Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Сарагоса — Испания Сентябрь 2014

Мы в Монсеррат здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_19231

Первое, что мы увидели в Сарагосе, был замечательный замок Альхаферия — наследство исламского периода в истории Испании. Этот дворец XI века — единственный идеально сохранившийся исламский замок на территории страны. Расположен дворец среди современных городских кварталов.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Строительство дворца было начато по приказу эмира Аль Муктадира и длилось в течение 1065–1081 годов. Эта постройка стала настоящим символом мусульманского могущества. Дворец имеет в плане квадрат, а его декоративное убранство поразительно разнообразно и оригинально.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Альхаферия — это не просто дворец, но одновременно и крепость. Внутри крепостных стен находится окруженный портиками внутренний дворик. С севера и юга внутренний двор окружен роскошными покоями и салонами. Любопытно, что важнейшие помещения дворца расположены с северной стороны. Среди них Золотой зал, или салон. В конце XI века салон был оформлен в голубом и красном тонах, а золотом были отделаны края. В сочетании с мраморными белоснежными колоннами такое цветовое решение придавало дворцу поразительное величие.

Самое потрясающее в Золотом зале — это потолок, украшенный сложными орнаментами в арабском стиле. Его размер — 20 на 8 метров. По периметру зала расположены арки со сложными изображениями растений и животных.

Перед входом в зал расположена небольшая мечеть, предназначавшаяся для монарха и его придворных. Здесь сохранилось совсем немного оригинального декора той эпохи, поскольку он пострадал при реставрации: был покрыт акрилом, и восстановить его сейчас невозможно. Не сохранился также и купол мечети. Когда находишься внутри, кажется, что мечеть восьмиугольная. На самом деле, она квадратная в плане, с перегородками в углах.

Дворец Альхаферия — один из символов Арагона. За свою тысячелетнюю историю он претерпел множество изменений: был исламским алькасаром, средневековым дворцом в стиле мудехар, дворцом католических королей, тюрьмой инквизиции, комендатурой, а сейчас это место резиденции Кортес-де-Арагон, парламента региона. В 2001 году объявлен ЮНЕСКО мировым достоянием.

Королевские покои отличают роскошные панно резного дерева и лепнины в стиле мудехар.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Поражает богато украшенный потолок Тронного зала, изобилующий яркими деталями, орнаментом и надписями.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Здесь можно увидеть и штандарт короля Арагона.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Было очень интересно посмотреть блестящий образчик арабской архитектуры в центре испанского региона.

Общая конструкция дворца восходит к традициям замков омейядов в Сирии и Иордании первой половины VIII в. — это был квадратный замок, с парадными воротами, полукруглыми башнями, внутренним двором и большим пространством для повседневной жизни.

Самая старая часть конструкции Альхаферии — это коренастая квадратная башня Трубадура. Она получила имя в честь одноимённой романтической драмы, по которой было написано либретто для знаменитой оперы Верди. Башня состоит из пяти уровней, конструкция наиболее древних из которых датируется 9 веком. В нижней части башни сохранились наиболее толстые стены, которые затем сужаются к верху. По внешнему виду башни никак не определить наличие внутри этажей: она предстаёт почти монолитной призмой с редкими и узкими окнами-амбразурами.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Это внутренний двор с небольшим садом, назван в честь инфанты Изабеллы Арагонской, которая родилась здесь, а затем в 1282 году стала королевой Португалии. Двор окружен арками в кордовской традиции, их полностью воссоздали по тем деталям, которые сохранились и также хранятся в музее Сарагосы. Арки на западной стороне построены во время христианского завоевания. При реконструкции мастера попытались воссоздать первоначальный вид, так здесь появились мраморные дорожки вокруг сада.

Ещё одна яркая достопримечательность города, которую мы осмотрели — это Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Находится она на одноимённой площади в трёх минутах ходьбы на северо-запад от кафедрального собора Спасителя и в 1,5 км на восток от дворца Альхаферия. Собор поражает своими размерами: 130 метров в длину, 67 метров в ширину, 11 куполов, 4 башни высотой 90 метров каждая, 9 часовен внутри. В отделке использованы мрамор, бронза, яшма. Росписи некоторых сводов и куполов выполнил Франсиско Гойя.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Собор получил свое название в честь явления Богородицы в районе Сарагосы, произошедшего, согласно легенде, около 40 года, возле колонны «Пилар». Богородица Пилар является покровительницей города. Праздник в ее честь отмечается в Сарагосе ежегодно 12 октября. В соборе находится колонна из яшмы, которую по преданию Дева Мария вручила апостолу Иакову вместе с собственной деревянной статуэткой 2 января 40 года, когда тот крестил на берегу реки Эбро первых христиан. Считается, что первая капелла в честь Богородицы была построена уже через год после явления Богородицы святому Иакову, в связи с чем ее считают первым христианским храмом, построенным в честь Девы Марии в мире.

