Турист Snegir
был 7 мая 2017 22:34

Венеция, Флоренция, Пиза, Рим — Италия Сентябрь 2016

Велопутешествие по Италии

(27 августа — 10 сентября 2016 г.)

(Рим-Чивитавекья-Гроссето-Фалоника-Пиза-Флоренция-Венеция-Рим)

Идея поездки по Италии у нас возникла год назад. Подготовка к ней велась в вялотекущем ритме вплоть до июля, когда стало ясно, что с отпусками у нас неожиданностей не будет, денег на отдых хватает, в семьях получено разрешение на нашу поездку. Маршрут был проработан основательно, по Гуглу составлена карта передвижений с километражем. В веломагазине на Сокольниках закуплены рюкзаки, матрацы надувные и прочая веломелочь.

Состав нашей группы был небольшой:

Я, Юрий Мищенко, убежденный веломаньяк.

Егор Новожилов, специалист в передвижениях на горном велосипеде по бездорожью и буреломам, настоящий боевой слон группы, который с одинаковым успехом мог ехать сам и нас еще в рюкзак посадить.

Глеб Новожилов, сын Егора, 14 лет, любитель всего необычного и искатель новых впечатлений, особенно в самостоятельный походах.

За разговорами и согласованиями деталей похода были куплены через Интернет авиабилеты в Рим кривыми рейсами с пересадками в Цюрихе и Вене (обратно) разными авиакомпаниями. Зато по стоимости билеты получились сравнительно дешевыми. Страховки взяли в «Гута-страховании» с покрытием в 50 000 евро и всего за 1000 рублей на две недели. С визами проблем не было, друзья помогли советами и сбором необходимых документов.

Цель нашего путешествия состояла из двух приоритетов: посмотреть страну и основные топ-достопримечательности, а также прокатиться по дорогам Италии, подышать воздухом нетуристических дорог глубинки страны и узнать страну, как с фасада, так и со спины. Но главная задача — посмотрительно-созерцательно-познавательная.

Способ передвижений: чтобы избежать хлопот при перевозе наших велов самолетами, было решено арендовать их в Риме, что и было сделано через Интернет. Велосипеды выбрали дорожные с учетом того, чтобы велорюкзаки можно было закрепить на багажниках.

Багаж: это было наше первое совместное зарубежное путешествие, которое предполагало возможность полной автономии. Как не удивительно, но все вместе оказалось не таким объемным и тяжелым. У меня в рюкзаке был спальник, пенка (туристический коврик), пара футболок, запасная камера, ремкомплект, очки, джинсы, носки и зубная паста с щеткой, легкий непромокаемый тент на случай дождя, велоключи и прочая немногочисленная мелочь. Все по минимуму. У моих коллег вместо пенки — надувные матрацы. Палатку мы не брали, решили, что в этот период дождей не бывает и ночи очень теплые (как оказалось — решение было правильным).

Вылет у нас был 27 августа из Домодедово в 6 утра. Чтобы не напрягаться ночью, добираясь до аэропорта, мы выехали туда поздно вечером. Ночью людей в аэропорту было не так уж и много, и мы провели апробацию спального оборудования прямо там — расстелили в укромном месте прямо на полу коврики и матрацы и спокойно подремали в горизонтальном положении до начала регистрации на наш рейс.

В Рим мы летели компанией Swiss через Цюрих. Цюрих нас встретил редким дождем и буйством зелени. Через два часа была объявлена посадка на Рим. И через пару десятков минут в иллюминаторе под безоблачным небом уже появилась Италия, выжженная солнцем, распаханная вдоль и поперек, с редкими зелеными пятнами лесов в горах и парках.

После получения багажа в аэропорту Леонардо да Винчи (Фьюминчино) вышли на поиски электрички в Рим. Найти сложности не представляло, достаточно было перейти дорогу и войти в ж/д терминал. Билеты до города можно купить прямо в кассе терминала (6 евро), затем их следует прокомпостировать в желтых автоматах, которые находятся в начале путей. На билетах пробивается время и дата компостирования. После этого свободно садимся в двухэтажный поезд и едем с пересадками в Trastevere до нужной нам остановки. Транспортная схема Рима не сложная, разобраться в ней особого труда не составляет.

Первая ночь у нас была в отеле Zona (3 км. от Ватикана к северу). Интересно, что на итальянском номер называется — камера. Для полноты картины не хватало арестантской полосатой робы. Гостиница три звезды, из разряда хороших, После перелетов завалились спать, решили набраться сил перед началом броска.

Следующий день у нас начался рано, в 8 утра мы, уже собранные, были в ресторане отеля на завтраке. Надо отметить, что завтраки во всех последующих отелях были хорошими, но с ударом в сторону пирожков, пирожных, йогуртов и т. п. А вот мясной нарезки и чего-то более серьезного для восполнения активных физический затрат практически нигде на подавали.

Воскресный день в Италии для самостоятельного туриста представляет ряд сложностей. Первое с чем мы столкнулись — это поиски мест продажи билетов на электричку и метро. Непосредственно на платформе стоит автомат по продаже билетов. Но мы его не заметили по незнанию. Купили билеты только в табачной лавке. Стоит билет 1 евро. Причем он дает право в течение 75 минут на одну поездку в городской электричке, метро и автобусе. Но вот проехать метро-метро уже нельзя. Можно купить за 4 евро билет, и ездить всеми видами общественного транспорта в течение дня. Для пеших активных туристов — хорошее решение. К открытию веломагазина мы были уже на месте. К забронированным велосипедам совершенно бесплатно взяли ремкомплект, насосы, ключи, запасные камеры. По желанию также бесплатно на период аренды вам выдадут шлем, куртки ядовито зеленого цвета и другую мелочевку.

Поскольку день был жаркий, водой запаслись прямо в фонтане возле магазина. В Риме, как справедливо отмечают, воду можно пить из любого фонтана, она в город поступает с близлежащих горных озер еще по древнеримским акведукам. На вкус вода очень приятная, только совсем не холодная. А так хочется в жару попить холодной колодезной воды. Но для этого можно зайти в любой магазин или кафешку и купить из холодильника все что пожелаешь. Лучше покупать все в супермаркетах, там цены где-то на 30 процентов дешевле.

Оседлав боевых коней, мы уверенно влились в поток автомобилей по направлению на северо-запад. Но тут в поле зрения сразу попал Колизей. Не остановиться было невозможно, хотя мы и выбивались из графика передвижений.

Велопутешествие по Италии

Площадь Венеции нас встретила огромными толпами туристов и парящими в небе колесницами над Altare della Patria, который начали строить в 1885 году и закончили при Муссолини в 1927 году. Внушительное и красивое здание. Хотя построено сравнительно недавно, органически вписывается в архитектуру древнего Рима.

Продвигась далее по маршруту, мы специально заехали на площадь Святого Петра в Ватикане. Внимательно и долго бродили по площади, осматривая колоннаду Бернини, которая как-бы охватывает в свои объятия каждого пришедшего сюда, обелиск, который привез еще Калигула из Гелиополя, и сам собор Святого Петра. Подумать только, мы стоим недалеко от места, где на арене цирка Нерона был замучен этот почитаемый всеми христианами святой (помните русский город Петропавловск?).

Вокруг Ватиканской крепостной стены мы заехали на вершину холма, откуда открылся изумительный вид на старую часть Рима.

Велопутешествие по Италии

Так как мы планировали посвятить осмотру Рима два-три дня в конце нашего путешествия, мы сильно не задерживаясь двинулись в сторону Чивитавекьи, морского порта известного еще со времен Юлия Цезаря. В сам город мы въехали уже затемно. В лучах заходящего солнца издали посмотрели на древнеримскую городскую крепость, и изрядно проголодавшиеся, поехали ужинать в лучшую, по словам местных жителей, пиццерию. Восторга пицца не вызвала, ничего особенного, такое же готовят и в российский кафешках. Удивительно, что в солнечной Италии в лом положить в пиццу свежих помидоров, зелени и т. п. Надо обязательно залить ее томат-пастой и бросить в микроволновку (или тогда это будет уже не пицца?).

Сытые и довольные опять сели по седлам и начали крутить педали уже в поисках ночлега. Хотя нас предупреждали опытные люди, что в Италии найти свободный клочок земли с деревьями, удобный для ночевки — задача трудная, нам после просторов и возможностей родной страны в это верилось с трудом. И совершенно зря. Люди дурного не посоветуют. Едем по локальной трассе в полной темноте. Хорошо, что велы оборудованы передними и задними фонарями. Часто останавливаемся, чтобы рассмотреть место. Но при детальном обследовании приходим к выводу, что подходящего нет ничего. А скоро уже будет и полночь. Вдруг на глаза попадается знак с обозначением кемпинга. Докручиваем последние метры до гостеприимно распахнутых ворот.

«Бона сера, сеньор» — это уже обращаемся к мужику возле будки. Далее объясняем на чистом английском с примесью отдельных итальянских слов, что будем очень рады бросить свои кости в его кемпинге. Не улыбнувшись, он спрашивает: палатка есть, спальники есть, свои матрацы есть? Ну, конечно, of course, бери бабки дядька и показывай куда нам двигаться. И вдруг ответ — No possible. Ну, думаю, хочет больше денег срубить. Ладно, говорим, все ваше: и палатки, и матрацы, даже на ваши одеяла согласны, только пусти переночевать. Мужик опять детально расспрашивает, точно ли мы хотим взять все его для ночевки. Ну да, сеньор, если так подробно все детализирует, значить все ОК. Однако после подробных расспросов ответ опять — No possible. Вот, хрен бы тебя побрал. А где possible? Дядька, сто лет ему здорового образа жизни, советует ехать в другой кемпинг, аж за 24 км. отсюда. Издевается, блин.

Полночь, наши пересохшие языки уже приклеились к плечам, если мы поедем до следующего кемпинга, они и вовсе отвалятся. Вежливо, но сквозь зубы желаем ему спокойной ночи, в придачу с нецензурными выражениями на русском языке, которые он, к счастью, не понимает. Пилим вокруг забора кемпинга до берега моря. Вернее, то что море рядом, мы услышали по шелесту волн. Увидеть его было уже нельзя, можно только ладошкой нащупать. Егор принял решение обследовать дорожку вдоль моря. Я стою, устало покуриваю сигарету. Через 10 минут он возвращается с хорошей новостью. Рядом есть сосновый бор и там куча палаток. Заборов нет никаких. На ощупь нашли подходящее место, кругом сосны, на земле мягкий ковер из сосновых иголок, воздух пропах запахом сосен и моря. Быстро устраиваемся, залезаем в спальники и уже через 5 минут мы провалились в долгожданный сон.

Утром, когда только-только стало светать, проснулись, при свете осмотрелись. Лучшего места на природе за все путешествие больше не было. Это же надо было в потемках, сослепу и найти такую сказку!

Велопутешествие по Италии

На фото я с наслаждением дышу пьянящим воздухом, Глеб уже собирает вещички, а Егор втихаря фотографирует нашу идиллию. Можно было и искупаться в море, смыть пыль дорог, да только пляж оказался больно каменист, пока добредешь до глубины, можно и ноги свернуть.

Через пять минут мы уже выезжали на локальную трассу вдоль побережья на север. Крутить педали по утренней прохладе было чистым наслаждением. Только проплывающие по сторонам поля с арбузами и дынями сверлили неприятно мозг. Красавцы зеленобрюхие, ждут восхода солнца, полные живительной сладкой влаги. В общем, Егор не выдержал первым. Резко затормозил, и рыбкой нырнул через кусты на бахчу. Три секунды — и здоровенный арбуз, не успев попрощаться с товарищами, уже лежал у нас в рюкзаке. «Viva Italia и прости нас, ее трудолюбивый народ». Подъехав к кемпингу, который нам советовал найти ночью добрый итальянский дядька, под сводами красивейших средиземноморских сосен мы арбуз просто разметали. Но его было все равно очень много, последние куски доедали через силу. С животами полными арбуза тяжело подгребли к другому итальянскому дядьке на рисепшене, упросили его пропустить нас проехать к морю через территорию его кемпинга. Мужичок оказался добрым, особо препираться не стал и мы с удовольствием купались, валялись в шезлонгах на пляже, лениво рассматривая рыбацкие лодки и редких в столь ранний час посетителей пляжа.

Обмывшись под душем, довольные мы прикатили через пару тройку часов в какую-то деревеньку. План был очень прост — поесть и отдохнуть от уже палящего солнца. Для этого идеально подошла центральная площадь деревеньки. Три сосны, прохладная тень и мягкая зеленая травка. Местные жители нам не докучали, даже карабинеры проезжая мимо несколько раз только посматривали с интересом в нашу сторону.

Велопутешествие по Италии

Часиков в пять вечера отдохнувшие и на лицо помолодевшие мы тронулись в путь, не думая о плохом. Оставшиеся без товарища арбузы уже приготовили нам месть. В течение получаса у нас случаются три прокола. Грязные, в масле, мы уже на автомате меняли камеры и клеили их в три секунды. Благо море было рядом, и найти проколы не составляло труда. «Не укради» — эту заповедь мы поняли, повинились, и больше на брали арбузы без денег.

Но мы опять потеряли дневное время. В итоге — опять к полуночи после бесполезных поисков мест ночевки на природе нашли только отель. Ну отель, так отель, выбирать уже не из чего, кругом поля в заборах. Завалились туда. Утром рассмотрели отель. Хороший загородный отель, с бассейном, плотным завтраком с пирожными. Городок, кажется, основали в пику галлам и этрускам наши хлопцы из Украины, т. к. он назывался «Salo». Но об этом открытии местные, возможно, и не знают до сих пор.

Следующей нашей ночевкой после перегона под жарким солнцем стал курортный городок Фалоника. Здесь мы зарулили в двухзвездочный отель «Stella». Отель — ничего хорошего, напомнил своей облупившейся краской на дверях и подоконниках наши советские школы до летнего ремонта. Егор с Глебом отрывались на пляже, гоняли на велах по красивой набережной. Людей на огромнейшем пляже было как сельдей в бочке.

В общем, обычный типовой курортный городок, древне-исторического в нем ничего нет, и на следующее утро мы прикинули, что до Пизы лучше добраться на пригородном поезде. Поезда Regionale оборудованы местами для перевозки велосипедов, проезд стоит довольно дешево, даже в сравнении с российскими. Все для велосипедистов. Кстати, пригородные поезда по этой ветке идут со скоростью скоростных. Тут итальянцы молодцы. Через час с небольшим мы были уже на ж/д вокзале Пизы.

Умудренные приобретенным опытом, теперь мы первым делом нашли информационное туристическое бюро (недалеко от вокзала, слева по улице), где взяли карты города и адреса гостиниц. Через 15 минут нашли маленькую семейную однозвездочную гостиницу «Terranova», номера которой на уровне хорошей пятерки. Хозяин гостиницы Микаель, просто с ног сбивался, чтобы мы были довольны. Чувствуется, что за свое дело человек переживает.

Пиза оставила очень теплые впечатления. Вообще, Рим, Пиза, Флоренция и Венеция очень аутентичные города. Каждый из них имеет свое лицо, характер, атмосферу. Пиза мне показалась тихим спокойным городом, с узкими старинными и тихими улицами.

Велопутешествие по Италии

Но Пьяца деи Мираколи это действительно потрясающее место. Баптистерий, собор, падающая башня. Ощущение потрясающей красоты белого чистого мрамора, воплощенного в архитектурных шедеврах, а рядом зеленая ухоженная изумрудная травка. Вообще с зеленью во Флоренции и Венеции крайне напряженно. Там в основном камень и мрамор. Очень красиво!!!!. Но вот такой симпатичной зеленой лужайки, как в Пизе, нет нигде. Лужайка и сверкающий белизной мрамор

На осмотр Пизы мы отвели два дня. Этого нам вполне хватило для глубокого ознакомления с внешней стороной города (в музеи мы не заходили). Купили путеводитель на русском языке и после изучения книги, самостоятельно объезжали достопримечательности. Очень приятно было посреди жаркого дня расстелить пенку рядом с деревьями на окраине Пьяцы.

Под голову положить рюкзак, велосипед поставить рядом и в тени полежать со всем комфортом, созерцая эту красоту, пропитываясь духом времени, который витает над этим древним местом. Мое лежание было замечено отдельными дотошными туристами, которые втихаря щелкнули меня на фотоаппараты. Видимо, приняли за неуказанную в путеводителях достопримечательность.

Осмотрев город, довольные мы рано утром попрощались с Микаелем, и выдвинулись на вокзал.

Велопутешествие по Италии

Через полтора часа мы были уже во Флоренции. Алгоритм наших действий не изменился: сразу с вокзала ищем информационное туристическое бюро, где запасаемся картами города и адресами кемпингов и отелей. На полном ходу, не оглядываясь на мелькающие шедевры зодчества, мы едем по направлению к выбранной цели: кемпингу «Микеланджело». Пару раз уточнили направление у местных прохожих, с маху осилили крутой подъем на гору и подъехали к рисепшену кемпинга. Места на наше велосипедное счастья были. Мы заняли указанную палатку, заплатив за две ночи вперед по 18 евро с человека за сутки.

