Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 3:31

Техас — США Май 2017

Можно ли без ущерба для здоровья посмотреть природные достопримечательности Техаса летом, в самою жару? Можно, просто нужно места знать. Я вам расскажу как нужно смотреть природные техасские чудеса при постоянной комнатной температуре ГОСТ 30494–96, вне зависимости от времени года.

Изнанка Техаса

Центральный Техас, который в народе называется Холмистая Страна, был дном моря не так давно. Он даже почву не успел нажить. Прямо на поверхность выходят белые дырявые как сыр известняки. На вид они действительно похожи на сыр, но физическая сущность известняка другая. Дырки в сыре не соединяются между собой (закрытая пористость), а дырки в известняке переходят одна в другую (открытая пористость). Поэтому сыр и ему подобные воду не пропускают, а известняк легко — «Проходите, пожалуйста», и накапливает до 30% от объема. Даже если известняк выглядят абсолютно сухим, процентов пять от его веса составляет вода.

Как это не удивительно, но в сухой и пустынной Холмистой Стране под землей текут полноводные реки разливаются, огромные озера. А что произойдет если русло подземной реки приподнять метров на сто над водонапорным бассейном? Да река пересохнет. Русло реки превратиться в тоннель пещеры, а озеро обернется огромным подземным залом.

Изнанка Техаса

В Холмистой Стране пещер много, но я хотел бы рассказать вам о трех, совершенно не похожих друг на друга. Так чтобы вы получили общее представление о том какие бывают известняковые пещеры.

Давайте начнем с пещеры Природный Мост. Она находится на дороге I 33 соединяющей Остин и Сан Антонио. Может пригодится кому, при автомобильном путешествии по Америке, I — обозначает интерстейт (федеральный фривей), обычно дороги с такой индексацией очень хороши, 33 номер фривея, если номер нечетный значит дорога меридиональная, если номер четный дорога широтная. Принцип чет — нечет распространяется только на федеральные дороги, дороги штатов и муниципальные дороги этому принципу не подчиняются. Поездка в пещеру Природный Мост из обоих городов совершено не обременительна и занимает около часа. Пещера протянулась на десятки километров. Огромные залы с высотой под сто метров поражают своим великолепием.

Изнанка Техаса

Здесь сталагмиты и сталактиты представлены во всей своей красоте.

Отражение потолка ни чем не уступает по красоте оригиналу, а голову задирать не нужно)

Человеческий ум, зацикленный на симметрии, абсолютно не готов создать такое богатство форм. Красота такого масштаба до сих пор остается прерогативой природы.

Изнанка Техаса

Колонны образованные сросшимися сталактитами и сталагмитами в центральном зале превышают по высоте тридцать метров.

Ну не без того конечно, хорошо что предупредили. Кстати штука полезная не только в качестве удобрений. Первые переселенцы использовали как основу для изготовления пороха.

Изнанка Техаса

Вторая пещера в получасе езды от Остина в сторону Далласа, на дороге RM 4. RM — это техасская шутка, раньше дороги были RR — ранчо ту ранчо (совсем плохие) и RM — ранчо ту маркет (рынок) те что получше. Называется она Пещера Длиннорогих. Езды от Остина около часа. Экскурсия в сопровождении гида занимает полтора часа.

В этой пещере особенно хорошо видно, что когда то она была руслом, по которому текла река. Весь известняковый массив пронизан тоннелями как тело млекопитающего кровеносной системой.

Изнанка Техаса

Ладно Миша, что ты голову уставшую изысканиями морочишь. Чудеса давай!

Здесь есть чудеса. Стены и потолок пещеры покрыты кристаллами кальцитов. Кристаллы совершенно прозрачные и очень большие, размером с хороший кулак. Помните я в рассказе про сферолиты упоминал, что песчанники, если их оставить в покое, стараются построить кристалл (крест пустыни), так вот и известняки такие же. Вроде растерло море ракушки в порошок, проходит какое то время (пара миллионов лет), глядь, а на месте аморфной массы роскошный прозрачный кристалл.

