Турист Виктория Саркисова (Vikus)
Виктория Саркисова
была 30 марта 14:54

Самара — Россия Апрель 2017

Начну с того, как родилась идея такой прогулки. В конце апреля в нашем вузе проходил III тур Всероссийской студенческой олимпиады по химической технологии. Приехали команды из 11 городов России с географией от Москвы до Красноярска. Возникла необходимость чем-то занять участников олимпиады на время проверки заданий. Погода установилась хорошая, поэтому у моей коллеги родилась следующая идея: в последние годы в Самаре установили много новых памятников, часть из них находится в шаговой доступности от нашего корпуса, и конечно же гости должны увидеть волжскую набережную.

В итоге каждой команде была выдана карта с маршрутом, охватывающим 5 новых памятников, и была поставлена задача сделать смешное фото с этими памятниками. За лучшие снимки предлагались небольшие памятные призы-сувениры. Идея оказалась удачной.

Поэтому через несколько дней после олимпиады мне захотелось повторить этот маршрут самой. День выдался солнечным и жарким, так что удовольствие было двойным.

Итак, наш маршрут начинается на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе от музея-усадьбы А. Н. Толстого (Самарский литературный музей), рядом с которым стоит бронзовая скульптура героя сказки Алексея Толстого «Золотой ключик», установленная в честь 130-летия писателя. Памятник воспроизводит героя полюбившегося детям и взрослым кинофильма — улыбку Буратино и его заливистый звонкий смех невозможно забыть. Сам актер, Дмитрий Иосифов, присутствовал на открытии памятника.

Дойдём по улице Фрунзе до пересечения с улицей Льва Толстого. О том, что вы достигли нужного перекрёстка, вам укажет красивое здание Самарской филармонии.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Здесь свернём направо, спустимся на один квартал по улице Льва Толстого и повернём налево.

Дальнейший наш путь будет лежать вдоль одной из самых красивых улиц города — улицы Куйбышева, на которой сейчас усиленным темпом реставрируются фасады зданий.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Впереди на пересечении с Некрасовской виден строгий силуэт кирхи — лютеранского храма Святого Георгия. Эта лютеранская церковь старейшая из всех сохранившихся в Поволжье. Немного истории: «Изначально церковь Св. Георга строилась как римско-католическая. Русский купец Аннаев Е.Н., католик, пожертвовал деньги на строительство этого храма. Когда храм в 1863 году уже был почти готов, в Польше, принадлежавшей в то время России, произошло восстание. Как следствие, все польское подвергалось преследованию, а в то время все католическое понималось как польское. И в связи с этими обстоятельствами почти готовая церковь с согласия Е. Н. Аннаева и католической общины была передана лютеранам». http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/pilgrimage/ljuteranskij-hram-svjatogo-georga.html

В настоящее время в Самарской Кирхе (ул. Куйбышева 115/117), имеющей собственный орган, регулярно проходят концерты камерной музыки https://vk.com/orgelkirha.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

С противоположной стороны улицы, удобно расположившись с трубкой на бочке с порохом, на кирху смотрит бравый содат Швейк. Создание памятника солдату Швейку было приурочено к 130-летию со дня рождения Ярослава Гашека, автора сатирического романа «Похождения бравого содата Швейка», в 1918 г. проживавшего в Самаре. Памятник изображает сцену из напечатанного в 1911 г. рассказа Я. Гашека «Бравый солдат Швейк учится обращаться с пироксилином».

А мы продолжаем движение по улице Куйбышева. Красивое здание с фронтоном, украшенным бронзовым барельефом, слева на снимке — Самарский художественный музей. Сейчас фасад огорожен — идёт реставрация.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Свернём налево, на пешеходную улицу — Ленинградскую.

Здесь расположены рестораны и небольшие магазины.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

В такой чудесный субботний день часто встречаются красивые и счастливые молодые пары, решившие связать свою жизнь узами брака.

А мы продолжаем движение по Ленинградской.

Пересечение с улицей Фрунзе, по которой ходят трамваи (здесь останавливаются трамваи 20 и 18 маршрутов), вымощено камнем.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Оглянемся назад — на месте одного из снесённых около десяти лет назад старых зданий обнаружилась реклама начала прошлого века. Надпись гласит: «ТД ПРОВОДНИК. ГАЛОШИ. ЛИНОЛЕУМ».

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Впереди два нарядных здания СамГМУ — медицинского университета.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Впереди нас ждёт третий памятник, пожалуй, самый новый. 6 ноября 2015 года, в преддверии Дня милиции, был открыт памятник дяде Стёпе — персонажу знаменитых детских стихотворений С. В. Михалкова. Установка скульптурной композиции была приурочена к 80-летию произведения известного поэта Сергея Михалкова и Году литературы в России. Автор памятника — Зураб Церетели. Это его первая работа в Самаре.

У кого-то скульптура вызывает раздражение, но она очень нравится детям, возле дяди Стёпы никогда не бывает пусто.

Вот он, добрый «высотный постовой» из нашего детства.

А мы развернёмся здесь и вернёмся на улицу Куйбышева. По дороге моё привлекает внимание небольшая группа ребят, поющих под гитару. Парнишка слева выбивает барабанными палочками ритм по скамейке.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Как же самозабвенно они пели. Я прослушала одну песню полностью — она мне понравилась, и дома я решила найти её:

https://www.youtube.com/watch?v=EsX-0VBb0j0 Так вот, могу сказать, что у ребят с Ленинградской она прозвучала лучше.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

У стелы сворачиваем налево.

По улице Куйбышева дойдём до площади Революции. Здесь, в центре кольца, стоит на бывшем царском постаменте Владимир Ильич Ленин. С этим памятником для меня связана одна забавная история. У моего папы страдала ориентация в пространстве (так называемый топографический кретинизм я получила в наследство). Это случилось, когда мы только переехали в Самару, году этак в 1991. В сильный туман папа заблудился на площади Революции и, зная, что ему нужно идти в соторону указующей руки Ильича, которой в тумане не было видно, спросил у проходящего мимо парня: «Молодой человек, скажите пожалуйста, куда мотрит Ленин?» Ни на секунду не задумываясь, молодой человек ответил: «В светлое будущее!»

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Ну, а я, устав от прогулки и проголодавшись, решила перекусить и зашла в расположенное здесь же, на площади кафе грузинской кухни «Puri». Мне там очень понравилось, и вам рекомендую. Вкусно очень! Один недостаток — в кафе очень мало места при его огромной популярности. Так, меня разместили за стойкой.

Наевшись и отдохнув, я спустилась по улице Венцека на первую очередь Самарской набережной. Дальше наш с вами путь будет лежать вдоль Волги. Впереди, от речного вокзала до Некрасовского спуска, где установлен мемориальный комплекс, лежит аллея Соловецких юнг. Начинается она с памятного знака.

А люди, тем временем, радуются теплу и солнцу. Можно спуститься к воде.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Кто-то выбирает прогулку по набережной с питомцами. Сейчас таких забавных пёсиков в городе очень много.

Пожилая пара на скамейке (он на саксофоне, она на барабане) выдают отличную джазовую импровизацию. Чуть дальше я встретила тех же ребят, что пели на Ленинградской. Мы узнали друг друга и помахали рукой.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Фонтан с названием «Парус». Правда, в конце апреля он еще не работал.

Подходим к четвёртому памятнику. В сентябре 2014 года перед фонтаном «Парус» на Ленинградском спуске в честь 170-летия со дня рождения Ильи Репина был открыт необычный памятник — «Бурлаки на Волге». Его открытие было приурочено ко дню города в рамках программы «Культурная Самара». Скульптурная композиция изображает бронзовую раму-мольберт, на которой представлены бурлаки и баркас. Размер «холста» соответствует реальной картине, а сам фон является естественным, поскольку между самой рамой и бурлаками просматривается сама Волга и небо. Высота скульптуры составляет полтора метра, а высота постамента — около метра. Автор скульптуры — самарский художник Николай Куклев.

Чуть дальше на набережной находится пятая скульптура, установленная в конце 2012 года — памятник товарищу Сухову, герою фильма «Белое солнце пустыни». Местом для памятника красноармейцу Фёдору Ивановичу Сухову неслучайно выбрана Самара — именно в этом городе жил товарищ Сухов. В фильме он произносит фразу: «Вот, доберусь до Волги, а там и до Самары рукой подать».

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Подходим к монументу, посвященному юнгам (установлен в 1989 году): гранитная стела, на вершине которой лежит бескозырка, надпись на стеле «Здесь от речного вокзала в 1942–1944 годах более 700 мальчишек добровольцами уходили в школу юнг ВМФ. Многие из них погибли в боях за нашу Родину», стелу окружают гранитные пилоны с памятными надписями. Здесь всегда лежат цветы.

По Самаре, тем временем, шагает весна. Ракетами устремились вверх свечи каштанов.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Город готовится к празднованию первомая и праздника Победы.

Мы с вами дошли до конца первой очереди Самарской набережной. Здесь можно завершить прогулку.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Справа на холме виден Самарский драматический театр. Там же, наверху, расположен отличный сквер — сквер Пушкина.

Но я предлагаю особо выносливым гостям города свернуть налево и пройти дальше, на вторую очередь набережной. Мимо Иверского женского монастыря.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Вдоль розовой стены, ограждающей самарскую ГРЭС. Стена эта непростая, она таит в себе сюрпризы. Вот первый из них.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

А вот и второй — любимый мною и горожанами памятник отопительной батарее. История оздания памятника по материалам https://kudago.com/smr/place/pamyatnik-otopitelnoj-bataree/ :

«9 октября 2005 года на стене проходной старейшей в России Самарской ГРЭС открыли бронзовый памятник, посвященной 150-летию изобретения отопительной батареи. Надо сказать, что отопительная батарея была изобретена именно в России. Первый отопительный радиатор создан в Санкт-Петербурге около 1855 года. У этого памятника есть достаточно интересная предыстория. По инициативе местной компании „Самараэнерго“ в Самаре был объявлен конкурс фотографий кошек, греющихся около радиатора. Лучшее фото и стало прототипом для оригинального памятника. По первоначальному замыслу монумент должен был состоять из труб сложной конструкции, ведущих к батарее — это символизировало бы техническую сложность и масштабность отопительной системы Самары. Однако этот проект был отвергнут как слишком технократичный. Вариант композиции с кошкой, греющейся непосредственно на батарее, также не был утвержден, поскольку при нормальном графике работы ТЭЦ и хорошем состоянии отопительной системы дома батареи разогреваются настолько, что ни одна кошка не выдержит такого жара. В итоговом варианте скульптурная композиция представляет собой кошку, лежащую на подоконнике над батареей. Автор монумента — самарский скульптор Николай Куклев.»

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Ну вот мы и на месте. Вторая очередь набережной начинается здесь, рядом с площадью Славы. Склон под монументом Славы в настоящее время находится на глобальной реконструкции.

А мы спустимся на набережную. Молодожёны очень любят фотографироваться на этой скамейке влюблённых. Таких скамеек сейчас много в городе, но эта, пожалуй, самая популярная.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Здесь полно велосипедистов и роллеров. К слову сказать, велосипедистам предназначена специальная велодорожка, проходящая чуть ниже, ближе к Волге.

Вот она видна, слева, отделенная от пешеходной зоны сплошной белой линией.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Ну и как же без рыбаков? Сейчас введён запрет на лов до конца июня, так как рыба нерестится. Исключение сделано только для одиночных любителей с закидушками, ловля на спиннинг запрещена.

Старая скульптурная композиция «девушка со спутником». За ней — пафосный и весьма недешёвый ресторан «Мяснофф».

Наша прогулка подходит к концу у памятника основателю Самары и первому воеводе, князю Григорю Засекину. Памятник работы московского скульптора Карена Саркисова был установлен в сентябре 2014 года и осключительно удачно вписался в ансамбль набережной.

Пешеходная прогулка по Самаре. Знакомимся с новыми памятниками

Для того, чтобы вернуться к крупным транспортным развязкам нужно либо подняться по Полевому спуску, недавно прошедшему реконструкцию, либо пройти чуть дальше к зданию Роснефти, где находится автобусная остановка (маршруты 61, 261, 247).

Длина маршрута около 7 км.

Добро пожаловать в Самару!