Статуя Богородицы Пилар высотой всего 39 сантиметров, выполнена из дерева. Она стоит на яшмовой колонне. Ежегодно 12 октября в Испании отмечается праздник Богоматери Пилар, в ознаменование первого явления Девы Марии испанцам.

Вообще-то внутри собора официально фотографировать нельзя. Вроде бы за это можно схлопотать большой штраф. Но даже экскурсоводы советуют туристам на свой страх и риск попробовать пофотографировать там. Мне показалось, что полиция к туристам в храме относится довольно лояльно.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Современный храм является результатом сложного и длительного строительного процесса, который начался в конце XVII в. и завершился в середине XX столетия. Несмотря на такие обширные временные рамки, архитекторам удалось добиться целостности и гармоничных пропорций в архитектонике храма. Первоначальный проект строительства принадлежит Фелипе Санчесу. Впоследствии его частично изменили Франсиско Эррера и Вентура Родригес. Последний спроектировал новую капеллу Девы Марии, а также изменил декор интерьера собора, значительно упростив украшение капителей и светильников колонн и придав им неоклассический вид в соответствии с требованиями времени.

Некоторые своды около Святой капеллы расписал Франсиско де Гойя, особенно примечательна его фреска купола Богородицы под названием «Поклонение Имени Бога» 1772 г. Говорят, из-за того, что тогда Гойя был ещё не достаточно известен, церковные заказчики сэкономили на его гонораре, художник обиделся и уехал в Мадрид, из-за чего Сарагоса лишилась большого мастера.

Мои испанские дороги. Сарагоса

В храме захоронены большинство сарагосских архиепископов Нового Времени, а также епископ Сарагосы, св. Браулио Сарагосский и генерал Палафокс, участвовавших в Войне за независимость. Кроме того, собор располагает сокровищницей, где хранится большое число литургических ювелирных изделий. Стоит отметить так называемую шкатулку с драгоценностями Богородицы: коронами, диадемами из драгоценных камней, а также коллекцию из более 350 мантий Девы Марии.

Во время Гражданской войны в Испании на Базилику Богородицы Пилар были сброшены 3 бомбы, но ни одна из них не взорвалась. Две из них до сих пор хранятся в соборе. По легенде, они не разорвались благодаря божественному Чуду.

В интерьере следует отметить главный алтарь из алебастра работы испанского скульптора Дамиана Формента и хоры, сохранившиеся от предыдущего здания храма. Алебастровый алтарь церкви был сохранён, когда в XV веке церковь была уничтожена, и поставлен обратно в XVII веке после её восстановления. Центральная часть алтаря содержит композиции, изображающие Рождество Мадонны, Вознесение и Введение в храм, а в нижней части расположены семь сцен, заполненные небольшими рельефами.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Фрагменты оформления собора. Распятие XVIII в.

Мои испанские дороги. Сарагоса

В сувенирном магазине базилики можно приобрести частицы плаща Богородицы.

После осмотра храма мы прошлись по улицам Сарагосы.

Мои испанские дороги. Сарагоса

На площади Базилики расположен еще кафедральный собор Сан-Сальвадор. Легенда гласит, что собор был построен на том самом месте, где в 40 году произошло чудо явления Богоматери апостолу Иакову. В VIII в. здесь воздвигли христианский храм. После захвата города маврами собор был превращен в мечеть и был восстановлен только после освобождения города испанцами. Он впитал в себя различные стили, однако готическое направление все же прослеживается в большей степени. Собор ла-Сео в числе памятников стиля мудехар, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 11 ноября 1998 года после длительной реставрации кафедральный собор Спасителя был торжественно открыт королем Хуаном Карлосом I и королевой Софией.

Его стены частично сохранили фрагменты стен арабской постройки.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Наше оставшееся время в Сарагосе мы провели на площади Пилар. Площадь Богородицы Пилар — своего рода лицо города и излюбленное место жителей города, здесь проводятся все основные праздники и народные гуляния. Первые упоминания о площади относятся к XVI веку, когда здесь проводились все увеселительные мероприятия для жителей столицы Арагона. А несколькими столетиями ранее здесь находилось главное сарагосское кладбище. Свой нынешний облик площадь приняла после расширения в 1939 году, став одной из крупнейших пешеходных площадей Европы. До этого она расширялась и разбиралась в 1647 и 1717 годах. Площадь называют также Кафедральной, так как на нее выходят два кафедральных собора: собор Пресвятой Богородицы Пилар и Собор Спасителя.

Заметным сооружением на площади является фонтан Испанидад. Фонтан-водопад Испанидад в испанском городе Сарагоса появился в 1991 году в честь великого географического события — 500-летия со дня открытия Америки. Потоки воды льются в расколотую нишу, которая символизирует Латинскую Америку. Рядом скульпторы расположили земной шар. Испанидад — это название сообщества 23 стран, в которых главный язык — испанский. В странах Испанидада сейчас проживает примерно 400 миллионов человек.

Мои испанские дороги. Сарагоса

Ну и в завершении нашего сарагосского дня был проезд по улицам исторической и новой частей города.

Следующий пункт нашего маршрута здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_19379