Кемпинг явно восторга не вызвал. Находится он под тенью оливковых деревьев, которые собственно тени дают не так уж и много. Кроме кроватей в палатке не было ничего. Но мы на комфорт и не претендовали. Туалеты, душевые, бар и ресторан сосредоточены на выходе из кемпинга. Все довольно чисто и опрятно. Разгрузив свои рюкзаки, заправившись сытной и калорийной пищей в баре, выезжаем на самый верх горы прямо под ноги копии Давида на постаменте и фотографируем шикарные виды Флоренции — «Здравствуй, Флоренция!».

Велопутешествие по Италии

Давид не возражал, даже ни одним своим оружием не размахивал. Надоели ему туристы, наверное. А может быть и голуби, которые временами садились ему на голову

Вниз к центру городу вела отличная велодорожка, на которой мы показали чудеса скоростного спуска. Затормозили только уже перед въездом на Понте Веккьо. Это самый древний мост Флоренции, вначале еще древние римляне на его месте построили деревянный мост. Построили очень качественно, поскольку только в 1345 году мост заменили на каменный. Ну, а в те времена поставить лавку на мосту было обычным делом, и вездесущие мясники и зеленщики там крепко обосновались. Соответственно запах стоял там не слабый, поскольку великий герцог в 1565 году велел мясникам убираться в другое место, а освободившиеся торговые лавки были отданы золотых дел мастерам. Эти лавки и по настоящий день профиль торговли не меняют. Посмотреть на россыпи золота и украшений, конечно, стоит.

Проехав пару сотен метров через галерею Уффици, оказываемся на площади Сеньории. В нынешнем виде ее начали строить с 1298 года, ранее на этом месте был древнеримский театр и форум. Вся площадь густо заселена шедеврами скульптуры, не надо и в музей ходить.

Велопутешествие по Италии

Но туристов в тысячу раз больше, Вообще, в пик сезона в знаковых римских городах ощущаешь себя как в автобусе. Трудно даже взять хороший ракурс на фотоаппарате. В объективе сплошное мельтешение из голов и спин. Удачное время для знакомства с городом — это ранние утренние часы, когда основная масса туристов еще доедает свои завтраки в отелях и строит планы предстоящего дня.

Соборная площадь. Описывать ее великолепие не буду. Это надо видеть своими глазами, прикоснуться ладошкой к мрамору или камням, которые были свидетелями взлета славы города и его величия. По камням мостовой ходили и Микеланджело, и Савонарола. и Медичи. Здесь молились о прощении грехов и здесь сжигали еретиков. Сюда со всех уголков везли разноцветный мрамор и строительный камень, здесь творили гении своей эпохи.

Мы посвятили городу два полных дня, и этого было мало. Если к этому делу подойти очень ответственно — тут и недели будет недостаточно, чтобы посмотреть все, а с заходом в музеи — надо брать месячный отпуск.

Единственное, что не принесло эстетического удовольствия — это мощенные крупным камнем мостовые центра города. Пешком ходить вполне сносно, я вот на велосипеде — ощущения, будто едешь по большой стиральной доске. К концу дня моя головешка качалась, как у китайского болванчика, пятая точка вообще превратилась в крайне болезненное место.

Полные впечатлений под вечер мы уже не спеша заехали на верх холма Микеланджело и засняли вечерний город. Дул легкий освежающий ветерок, потоки туристы схлынули, стояла тишина. В воздухе витал дух спокойствия и очарования.

Велопутешествие по Италии

Флоренция красивая в любое время суток.

Перед дорогой надо было выспаться и набраться сил. Отметили посещение Флоренции в баре кемпинга пивком и пиццей и улеглись довольно рано. Но,,,. Нам на суждено было выспаться в эту ночь. Где-то совсем рядом с кемпингом часиков в 10 вечера донеслись первые раскаты ночной дискотеки. Удары музыки были дружно поддержаны ревом огромной толпы. И в таком чередовании воздух над нашей палаткой стал содрогаться как кожа в боевом барабане. Мы периодически впадали в легкую дрему, просыпались. Волнами в легком забытье мне стал сниться какой-то музыкальный апокалипсис. Терпенье наше не иссякало довольно долго ввиду накопившейся усталости. Часа в 4 утра, решив, что дальше уже заснуть невозможно, мы решили хотя бы посетить музыкальный шабаш неистовых флорентийцев с целью просто посмотреть. Но то ли молнии неудовольствия за сорванный сон были тому виной, то ли наши черные мысли стали материализовываться, но стоило нам выйти за ворота кемпинга, как музыка прекратилась, рев толпы угас и массы уставшего от ночных плясок народа, как бурные ручейки, оживленно потекли по всяким закоулкам вниз с холма.

