Турист Леонид (rrecrutt)
Леонид
был 1 мая 2020 18:59

Санья — Китай Февраль 2011

Постоянно проживая в Гонконге и зная о коварности гонконговской погоды на китайский новый год, нами было решено отправиться куда-нибудь, погреться на несколько дней. Наша хорошая подруга давно звала нас на Хайнань в Санью. У неё там квартира вот уже несколько лет, по острову она ориентируется неплохо, поэтому мы решили взглянуть на остров-курорт глазами не туриста, сопровождаемого от самолёта до самолёта, в перерывах ездящего на запланированные экскурсии (например, рыбам на корм), а человека, который решил испытать все прелести островитянской жизни в этом «вечном тропическом рае», как сказано в одной из туристических рекламок о Хайнане.

Не буду подробно расписывать, где и как находится этот остров, поскольку интересующийся человек либо что-то о нём слышал, либо уже побывал там, либо ещё только собирается. Наверное, для последних и будет предназначено моё персональное впечатление об этих «восточных Карибах», как их еще кто-то назвал.

Перелёт из Гонконга в Санью гонконговскими авиалиниями не оставил практически никаких впечатлений: только самолет подпрыгнул в воздух со взлётной полосы в Чеп Лап Кок на острове Лантау, только стюардесы разбросали горячие булочки и разлили кофе по пластиковым чашкам, как командир экипажа объявил, что мы уже начинаем снижаться и внизу показался длинный-предлинный песчаный пляж южной части острова, рисовые поля и уступы с кустарниками чая.

Аэропорт Феникс, международных рейсов, построен, как мне это показалось полностью из морёного дерева (к колоннам я не подходил и не стучал), но впечатление он производит действительно южно-гавайско-кубинское. Санья встретила нас солнцем, температурой +26 (в середине февраля), что выгодно контрастировало с +14 градусами в Гонконге, что обычно бывает в канун китайского нового года и еще пару недель спустя.

Санья, или как платить по счетчику и не съесть мышь на ужин

Приехали, разместились. Кондоминиум находился в 200 метров от линии прибоя, но тут мне сложно что-то сказать: море как море, пляж песчаный, песок белый, мелкий, набивается везде, ветер дул несильный, но постоянный с юга, пригоняя к берегу волны, так что купаться было весело, народа в той части города, где мы жили, было мало. Вечером посетили бар одного из помпезных отелей, выстроенных вдоль береговой линии. Бар хороший, пиво самоварное, живая филиппинская музыка. В смысле того, что на сцене пели две филиппинки классическую англоязычную попсу, а два филиппинца им подыгрывали и подпевали. Уши не резало — и то хорошо. Персонал бара/отеля вышколенный, говорит довольно хорошо по-английски. Но вот цены… Ребята, таких цен вы не найдете в центре Гонконга! Это можно охарактеризовать лишь двумя словами: безумно дорого.

Ладно, подумал я, может дальше будет лучше. Вроде как рядом находящийся аэропорт принимал самолёты один за другим, а это значило, что на остров прибывает довольно много народу, значит, и курорт и отдых должен быть неплохим.

На следующее утро у нас был запланирован выезд в район Наньшань, где установлена 108-метровая статуя богини (бодхисатвы) Гуань Инь Южного Моря Санья и находится буддисткий монастырь.

Выйдя из дома, мы успели поймать сразу двух таксистов, готовых нас отвезти в это место ААААА — так китайские туристические агентства классифицируют места, привлекающие туристов — 5А это что-то типа пяти звёзд, только по количеству народа, согласившегося добровольно посетить сие место, дабы припасть к стопам трёхликой богини, усмиряющей морские штормы…

Доехали быстро, с ветерком. Из Саньи до места что-то около 50 юаней строго по счётчику. Таксиста, однако, раздосадовало, что мы даже не собираемся покупать билеты через него — ну ещё бы — целых 5 лаоваев! Недозаработал он юаней 150 на билетах, а может и больше… Но, поскольку у нас с собой не было налички, а наша знакомая убедила нас, что при входе можно купить билеты по системе Unionpay (китайский аналог VISA), то мы особо и не заморачивались. Пристроились в конец очереди в кассу, над которой весело отсвечивал триколор платёжной системы и бодро потребовали продать нам билеты по карточкам.

Ага! Щазз! Разбежались! Это вам буддийский монастырь (билеты между прочим аж 150 юаней стоят!), а не филиал банка. Только наличка!

Ну наличка, так наличка. Заняли денег у знакомой (банкоматы в Санья только в центре города, куда мы до утра следующего дня не удосужились попасть — ну на курорт же летим, не в китайскую деревню да?), заплатили за билеты. Народа! Очень много. Даже с учётом того, что это Китай, всё равно очень много. Не знаю, сколько в миллионах в год эти 5А значат, но китайские партийные буддисты неплохо башляют на билетах надо заметить.

