Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:18
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Местиа, Зугдиди — Грузия, Новый Афон, Сухум — Абхазия Август 1982

Продолжение заметки Через перевал Твибер. Часть 3: На перевал!

Наутро стало значительно легче! В отличие от предыдущей ночи на Северном приюте, когда я почти не спал, здесь на Южном приюте ночь прошла спокойно. Видимо, сказалась усталость. Мне не мешали ни деревянные жесткие нары, ни хождения одногруппников… Организм взял свое, и я чудесно отдохнул.

После завтрака за нами приехали бортовые машины и отвезли группу в Местию. Там мы должны были провести остаток дня и ночь на местной турбазе. Я знал, что в этом большом селе — столице Верхней Сванетии есть, что посмотреть: сторожевые и жилые башни, церкви X–XIV-го веков, музей альпиниста Михаила Хергиани. К сожалению, ничего этого я не увидел.

Вновь возникла проблема с местными ребятами. Я так понял, что прибытие с перевала очередной плановой туристической группы для них было хорошее развлечение, чтобы приставать к девушкам-туристкам. Причем это приняло совсем недопустимые формы. Это мы поняли сразу сами, нас предупредил и инструктор: в село не ходить во избежание неприятностей. Но и на базе тоже не было покоя. Сванская молодежь сбежалась как мухи на варенье. Либо надо было выходить на мужские разборки, либо укрыться в домике и не показывать нос на улицу. Пришлось выбрать второе… Очень жаль, но вступать в объяснения с местными по поводу, чьи это девушки, было бесперспективно.

Поэтому от Местии у меня сохранились только два фотоснимка (слайды, обращенные в фотографии). На первом снимке видно лежащее в долине село, укрытое облаками на фоне гор.

Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

На втором снимке — одна из самых красивых гор Кавказа — двуглавая Ушба (4700 м).

На турбазе нам вручили:

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Грузинский республиканский

Совет по туризму и экскурсиям

Дано тов. Кузнецову С.В. в том, что он сдал все установленные нормы и награжден значком «Турист СССР».

Значок выдан турбазой «Ушба» (наименование организации) на основании протокола проверочной комиссии от 23 августа 1982 г. и приказа от 23 августа 1982 г.

Печать.

Подпись директора и ст. инструктора, мастера спорта СССР (неразборчиво)

Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

Вот так то! У меня два таких значка! Один за перевал Думала (1976 год) и второй — за перевал Твибер (1982 год).

А вот как выглядит значок, посвященный легендарному 88-му маршруту. У меня такого нет, я нашел его изображение в интернете.

А это — обложка книги Юрия Гранильщикова «Чегем. Твибер. Безенги», которая помогла мне многое вспомнить, а многое и узнать заново, при подготовке этих заметок.

Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

На следующий день мы покинули Местию и на автобусе отправились в Зугдиди. Около 130-и километров Ингурского ущелья очень живописны, но мы могли любоваться красотами только из окна автобуса. В Зугдиди на местной турбазе мы провели еще одну ночь. Выходить в город нам не рекомендовали…

На следующий день мы выехали в конечную точку маршрута — Новый Афон. Собственно именно возможность вновь побывать в Новом Афоне (я там был в 1976-ом, когда отдыхал в Гагре) и склонила меня в свое время окончательно к выбору 88-го маршрута. Пять дней на Черном море в Абхазии, как мне тогда казалось, должны были стать самой привлекательной частью отпуска. Однако насыщенные впечатлениями и приключениями предыдущие дни затмили собой спокойный матрасный отдых на море…

Да, в Афоне было хорошо! Да, я каждое утро дисциплинированно шел на море, купался, загорал так, что домой приехал, как никогда, коричневый…

Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

Здание турбазы и башня монастыря на заднем фоне

Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

Но все это было как-то скучно, предсказуемо, привычно.

В Новоафонской пещере я уже был, поэтому во второй раз пойти не захотелось.

Новоафонский монастырь, находившийся в сотне метров от нашей турбазы, я тоже уже видел.

Хорошо, что съездили в Сухуми и посмотрели знаменитый Сухумский ботанический сад и Обезьяний питомник.

Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

В обратный путь я отправился на поезде из Сухуми. Так закончился один из моих самых впечатляющих в советские времена отпусков. Прошло 35 лет… Как хорошо, что я успел побывать в этих замечательных местах! Как бы мне хотелось увидеть их снова… Но переход через перевал, боюсь, мне уже не осилить…