Мы остановились в непонятках. Что делать дальше? Спать ложиться уже не имело смысла, Тогда вперед — проехать по просыпающейся, еще безлюдной Флоренции, сказать ей «до свидания». Какое это наслаждение — походить по центру города в предрассветный час, когда там нет ни одного туриста. Никто не гомонит тебе под ухо, не толкает в толпе, не заслоняет перспективу для фотографирования. В одиночестве мы наслаждались шедеврами Возрождения

Велопутешествие по Италии

Взять с ходу билет на Рим проблем не вызвало, правда, долго разбирались в кассах на каком поезде нам можно ехать с велами, и где находится станция пересадки. Вообще наше общение с итальянским народом оставило двоякое чувство. С одной стороны, они очень контактные люди, готовы подробно ответить на вопрос и помочь, но с другой стороны — крайне сложно найти человека, более-менее знающего английский. К сожалению, итальянский в нашей группе никто не знал. Наши микроскопические объемы из словаря минимума редко приносили полновесную удачу. Зачастую мы в ответ слышали подробный ответ на наш вопрос. Но милые итальянцы говорили на родном языке, понять смысл которого можно было по жестам и кивкам головы. Слово-выручалочка — Dove bus fermata? (где автобусная остановка). Сложные вопросы, вроде — на каком номере автобуса нужно ехать, заставляли прибегать к всевозможным хитростям, типа на стене чертить пальцем цифры и т. п. Но с подобными трудностями мы кое-как справлялись.

Зато много раз описанное итальянское раздолбайство, приводило нас в состояние полного изумления. К примеру, в справочной вокзала простые вопросы (можно в этом поезде ехать с велами?) на которые в аналогичной ситуации в России можно получить быстрый и исчерпывающий ответ, заставляли местных информационных служащих куда-то звонить, уточнять, консультироваться. Такое впечатление, что они первый день на работе, или мы одни такие придурки им попались за долгие годы работы. Будьте готовы, что выписав билет до нужного места, надо обязательно уточнить, будет промежуточная пересадка или нет. Такое происходило не только с нами. Из Флоренции в Рим некоторые поезда идут до станции Orte, далее пересадка на поезд до Рима. Из Рима в Венецию — до станции Mestre, далее опять пересадка до Санта-Лючия (Венеция). Лучший выход — на всякий случай всегда уточнить маршрут следования в кассах или справочных, и еще перепроверить полученную информацию в другом месте.

Велопутешествие по Италии

Рим, вечный Рим, мы опять гуляем по этому городу. Помню, в далекие советские времена, когда на человека, бывшего за границей, смотрели, как на небожителя, я увидел поезд «Москва-Рим». Какие отклики он у меня вызывал — и восхищение, и зависть, и щемящее чувство какой-то сказки, которая где-то далеко, такая прекрасная и недостижимая. И какие счастливые, совсем необычные люди могу сидеть в этом поезде и ехать в город-сказку, город — мечту РИМ!!!!.

И вот мы в Риме, обходим Колизей, гуляем по Форуму и Капитолию, стоим на камнях мостовой, которых касались штиблеты Юлия Цезаря. Мы в центре бывшей великой Империи!!!

Не буду повторять, то что написано в путеводителях и другой справочное литературе. Хочу привести несколько зарисовок из повседневной жизни города.

Велопутешествие по Италии

Зашли для разнообразия в китайский ресторан. Для итальянцев, поклонников высокой кухни, китайский ресторан — что-то вроде помойки посреди розового сада. Ну, а нам — и дешево, калорийно, без излишних изысков. Кроме нас в ресторане из посетителей нет никого, поели сытно-вкусно, не торопясь. Я зову официантку, прошу дать мне счет, чтобы расплатиться. Через минуту понимаю, что ее познания в иностранных языках распространяются не далее пределов кухонным меню. Да, дополнительно к меню еще ей понятны слова Yes и No.

Дальше начинается спектакль. Она, услышав мое пожелание об оплате, начинает тихо улыбаться. Я повторяю свою просьбу еще раз медленно и очень внятно. Официантка начинает хихикать, потом заливается счастливым смехом, затем ее начинают прошибать такие приступы, что она буквально давится, Мы застыли с ложками поднятыми над тарелками в полном трансе. Вы когда-либо в ресторане такое видели? Счастливо бьющуюся в судорожных конвульсиях официантку при попытке клиента расплатиться. Мы — нет. Причем, когда ей на помощь прибежали еще две китаяночки — в судорогах бились они уже втроем, мы же — без судорог, застыли полностью охреневшие. Может у них сегодня день социальной помощи голодающим? Или за время путешествия наши глаза стали совсем узкопленочными? А со своих они денег не берут. В конце — концов нам принесли счет. Мы облегченно вывалились из ресторана. Что это с ними было, так до сих пор мы и не поняли, но впечатление осталось офигенное.

Следующий экстрим. Утром едем в Остию Антику, древнеримский город-порт, в свое время занесенный илом и песком поменявшего свое русло Тибра. Город сохранился не хуже Помпей, интересно по нему погулять, там более, что в отличие от Помпей, в нем много сосен, дающих живительную тень от немилосердно палящего солнца. Большинство мощенных камнем улиц древнего города до сих пор в хорошем состоянии (мечта многих современных российских деревень). Много хорошо сохранившихся зданий, даже на полу лежит лишь слегка тронутая временем мозаика. Экскурсия получилась очень познавательная и интересная. Возвращаемся в полдень к станции электрического поезда — а она закрыта.

Узнаем причину такого фантастического действа — ЗАБАСТОВКА!!!! До 17 часов, на всем ж/д транспорте и метро. Осоловевшие под солнцем, кривыми путями с кучей пересадок на автобусах (они, о ура!, работали) и пешими прогонами догребли с песнями до кемпинга. После такого приключения — сразу пошли в бассейн охлаждаться. Пришли в себя довольно быстро и в пол-шестого вечера (забастовка, надо думать — закончилась, да и в объявлении на рисепшине кемпинга значилось — до 17 часов) добираемся до Рима с целью осмотреть неохваченное. Носило ветром по городу нас долго. Отметились в большинстве знаковых мест, устали до одури. Уже этак и полночь скоро — надо возвращаться. На площади Испании подходим к метро и — о, страх и ужас, закрытые двери. Забастовка, компанерос! Серия вторая. Гребите пешком откель пришли. Судорожно в голове мелькают варианты решения проблемы. Но кругом — полная попа с колючками. Ночь на дворе, из того, куда нам надо помним только название городка — Касаль Берноччи. Еще — название станции метро, от которой туда идут автобусы. И все, толку то от этого! Ну не готовы мы были к такому повороту событий. Решаем брать такси, но цена от одной машины к другой резво меняется в сторону повышения, пока не останавливается на отметке в 60 евро. И тут в долгих дебатах один таксист выдает важную военную тайну, что из двух веток метро бастует возможно только одна. Возможно! Как он, дескать, слышал, но не уверен. Вот она возможная ниточка спасения. Мы со скоростью Борзова (был такой олимпийский чемпион по бегу) рвем в сторону Термини, где эти ветки метро сходятся. Нам повезло. Она работала!

Это и есть забастовка по-итальянски. Вроде и объявляют в СМИ, и в отелях предупреждают, только получается все немного не так, как написано. Или совсем не так. Разбирайтесь сами, дорогие товарищи. Ну, а туристы, знамо дело, газет итальянских однозначно не читают, новости в телевизорах явно не слушают. За другим они приехали. Так, что при возможности, коллеги, уточняйте вопрос о забастовках в отелях или в инфоцентрах. Там должны подсказать. Но не факт, что так оно и будет.

Велопутешествие по Италии

Следующая жизненная зарисовка. Поезд Рим — Венеция (Mestre). Уселись, пришли за полчаса до отправления, что-бы избежать случайностей. Билеты у нас с местами, а есть билеты и без мест (это для крутых экстремалов или для совсем бедных). Поезд ночной, идет до Венеции 6 часов. Нас это устраивало. Думали, что спокойно отоспимся. Не суждено было. Объясню — в купе стоят шесть кресел. Ладно, если бы они располагались, как в самолете. Нет, ряды повернуты друг к другу. Т. е. если напротив тебя уселся пассажир, ваши коленки будут упираться друг в друга, увильнуть в сторону не удастся — там коленочки ваших соседей. Старичок Прокруст, со своим ложем отдыхает. В соответствие с правилами итальянского раздолбайства, поезд не трогается с места еще целый час после времени отправления. А нас набилось в купе уже пятеро, только одно место свободно. Ну вот, с одним свободным местом еще можно ехать, мы туда свои костыльки, т. е. ножки, и побросали. И держим оборону. Без этого свободного кресла — нам зиндан, однозначно. Напротив нас в углу сидит представитель черного континента. В общем, держим место, как рубеж обороны. Посреди ночи дверь тихо открывается и просовывается трудно различимая в темноте голова еще одного афроитальянца. Голова думала, что мы спим и, пользуясь моментом, занять наш плацдарм. Фигушки, русские не сдаются. «Хальт, дядька! Аусвайс на это место у тебя есть?». Тут в темноте поднимается мощная фигура Егора, играющего бицепсами, и издает угрожающий рык — «А ты, родственник Нельсона Манделы, за это место платил???».

В одну секунду голова со своим чемоданом исчезла. Только через полминуты из соседнего купе раздался мощный женский вопль — «Мама миа!!!». Видимо, какая-то мама Чоли там тоже держала оборону.

Под утро, намаявшись в полудреме и испробовав все возможные позы для лежания со скрюченными конечностями в ограниченном пространстве, и окончательно замерзнув от кондиционера, я выполз на полусогнутых в проход вагона. Картина — солдаты на привале! Народ устроился кто как мог. И сидели, и стояли, и лежали, разве что только не висели. Чуть потолкавшись, я расстелил коврик на полу прохода, укрылся с головой курткой и мгновенно уснул среди разбросанных тел. Сон был сладкий, пока Егор меня не разбудил — Венеция, приехали

Велопутешествие по Италии

Венеция в любимое нами время суток, предрассветные часы.

Идем пешком по узким улицам, голова крутится в разные стороны, Поочередно издаем восхищенное «Вау!!!».

Велопутешествие по Италии

Мы солидарны со всеми путешественниками, пережившими венецианский поход и оставшимися в живых от восторга.

Город действительно поражает, похожего нет нигде. Это сказочно чудесный город. Описывать его бесполезно, его надо смотреть вживую. Как в русской пословице — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И еще одно — не поленитесь, на площади Санкт Марка сядьте на речной трамвай «вапаретто» и пройдите весь водный маршрут.

Велопутешествие по Италии

Стоит он всего 6 евро, но за час с небольшим провезет вокруг города и по Гранд каналу. Венецию надо смотреть с моря. Фасады всех зданий обращены к каналам, поэтому смотрятся лучше всего с воды.

А еще там непривычно тихо, потом замечаешь, что нет машин. т. е. их совсем нет. По городу можно передвигаться или пешком, или по воде.

Велопутешествие по Италии

А еще там воздух — он пахнет морем. А еще там сплошная пешая река туристов,

заблудиться невозможно, хотя, если есть время, поплутайте в лабиринтах города. И вы найдете потрясающе красивые места,

Велопутешествие по Италии

в которые редко забредают уткнувшиеся в карты туристы. И остановитесь там, застыв в восторге, и присядьте отдохнуть на ступеньке церкви или лестницы, глядя на неторопливо плывущие по каналу гондолы и лодочки.

А дальше мы обратно отправились в уже родной Рим. На этот раз мы не стали ловить удачу, а из Флоренции забронировали места в кемпинге Fabulous (это рядом со станцией пригородных поездов Casal Bernocchi). Кемпинг очень понравился, большая территория в тени сосен, бассейн, свой магазин с баром и рестораном.

Велопутешествие по Италии

Остановились в бунгало со всеми удобствами. Пространства не так много, но есть душ, туалет, кондиционер. До станции метро Fermi можно доехать за 20 минут на автобусе 709. Три дня мы добросовестно осваивали известные и потаенные туристические места города. С удовольствием пили воду из фонтанов и фонтанчиков, толкались на запруженных туристами улицах и площадях, бродили по переулкам в свете уличных фонарей и впитывали в себя такой разный дух древней столицы.

Так наше путешествие подошло к грустному завершению, хотя, если честно сказать, уже стало тянуть домой. А потом был аэропорт Фьюминчино,

ночевка в аэропорту в Вене и — Москва. Путешествие по Италии закончились. Мы прилетели переполненные впечатлениями. А мне вспомнился Незнайка, который после своих долгих космических скитаний вернулся с Луны. Земля, родная русская земля. Родное теплое между тучками солнышко. Вечерняя прохлада и …. ночной тихий дождик закрапал по крыше и зашелестели мокрые листья на ветру. За окном угас сегодняшний день.

Мы дома! Пройдет совсем немного времени и мы вновь станем готовиться к новому походу.

С уважением ко всем путешественникам, Ю.М.