Прошли турникет. Начались стандартные ларьки с сувенирным барахлом. Я даже не говорю о ценах — в городе всё это можно купить раза в 3 дешевле, но шляпу всё-таки пришлось (кстати, хорошая шляпка оказалась, качественная) — солнце пекло неимоверно. Тут же сидят толпы китайцев и лупятся на деньги в карты (наверное, это прямое отражение одной из сакральных доктрин буддизма — выиграй деньги у ближнего туриста своего, кто знает), тут же бегают туристические прилипалы и предлагают озвученные на китайском языке туры по территории парка. Тут же происходит ещё много странных вещей, мимо которых в Китае лучше без фотоаппарата не ходить. Экспансия русских туристов на Санья не обходит стороной такие «памятники туризма» — везде видны надписи на странных языках, которые можно даже принять за английский, а местами и за русский.

Санья, или как платить по счетчику и не съесть мышь на ужин

Парковое искусство в Китае, благодаря упорству и дешевизне чёрной рабочей силы — места, конечно, красивые. Однако, даже по сравнению с Big Buddha (что в Гонконге) — грязновато. Курение разрешено, чем китайцы активно пользуются. Стандартные звуки громкого очищения рото-носоглотки и прочие физиологические культурные особенности китайцев присутствуют в полный рост.

Следующей кратковременной остановкой на нашем пути стало заведение, откуда традиционно не любящие ходить никуда ногами китайцы уезжали на вагончиках и машинках, странным образом похожих на те вагончики, которые в своё время ездили по нашей незабвенной ВДНХ. Прокатиться в один конец, отстояв очередь человек в 300 стоило 20 юаней (ну конечно, мы же за билет только что 150 заплатили просто за то, чтобы нам разрешили зайти), но поразили меня цены на так называемый VIP перевоз. 1–6 человек в открытой машинке (из одного вагончика и ездит потише) стоит всего 600 юаней… в час (sic!)-то есть фигня, какие-то 90 долларов и мы вас час катаем. Будете кататься дольше, платите еще 90 долларов и т. д. Благородные буддисты, что тут скажешь…

Мы решили пойти пешком, тем более, что прогулка предстояла быть интересной, несмотря на все минусы, насчитанные мной, но от которых в Китае невозможно практически избавиться. Для меня одно только осталось загадкой. Как так можно раскрутить место, чтобы по нему, заплатив от 70 до 150 юаней бродили и (в основном) ездили толпы внутренних китайцев (а не каких-нибудь лаоваев), покупая втридорога свечи, чтобы поставить их у подножия бодхисатвы, ради процветания и удачи, при том, что статуя Гуань Инь самый что ни на есть новодел (2005 год)? Загадка…

Санья, или как платить по счетчику и не съесть мышь на ужин

Парк конечно красивый (кажется, я это уже говорил), есть где походить, есть что посмотреть. Дойдя до подножия трёхликой статуи, мы обнаружили, что буддисты ласкаво просимо еще 108 юаней, чтобы желающие освятиться внутренностями статуи могли это намерение осуществить. Ну, нам было вполне достаточно фотографий, демонстрирующих как много внутри позолоты. Вот зато кока-кола, этот традиционный буддистский напиток и не менее традиционное буддистское мороженое стоят относительно недорого — купили и слегка освежились — Будды и бодхисатвы это же, как бы это сказать, прошлое, а настоящее вот оно — надо деньги зарабатывать…

Чтобы уж совсем не расписывать все мрачными красками скажу, что понравился сад колоколов, где можно, как это не странно — бесплатно, помолотить деревянными брёвнами, напоминающими таранные орудия, по внушительным колоколам и посмотреть на треснувшие колокола и колокольчики, некоторым из которых далеко за 400 лет. Понравились многочисленные фигурки слонов, вид с моря на богиню. Но всё это сопровождалось толпами, толпами, толпами китайцев, носящимися по дорогам «VIP автобусами» и грохотом петард, поджигаемых где-то в окрестностях самого храма Наншань. Там же, недалеко, идет строительство очередных туристических объектов — гигантской пагоды и ещё чего-то закрытого. К сожалению, я уже не узнаю чего — второй раз я туда поеду, только если мне будут доплачивать… 600 юаней в час. Где-то так…

Санья, или как платить по счетчику и не съесть мышь на ужин

По выходу из парка нас ожидало метание между автобусами в попытках найти тот, что отвезёт нас до города. Солнце палит, автобусы гудят воздушками (это как сирены при атомной войне), везде носятся толпы, пытающиеся залезть на эти автобусы. Охранники/регулировщики не знают, где останавливаются автобусы, идущие в город и т. д., и т. п. Для туристического места с такой посещаемостью это непростительная наигрубейшая ошибка! Автобус мы, в конечном счете, нашли и до города доехали, но нервы помотали. Нам бы это усмотреть в качестве предупреждающего знака, однако мы продолжали пребывать в относительно стойком оптимизме, что это всё временное…

В городе неприятно поражает шум. Огромное количество разнообразных мотобайков, моторизированных велосипедов, мотоциклов и прочих двухколёсных средств, занимающихся, кто бы мог подумать — частным извозом. При этом, подъезжая к остановке, каждый из этих достойных местных китайцев считает своим долгом просигналить: «мол вот он я, запрыгивайте». Китайцы не стремаются и запрыгивают. Три человека на мотороллере, где нормальному европейцу и одному будет узко — это нормально.

Правила дорожного движения? Вы еще не были в Китае? Тут особенные «правила движения» — нет никаких правил, дорога там, где едет китаец, все остальное является препятствием на дороге! Хорошо хоть скорости невысокие.

Обилие смешных «русских» и «английских» надписей. Грязные забегаловки, где персонал говорит на русском и китайском. Нашли какую-то BBQ (шашлычную) где за 78 юаней нам предложили фуршет с постоянным обносом мясом на шпажках. Мясо приготовлено неважно, выбор крайне небогатый, все спинки изрезаны надписями на русском типа «Я и хайнань» и «Здесь были Киса и Ося». Однако некоторые блюда очень даже ничего. Наша знакомая звала нас в другой ресторан, считающийся чистым и пользующийся популярностью, но мы, поскольку уже засели в шашлычной, а дети решили пойти в макдоналдс (куда же без этой традиционной китайской еды), перенесли обед/ужин в том заведении на другой день.

Подкрепившись и зайдя в местный супермаркет (нужно было купить продуктов домой), решили добираться обратно. И вот тут «транспорт» Санья нас порадовал в полный рост. Сам город расположен, фактически вдоль длинного (более 10 км) песчаного пляжа и нам нужно было добираться в самый его конец. Обычный маршрут (на двух автобусах) мы выбрали, по настоянию знакомой, и первый автобус не заставил себя долго ждать (время около 19 часов). Дойдя до остановки второго автобуса, мы обнаружили, что он практически забит. Продавщица в киоске сказала нам (уже после отхода автобуса), что это был последний, и мы бегали по трём дорогам, тщетно пытаясь поймать хоть какое-то такси или частника на худой конец.

Где зарождаются такси с пассажирами в Санье я так и не понял. Понял только, что таксизм на Хайнане это занятие для зажиточных местных китайцев, которые просто не знают, куда девать своё время, поэтому периодически садятся за баранки автомобилей на которых почему-то написано слово Taxi (надо же, как странно, а я и не видел, что у меня там Такси написано) и даже накарябаны какие-то два телефона… Всё это, видимо под влиянием Гуань Инь и коммерческого ответвления буддизма на Хайнане, находит отражение в философски настроенных таксистах, которые, задумчиво жуя кокосовую жвачку, зачастую могут прямо перед тобой погасить табличку «свободно» и проехать мимо — чтобы отдых мёдом не казался! и понаехали тут! Москвичи зря думают, что они одни исповедуют эту «народную мудрость», ибо таксисты в Санья дадут им фору на 1000 юаней по счётчику, насчёт бережного и услужливого отношения к человеку, голосующему синей машине на дороге. Таксисты Хайнаня — это кармическая неудача острова. По-иному я не могу охарактеризовать это недоразумение. Далее я приведу несколько зарисовок с натуры.

На следующий день мы отдыхали от ненавязчивого «сервиса» Хайнаня, прыгали по волнам на матрасах и готовили дома нормальную китайскую еду.

На четвёртый день мы решили съездить в известные купальни, покормить собой рыб. Для того чтобы не переплачивать на месте, наша знакомая сказала, что билеты лучше купить в городе в одной из местных турфирм. Сказано — сделано. С утра доехали на туристическом автобусе в город (3 юаня с человека), зашли какими-то подворотнями в кажущийся жилым дом, поднялись на 6-й этаж, где оказался офис китайской турфирмы. Там нам продали билеты, взрослым особям по 108 юаней. Обратно из города мы добирались всего 2 часа (14 км), из которых 1 час 40 минут пытались либо поймать автобус (все ушли на священный китайский обед), либо такси (философская задумчивость, либо фраза дня «Мне туда невыгодно ехать, я оттуда пустой буду возвращаться!», либо, как уже говорилось — священный китайский обед)…

Быстро собравшись (мы же помним, что транспорт вечером [но не поздним вечером, а где-то часов в 8, сразу после «Спокойной ночи малыши»] это, фактически, полное его отсутствие), мы решили поехать на воды с маленькими рыбками. Обычно, по счётчику такси, ехать туда порядка 25–30 юаней. Первый таксист сказал, что он не повезёт нас, потому что мы уже купили билеты. Второй затребовал 60 юаней. Третий просто сказал, что ему, то ли лениво, то ли еще бог знает что. Взяли автобус до пересечения с более-менее центральной улицей. Оттуда таксист согласился нас довезти всего за 30 юаней.

