Турист Lena Svensson (lenasven)
Lena Svensson
была 8 июля 2023 11:36

Израиль Апрель 2008

Наконец-то у меня состоялась поездка в Большую Галилею. Я ее ждала давно, пытаясь в Иерусалиме найти хорошего гида — рассказчика, сопровождающего. И не мирского человека, а монахиню. Это оказалась м. Фотина, с которой мы потом, на другой день, побывали и в Вифлееме.

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Чем мне еще запомнилась поездка по библейским городам Большой Галилеи, так это какой-то туристической спешкой. Промчались галопом по северному Израилю. Мы за один день посетили 8 православных знаковых мест: 6 городов и две библейские священные горы - гору Фавор и гору Блаженств.

Города — Назарет, Кана Галилейская у горы Фавор (сейчас — поселение Кафр-Кана), Магдала (сейчас Мигдал), Кaпернаум, Табха, Тивериада (Тверия) и гора Блаженств.

Впервые за 2 месяца пребывания на земле Обетованной я забыла в этой поездке про неспешность, какая меня там всегда окружала и сопровождала.

А если бы даже вспомнила про эту неспешность, несуетливость и размеренность, все равно бы они мне здесь, в этой поездке, не пригодились.

Тут надо было бегать и глазеть, глазеть и бегать. Не успеешь приложиться к святыне, произнести коротенькую молитовку, а уже бежать к микроавтобусу надо, чтобы отправляться в другое место. Прям чувствовала себя не паломницей, а галоппирующей туристкой.

Нет, в следующий раз, если Бог даст приехать на Святую землю снова, больше 2-х мест в Большой Галилее за один раз (за один день) не возьму. Чтоб все было «с чувством, с толком, с расстановкой».

Сейчас вижу, надо было отдать больше времени на осмотр нового храма католиков, базилике Благовещения.

Да, собор новый (ему нет и 50 лет), но, знаю, — интересный. Там есть на что посмотреть.

В базилике — роскошное собрание современных больших икон-панно Пресвятой Богородицы со всего мира.

Это — дары разных стран церкви Благовещения.

Греция преподнесла мозаичную икону Владимирской Божией Матери в византийском стиле.

Япония — свою восхитительную работу: Богородица со Христом-младенцем, одетым в богатые японские одежды, а широкие рукава хитона самой Богородицы расшиты натуральным жемчугом.

Считаю, эту церковную коллекцию необходимо видеть. Просто необходимо.

Но нас, как я понимаю, везли именно к святыням — к Гроту Благовещения у католиков в храме и к Cвятому источнику в греческую церковь.

Это правильно. Мы же — паломники. Но хотелось бы и туристом там побыть. А времени на все не было.

Итак, наш автобус под"ехал к католической (францисканской) базилике Благовещения.

Купол ее виден издалека, а вот всю ее охватить взором просто невозможно с одного места.

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Самую первую церковь, ранневизантийскую, над бывшим жилищем Святого семейства построила Св. Равноапостольная Елена, мать византийского императора Константина. Но она была разрушена мусульманами в 7-м веке.

Следующую церковь построили крестоносцы в 1102 году.

После победы мусульман над крестоносцами Назарет вновь вернулся под мусульманское господство. Но Салладин разрешил францисканским монахам остаться и совершать богослужения.

Они владеют базиликой с 13-го века.

Надо сказать, базилика была увеличена и перестроена в 1877 году. А в 1954-м полностью разобрана и к 1969 году здесь взметнулась к небесам своими мелкими короткими зубцами фасада новая церковь.

Базилика — двухуровневая. В нижней ее части — Грот Благовещения.

Грот окружен остатками древних церквей.

Такое название у грота потому, что именно здесь то место, где произошло евангельское событие.

Грот — это то, что было под домом Св. обручника Иосифа, Св. Марии и Иисуса Христа.

Когда начинали строительство дома, сначала выдалбливали грот. Весь полученный материал применяли при постройке дома, который был над гротом.

Дом Святого семейства не сохранился. А грот под их домом он — под 1-м этажом базилики.

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Христа, трехлетним, привезли в Назарет из Египта. И Христос большее время своей земной жизни прожил здесь, в Назарете.

Грот — великая святыня как православных, так и католиков.

Что мы видим в гроте, которому больше 2-х тысяч лет?

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Лестница, которая помнит шаги и Христа, и Его матери, и Его отца земного.

Внутри грота — алтарь, оставшийся от бывшей здесь когда-то церкви.

Там еще — мраморный круг с крестом внутри. Под престолом. Это место, где стояла Дева Мария и получила Благую весть от Архангела Гавриила, что у нее будет Богомладенец от Непорочного зачатия. Над кругом — по-латински:" Здесь Слово стало плотью».

Здесь камни помнят руки Св. Марии и Ее сына. Здесь камни говорят… Мы стояли и внимали. Здесь — их Энергия, их Свет, их Мощь.

Стояли и смотрели, смотрели, смотрели… Через решетку-заграждение. Ближе было не подойти. А так хотелось прикоснуться, погладить ступени лестницы…

Но… нельзя.

Даже смотреть уже было нельзя. Католики торопили нас. У них начиналась церковная служба.

Мы вскоре и ушли в другую церковь.

