Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 26 марта 11:25

Шанхай — Китай Май 2016

Новое утро началась с распевок будильников, установленных во всех гаджетах с интервалом в пять минут. Вечером было ясно, что треньканье одного телефона не сумеет вернуть к жизни наши утомленные отпуском тела, а вот сводный хор имел шансы на успех. Телефоны орали, что утро вот-вот покажет рассвет, что отпуск не резиновый, что спать вообще занятие пустое и пока мы изволим лениться, все самое интересное проносится мимо. Рассвет для меня самый весомый аргумент и ради него я готова вставать в любую рань несусветную. Но Шанхай приготовил сюрприз, задернув небо плотными тучами и нагнав такого тумана, что другой берег Хуанпу я из окна не увидела, как ни старалась.

— Вот и посмотрели мы на Шанхай с высоты — резюмировал муж.

— Может еще распогодится? — попыталась я взбодрить наш приунывший коллектив.

Весь день мы ходили, поглядывая на суровые небеса и выпрашивая у Хуанпу погоды. Так и не выпросили до вечера, когда тучи буквально легли на улицы города, закрывая все, то только можно закрыть. Но мы до последнего надеялись на чудо…

Второй день, с коррекцией ошибок дня предыдущего, предполагал следующее:

— Бунд (Bund), теперь уже утром

— Храм Джинган (Jing’an Temple)

— Храм Нефритового Будды (Jade Buddha Temple), со второй попытки

— Пудун и башня Жемчужина Востока

— Нанкинская улица

— И снова Бунд, все равно дорога в отель по Бунду самая короткая и самая красивая.

Бунд (Bund).

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Утренний Бунд разительно отличался от дневного и тем более вечернего, к тому же погода внесла свои коррективы, нагнав тумана и задернув обзор до минимального. Шаги звучали громче, голоса — пронзительней и повисшая над Бундом суровость обыкновенного рабочего утра ощущалась очень явственно. Народа на Бунде много всегда: бегут спортсмены всех возрастов, иногда притормаживая, чтобы выкурить сигаретку и с новыми силами рвануть бегом от инфаркта (вы не поверите, да я и сама не сильно поверила своим глазам, увидев это), выгружается из недр парома рабочий люд, тоже раскуривая сигареты и разбегаясь по рабочим местам, дворники метут все то, что вчера вечером набросали не сильно аккуратные товарищи, заодно выгребая сетями мусор из Хуанпу, бодрые полицейские посвистывают тем, кто норовит перейти улицу не там, где положено и проехать на велосипеде там, где это запрещено. В общем-то самое обычное утро самого обычного города и даже тающий силуэт «Жемчужины», пытающейся проткнуть тучи, не сильно скрашивал это весьма серенькое утро. День не сулил ничего необычного…

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Шанхай просыпается поздно, во всяком случае, это можно сказать о всех магазинах, лавочках, храмах и известных достопримечательностях. Только парки распахивают свои ворота ранним утром. А закрывается все очень рано и откладывать на вечер покупку чего-нибудь, не самое верное решение (если только вы не пойдете шопинговаться на Нанкинскую улицу). Шанхай разрушил самый устойчивый миф про трудолюбивых китайцев — здесь все гуляют и отдыхают.

Неспешно перебирая ногами мы дотопали до памятника, вызывавшего необычную ажиотацию у туристов явно китайского разреза глаз. Народ радостно облепил монумент, норовя сделать селфи, и вопил: «Мао! Мао!». Надпись иероглифами мне ничего не говорила, контакт с китайскими товарищами на предмет идентификации памятника тоже не принес результата (проще самой осилить китайский или брать в путешествие дочь-полиглота) и сфотографировав на память могучий монумент, я было решила, что это и есть тот самый Мао (все они на одно лицо, в конце концов).

Но не родись умной, а выложи фото на Туристере и найдется кто-то, кто знает все или почти все. И узнала я, что памятник-то не Мао, а Чень И, первому мэру Шанхая после образования КНР (спасибо Максиму Старостину!). К тому же стоит он на площади Чень И, что должно было натолкнуть на мысль, но почему-то не натолкнуло. А бедные китайские туристы хвастаются своими фото на фоне мэра и рассказывают о Мао — необразованность их виновата…

Есть на Бунде (рядышком с памятником мэру) и еще одна достопримечательность, вторую такую поди поищи! — подводный тоннель (Bund Sightseeing Tunnel), перемещающий всех желающих с Бунда в Пудун, к башне «Жемчужина Востока». Аттракция не бесплатная, но весьма занимательная.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Цена вопроса: 30 юаней в одну сторону, 40 — туда и обратно.

