Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Протарас — Кипр Май 2016

Часть 1

Отзыв об отеле «Iris Beach Hotel»

Часть 2

Часть 3

В ЦЕНТРЕ ПРОТАРАСА. ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА

Чтобы хоть как-то разнообразить свой отдых и окультуриться я наконец-то уговорила мужа добраться до центра Протараса и найти церковь Ильи Пророка. Идти для него было сложно и далеко, поэтому мы заскочили в подошедший автобус № 101, следующий в сторону Паралимни. Автобус был набит народом, в том числе с хнычущими детьми и колясками, как у нас в час-пик: духота, не протолкнуться. И это в самом начале сезона! К тому же, двери у автобуса открывались резко вовнутрь, а так как мы практически повисли на ступеньке, на следующей остановке меня, естественно, довольно больно придавило створкой.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

До какой остановки надо ехать, я представляла слабо (у меня неизлечимая топографическая тупость), но точно запомнила, что где-то на пути к центру есть гипермаркет «Lidl». Посему, узрев своими подслеповатыми глазенками знакомые буквы, предложила мужу выйти у магазина. Как оказалось, мы не доехали буквально две остановки, зато хоть по городишке немного прогулялись. Но после этой поездки я окончательно рассталась с идеей съездить в Айя-Напу, Паралимни или хотя бы ежедневно вечером кататься в центр Протараса. Трястись в душном, набитом народом, шумном автобусе, стоя, да еще неизвестно как долго и куда, муж отказался на отрез.

В центральной части Протарас оказался обычным туристическим городком без особой концепции, местного колорита и какой-либо изюминки. Отели, магазины, пункты проката баггов, многочисленные бары, кафе, таверны — аляповатые, безвкусно и пошло оформленные большими фигурами, напомнившие мне прогулочную улицу-набережную в Витязево. Казалось, собрались дельцы-торговцы со всего мира и давай строить Вавилонскую башню — кто во что горазд, каждый на свой вкус (который, вероятней всего отсутствовал). Улочки украшали лишь низенькие пальмы, деревца с еще пока сочной зеленью и традиционные кусты с ярко-малиновыми цветами.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

У подножия скалы, вершину которой венчала знаменитая церковь, была обнаружена клумба с красивыми бордовыми розами — как же им, бедняжкам, было нелегко в этом обжигающе-знойном климате!

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Здесь же наше внимание привлекли многочисленные кошки, вольготно развалившиеся на лужайке, лениво прохаживающиеся, трущиеся о ноги туристов и зачаровано смотрящие им в глаза.

Такие ласковые, беспечные кошки — просто удивительно! Словно знающие, что они — самые главные и совершенные создания на земле. Рядом с нами любовалась кипрскими котами пара иностранцев.

Услышав русскую речь, мужчина без труда перешел на наш родной язык и пояснил, что о кипрских животных заботятся иностранцы: англичане, финны, немцы, они финансируют приюты, кормят и стерилизуют зверей.

Например, проткнутое ухо кошки свидетельствует о том, что она уже не принесет потомства. Сами же киприоты к котам относятся равнодушно, скорее просто терпят их, здесь не принято считать кошек домашними животными и держать в квартирах.

Поэтому зверьки часто встречаются на улицах Протараса, но при этом выглядят чистыми, здоровыми, сытыми и довольными жизнью.

Помимо кошек, обратили внимание на невысокое дерево, увешенное цветными тряпочками. Ничего не имею против язычества, неоднократно встречала подобные символы в различных сакральных, овеянных легендами местах, — на водопадах, у дольменов, в заповедных рощах. Но вот соседства с храмами никогда не понимала. Видимо, на Кипре привыкли все в одну кучу смешивать. Кстати, жадным для всяких недалеких якобы исторически сложившихся «традиций» туристам дерева показалось мало — на протяжении всего подъема к церкви то тут, то там попадались разноцветные кусочки ткани, привязанные к перилам, заткнутые в складки скалы. Смотрелось это откровенно пошло и некрасиво.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Самая известная достопримечательность Протараса — церковь Святого Илии Пророка (Profitis Elias) располагается на вершине небольшой скалы высотой 115 метров над уровнем моря. Первоначальный древний православный храм был построен XIV веке, но сильно пострадал при пожаре и не сохранился. Новую церковь построили на руинах прежней в 1984 году, так что это — типичный новодел, хоть и симпатичный.

Подняться к церкви можно, преодолев несколько лестничных пролетов. При этом, как гласит очередная легенда, необходимо считать ступеньки, если количество при подъеме и спуске совпадет, то человек может считать себя безгрешным.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Мы решили это не проверять, а просто поднялись на скалу — путь оказался не особо тяжелым, тем более, что мы останавливались, чтобы сфотографировать открывающиеся панорамы. Чем выше мы поднимались, тем симпатичней становились виды.