Нашу. Православную. Греческую. Церковь Святого Архангела Гавриила.

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Она находится совсем рядом с католической. Обе эти церкви — на арабской территории города.

Назарет поделен на еврейскую и арабскую части.

Вернее так, второй, еврейский, Назарет вырос в 1957 году к востоку от Назарета арабского.

В арабском Назарете только 30% жителей — христиане, остальные — мусульмане.

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Самая первая церковь на месте греческой православной церкви Св. Архангела Гавриила была построена в ранневизантийский период Св. Равноапостольной Еленой.

Нынешнюю церковь Св. Архангела Гавриила воздвигли в 18 веке

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

над подземным источником, где, по православному преданию, Дева Мария набирала воду в момент Благой вести.

Этот источник был единственным водным источником в Назарете во времена Христа. И он Сам часто ходил сюда за водой, будучи маленьким мальчиком.

В апсиде (полукруглый выступ) церкви, под престолом, и есть этот Cвятой источник. Туда можно спуститься по лестнице в подземную крипту, где источник.

С батюшкой из нашей паломнической группы спустились туда. Пропели тропарь. Прочитали вслух молитвы.

И батюшка сам набирал и подавал нам воду из Cвятого источника. Повезем ее в бутылочках в Иерусалим.

Зачем-то бросают туда, в Cвятой источник, монетки…

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Это не наша православная традиция.

«Так делать не надо», — сказал нам священник.

Сам храм как-то мы и не осмотрели. Все бегом, бегом…

В этой греческой церкви служит священник отец Роман, который помогает всем сирым и обиженным. На территории его храма есть приют.

Отец Роман — православный араб, но когда его спрашивают, кто он по-национальности, отвечает с улыбкой: "Я — византиец».

О нем нам тепло рассказывала монахиня Фотина, наш гид в этой поездке. Но увидеть его и поговорить с ним нам не посчастливилось.

Из Назарета поехали в Кану Галилейскую и на гору Фавор ( о них - в 14-й части моих рассказов), затем - в Мигдал. О нем расскажу здесь.

Мигдал лежит на западном берегу Генисаретского озера.

Это озеро имеет несколько названий. В Библии оно упоминается как Тивериадское озеро и Галилейское море (да, и морем это озеро называли). На теперешних картах оно значится как озеро Киннерет.

Родом из Магдалы (Мигдал) была Святая Равноапостольная Мария Магдалина.

Во времена Иосифа Флавия (еврейский историк и военачальник), в 1 в. н. э. в Магдале жили 40 тысяч человек. Это очень много для того времени!

Жители этого города открыто восстали против римлян в 52-м году. Римляне уничтожили этот город.

Он возродился только в 1908-м году. Почти через 2 тысячи лет. И возродили еврейское поселение здесь евреи из Европы, приехавшие сюда перед 1-й Мировой войной.

При археологических раскопках здесь были найдены остатки древней синагоги времени Христа.

Сейчас еврейское сельскохозяйственное поселение далекo не насчитывает столько жителей, что было здесь 2 тысячи лет назад, но люди сюда вернулись и живут здесь.

Правда, сейчас их поселение расположено дальше от воды, не так, как раньше.

Ближе к воде, на берегу Галилейского озера, Русская Духовная миссия купила земельный участок в 1909-м году.

Сначала на нем высадили апельсиновый сад.

В 1930-м году на участке в Мигдал было построено русское подворье Горненского монастыря с церковью Св. Марии Магдалины (сейчас — в ведении Московского Патриархата). Зайти внутрь, к сожалению, не получилось. Храм почему-то был закрыт.

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Как оказалось, на русском участке есть несколько минеральных источников. Один целебный источник исцеляет, говорят, глазные болезни. Другой — святой источник,

третий — родоновый (с характерным запахом).

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Вот в него мы и окунулись, перекрестившись, с молитвой. 3 раза в белых крестильных рубахах окунулись. Благодать!

Здесь Иисус Христос изгонял бесов из Марии Магдалины.

«Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов…» (От Луки, 8, 1–2).

И Мария Магдалина уверовала во Христа и пошла за Ним. Она была со Христом до конца. Была Его верной ученицей. Даже когда все Апостолы в страхе разбежались, она стояла вместе с Богородицей у Креста с распятым Христом. Не испугалась. Не ушла. Не бросила Его. А стояла на коленях у Его Креста…

Недалеко от Мигдал есть гора, вернее сказать, небольшой холм (110 м). Эту гору называют горой Блаженств, или горой Нагорной проповеди.

На этом месте стоит католический (францисканский) монастырь, утопающий в зелени.

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Зайти туда не смогли, потому как было закрыто. Но и сильно мы не стремились туда зайти. Хотя бы потому, что совсем не точно, что именно на месте построенного католического монастыря было место Нагорной проповеди. Есть тут разночтения.

Говорят, подлинная гора Блаженств находится дальше, к северу.

Именно там при раскопках обнаружили древнюю византийскую церковь 4-го века. Значит, скорее всего, там была эта библейская гора.

Гора Блаженств…

Большая Галилея — Назарет и Магдала (12-я часть)

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блажени милостивии, якo тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах.

(Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3–12)

С горы Блаженств — вид на Генисаретское озеро и долину Генисарет.