Время работы: 8.00 — 22.30.

И накануне мы планировали им воспользоваться, чтобы побыстрее попасть к башне, но погода решила иначе, а нам оставалось только приспособиться к ней и повернуть совсем в другую сторону, отложив башню на вечер, в надежде, что тучи растянутся.

Самый короткий путь к метро проходил через Нанкинскую улицу, тоже весьма занимательную и местами даже очень красивую, но вечером она смотрится гораздо интереснее, чем утром, и в планах наших она значилась ближе к вечеру. Но раз уж день с утра пошел наперекосяк, приходилось импровизировать. Это оказалось не очень сложно — рисуя дома маршруты, мы так много гуляли по карте, что оказавшись в Шанхае в реальности, часто ловили себя на мысли, что видели-знаем, а уж после целого дня блужданий по городу ориентироваться было еще проще, и карты не пришлось даже открывать, чтобы сверяться с маршрутом. Шанхай удобный город и заблудиться у нас не получилось…

Нанкинская улица (Nanjing Rd).

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Начинается улица от набережной Вайтань (Бунд) и протяженность ее составляет пять с лишним километров. Только часть улицы является пешеходной, та самая, что получила название «Торговой улицы номер один в Китае».

Эта улица никогда не спит. Утром она заполняется спортсменами всех мастей, делающими зарядку и разминающимися после ночного сна весьма спортивным бабулям в ярких шелковых пижамках. Если мечтаете сфотографировать сложные па китайской гимнастики — выходите с утра пораньше на Накинскую улицу и штук двести фото я вам гарантирую. Правда, могут отвернуться от вас, демонстрируя свое недовольство вашим беспардонным вмешательством, но процессу съемок это не особо мешает, фотоаппараты нынче быстрые.

Магазины открываются поздно, в десять утра все еще закрыто, как правило. Про рестораны и кафе я вообще молчу, они распахивают свои двери намного позже, даже вечно неспящий Макдональдс в Шанхае любит утром вздремнуть.

Туман и здесь мне испортил всю картину, спрятав небо и верхние этажи высоток. Но тут я была совершенно бессильна и принимала то, что дают.

Днем Нанкинская улица выглядит деловой — все куда-то торопятся с серьезными лицами, передвигаясь весьма стремительно забегают-выбегают в магазины и рестораны, снуют сосредоточенно, да и реклама не так бросается в глаза и не доминирует, как в темное время суток.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Памятники скучают в одиночестве, автобусики, развозящие туристов по длинной Нанкинской улице, досматривают свои сны. Эти поезда-автобусики, на самом деле, очень хорошая придумка. Улица длинная, с учетом заходов во всевозможные магазины путь удлиняется в разы и вечером, пройдя ее от Бунда до Народной площади, с ужасом думаешь, что еще придется ползти обратно. Поэтому паровозик воспринимаешь даром божьим, прыгаешь на сиденье, отшпиливаешь деньги и любуешься ночной красотой, проплывающей мимо. Правда, пока едешь, раз двести заглянут в вагончик попрошайки, сомнительные личности будут тянуть руки к вашей сумке, а рекламными проспектами закидают так, что в конце пути придется себя откапывать из-под вороха бумаг.

И если утром и днем Нанкинская улица строга и респектабельна, но с наступлением темноты выползает всякое-разное, жадное до чужого добра, живущее на явно нетрудовые доходы и, к тому же, быстро бегающее от возмездия. Дамы, внешности потрепанной и, я бы добавила, сильно «бывшие в употреблении» тоже выходят вечерами на работу, предлагая не сильно чистую, но вроде бы большую любовь за приемлемые деньги. Тетки эти выглядят так непрезентабельно, что любви не захочется уже никогда…

Пока мы выдвигались к Народной площади, чтобы сесть в метро и отправиться к храмам, погода совершенно распоясалась и решила к туману добавить еще и холод, показавшийся нам после череды жарких стран, почти арктическим. Идти стало легче, я бы даже сказала, в организме образовалась некая бодрость, заставляющая шевелиться быстрее, несмотря на накопившуюся усталость. И в метро я неслась уже не охлаждаться, а греться.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Храм Джинган. (Jing’an Temple).

