Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Нальчик, Аушигер, Верхняя Балкария — Россия Апрель 2017

В предыдущих повествованиях я рассказ как мы обследовали район Зеленчука и район Карачаевска, Теберды и Домбая
Заключительная часть нашего путешествия была самая напряженная, насыщенная и интересная.
На выезде из района Кавказских Минеральных вод небольшая остановка у знаменитого Тамбуканского озера, иловые лечебные грязи которого используются местными жителями не одну сотню лет.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

По лечебным качествам и своему составу они превосходят грязи Мёртвого моря.
Между прочим, в нашей стране немало мест, лечебные свойства которых выше чем на раскрученных и дорогих курортах Израиля.
Вот пару мест навскидку: грязи озера Чокрак на Азовском побережье Крыма и залива Сиваш тоже в Крыму, рапа с озёр Баскунчак и Эльтон в Волгоградской области.
Кстати, в Мёртвом море в литре воды 300 грамм солей, а в водах Эльтона — 500!!!

Здесь на остановке с магазинчиками пробуем… нечто…
Попробуйте, не глядя на последующие фото, определить, что мы едим такое особенное, что обязательно надо съесть в Пятигорске?

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Думаю, большинство всё-таки догадалось. Потрясающее пятигорское мороженное!!!

Это давно с детства забытый вкус в вафельном стаканчике. Сейчас этот вкус стоит 40 рублей.
А съев мороженное, надо выпить кофе. А тут и бар на дороге…

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

И, только присмотревшись, догадываемся, что это не «бар» написано, а «бар-аш-ки» — баранов продают… Остались без кофе.

Поворот с основной трассы на Владикавказ в городке Малка. Цель нашего поиска — озёра.

В Гугле они как-то замысловато называются, а местные жители зовут их проще — Круглые.
Местные жители, приехавшие озёра посмотреть как и мы, рассказывают об озёрах что знают.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Согласитесь, первое озеро красиво.

(цвет настоящий, фотошоп не применялся)

Уровень этого озера не меняется никогда, температура воды тоже всегда одинаковая 4–5 градусов.
Здесь никто не купается никогда. В 1956 году 17-ти летний подросток, бравируя перед сверстниками, решил его переплыть. Не доплыл и до половины — его утянуло вниз.
В память о нем на берегу стоит небольшой памятник с оградкой

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Второе озеро находится рядом за несколькими холмами.
Какое из них более красиво решать вам.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Далее по дороге следует село Хабаз. Какое-то странное село. Немаленькое. Указателей никаких, все дороги одинаковые и пришлось поколесить по улицам, заезжать в тупики, возвращаться чтобы найти из села выезд. А на этих улицах никого — спросить не у кого.
Зато посмотрели на настоящую жизнь сельских жителей. Не впечатлило. Грязноватенько, деревьев в селе почти нет, глухие заборы со всех сторон.
Единственная дорога из села на окраине из худо-бедно асфальтированной дороги превращается в грунтовку. Правда, шикарную. Кто-то капитально обгрыз каменные склоны, расширил дорогу и, видимо, собирается превращать её в автобан.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

На дороге попадаются ручейки, интересные скальные образования и запруда, чтобы бурёнки пили воду, которая оказалась удивительно чистой

Еще на дороге попался какой-то необычный камень. На солнце он сверкал так, что смотреть без тёмных очков на него невозможно. Что это за порода и каким образом она так отполирована осталось загадкой

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Постепенно дорога спускается к реке и к хлипкой на вид перемычке.
Сначала пощупали ногами, потом поехали

И вот, наконец, то, ради чего мы с час глотали пыль на этой грунтовке — водопад Жетмиш-суу.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Слов нет — он прекрасен!!!
Обратите внимание на фигурки людей — высота водопада метров 25, а если учитывать что водопад каскадами низвергается к реке еще метров 70, то… в общем, много.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Налюбовавшись, надышавшись вдоволь водяной пылью, поднимаемся наверх. Еще более удивительно — там нет реки. Течет дохлый ручеек. Откуда берется вода для всего этого буйства воды так толком и не поняли.

Ну, а теперь о печальном.
Помните название моего рассказа — «Прощальный взгляд»?
Так вот, вдоль всей дороги, по которой мы ехали, проложена приличная труба и уходит она выше водопада — это строится водовод для обеспечения десятка сел Балкарии водой. Воду собираются забирать из ручья, который и питает водопад. Что будет с водопадом, думаю, объяснять не надо.
Кто не успеет посмотреть его до осени, наверное, уже не увидит никогда.
На такой печальной ноте, с сожалением, покидаем это прекрасное место.

