lenasven
была 4 сентября 10:56

Русский Горненский женский монастырь и Пустынька Св. Иоанна Предтечи в Иерусалиме (8-я часть)

Израиль Март 2008
7 24

В Горненском, или в Горнем (так его тоже называют) женском монастыре я была несколько раз за свое двухмесячное пребывание на Святой земле.

Останавливалась я в другом русском монастыре — на Елеонской горе в Иерусалиме. Я подробно рассказывала о нем, о моих замечательных встречах с разными людьми там, в 1-й части своих материалов о Святой земле.

Я познакомилась на Елеоне и беседовала с монахом c Афона, о. Кириллом, с француженкой, православной монахиней, еремитом (отшельницей), живущей в пустыне в Египте.

Очень насыщенная была у меня жизнь среди монашествующих на Елеоне. Колоссальный опыт общения с совершенно другими людьми, абсолютно не от мира сего. И все — таки от мира. В чем — то…

Здесь же расскажу о Горненском монастыре.

Он располагается в нескольких км к юго — западу от Старого города, в еврейской части Иерусалима, в районе Эйн-Керем, гористом и зеленом.

12

Местность здесь очень красивая: посреди гор — живописная долина. Все утопает в зелени садов и виноградников.

В 1871-м году первый начальник Русской Духовной миссии, архимандрит o. Антонин (Капустин) купил здесь земли, два дома и большую плантацию-рощу оливковых деревьев.

Затем архимандрит о. Антонин построил здесь дом-приют для русских паломников.

Вскоре сюда стали приезжать и селиться инокини. В 1898-м году приют вырос в монастырь.

Название «Горненский» потому, что монастырь находится в той местности, которая в Евангельские времена называлась «нагорней страной» (горней), т. е. находящейся в горах.

Сейчас в монастыре — около 60 сестер.

Настоятельница Горненского женского монастыря — игуменья м. Георгия (Щукина). Руководит монастырем матушка Георгия давно, с 1991-го года.

Мать Георгия стала монахиней в 17 лет. Подвизалась в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии, пока ее не направили служить Господу на Святую землю.

Здесь она со своей келейницей в греческом храме на одном из православных праздников

Почему именно это место было выбрано архимандритом о. Антонином для основания монастыря?

Здесь родился Св. Иоанн Предтеча, крестивший Иисуса Христа в водах Иордана. Здесь, в этих местах, жили праведные Захария и Елизавета — родители Св. Иоанна Крестителя.

Сюда, к Елизавете (вскоре после получения Благой вести от Ангела Господня), из Назарета пришла Пресвятая Дева Мария поделиться с праведной Елизаветой, своей двоюродной сестрой, радостью — о будущем рождении Спасителя, нашего Иисуса Христа. Она носила Его под сердцем.

Дева Мария оставалась у праведной Елизаветы 3 месяца.

Недалеко от монастыря в Горней стране есть источник. Здесь Пресвятая Богородица брала воду. Источник жив и дает воду по сей день. Как видите, мусульмане в свое время по — своему «украсили» его.

3
8

В Горненском монастыре — два храма.

Первый каменный храм (во имя Казанской Божией Матери) был построен в начале 1882-го и освящен на следующий год. Долгое время он оставался единственным монастырским храмом.

1

Второй храм заложили в 1910-м, но 1-я Мировая война и затем революция в России остановили благие намерения. Храм простоял в законсервированном виде… 90 лет.

Собор построен уже в послесоветское время. Освящен — в 2007-м. В честь Всех Святых в земле Российской просиявших.

2
12

Этот величественный собор стоит на высоте 700 м над уровнем моря в горах. Необыкновенно красив.

Здесь обязательно надо сказать много добрых слов архимандриту о. Антонину.

В этом году Русская Православная Церковь будет отмечать юбилей этого замечательного человека — 200 лет со дня его рождения.

Благодаря А. И. Капустину, церковному деятелю, ученому-византинисту, построены на Святой земле русские храмы Св. Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимани

6

и Спасо-Вознесенский на Елеоне.

1

Также обустроены подворья Русской Духовной миссии в Яффе, Xевроне

2

и Галилее.

1

Его стараниями и молитвами стоят Свято-Троицкий собор

3

и храм Св. Александра Невского, что на Александровском подворье в Иерусалиме.

На «с миру — по нитке», во многом на пожертвования паломников были построены эти храмы здесь. Представляете, какой поток паломников был здесь когда-то! Не туристов, а именно — паломников.

Они в долгой и нелегкой дороге на Святую землю питались кипятком и сухарями, а деньги, все до копеечки, жертвовали в Русскую Духовную миссию, отцу Антонину.

А он вел дневник и записывал: Раба Божья такая-то дала столько-то, другой — 5 рублей, следующий — 3 рубля положил на благое дело… Для многих из них это были немалые деньги, но они жертвовали их. На Благое, Богоугодное дело.

Этот необыкновенный батюшка, о. Антонин (Капустин), известен не только как отец русского православного паломничества, но и как Строитель русских обителей и храмов на Святой земле.

Он многое успел сделать. Низкий ему поклон за его великие труды!

Здесь интересно еще и то, что на этих Святых землях первый христианский храм построила Св. Равноапостольная Елена.

Во времена крестоносцев здесь возникали католические храмы и обители.

Зайдем в один из них. Не знаю, как он стар. Тоже — в честь Св. Иоанна Предтечи.

5
3

Но вернемся к рассказу о Горненском монастыре.

В один из моих приездов сюда с нами был священник Американской Православной церкви в США. Он даже сослужил в Казанском храме монастыря.

2

Какой у него великолепный голос! Чудо природы да и только.

Он, как оказалось, знает многих священников Русской Духовной миссии Московского Патриархата. Этот американский русскоговорящий батюшка останавливался там же, где и я, — на Елеоне. Со всей своей большой и дружной семьей.

2

Мы вместе ездили не только сюда, в Горненский, но и в Хеврон. Но это будет в 9-й части моего повествования о Святой земле («Азартно по Хеврону»).

После службы нас пригласили потрапезничать.

В большом храме монастыря мы не были. Сказали, что там очень холодно, мы и не пошли туда, к сожалению.

Служба шла в малом храме, Казанском.

В Казанском храме есть много святынь. Справа у входа в храм — часть Камня, на котором стоял Св. Иоанн Предтеча и читал свои проповеди людям.

Еще одна святыня — чудотворный образ Казанской Божией Матери.

Молитва перед этой иконой спасла некогда насельниц монастыря от эпидемии холеры в 1916-м.

Это были тяжелые времена для монастыря. Насельницы вынуждены были работать на мужских работах, на строительстве дорог, зарабатывая себе на жизнь. От мирских и занесли холеру в монастырь.

Сестры ежедневно читали Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Казанской Божией Матери. И они были спасены. Защитой Пресвятой Богородицы.

Но беды не отпускали их.

19 мая 1983-го года в монастыре были зверски убиты 2 монахини — м. Варвара и м. Вероника, мать и дочь. Говорят, это было ритуальное сатанинское убийство. Сначала зверь-убийца убил мать, а потом — дочь.

На теле монахини Вероники было 29 ножевых ранений. Убийца долго мучил ее.

Его нашли быстро. Убийца признался в содеянном. Но его признали психически больным и выслали из Израиля.

Эти две монахини были со Смоленщины. Их муж и отец погиб в Великую Отечественную. Сначала они подвизались в маленькой Пустыньке, потом, в 1967-м, их отправили на послушание на Святую землю.

Могилки убиенных монахинь м. Варвары и м. Вероники на монастырском кладбище очень почитаются сестрами обители и паломниками.

Территория Горненского монастыря, как мне показалось, больше, чем Гефсиманской обители, но меньше, чем в русском монастыре на Елеонской горе.

В Гефсиманской обители — как-то многоступенчато, террасовидно. На Елеоне — как плато на вершине горы. Смотришь вечерами с вершины горы на город, который шумит где-то там, внизу, и сверкает огнями. Красота! А в Гефсимани — шикарный вид от их храма на площадке прямо на Старый город.

Горненский монастырь — в достаточном удалении от Старого города. Туда надо ехать. Мы ехали с Елеона двумя автобусами. Автобус 75 — до Дамасских ворот и автобус 19 — с улицы Кинг Джордж до Хадассы (медцентр), что недалеко от Горненского монастыря.

Надо идти вдоль студенческих корпусов и уткнешься в монастырские высокие ворота. Куполов большого собора не видно, когда идешь к монастырю, т. к. он — в глубине монастырской территории. А вот когда едешь на автобусе к Хадассе, то можно видеть купола собора сверху, когда едешь по горе.

У меня была вначале мысль пожить месяц в Горненском и месяц — на Елеоне. Но, посмотрев, как там трудницы, послушницы и монахини работают, я осталась на все время своего пребывания на Святой земле в монастыре на Елеоне.

Работают трудницы в Горненском так: с 5 утра до 8.30 — служба в церкви и надо быть там. Потом с 9.00 до 12.00 — послушания, работа. Потом 2 часа — отдых и с 14.00 до 18.00 — опять послушания. Все строго. Церковь не всегда вечером можно посетить, т. к. послушания считаются главнее. В Старый город ездят они редко, как я поняла. Работа, работа, работа. Бывает, и допоздна.

Я была к такому не готова.

Но трудницы мне говорили, что в России в монастырях трудятся еще больше, чем у них в Горненском.

В другой мой приезд к горненцам я была там с ночевкой. По благословению их игуменьи, матушки Георгии.

Мы собирались на следующий день идти с горненскими в Пустыньку Св. Иоанна Крестителя.

В Горненском монастыре много, много отдельных домиков с двумя входами. Один домик рассчитан на 2 насельницы. Каждая живет отдельно.

Я ночевала в домике трудниц, тех, с кем ходила в Старый город, под землю, по туннелю Езекии, проложенном 2700 лет назад.

Я писала об этом в моей 2-й части рассказов о Святой земле,«НАД и ПОД Иерусалимом».

Домик трудниц — очень славненький такой, после хорошего ремонта.

Две пожилые трудницы занимают каждая по комнате, а две молодые делят одну большую на двоих. Хорошая мебель. Большая кухня на 4-х. Большая, вся в кафеле, душевая с туалетом. Все очень прилично. Никакой убогости.

Я спала на раскладушке в комнате пожилой трудницы. Мы были с ней вдвоем там.

Она мне рассказала свою замечательную семейную историю.

Ее прабабушка была глубоковерующим человеком и была на Святой земле паломницей.

Она приплыла в Яффу с другими паломниками, а потом пешком исходила всю Святую землю.

Это было в конце 18-го века. Как раз во времена известного и почитаемого батюшки, архимандрита о. Антонина (Капустина), первого начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме.

Для паломников того времени важно было именно идти от Яффы до Иерихона, а потом от Назарета до Хеврона, как бы "перекрестить" эту землю. Иерусалим был в центре, в средостении этого креста.

Русские паломники делали так, как писано в Библии: " Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее" (Бытие 13, 17) Так говорил Господь Аврааму. Паломники кланялись Святой земле.

Утром следующего дня мы пошли на Утреню в монастырский храм. В этом Казанском храме на литургии я была дважды.

Затем, после службы, пошли в трапезную. Что меня потрясло (и не в первый раз), так это кухня в Горненском монастыре.

Это — не кухня в прямом смысле слова (как у нас на Елеоне, где готовят каждый день на человек 60). Здесь, в Горненском, — индустрия питания. Фабрика питания. И не ошибусь, сказав так.

Здесь готовят на 200 и более человек. Каждый день.

На территории Горненского монастыря — несколько гостиниц для паломников. И это стоит денег остановиться там. В монастыре на Елеоне — кто сколько даст. Здесь — твердая такса. Не помню уже, сколько, но твердая цена там. Это помню.

Монахини-горненцы трудятся гидами, ездят с паломниками в поездки по Святой земле, также работают в своих гостиницах, на кухне и т. д., и т. д. Для послушаний у них здесь, в монастыре, — большой фронт.

В нашем же Елеонском монастыре — все так патриархально, мило сердцу. Жизнь на Елеоне так неспешно течет, в молитвах и созерцании.

В Горненском без трудниц-помощниц монашествующим — просто никак. Работы в монастыре очень много. Люди очень устают от напряжения. Лицезрела сама.

И та трудница, которая дала мне ночлег в своей комнате (по благословению игуменьи м. Георгии) и которая рассказывала мне о своей прабабушке-паломнице, сказала тогда:

— Раньше на Святую землю приезжали только глубоковерующие люди, приезжали молиться, теперь это все больше — туристы, чтобы просто поглазеть. Не молиться едут, нет. И мы, трудницы и монашествующие, для них с утра до вечера работаем, не разгибаясь. Это своего рода — бизнес. Туризм — это бизнес».

Я вспомнила о. Кирилла, монаха с Афона, с которым познакомилась на Елеоне в монастыре (он тоже останавливался там).

Были в Игуменском доме у матушки игуменьи на чаепитии.

Потом, после чаепития, прогуливаясь по аллее, разговорились.

И афонский монах поведал мне, что и на Афоне хотят внедрять турбизнес, но монахи сопротивляются. Как там сейчас у них, — не знаю. Надеюсь, что монахи отстояли свою Афонскую гору.

О монахе с Афона, о нашей встрече и разговоре, я рассказывала в 1-й части моих материалов («Моя жизнь среди монахинь на Елеонской горе в Иерусалиме»).

Кстати, наш монастырь на Елеоне и Гефсиманскую обитель издавна зовут «белые» монастыри.

А Горненский монастырь зовут «красным».

Как-то так пошло с легкого языка кого-то. Как с революцией 1917-го распределили цвета, так и держат по сей день.

Не премину сказать, когда я пошла к матушке игуменье Елеонского монастыря за благословением поехать в Горненский монастырь на день, дала м. Моисея свое благословение, но как-то не сразу, как-то с неохотой, как мне показалось.

Гефсиманская обитель и Елеонский монастырь — в ведении Русской Православной церкви Зарубежья, а Горненский монастырь относится к Московскому Патриархату.