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Храм этот я нашла случайно, зацепившись взглядом на красивую картинку в интернете — среди стеклянных небоскребов выделялся теплым деревом, белым камнем и многочисленными колокольчиками, строгой и правильной красотой. Под картинкой нашелся и адрес, где искать это чудо. Посмотрев по карте и выяснив, что храм можно запросто вписать в маршрут, мы пометили себе его координаты и решили посмотреть непременно.

Храм Джинган — самый знаменитый мужской монастырь Китая и построен был в 247 году (вы только вдумайтесь, сколько ему уже лет!). Правда, пожар чуть было не уничтожил всю эту красоту, да и войны тоже не обошли его стороной, но в 19 веке его окончательно восстановили, максимально сохранив древний облик.

Реликвий в этом храме очень много, а следовательно и китайцы сюда идут и идут бесконечным потоком.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Необычность храма усиливается резким контрастом со всевозможными небоскребами, торговыми центрами и прочими стеклянными монстрами, взявшими маленький храм в очень плотное кольцо. Но контраст между бездушным современным и душевным древним от этого только усиливается, делая храм местом фантастически красивым.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Здесь надо любоваться деталями, рассматривать подробности, замечать мелочи и почувствовать атмосферу этого необыкновенного места. Всего пару шагов с шумной улицы за ворота храма, переносят тебя в старину глубокую.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Те, кто верят в своих богов, приходят в храм с пригоршней монет и стараются закинуть их как можно выше, считая, что именно это поможет исполнению желания. Звон от монеток, рикошетящих и разлетающихся по всем двору, заглушает перезвон колокольчиков и остается в памяти саундтреком к чуду по имени Джинган.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

По внутренней территории можно погулять, заглянуть во дворик монастыря, послушать, как поют монахи (если повезет) или посмотреть их тренировку (повезло случайно увидеть). Фотографировать можно везде, но монахи поглядывают за посетителями и зайти, куда не положено, не получится.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Не знаю, что самое запоминающееся в этом храме — сочетание белоснежного камня и медового цвета дерева, ажурная резьба по металлу и украшающие крыши фигурки, реликвии буддистов и ритуалы, совершаемые верующими, тихий перезвон колокольчиков и треск от многочисленных свечей, звяканье монеток по каменному полу или еле слышное пение монахов? А может, все вместе и создает ту незабываемую атмосферу, выделяющую храм Джинган из всех остальных храмов Шанхая…

Адрес: 1686 Nanjing West Rd, пересечение с Huashan Rd.

Метро: станция Jing’an Temple, 2 линия, выход 1.

Цена вопроса: 30 юаней.

Время работы: 7.30 — 17.00, касса закрывается за 15 минут до окончания работы храма.

Очень советую побывать в этом храме, впечатления будут незабываемые!

Храм Нефритового Будды (Jade Buddha Temple).

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Храм Нефритового Будды нам удалось посмотреть со второй попытки. В первый день, наивно полагая, что время работы храма что-нибудь да значит для тех, кто в нем работает и продает билеты туристам, мы не сильно торопились, понимая, что времени нам хватает и чтобы добраться, и чтобы посмотреть. Дорога от станции метро к храму длинная, со множеством поворотов и идти приходится далековато, а спешить вечером уже не сильно моглось и не очень хотелось. В бодром темпе мы дорысили до храма и оказались у кассы в том момент, когда кассир закрывал свое окошко — не передать словами, какой это был облом…

Попытка наладить диалог с несговорчивым кассиром, гордыми и не нуждающимися в деньгах охранниками, лесть, шантаж и уговоры на трех языках стразу (хорошо, что русский они не понимали), не привели ни к какому результату. Не солоно хлебавши мы развернулись обратно, всю дорогу ругая то себя за непредусмотрительность, то охранников за бесчеловечность. Дорога назад, к метро, показалась нескончаемой и мыслишка, плюнуть на храм и хранящегося в нем Будду и не возвращаться сюда, вертелась в голове весь вечер.

Утро следующего дня было не то, чтобы мудренее, но ответственнее уж точно, и решено было все-таки повторить вчерашний путь к храму. Правда, обиженная и уставшая я, пригрозилась, что Будду я сфотографирую, чего бы мне это не стало, получив таким образом удовлетворение и компенсацию за вчерашнее огорчение. И сфотографировала-таки, пока строгая девица пасла моего мужа, демонстративно вскидывавшего свой фотоаппарат и изображавшего готовность нарушить запрет. Так что любуйтесь запретным — по мне так Будда и Будда, видали и краше.

Храм получил имя из-за двух Будд, выполненных из цельного куска нефрита и привезенных сюда из Бирмы (история гласит, что изначально Будд было даже пять, но до наших дней дожили только два…). История с Буддами настолько запутанная и так явно попахивает криминалом, что изучив обстоятельства дела, я поняла — Будд прячут неспроста. Иначе чем можно объяснить запрет на фото? Вот и я о том…

Храм очень популярен у туристов, побыть в одиночестве здесь не получится даже у тех, кто приходит молиться. А делают они это самозабвенно, падая ниц и отвешивая поклон за поклоном.

Самое ценное, понятно, два Нефритовых Будды. Один сидит в достаточно большом зале на втором этаже (высота Будды 1,8 метра), украшенный драгоценными камнями и под неусыпной охраной, следящей за всеми, кто проходит через этот зал.

Второй Будда достиг нирваны, размером поменьше и фотографировать его можно. Охраны я там тоже не заметила и почестей ему отдается в разы меньше.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Храм является действующим, монахи здесь живут, непрерывно украшают храм и Будд, следят за туристами и молятся.

Походить по территории храма тоже интересно, посмотреть есть на что помимо Будд, фотографировать можно все подряд, никто не делал мне замечаний, хотя я сняла там чуть ли не все кирпичи, отводя душу после вчерашнего облома.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Больше всего мне понравились изваяния львов, с красными ленточками на лапках и монетками в пастях. Львов без монеток в храме я не нашла, а львов там было немало.

Не скажу, что в храме испытываешь какое-то особое состояние души и проникаешься моментом. Скорее это просто туристическая аттракция, где показывают за умеренную плату некогда умыкнутых драгоценных Будд. Но побывать будет не лишним, как ни крути, а это достопримечательность Шанхая.

Адрес: 170, Anyuan Rd.

Как добраться: от станции метро (ветка номер 7, оранжевая, станция Changshou Rd, выход 6) до храма нужно пройти порядка 800 метров. Выйдя из метро, идете по улице Чандэ в сторону перекрестка, на втором повороте поворачиваете налево. Затем двигаетесь по прямой, слева увидите храм Нефритового Будды (начнется с сувенирного магазинчика, на витрине выставлены многочисленные Будды), не перепутаете. К тому же, возле храма всегда очень много туристов и это еще один надежный ориентир.

Цена вопроса: 20 юаней

Время работы: 8.00 — 17.00, касса закрывается за 15 минут до закрытия храма (а могут и раньше закрыть, они сами решают).

Пудун (Pudong) и башня «Жемчужина Востока» (Oriental Pearl).

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Осмотрев практически все, что было намечено, на западном берегу Хуанпу — Пуси, мы решили, что настало время перебраться на восточный берег — Пудун. Вариантов переехать с берега на берег несколько, и два из них вполне можно назвать романтичными, а третий пусть будет практичным.

— Подводный тоннель, начинающийся на Бунде.

— Паром, пристань тоже на Бунде.

— Метро.

Идти до Бунда не особо хотелось, нам все равно туда предстояло вернуться вечером, так какой смысл мотаться туда-сюда, поэтому тоннель и паром отпали сразу. Оставалось проверенное и надежное метро, легко и быстро доставившее нас прямиком к башне.

Собственно в самом Пудуне интереснее всего район Луцзяцзуй, где расположены знаменитые небоскребы, чьим сиянием мы любовались накануне вечером. Остальной Пудун огромен и туристами особо не исхожен.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Пудун — это то самое будущее, в которое так стремится Шанхай, символ успеха, богатства, прогресса и мечта китайцев в чистом виде. Здесь не найти ничего китайского, Пудун — это стекло, бетон, высокие технологии и небоскребы, устремленные в небо. И я не скажу, что этот Шанхай мне понравился…

Выбираясь из недр метро, я лелеяла последнюю надежду на голубое небо и проглянувшее солнце. Увы, она не оправдалась ни капельки — погода стала еще хуже и народные толпы, спускающиеся со смотровой площадки честно предупредили, что тратить время и деньги нет никакого смысла.

Башня «Восточная Жемчужина» показала свой строптивый нрав и укрыла все, что ниже смотровой площадки в тучи и туман одновременно. С одной стороны, мы экономили по 120 юаней на каждого, с другой — понятно, что не ради этой экономии мы так далеко забрались.

Мрачнее погоды было сложно представить, разве только ливня не хватало и словно услышав мои невеселые мысли, подоспел и дождик, усиливая и без того печальную картину.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Кое-как исхитрившись сфотографировать башню, мы сбежали под крышу магазина «Дисней», чтобы купить очередную чашку и переждать разгул стихий.

Была у нас мыслишка пойти в Океанариум, но прикинув время мы решили отложить поход до лучших времен, когда нас еще раз занесет в Шанхай.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Отдав должное достижениям прогресса и стремительности, с которой Шанхай опережает время, мы спустились в метро, чтобы отправится назад, в симпатичное прошлое на другом берегу Хуанпу…

Как добраться: метро, зеленая ветка 2, станция Lujiazui.

Вернувшись на ставший родным берег, мы отправились гулять, заворачивая по дороге в многочисленные парки, полные народа, несмотря на плохую погоду и накрапывающий дождь. Парки Шанхая не похожи на парки Гонконга, здесь огромные лужайки, замысловатые композиции на клумбах, бамбуковые заросли, беседки для тех, кто предпочитает сидеть, а не бродить по дорожкам и очень много резвящейся детворы.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

То ли в этот вечер было много свадеб, то ли в Шанхае всегда много свадеб, я так и не узнала, но количество молодых пар с суетящимися вокруг них фотографами, побило все мыслимые и немыслимые рекорды. Сначала я старательно фотографировала чужое счастье, потом мне это надоело и я просто подглядывала, как выглядят счастливые шанхайские невесты и взволнованные женихи. Все парки, встреченные нами по пути, были оккупированы свадебными фотосессиями до наступления полной темноты, когда уже и фотографировать-то толком было нечего.

В общем-то в Шанхае тоже можно провести не один день, переходя из парка в парк и любуясь природой. Правда, здесь она более «прирученная» и «цивилизованная», «причесанная» и «упорядоченная», но на это тоже интересно смотреть, попутно гадая, что же имел в виду создатель клумб и праздничных арок.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Ночная Нанкинская улица ошеломила огнями, утомила огромным количеством народа и производимым им шумом, окутала густыми клубами сигаретного дыма и ничем не напоминала ту строгую и чопорную улицу, по которой мы шли рано утром. Китайские дамы самозабвенно любят шопинг, а китайские мужья выделяют им для этого слишком много денег — больше ничем я не могу объяснить несусветное количество пакетов в руках каждой из встреченных дам. Описать всю ту ажиотацию, с которой они носятся от вешалок к примерочным, я просто бессильна. И да, вполне может быть, что я завидую их умению так увлеченно тратить деньги на бесполезную ерунду.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Мы просто сбежали с Нанкинской улицы, не выдержав сияния ее рекламы и не сумев влиться в ряды шопингующихся дам…

Оставалось совсем мало времени и надо было сложить все подарки, взвесить вдруг потяжелевшие чемоданы и попрощаться с гостеприимным Шанхаем, где мы провели последние дни нашего длинного азиатского отпуска.

Прощаться мы пошли на Бунд, полюбив его и исходив вдоль и попрек всего за два вечера.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Туман окрасил вечер во все оттенки сиреневого, подсветил мираж по имени Пудун и его небоскребы мерцали неверными огоньками, изображая веселых призраков.

Шанхай. Между Пуси и Пудуном...

Все казалось немножко нереальным, самую малость сказочным и в то, что мы все-таки добрались до Шанхая, уже верилось с трудом. Ноги брели по роскошной набережной, душа рвалась домой, а мечты… Мечтам никогда не сидится на месте. Стоит воплотить в реальность одну, как на освободившееся место прилетает другая и широко раскинув крылья, начинает строить радужные планы, соблазняя, уговаривая, убеждая и шантажируя несчастную душу, доставшуюся такой неугомонной хозяйке.

И в этот вечер на Бунде из закромов души выскочила такая давняя мечта, про которую я и думать-то забыла. Мы любовались красотой вечернего Шанхая и строили новые планы, отряхивая от пыли забвения старинную мечту. Шанхай подмигивал всеми окнами небоскребов, подбадривая и обещая: «Все сбудется!».

Я поверила Шанхаю, он не умеет врать…

Но это будет уже совсем другая история. Приключения продолжаются…