А вот теперь народная хайнаньская мудрость: Если просят хоть 100 юаней, соглашайтесь, садитесь. Доехав на место, просто расплачивайтесь по счётчику! Выйдет это вам раза в 2 дешевле. Начнут возмущаться, вызывайте полицию. Кстати, в самих такси вторым пунктом по-китайски и по-английски написано: Если таксист не включил счётчик, пассажир может вообще не платить за проезд. Сомневаюсь, что мне этот совет когда-либо потребуется ещё самому, но написать о нём я должен.

К сожалению, я не знаю названия тех «Термальных Источников» куда мы приехали, но это чисто китайское место, хотя входы в раздевалки написаны на китайском и на русском языках. Билеты на месте стоят 198 юаней или 148 со скидкой, так что имеет смысл поискать все-таки китайские агентства, продающие билеты. Внутри такие изощрённые процедуры, как «рыбный педикюр» — это место где рыбы обкусывают омертвевшую кожу на ногах, которые вы имели неосторожность (шучу) опустить в бассейн с термальной горячей водой; «солевые ванны», где кто-то должен тебя зарыть лопатой в соль — хороший антицеллюлитный массаж… наверное:). Апофеоз всего — это большой бассейн, в котором также плавают маленькие рыбки и в который тебе нужно погрузиться всему. И тут начинается рыбное раздолье. То ли у белых кожа вкуснее, то ли китайцы чище или часто подвергаются процедуре рыбообгладывания, однако вокруг наших лаовайских тел собиралась если не вся, то очень большая часть рыбной стаи.

Санья, или как платить по счетчику и не съесть мышь на ужин

Как ни странно, народа не очень много. Знакомая нам сказала, что русских и других лаоваев возят за другие деньги в другое место, где бассейны побольше, зато нет солевых ванн. В общем, место мне очень понравилось. Везде понатыканы маленькие бассейны с термальной водой, с гиперосмотической водой, травяные ванны и еще что то, чему нет аналога в других местах.

Как ни странно, из термальных источников мы уехали в целости и сохранности быстро и без проблем, на автобусе до центра города — 5 юаней с носа. В центре мы решили-таки посетить ресторан, который нам всячески рекомендовала наша знакомая.

Наверно я слишком привык к хорошему, потому что скорость курсирования «фуюанек» между столами, скорее походила на шоу зомби, чем на хвалёный китайский сервис. Нам очень быстро, всего минут через 10 принесли меню, потом молниеносно (еще минут 15–20) приняли заказ, потом начали приносить блюда. Мне повезло, я поужинал самым последним — официантка долго удивлялась, что мне вроде как уже принесли блюдо, но я, по-видимому, спрятал тарелки под стол.

Самое, однако, неожиданное в этом ресторане — это мыши. Самые обыкновенные полевые серые мыши, или, точнее одна мышь, которая ходила пешком рядом с нашим столом. Мы долго караулили её, подбрасывая кусочки не слишком хорошо приготовленного мяса на пол, чтобы сфотографировать и, поскольку она не особенно смущалась, нам это удалось сделать (фотографии прилагаются). Подозванная официантка невозмутимо возвестила о том, что мышь, мол, не могла бегать по нашим блюдам, и беспокоиться нам не о чем — вечером они обязательно её поймают. Думаю всем коллективом зомби-официантов. На этом, успокоенные судьбой мыши мы и отбыли домой.

Санья, или как платить по счетчику и не съесть мышь на ужин

На следующее утро (а мы и не планировали долгий визит в этот тропический рай) мы, традиционно поспорив с таксистами, выехали в сторону аэропорта, где, благополучно зарегистрировались на обратный рейс.

Перед самым вылетом, мы и услышали фразу, вынесенную мной в аннотацию рассказу: «Хайнань — это не то место, куда хотелось бы приехать еще раз». Хотя жаль, место красивое…

P. S. : В заключение хочется ото всей души поблагодарить нашу знакомую, которая стоически выносила все наши капризы и возмущения и, несмотря ни на что, обеспечила нам несколько незабываемых дней на острове.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия