Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 26 марта 11:25

Гонконг Май 2016

Начало рассказа:

Гонконг. Восьмое чудо света

Гонконг. По материковому Гонконгу

Как я ни старалась утоптать свой рассказ о Гонконге в минимум страниц и частей, ничего толкового так и не получилось. Убираешь одни абзацы — пропадает важная информация, убираешь другие — исчезают эмоции, убираешь фото — пропадает наглядность. Кому интересно и нужны шпаргалки по Гонконгу, тот прочтет и сто частей, решила я в конце концов и перестала мучать и себя, и готовый текст, поделив его на более-менее равномерные части.

День второй, начавшийся намного раньше первого, мы провели на острове Гонконг, изучая его достопримечательности, гуляя по его улицам, еще более гористым, любуясь городом с верхней точки и катаясь на двухэтажном трамвае.

Western Market.

Гонконг. По острову Гонконг

Как видите, полюбоваться старейшим рынком Гонконга нам тоже не удалось — ремонт был в самом разгаре и все было закрыто не только внутри, но и снаружи. И не то, чтобы я рвалась погулять по магазинам и накупить кучу всякого барахла, нет! Но посмотреть, что и как там внутри, было интересно, даже после того, как я прочитала, что ничего такого особенного этот рынок из себя не представляет…

Расположен рынок в самом сердце Централ.

Метро: Sheung Wan, выход В или С.

Адрес: 323 Des Voeux Rd Central.

Время работы: 9.00 — 17.00.

От рынка мы двинулись дальше, к очередному храму. В принципе, можно было доехать быстро и с комфортом, чтобы не издеваться над ногами с самого утра. Но мне очень хотелось посмотреть на самые обычные улицы Гонконга, пройти по центру острова, присмотреться к жизни тех, кто живет здесь и вообще, проникнутся атмосферой. Гулять так, вроде бы совершенно бесцельно, но на самом деле неспешно добираясь к следующей достопримечательности, я очень люблю и выбираю свои собственные ноги из всех доступных средств передвижения, при условии, что по пути глазам не будет скучно.

Храм Ман Мо (Man Mo Temple).

Гонконг. По острову Гонконг

На пересечении Hollywood Rd. и Cat St. расположен храм Ман Мо, возведенный в честь бога литературы (Ман) и бога войны (Мо).

Ну, боги, разжигающие войну — это не ко мне, их я сильно недолюбливаю и вопросов к ним у меня накопилось столько, что за неделю не расспросишь. Мыслишка призвать к ответу местного покровителя войн мелькнула, да и убежала, наткнувшись на сложности общения — кто его знает, на каком языке говорят местные боги. В общем, с богом Мо я решила не общаться…

А вот бог литературы мне был ой как интересен. Ни в коей мере не относя себя к литераторам и прочей писательской братии, которая корпит над каждым словом, пестует каждый оборот, ночами, в пароксизме страсти, жжет свои рукописи, которые напрочь отказываются гореть (не литераторы это хорошо знают) и вообще имеет чугунную задницу, позволяющую сидеть и писать, писать, писать, я к своей писанине отношусь легко, пишу, что нашепчет душа, щедро раздаю написанное юным дарованиям, которые пробуксовывают в ожидании музы и готовы заплатить тем, кто музы не ждет и вообще, люблю складывать из букв слова и предложения. С богом Ман мне было о чем поболтать и чем поделиться. И даже хотелось его попросить кое-о чем, самую малость шкурном, но сильно литературном. Понятно, что храм этот я обвела на карте красным кружочком и спешила к нему, как на свидание.

Как ни странно, соединив в одном храме войну и литературу, авторы указывали на единство образования и силы. Долго я вертела в голове этот символизм, так и не решив для себя — сила в образовании или сила у образованных? Но алтарь храма честно поделен между Ман и Мо, где восседают они рядом, утверждая тезис о своем единстве.

Гонконг. По острову Гонконг

Храм небольшой, окутанный клубами дыма от ароматических спиралей, подвешенных под потолком на всем пространстве. Жара от этих тлеющих спиралей — неимоверная! Дым стелется и свивается, вытягивается в прорехи, щекочет нос и выдавливает горючую слезу из непривыкших к этому глаз. Пепел и вспыхивающие бумажки, пикирующие все время с потолка, напрягают первые пару минут, потом к ним привыкаешь и уворачиваться перестаёшь, продвигаясь к главной цели — руке с пером.

Гонконг. По острову Гонконг

Есть такое поверье, что всяк, подержавшийся за это перо и погладивший эту руку, всю свою оставшуюся жизнь будет писать легко и талантливо, не испытывая трудностей ни с выдумыванием сюжетов, ни с тиражами, ни с гонорарами. В общем, будет их перо проворно, а результат творчества читаем. Ну как тут не пойти к главной святыне храма!!!

— Дорогой ты мой человек, бог Ман! — начала было я проникновенную речь. Впрочем, дальше мы перешли на интимный шепот и болтали без умолку в полное свое удовольствие, бог — о высокой литературе, я — о своем, о графоманском, умудряясь как то находить общий язык…

Любят храм и студенты, мечтающие об успехах на экзаменах. Пишут они записки богу Ман и богу Мо, вешают их со спиралями к потолку и ждут отличных результатов в зачетках. А мы то не знали, над книгами корпели…

Самое интересное — и у бога Ман и у бога Мо есть свои реальные прототипы. Мо — солдат по имени Кван Ю, живший во втором веке нашей эры. В руках его меч и считается он покровителем ресторанов, ломбардов, полиции и тайных сообществ. Ман — общественный деятель по имени Ман, живший в третьем веке нашей эры и в руках у него кисть для письма или перо.

Записочки к богам и ленты, повешенные в честь них, различают по цвету: богу литературы — зеленые, богу войны — красные. В эти же цвета одеты и фигуры самих богов — не перепутаешь.

Что совсем уж меня поразило в этом храме — у входа в храм продаются «деньги для загробного мира». Покупаете за нормальные гонконгские доллары условные бумажки, сжигаете в специальной печке у храма и души умерших родственников, вместе с дымом, получают денежный перевод для своих нужд — быстро, четко и без комиссий. Такое я видела первый раз в жизни!

Ну и добавлю, что это самый большой храм в честь богов Ман и Мо, причем не только в Гонконге.

Как добраться: пешком по Hollywood Rd

Адрес: Hollywood Rd, 124–126

Время работы: 8.00 — 18.00

Цена вопроса: бесплатно.

Думаю, что все, кто пишет на нашем сайте, имеют прямой интерес заглянуть в гости к богу Ман…

Район Сохо (So Ho).

Гонконг. По острову Гонконг

Hollywood Rd. — улица в центре Гонконга, и на самом деле она не имеет ничего общего с американским Голливудом. Свое название улица получила в честь поместья генерал-губернатора Гонконга, которое в Англии, неподалеку от Бристоля, а было это в середине 19 века.

Славу улице принесли многочисленные магазинчики антиквариата и прочей старины, которую можно посмотреть бесплатно или купить за баснословные деньги — тут уж сами решайте. Просто гулять по улице, таращась на витрины, рассматривая вывески и делая миллион фотографий этой очень симпатичной улицы (одни металлические блямбы на тротуаре с названием улицы чего стоят!) или рассматривая очень красивые граффити — настоящее удовольствие. И только суровая внутренняя борьба остановила от выкладывания здесь всех витрин и всех вывесок, что так пленили меня.

Здесь же, на Голливуд (северная часть улицы), можно посмотреть здание Центрального полицейского управления Гонконга.

Гонконг. По острову Гонконг

Не сказать, что есть в здании что-то такое особенное, но поскольку оно является колониальным наследием и таких зданий в городе осталось совсем немного, то притормозить у него надо. К тому же, власти города обещают сделать здесь туристическую аттракцию с музеями, ресторанами и прочим, привлекательным для путешественников.

Параллельно Голливуд идет Cat St. и она больше напоминает узенький переулочек.

Гонконг. По острову Гонконг

Название улочки тяготится своим криминальным прошлым и у того, кто знает эту историю, умиления не вызывает. В давно минувшие времена жили на этой улочке выходцы из Индии, зарабатывающие на пропитание скупкой краденого. Весь Гонконг тогда знал, что украденное можно найти у перекупщиков этой улицы и дальше решали сами, по ходу дела — выкупить собственность или затеваться с полицией. На кантонском сленге воров называли крысами (справедливо, на мой взгляд), а скупщиков краденого — котами. И улица вошла в историю как улица Кошек, что в переводе на законопослушный звучит, как улица Скупщиков Краденого.

Сейчас эта улочка популярна у любителей антиквариата и прочих старинных редкостей, но криминальное прошлое так просто не отпускает и обмишурить иностранца, всучив ему за огромные деньги подделанную ерундовину, тут могут легко и просто. Наследие предков, с этим ничего не поделаешь!

На этой улочке есть много чего интересного, на лотках продаются всякие фигурки, поделки, подсвечники, чашки-ложки, утюги-чайники — пыльные, местами с вогнутыми боками и следами столетий, что как бы свидетельствует о подлинности и древности вещей и исключительной честности продавца. Цена вопроса служит окончательным подтверждение антикварности.

Гонконг. По острову Гонконг

Мы двинулись дальше, плутать по улицам, любоваться городом с высоты надземных переходов и чертыхаться, когда впереди оказывалась очередная лестница, полная ступенек. Что поделать, такой это город, что дорог, ведущих вверх ровно в два раза больше дорог, ведущих вниз.

Гонконг. По острову Гонконг

По пути мы потолкались среди продавцов цветов и фруктов, изучили, чем кормят в местных едальнях, изумились, как любят шопинг местные дамы, как удивительно мало нам встречается детишек, как деликатно огибает тебя толпа спешащих по делам людей, как плотно завешаны фасады домов кондиционерами, как много квартир натыкано в каждом доме, как быстро выгорают яркие вывески под гонконгским солнцем, как бережно здесь относятся в изредка встречаемым деревьям и что бесхозных собак-кошек мы за два дня так и не встретили.

Гонконг. По острову Гонконг

Вильнув совсем немного в сторону (вообще-то мы продвигались к очереди, ожидающей подъем на пик Виктория), мы вышли на Duddell St., к улице с газовыми фонарями. Вообще эта улочка всего-ничего — широкая лестница и красивые фонари по бокам, как утверждают, очень старинные. Любоваться ими лучше всего в ночи, но у нас не было возможности прийти сюда вечером, выбирать не приходилось.

Гонконг. По острову Гонконг

Как бы там ни было, но историческое место Гонконга мы посмотрели и даже завернули в уютный Старбакс с неплохим интернетом, чтобы связаться с далекой родиной, а заодно и посидеть в люто замороженном кондиционерами помещении. Я потом пару часов отогревалась, мотаясь по крутым улицам…

Пик Виктория (Victoria Peak).

Гонконг. По острову Гонконг

Пик, как его называют в Гонконге, пожалуй, можно смело назвать достопримечательностью номер один. Так считает большинство туристов и я с ними вполне согласна.

Заблудиться по дороге будет сложно, указателей, направляющих и координирующих направление, очень много, да и толпа желающих заметна тоже издалека.

Гонконг. По острову Гонконг

Официально считается, что это самая высокая точка Гонконга, с которой открывается совершенно фантастический вид на город, бухту Виктория и полуостров Коулун, если, конечно, тучи не решат закрыть всю эту красоту. Назвали пик в честь королевы Виктории и селились там сплошь богатенькие англичане, запрещавшие бедным китайцем показываться им на глаза. Строить комфортное и удобное жилье для этих англичан китайцам не запрещалось, а наоборот, заставлялось и это была единственная возможность побывать там, где живет гонконгская элита.

Сейчас элита селится в других местах, а пик притягивает всех, кто решит побывать в Гонконге. Ну и я такая же. Еще дома мы решили, что какая бы погода не была в Гонконге, на пик мы поднимемся непременно, а уж там, на месте решим, радоваться нам или огорчаться из-за коварства стихий.

Рассчитать время, которое придется потратить на все это мероприятие, практически невозможно — все решает длина очереди на фуникулер. Нет, можно отправится пешком, минуя очередь и дотопать-таки до вершины. Но я решила ограничится вчерашними Буддами и воспользоваться благами цивилизации.

Самое неприятное — выстаивание длинной очереди, завивающейся вокруг фонтана и уходящей вдаль. Тут как повезет, кто-то стоит пару часов, кто-то попадает к фуникулеру значительно быстрее.

Гонконг. По острову Гонконг

Но есть одна небольшая хитрость, позволяющая неплохо сберечь ваше время. Если у вас есть карта Octopus, то все проходы на пик вы можете оплачивать ею, минуя огромную толпу. Наличка такого преимущества не дает.

Купив билеты на фуникулер, надо переместится во вторую очередь, ожидающую вагончик. Трамвайчики подъезжают с интервалом в десять минут, культурная вроде бы очередь быстро забывает, что она культурная и рвется штурмовать вход, спеша занять места у окошек. Народа набивается максимально возможное количество и скрипя всеми своими суставами старый трудяга тащит всю эту ораву вожделеющих зрелищ на пик Виктория.

Гонконг. По острову Гонконг

Подъем на фуникулере сама по себе неплохая и запоминающаяся аттракция, лишать себя которой не имеет никакого смысла. Трамвай карабкается на гору медленно, но времени это занимает немного, я не засекала, но минут десять, не больше. Уклон горы градусов сорок пять и смотреть на проползающие мимо окна пейзажи весьма и весьма забавно. Кроме заваленных на бок небоскребов, порушенной линии горизонта и девственно заросших склонов горы, за окном мелькают и остановки, на некоторых из них фуникулер притормаживает, а то и останавливается. Попытка сфотографировать все эти красоты не скажу, что удалась — результат страшно раздражал и все фотографии подъема я в нервах удалила.

Гонконг. По острову Гонконг

Поднявшись на холм, вы понимаете, что это еще далеко не все и за главную красоту надо еще доплатить. В огромном здании работают эскалаторы, отвозящие вас на смотровую площадку Sky Terrace 428 (428 — это высота над уровнем моря). В этом же здании есть едальни, магазины и много чего отвлекающего, но главное — посмотреть на город сверху, пока все не затянуло окончательно тучами и туманом.

Опять оплачиваете картой Octopus или ищите, где продают билет и рысите за ним, тоже выстаивая очередь, бывает, что и длинную.

И только после этого можно выйти на смотровую площадку и гулять по ней в свое удовольствие, любуясь открывающимся видом. Что вам откроется — знает одна погода, но верить всегда надо в лучшее, в этом я глубоко убеждена.

Гонконг. По острову Гонконг

Кто-то говорит, что на самом пике весьма прохладно и надо захватить кофту или даже ветровку, чтобы не околеть окончательно. Ну не знаю, были мы в начале мая, погода нам досталась не самая солнечная, ветер тоже не ленился (это единственное место, где в Гонконге есть ветер), я вообще мерзну всегда и везде, но на пик я поднималась без всяких утеплительных аксессуаров в одежде (просто забыла взять утром и возвращаться из-за ерунды не собиралась) и никакого промозглого холода не заметила. Я бы даже сказала, было на редкость комфортно и можно было не припудривать носик перед фотосессией на память.

Сколько времени уйдет на смотровую площадку, рассчитать уже проще, часа должно хватить на все. Но если вы решите посетить музеи, то накидывайте еще час, а то и два.

Обратно можно спуститься все на том же фуникулере (снова стоять в очереди!), ну или пешком. Мы опять выбрали фуникулер. Дорога вниз получилась еще занимательней, пассажиры теперь едут спиной по ходу движения и кажется, что трамвайчик скачет намного шустрее.

Самое обидное, спустившись вниз, мы увидели, что очереди на подъем практически нет. Кто ж знал, что ближе к вечеру она рассасывается. Правда и светлого времени суток остается гораздо меньше у тех, кто поднимается ближе к вечеру…

Фуникулер работает: 7.00 — 24.00, каждые 10 минут.

Смотровая площадка работает: 10.00 — 23.00 по будням, 8.00 — 23.00 по выходным дням и в праздники.

Цена вопроса: 45 гонконгских долларов туда и обратно для взрослого (билет в один конец выходит дороже) на фуникулер.

Стоимость смотровой площадки Sky Terrace 428: 48 гонконгских долларов на взрослого человека.

Есть комплексный билет, включающий фуникулер и смотровую площадку: 88 гонконгских долларов на человека.

Метро до Peak Tram: станция Central, выход J2 и идти по указателям.

Вечером виды намного красивее, но и народа очень много.

Парк Гонконг (Hong Kong Park).

Гонконг. По острову Гонконг

Парк этот для любителей воды. Всякой — стоячей, текучей, журчащей, падающей вниз с шумом и грохотом, фонтанирующей из гипсовых чаш, повисающей на лепестках каплями и распадающейся на миллиарды брызг из поливальных установок. Потому что главная тема этого парка — вода во всех ее ипостасях, кроме льда и снега.

Гонконг. По острову Гонконг

Обитатели этого парка тоже любят воду и готовы жить в этой стихии, выползая на темные камни исключительно с целью попозировать многочисленным туристам, ну просто полежать-погреться. Черепаховый рай — это здесь, теперь я точно знаю, о чем мечтают все черепахи Гонконга.

Обширные пруды пополняются водой из искусственных, но очень правдоподобно сделанных водопадов, каменные берега претендуют на звание исключительно природных образований, а заросли зелени вокруг такие густые, что изредка проглядывающие сквозь них небоскребы вызывают скорее изумление — откуда они взялись в этом оазисе природы?

Есть в парке и достаточно большой вольер с птицами, скорее даже птичий питомник. Насчитывается в нем больше 80 видов птиц, живущих в тропиках и поражающих красотой и пестротой оперения. Но в гости к пернатым мы и здесь не попали, на этот раз загуляв на пике и оказавшись в парке сразу после закрытия вольера. Тут сетуй, не сетуй, исправить ничего не получилось, осталась жалость, что не случилось полюбоваться шустрыми птичками.

Кроме птиц и очень разнообразных растений (каждый парк Гонконга — это ботанический сад, не меньше!), есть здесь свой чайный домик, ресторан, площадки для детей, богатые цветами клумбы, удобные дорожки и подробная схема на которой указано, где что находится.

Гонконг. По острову Гонконг

Курить в парке строго запрещено и ослушники караются огромным штрафом. Птиц тоже кормить нельзя и штраф в этом случае будет в два раза больше огромного штрафа за курение, имейте это в виду.

Парк расположен в историческом месте, называвшемся Кантонмен-Хилл, где были размещены казармы «Виктория». Часть этих зданий не снесена, их можно посмотреть (Дом-музей чая, Центр визуальных искусств), если у вас есть достаточное количество времени в запасе. Все эти здания признаны историческим наследием.

Адрес: 19 Cotton Tree Drive, Central

Метро: Admiralty Station, выход С1

Цена вопроса: бесплатно.

Парк работает: 6.00 — 23.00

Вольер с птицами: 9.00 — 17.00 (вход бесплатно).

Парк Гонконг не самый популярный парк у туристов, их здесь очень мало и по дорожкам гуляют, в основном, местные жители. А мне парк понравился очень — тишиной, умиротворением, роскошной зеленью, напоминающей дикие джунгли, красивыми прудами и покачивающимися на воде лилиями, никого не боящимися черепашками, выползающими на дорожки и позволяющими себя не только фотографировать, но и гладить. Кажется, что город далеко-далеко, ни одного звука, выдающего расположенную рядом цивилизацию, в этом парке не услышишь.

Я еще раз убедилась, что Гонконг — город садов и парков, роскошных прудов и шикарных растений, настоящий зеленый оазис и сущий рай для черепах и рыбок. Не верьте тому, кто скажет, что в этом парке нечего делать! Посмотрите его лучше сами, когда отправитесь путешествовать в Гонконг.

Двухэтажные трамваи.

Гонконг. По острову Гонконг

Покатушки на трамваях мы решили сделать последним пунктом нашей программы, рассудив, что к концу второго дня устанем от выматывающих прогулок, что позади будет штурм горы с Буддами, что ноги утомятся подниматься и спускаться по бесконечным лестницам и что просто посидеть, поглядывая, как мелькают пейзажи за окном, будет очень даже приятно.

Так мы и сделали. Осознав, что все пункты программы завершены, мы двинули на трамвайную остановку, изучать схему движения и поджидать нужный нам номер трамвая.

Надо знать, что эти трамваи ходят только по острову Гонконг и только с запада на восток, причем, как правило маршруты их идут параллельно синей ветке метро.

На остановках висят две схемы движения — на запад (обозначены буквой W) и на восток (обозначены буквой Е). Одна и та же остановка будет обозначаться по-разному, в зависимости от того, в каком направлении вы поедете. Как правило, это цифра и буква рядом (52W или 12Е, это я к примеру, совершенно условно).

Если платить проезд наличными, обойдется это в 2.3 гонконгских доллара (ищите без сдачи, ее вам никто давать не обязан).

Вагончики узенькие, второй этаж к тому же низкий (даже я это почувствовала, а рост у меня совсем небольшой, мне обычно везде высоко), лавки деревянные и не факт, что вам достанется сидячее место, во время дождя еще и заливать будет через раскрытые окна. Кондиционеров нет — какие кондиционеры могут быть в старинном трамвае? А даже современный вариант оформлен под старину, чтобы не выделяться и не огорчать туристов.

С сумками-чемоданами там вообще не развернуться, к тому же качает нещадно, удержаться бывает не так-то и просто.

Как бы там ни было, гонконгский трамвай настоящий раритет, единственный, сохранившийся до наших дней. Во всем мире, как я слышала, двухэтажный трамвай выжил только в Гонконге и не просто выжил, но и активно эксплуатируется в наши дни.

Трамвай бегает по самой старой части Гонконга уже сто лет и, похоже, сдаваться не собирается, несмотря на свой весьма почтенный возраст.

Как оказалось, местные жители называют двухэтажные трамваи нежно и ласково: «Динь-динь», по звукам, которые издает трамвай при своем приближении.

Самый длинный маршрут займет около 80 минут в один конец и может стать настоящей обзорной экскурсией, несопоставимо дешевле, нежели экскурсия на двухэтажном автобусе.

Время работы: 5.00 (или 6.00) — 24.00

Интервал движения около двух минут, в час пик он сокращается.

Гонконгский двухэтажный трамвай — одна из самых ярких и запоминающихся достопримечательностей города. Разрисованные бока так и просятся в кадр, заливистое «динь-динь» зазывает прокатиться, а вид, открывающийся со второго этажа, надолго остается в памяти. А уж если вам повезет прокатиться на трамвае поздно вечером, когда все вокруг будет сиять и переливаться огнями, считайте, вам посчастливится вдвойне. Думаю, вы поняли, что от такого удовольствия отказываться никак нельзя.

Трамваями наше путешествие по Гонконгу закончилось, и это оказалось очень грустно. Как всегда, не хватило чуть времени, чтобы увидеть побольше запланированного. Где-то приходилось себя поторапливать, потому как Гонконг — город большой и одни переезды отняли значительную часть нашего времени. А вот спешить почему-то совсем не хотелось.

Странное дело, Гонконг — город стремительный, спешащий, несущийся вперед на всех парах и совсем не нуждающийся в паузах и передышках. Но смотреть его лучше всего неспешно, наслаждаясь красотой парков, медитируя в садиках при храмах и монастырях, вглядываясь в загадочные лица богов, бродя по шумным и многолюдным улицам. Гонконг нельзя увидеть за пару дней, да и недели будет ничтожно мало для такого многогранного города.

Гонконг. По острову Гонконг

В Гонконг надо возвращаться. Как часто — я и сама не знаю.

Наверное, вернутся надо тогда, когда вам вдруг захочется услышать знакомое уже «динь-динь» трамваев, позвякивание колокольчиков в храмах, свист ветра на пике Виктория, плеск волн в бухте (тоже Виктория), гомон продавцов на рынке и шелест листвы в парках.

А может вам начнет сниться сияние огней ночного Гонконга, озаренное всеми этими небоскребами небо над городом, утренний туман, прячущий сонные горы и неслышно стелющийся над водой.

Или вспомните вы, что осталось много неосмотренного в прошлый раз и это недосмотренное не дает вам покоя, зазывая назад, в Гонконг.

Да и зачем искать аргументы, если для вас вдруг станет понятно — пришло время еще раз увидеть Гонконг. Это ли не аргумент!

Вот тогда и надо будет достать испытанную путешествием карту Гонконга и склонившись над ней спросить у города:

— Здравствуй, Гонконг! Ну, что ты мне покажешь на этот раз?

И Гонконг вам непременно ответит, рисуя новые маршруты и разбалтывая все свои секреты и тайны.

Вы, наверное, поняли, что в Гонконг я обязательно вернусь — я обещала городу новую встречу…