Сама церковь Святого Илии Пророка, построенная из песчаника, — маленькая, скромная, очень простая по архитектуре, с невысокой колокольней. Вообще, как мне показалось по фотографиям, храмы на Кипре однообразные и очень простые — не в пример нашим, российским, старинным, выполненным в различных стилях, часто богато украшенным, которые даже в руинированном состоянии выглядят величественными.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Протараская церковка всегда открыта, здесь можно поставить свечки. Внутри — тоже довольно миленько: яркие росписи с узнаваемыми святыми на фоне побеленных стен, деревянный резной иконостас, выразительные иконы с библейскими сюжетами.

На площадке возле церкви поставлены скамеечки, высится очередное увешенное лентами «дерево желаний», есть лавка, где продаются иконы, свечки и прочая атрибутика.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Заглянув, купила для мамы иконку — с изображением ее святой, так как продавец-киприот совершенно не понимал по-русски, а я не смогла вспомнить, как называется нужный мне образ. С обзорной площадки открываются знаменитые панорамные виды на Протарас: синее море, белые домики, зелено-желтые участки садов, рыжеватые клочки каменистой кипрской земли, низкие лысенькие горы. Фотографии, впрочем, выходят симпатичные.

А само это место с церковью Илии Пророка на скале — душевное, хоть и туристическое, какое-то умиротворение и тепло ощущаются здесь.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Наверное, самое приятное впечатление от Кипра оставила эта маленькая прогулка, мне понравилось.

Спустившись, решили пройти к морю. По пути увидели еще одну святыню — церковь Святой Хараламбос. Она тоже небольшая, очень скромная, по архитектуре напоминающая Ильинскую, желтенькая, украшенная бордовыми полосками-поясками. Информации о ней я не нашла, но по табличке поняла, что храм — мемориальный, построенный в 2011 году «на память Памбо Карулла». У входа растет коренастое смешное деревце, двери, как водится, не заперты.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Внутри — все просто, побеленные стены, иконы. Вообще, на Кипре удивительно, что церкви никогда не закрываются, при этом внутри нет служителей. Потрясает такое доверчивое отношение киприотов, в то же время приятно — можно просто зайти в церковь, побыть наедине со своими мыслями.

Гордостью провинциального Протараса считается так называемый променад «Protaras Coastal Promenade». Ожидаемо, ничего общего с красивыми набережными российских приморских (и не только) городов он не имеет. Обычная, в меру благоустроенная дорожка, огражденная жутким деревенским заборчиком, окрашенным в зеленый цвет.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

На протяжении пути встречаются лавочки и смотровые площадки. Вдоль набережной располагаются отели, разбиты цветники. Да, миленько, но не более того.

Когда шли мимо одной из гостиниц, впервые вживую увидела так называемую анимацию: несколько человек стояли в бассейне и старались повторить движения прыгающих на суше инструкторов. Смотрелось это еще пошлее и ужасней, чем я себе представляла.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Дошли до пляжа Fig Tree Bay — к вечеру он оказался почти пустынным.

С удовольствием искупались в чистой водичке, полюбовались спокойным аквамариновым морем и белоснежными яхтами. Все-таки, хороший пляж, а главное — песчаный, с отличным заходом.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

В очередной раз пожалела, что не подобрали жилье поближе к центру, хотя, наверное, не уложились бы в бюджет.

Пока я ждала на берегу плававшего мужа, обратила внимание на молодую пару киприотов, которые весело смеялись, бегали по волнам, брызгались и купались прямо в одежде. С грустью подумала, что вот они здесь действительно счастливы.

ПО СКЛОНАМ ГОРЫ

Горы мы любим. Мохнатые, покрытые реликтовыми лесами, под шапками застывших ледников, макушками пронзающие облака, — красивые горы. Некрасивому Кипру с горами не повезло также как и с буйной растительностью. Но была через дорогу от нашей гостиницы небольшая гора, лысенькая, слегка поросшая кустарником, а на вершине — скальные разломы. Мы долго смотрели на нее, и мужу даже показалось, что там есть пещера. В общем, в один из вечеров мы отправились эту гору покорять.

Поднявшись от гостиницы по шоссе, вошли на территорию чужих необитаемых вилл, прячущихся среди непонятных деревьев.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Пыльная дорога, пересыпанная щебенкой, оставляла позади картинку нашего призрачного рая, только издали казавшегося сказкой: сливающееся с небом море, беленькие коробки отелей, домики под оранжевыми крышами.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Лишь непременная кошка с длинным стройным телом завораживающе смотрела на нас своими глазами, похожими на русалочьи омуты, и открывала розовый ротик, что-то по-кипрски мяукая. Предостерегала?

Дорожка постепенно уходила в гору. Ну, и мы по ней. Шли уже по камням, колючкам, впивающимся в подошвы кед (Кипр определенно — убийца для обуви) и джинсы, продирались сквозь сухой кустарник. «Верблюдов на вас нет!» — ругался муж на колючки. Кеды скользили по нехоженым тропкам горы. Казалось, что мы идем дикой тропой в логово злого великана или гоблина.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

На каком-то моменте я струсила — уж больно крутым и диким оказался подъем. Осталась сидеть в своих белых джинсах среди камней и колючих кустов. Внизу синим облаком качалось море — как всегда, величественное, спокойное, пережившее миллиарды восторженных взглядов туристов и мой робкий взгляд неприметной русалки.

Муж, пройдя немного вверх, помахал мне рукой с вершины и тоже предпочел вернуться обратно. Потом, смотря на фото, уверял, что никакой пещеры наверху горы нет, там просто скальный разлом. Ну, и ладно, одной достопримечательностью меньше.

ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА

Еще раз мы предприняли прогулку к центру Протараса спустя пару дней. По правде говоря, нашей целью был гипермаркет «Lidl». Увидев какую-то руину (скорей всего, недостроенное здание), я воскликнула: «О! Проклятый старый дом!». Муж отреагировал моментально: «Хочешь послушать, у меня на телефоне есть?». «Хочу!» — ответила я. И шли мы вдоль оживленного шоссе деревенского Протараса, по которому гоняли смешные багги, держались за руки и слушали на мобилке «КиШ», наверняка, вызывая у прохожих недоумение и отвращение. Панки!

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Мы гуляли по лысоватым улицам центра Протараса все с теми же кафе, гостиницами, мчащимися машинами, кричащими вывесками — обыденно, скучно, не особо красиво.

Порадовал лишь маленький фонтанчик на круглой площади с лавочками и пестрыми детскими аттракционами.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

В общем, решили, что центра Протараса с нас хватит, как, в общем-то, и всего Кипра.

Неслись из баров и таверн ароматные запахи, пафосно возвышались похожие на белоснежные лайнеры дорогие отели, центр городка, кутаясь в ранние южные сумерки, готовился к бурной ночи.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Конечно, на отдыхе всегда хочется всего и сразу. Тем более, когда вокруг так много соблазнов.

Но когда постоянно умножаешь симпатичные ценники на грабежный курс, думая о том, сколько у тебя в кармане осталось евро, и хватит ли, случись какой-нибудь форс-мажор (а он вполне мог случиться, я ведь девушка-нефарт, ходячее несчастье), это очень сильно понижает настроение.

Обратно мы шли грустные. У мужа от долгой прогулки болели ноги. А я тихонько, ни к кому не обращаясь, повторяла: «Бедные мы, бедные», имея в виду то ли наше болезненное самочувствие, то ли финансовое положение.

Кипр. Протарас: чудо-юдо-остров (21.05.2016 – 01.06.2016). Часть 4

Боже, ну куда меня все тянет? Ехала бы в свой любимый Адлер… Нищебродский отдых в нашей стране — тоже, по сути, нищебродской, воспринимается как данность, как нечто само собой разумеющееся. Нищебродский отдых за границей — ощутимо ударяет по самолюбию.

СУВЕНИРЫ

Сувениры, на мой взгляд, обычные для приморских курортов, с небольшой поправкой на местный колорит. Магниты, тарелки, кружки, полиграфия, статуэтки, брелки, прочие безделушки, одежда, аксессуары, косметика, еда и алкоголь. Что поинтересней — ожидаемо дорого. Несколько удивило, что наряду с эксплуатируемой темой кипрского ослика и Афродиты было немало изделий весьма фривольной тематики: открытки, альбомы, календари с чересчур откровенными сценами, совокупляющиеся фигурки животных. Я, конечно, человек взрослый, далеко не ханжа, меня подобные эротические изыски лишь позабавили. Но ведь Протарас позиционируется как курорт семейный, детский. А здесь в любом магазине на каждом прилавке «разврат». Или на Кипре, как и в России случаются перегибы? У нас, например, тоже сигареты обязательно должны быть прикрыты, зато на всех кассах среди жвачки и леденцов запросто можно увидеть разноцветные упаковки средств контрацепции.

По традиции в предпоследний день в ближайших магазинчиках мы накупили магнитов и мыла по 1 евро, себе — фигурку Афродиты (4,5 евро), маме — кошку (5 евро, правда, китайскую). Уже перед самым отъездом муж приобрел несколько маленьких дынь (30 евроцентов за штуку). До этого покупали здесь дыню — понравилась, а эти оказались безвкусными, как трава.

Еще в «Duty free» муж купил алкоголь (дороже, чем в российском аэропорте). Наверное, это сложно назвать сувениром, но у него традиция — привозить из разных мест веселящие напитки, по ним, как по магнитикам на холодильнике, можно изучать географию наших немногочисленных путешествий.