Изнанка Техаса

Гиды очень интересно показывают кристаллы, сразу во всей красе. Большинство экскурсантов в тусклом освещении пещеры не обращают внимания на то что стены покрыты всей этой красотой. В одном из залов экскурсовод предлагает сеть на лавочки и включает цветное освещение. Прозрачные кристаллы кальцита имеют двойное преломление получается чудо.

Можете представить, что ни будь красивее? А я могу… Потому что я видел Сонорскую Пещеру, а вы нет.

Изнанка Техаса

Сонорская пещера находится недалеко от большого Национального Парка Биг Бенд на дороге (I-10), видите 10 — значит широтная. Дорога идет от Орландо в Лос Анжелес. Сононская пещера — это самая нежная и хрупкая природная достопримечательность, которую человек вообще может себе представить.

Изнанка Техаса

Почему здесь все по другому, почему не похоже на то что мы видели в классической пещере — Природный Мост.

Изнанка Техаса

Процесс образования красоты шел совершенно иначе. В пещере Природный Мост сталагмиты и сталактиты образовались из-за того что с потолка капала перенасыщенная кальцитами вода. То что мы видим в Сононоре не правильно даже называть сталактитами и сталагмитами. Это нечто другое, а как оно называется я не знаю, потому что плохо учил геологию, а может потому что такого слова нет.

Сталактиты — это известняковые сосульки и образуются они по схожему с сосульками принципу, а здесь… Помните детский эксперимент с перенасыщенным раствором соли или сахара. Когда на ваших глазах, день за днем, растет кристалл. Та же история, вся это красота выросла когда пещера была заполнена водой перенасыщенной кальцитами. Этот массив относительно быстро поднялся выше уровня подземных вод и нежнейшие кристаллы не успели разрушиться.

Изнанка Техаса

Помните я писал о Голубой Дыре (Колодце Якова) Дыра, Голубая Дыра. О бездонной заполненной водой пещере, которую уже восемьдесят лет поколение за поколением исследуют студенты университета Сен Маркоса.

Изнанка Техаса

Колодец Якова это прошлое Соноры. Видите на схеме Колодца длинный горизонтальный коридор, точно такой же есть в Соноре, только он не заполнен водой. Судя по всему вода здесь была совсем недавно, тысяч десять лет назад. Посмотрите на фотографию ниже, на ней есть и кораллоподобные образования характерные для подводных пещер и обычные сталагмиты, при этом сталагмиты совсем молодые.

В Сонорской пещере встречаются самые неожиданные, образования. С потолка свисают тонкие как нить сосульки, которые сверкают преломленным светом.

Изнанка Техаса

На стенах сидят хрустальные бабочки. К сожалению, самая большая бабочка была недавно сломана. Сонорская пещера является частной собственностью, весь порядок осмотра основан на доверии. Просто просят ни чего не трогать руками. Собственно много лет такой подход прекрасно работал, но к сожалению, пять лет назад, турист из Бразилии попытался украсть большую хрустальную бабочку, бабочка развалилась в его руках на мелкие кусочки. У входа в пещеру висит его фотография и фотография поломанной им бабочки, под фотографиями подпись — «Он обокрал и обидел всех людей на Земле, больше таких бабочек нет».

Продолжительность маршрута по освещенной части пещеры порядка часа. Есть маршруты по неосвоенным участкам, но они требуют хорошей физической подготовки и одежды, которую не жалко выбросить. Если честно, не очень то и хочется в малоисследованную часть пещеры. Я бывал на обычной экскурсии в Сонорской пещере раз пять и мне совершенно не надоело. Там всего очень много и каждый раз я нахожу очередную фантастическую не повторимую картинку.

Изнанка Техаса

На этом я хочу закончить рассказ о трех разных пещерах. Будете в наших краях, не пропустите.