Теперь мы, проехав Нальчик, едем в сторону Верхней Балкарии.
У одного из сёл интересный памятник. Останавливаемся рассмотреть.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

С одной стороны написано, что этот монумент поставлен в память о феодальном восстании 1913 года, с другой — имена организаторов восстания.
А дело было так. Местные богатеи-помещики с почти одинаковыми фамилиями, Жанхотовы и Женоковы, постепенно захватили себя самые лучшие куски земли, в том числе и жизненно важный Карасуйский лес. Успели что-то продать, а за посещение других участков установили слишком высокую плату с крестьян. Дело дошло до стычек и задержаний крестьян с арбами нагруженными дровами. Бедняки более 20 селений собрались и, как водится, спалили усадьбы богатеев.
Два Ж бежали дальше чем видели.
Позже из Нальчика были присланы войска и зачинщиков пересажали, но власти вынуждены были пойти на уступки.

Не менее интересны и камни разбросанные по полю вблизи монумента. Отдельные почти шарообразной формы, другие — плоские с дырой в центре. И те, и другие, как позже уверяли местные жители, естественные образования или созданы в какие-то очень древние времена людьми неизвестной цивилизации. Подобных каменных образований в горах находят много.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Далее у нас в планах осмотр 4-х озёр. Первое из них прямо на дороге — Голубое озеро.

Симпатичное озерцо. Единственный минус — везде по берегам понастроено кабаков, платных стоянок и прочих удовольствий цивилизации.
В другую сторону еще три озера. До двух добираемся без проблем — шикарная, асфальтированная, новая дорога. Даже тротуары есть. Надо думать, для того чтобы переевший в кабаках на Голубом озере народ мог прогуляться до других озёр и немного растрясти накопленные калории.
Следующее озеро — Секретное. Секретное потому, что никто не может определить откуда вода появляется и куда пропадает.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Третье озеро — Верхнее. На мой взгляд наименее живописное. Оно разделено перемычкой на две части. Если одна половина еще смотрится, то во второй части полно мусора и камышей.

Обратите внимание на цвет воды во всех озерах — он везде разный.
Еще одно озеро — Пропавшее — искать не стали. Оно находится не в очень доступном месте и туда нужно топать в гору километра полтора. В нём вода просто пропадает и остается одна дырка, как опять же рассказали местные жители.
Решили сэкономленное время потратить на любимое — «ехать куда глаза глядят».
А глядели они дальше по дороге за озёра. Тем более, где-то там в советские времена планировали строить аэродром.
Нашли такие места — широченная почти идеально ровная долина, по которой сиротливо гуляют стада лошадей и коровок.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Доехали до конца этой долины и решили возвращаться — еще планов очень много.
Напоследок любуемся горами, открывающимися с этой равнинной части

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Дорога в Верхнюю Балкарию проходит между двумя мощными скальными массивами. В середине скальный участок, на котором раньше по краю была дорога, но сейчас пробили два тоннеля — всё один в один как по дороге на Красную поляну в Сочи.
Только разница в том, что этот кусок старой дороги многократно мощнее, красивее и, главное, открыт для осмотра всем желающими. Причем бесплатно.
Охранник любезно посоветовал поставить машину рядом с его сторожкой — «… а то еще наши джигиты зацепят» и мы пошли смотреть.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Едем дальше. Верхняя Балкария.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Склоны, окружающие это горное село, сплошь покрыты развалинами древних аулов. Немногочисленные туристы, как муравьи, ползают среди них фотографируя все подряд.
А мы чем хуже? лезем тоже.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Набродившись среди развалин, обедаем в кафе местными хычынами — лепешками с сыром, картошкой или мясом. Улыбчивая официантка-балкарка всячески позировала на фото и видео — пообещал что через пару месяцев фильм с её участием будет в Ю-Тубе.

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Как ни печально, но надо ехать в Нальчик — очередная ночевка у нас там.
На следующий день обратная дорога с попутным заездом в относительно новый христианский храм в селе Псемен

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

Необыкновенен этот храм облицовкой, она выполнена как снаружи, так и внутри из речного галечника. Смотрится очень симпатично.

Еще был заезд в сельский магазин где-то возле Усть-Джегуты поначалу, без подсказки продавца, поставивший нас в тупик каким-то необычным товаром.
Попробуйте и вы угадать — что это за брикеты и для чего они нужны?

Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд. (заключение)

После всего этого последовал довольно длительный и утомительный переезд через Кавказские горы поперек и в 12 ночи мы дома.
Очередное путешествие по Северному Кавказу закончилось.
Спасибо за внимание.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия