региону Арцах, который я решил посетить с чисто познавательными туристическими целями, познакомится прежде всего с богатым культурно-историческим потенциалом описываемого региона. Вообще эта поездка была посвящена не только региону Арцах, она также включала множество интересных мест на территории республики Армения. Но начать свое путешествие я решил именно с Арцаха. Прилетев рано утром в шесть часов утра восьмого мая текущего года в аэропорт Зрартноц города Ереван, первым делом мне нужно было добраться до Центрального автовокзала Еревана в районе Киликия. Пробившись через ряды назойливых таксистов в самом здании аэропорта я вышел на улицу, там я нашел таксиста, который согласился меня довести до автостанции по вполне демократической цене в 3000 драм (примерно 360 р.) Ехать от аэропорта до автостанции не долго, минут пятнадцать, так я уже около семи утра был на месте. На самой автостанции я почти сразу же нашел автобус Ераван-Степанакерт, правда билет надо было приобрести в здании автовокзала в кассах, что я и сделал. И вот через 30–40 минут мы отправились в путь. Расстояние от Еревана до Степанакерта составляет 300 км, автобус его покрывает за 5–6 часов. Дорога достаточно сложная, с участками серпантина в некоторых местах дорожное полотно самой дороги находится в очень плохом состоянии, поэтому мало где можно разогнаться как следует) В пути автобус делает одну достаточно продолжительную остановку возле придорожной столовой (кафэ) на 20–30 минут. В этом месте можно весьма не дорого подкрепиться, правда имейте ввиду, что если едите по направлению к Степанакерту, то Вам предстоит еще петлять по серпантинам, поэтому лучше сильно не наедаться, а то может стошнить в пути.

Проехав город Горис с краткой остановкой там минут на десять, мы направились по направлению к границе Армения-Арцах

Здесь написано: Вас приветствует Арцах
Здесь написано: "Вас приветствует Арцах"

Через несколько минут автобус остановился на пограничном пункте. На границе нужно заполнить определенный бланк, часть которого забирают пограничники, другая часть остается при тебе до того момента, когда ты покинешь республику, то есть при выезде. Еще в прошлом, году судя по отзывам в интернете необходимо было кроме того получить определенное разрешение на пребывание на территории Арцаха еще и в Степанакерте, но начиная с этого года эту процедуру упростили, так что все выдается прямо на границе.

После въезда в республику еще около часа автобус ехал до Сепанакерта, дорога не плохая, но преобладают серпантины.

Так почти после шести часов после отправления из Еревана я наконец доехал до Степанакерта. Заранее жилье я не бронировал, надеясь найти его на месте. На автостанции я познакомился с таксистом Андреем, который обещал посодействовать мне по вопросу устройства в какой-нибудь гест хауз или гостиницу. После определенных разговоров с Андреем я решил заселиться в гостиницу в окрестностях Степанакерта, он обещал там мне отдельный номер по демократичной цене. Решено было по быстрому заселиться в эту гостиницу, оставить не нужные вещи и налегке отправиться смотреть монастырь Гандзасар и его окрестности. Договорился с Андреем, что он меня и отвезет к монастырю и обратно к гостинице.

При подъезде к монастырю Гондзасар открываются красивые виды

Арцах. Монастырь Гандзасар

Через какое то время мы наконец добрались до монастырского комплекса Гандзасар

Чтобы Вы имели какое-нибудь представление о Ганздасаре уместно будет написать краткий исторический очерк.

Итак, Гандзасар — несомненно жемчужина Арцаха, посетить которую стремится каждый турист, оказавшийся в Карабахе.

Гандзасар сохраняет свою уникальную атмосферу. В нем нет того пафоса, присущего «раскрученным» туристическим местам. Там очень приятно находиться, задумчиво изучая непонятные древние письмена на стенах монастыря, пытаясь разгадать зашифрованный смысл символов, которыми богато украшено здание церкви, бродить по монастырскому двору, любуясь невероятной коллекцией хачкаров, размышлять, размышлять, размышлять и никуда не спешить…

Первое упоминание о Гандзасаре относится к 949 году, а строительство нынешнего, дошедшего до нас храма, велось в 1216–1238 годах. Главная церковь монастыря — Сурб Ованес Мкртич (Иоанна Крестителя) — центрально-купольное сооружение с двухэтажными ризницами по четырем углам. Многогранный барабан с оригинальными барельефами скульптурных изображений, дополненных орнаментными мотивами, придает высокому куполу величественный вид.

Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье. Главной достопримечательностью Монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя. Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем» Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении.

В течении своей истории, монастырь много раз подвергался нападениям со стороны иноземцев. Наиболее известная из осад была предпринята в начале тринадцатого века татаро-монгольскими захватчиками. В конце 18-го века Гандзасар был разграблен предводителем тюркских кочевников.
Строения Монастыря Гандзасар пострадали в период с 1991-го по 1994-ый г., когда велись военные действия.

Армяне, особенно армяне Нагорного Карабаха, верят что в Монастыре Гандзасар находится, или же, по крайне мере, находилась в прошлом, одна из самых почитаемых христианских реликвий-отрубленная царем Иродом голова Святого Иоанна Крестителя.

Арцах. Монастырь Гандзасар
Каменная скамейка на территории монастырского комплекса
Арцах. Монастырь Гандзасар

После посещения Гандзасарского монастыря мы направились в близлежащий поселок Ванк, как оказалось, там тоже есть что посмотреть. Возле гостинично-ресторанного комплекса «Титаник» есть несколько интересных объектов, например пещера в виде морды как я понял льва, причем находясь возле этого зверя можно услышать его рык, он действительно доносится из пасти зверя!)

Арцах. Монастырь Гандзасар

Ну, а это одна из достопримечательностей села Ванк, автомобильные азербайджанские номера