Турист Александр Гончаров (gonczaryk)
Александр Гончаров
был 7 декабря 2023 15:04

Пушкинские горы — Россия Февраль 2017

Автобус выехал из Петербурга рано утром. Проехал Гатчину, Выру, Рождествено. Экскурсовод всё время что-то рассказывала, может быть даже слишком много сведений. Неподготовленному туристу можно утонуть в этом море информации.

Мы добрались от Петербурга до Пушкинских Гор за шесть часов, Довлатов ехал двенадцать, а во времена Пушкина нужно было дней пять. Налицо технический прогресс.

Пушкинские Горы

В Луге была остановка, выйти-размяться. Как и в «Заповеднике» Довлатова. Я заходил в кафе, но потом осознал, что это совсем другое место. Раньше автобусы останавливались у вокзала станции Луга, а сейчас проезжаем по объездной дороге, город в стороне, остановка за городом.

Псков проехали без остановки, там на въезде в город какой-то военный памятник и поэтому наш экскурсовод ненадолго поменяла временной континуум, пушкинский XIX век на 40-е годы XX века, рассказала про оборону этих мест в Великую Отечественную войну. В основном же она рассказывала про амурные похождения поэта, подробно упоминая о том кто на ком женился, у кого от кого были дети.

Пушкинские Горы

Приехали в Пушкинские Горы. Большое современное здание культурного центра служит экскурсоводам для оформления необходимых бумаг. Туристов туда не приглашали. Рядом местные бабули продают соленья-варенья, сувениры, что-то ещё.

Сначала нас повезли в усадьбу Михайловское.

Пушкинские Горы

Пушкин жил там в ссылке, когда ему запрещали въезд в столицу. В доме своих родителей. Дом и в те времена был ветхим. Поэтому был снесён, на его месте построили другой. Этот, как и большинство дворянских усадеб был сожжён в 1918 году. Только домик няни поэта пережил тот пожар.

Немцы его разобрали и построили из его брёвен свой блиндаж. То, что мы видим сейчас, новодел 1950-60-х годов. Так что можно говорить о какой-то аутентичности домика Арины Родионовны, построенном из тех же брёвен.

В тот же день мы посетили Тригорское. Усадьба друзей поэта, где он бывал много раз

Пушкинские Горы

Здание большое и снаружи примитивное, ангар или сарай. Оно и понятно, господский дом сделали из бывшего полотняного завода пристроив колонны к фасаду.

Третьим был в тот день Святогорский монастырь с могилой поэта. Темно уже было, фотографировать у меня не получилось.

Гостиница «Дружба», ужин, концерт группы "Любэ" по телевизору.

После завтрака нас повезли в Петровское. Ещё одна усадьба, предка Пушкина, Ганнибала. Африканец знатного происхождения был привезён в Москву в 1704 году. Был на службе у российского императора, получил это имение. Имя Ганнибал он придумал себе сам, в честь карфагенского полководца, он втирал очки, что ведёт своё происхождение от него.

Пушкинские Горы

Жил здесь со второй женой, уроженкой города Ревеля. Их сын Осип Абрамович — дед Александра Сергеевича.

Он построил вот этот дом, вернее такой дом. Это новодел.

Петровское

Потом по программе экскурсии была масленица. Я её хотел даже пропустить так как мы подъехали наиболее близко к музею Довлатова.

Экскурсоводы в Пушкинских Горах не любят Довлатова. Домик писателя не входит в экскурсионные маршруты. А когда я спрашивал их как пройти к домику Довлатова, они говорили, что не знают. Хотя найти его просто. Местный кузнец подсказал мне направление.

Пушкинские Горы

Находится домик в деревне Березино (ударение на второе Е). В произведении Довлатова «Заповедник» деревня называется Сосново.

В деревне Бугрово есть указатель. «Дом Довлатова. 600 м.»

Пушкинские Горы

Находится указатель напротив гостиницы Арина Р.

Я вышел из деревни Бугрово, прошёл деревню Гайки. Все эти посёлки маленькие, расстояния небольшие. В деревне Березино есть автостоянка и ещё один указатель.

Пушкинские Горы

По дороге был совсем маленький подъём, который я бы и не заметил, если бы не лёд. Накануне была оттепель, потом подморозило. Вот так и вышел я к домику Довлатова.

Музей был закрыт, к сожалению. Да и времени у меня было мало. Зато выглянуло солнышко, когда я фотографировал.

Пушкинские Горы

Вернулся я к автобусу и даже успел к масленичной программе с песнями, играми, блинами и сжиганием того... как это называется, то, что жгут на масленицу.

Обед на турбазе и дорога домой.