Хоть и об"единились не так давно РПЦЗ и РПЦ, в мою бытность там не раз слышала, как некоторые «белые» монахини не рады были этому об"единению. Они считали, что Старый Дух, Благодать уходят…

Мне трудно было об этом судить, но что я отметила с грустью для себя, — это что нет у монашествующих своих духовников, которым можно и помыслы свои раскрыть и исповедать их, не только грехи.

Есть у них у всех священники, которые служат в их храмах в монастырях и которым они исповедуются и у которых причащаются. А вот духовников - наставников своих у них нет. Помню, меня этот факт очень поразил.

И это — в монастырях. Что уж нам, мирским, о духовниках мечтать…

Как-то читала слова ныне живущего монаха, архимандрита о. Рафаила (Карелина), духовного писателя, публициста, критика церковного модернизма и экуменизма:

" Если человек не имеет духовного отца (что очень опасно), то должен руководствоваться Евангелием и творениями христианских подвижников — но это более долгий и трудный путь. Человек, который находится в послушании, — летит как птица; а кто сам ищет дорогу, — тот ползет по земле. Но и во втором случае можно спастись. Помоги Вам, Господи!"

Нравится мне о. Рафаил. Мне очень близки мысли этого батюшки. Люблю читать его труды.

Свт. Феофан Затворник писал так:

" Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, тогда за смирение покроет его Господь».

Итак — Слава Богу за все!

Сделав все свои дела и поручения в тот день (я помогала на кухне горненским трудницам готовить сухие пайки паломникам в дорогу), мы, наконец, двинулись к Пустыньке Св. Иоанна Предтечи.

К Иоанновым святым местам.

Недалеко от Горненского, на территории католического монастыря, находится пещерка с источником воды, именуемая Пустынькой Св. Иоанна Крестителя (Предтечи).

7

По преданию, здесь, на этом месте, расступилась скала, укрыв праведную Елизавету с младенцем Иоанном на руках от воинов царя Ирода, истреблявших младенцев мужского пола. Св. Елизавета убежала с младенцем в горы и усердно молилась там Господу, чтобы Он защитил и спас их.

Праведный Захария, муж Св. Елизаветы и отец младенца Иоанна, исполнял свою священническую службу в иудейском храме. Царь Ирод послал к нему воинов, чтобы тот сказал ему, где прячется жена его, Елизавета с сыном — младенцем. Захария не сказал и был убит прямо в храме.

Праведная Елизавета продолжала жить с младенцем в пещерке, где вскоре скончалась.

Неподалеку от пещерки Св. Иоанна, чуть выше, — место погребения Св. праведной Елизаветы. Над этим местом в свое время крестоносцы построили часовню.

Мы приложились к камням, за которыми почивают ее Святые мощи.

2
1

Св. Иоанн, защищаемый и питаемый Ангелом, жил долгое время один в этом пустынном месте. Когда он вырос, ушел в другую пустынь, близ Хеврона, где и подвизался, пока Всевышний не призвал его творить проповеди людям о покаянии.

Но расскажу, как мы шли туда.

Мы шли пешком несколько километров от Горненского монастыря. В общем, недалеко.

С нами пошла мать благочинная Серафима.

По пути она много рассказывала и показывала местную флору.

Показала цветок, похожий на наш красный мак, только на коротком стебле. Так вот, если сорвать его — штраф в 400 шекелей обеспечен. За один. Потому как занесен в Красную книгу.

Показала она нам Фиговое дерево, инжир (смоковницу), у которой сначала идут плоды, а потом — листья.

Оливковое — безотходное дерево. Все в нем идет на службу человеку.

Про Мамврийский дуб (что в Хевроне, и у которого праотец Авраам встретил 3-х Ангелов в образе путников) узнала, что это — палестинская разновидность каменного дуба (он не похож на дубы, что растут в России).

Он, можно сказать, вечен. Будет давать и давать новые ростки рядом с собой на земле, у корня.

3

И Слава Богу! Потому как есть поверие, что гибель этого дуба грозит человечеству концом Света. А дубу, по преданию, — 5 тысяч лет!

Еще важно здесь заметить, да, этот дуб — физический свидетель явления Святой Троицы Аврааму. Но поклоняться надо праотцу Аврааму, а не дубу, как язычники.

Следующий мой рассказ (9-я часть, «Азартно по Хеврону») и будет о поездке в Хеврон и о Мамврийском дубе тоже. И не только.

И вот так, за разговорами, мы дошли до источника Св. Иоанна Предтечи.

Вообще эта местность богата пещерами.

И Св. Елизавета бежала сюда во времена избиения Вифлеемских младенцев.

Вскоре здесь забил источник. Появилась вода. Чистая, прозрачная, вкусная.

Мы взяли водицы с собой

2

затем поднялись чуть выше, и — какая Благодать! — я окунулась в купели Св. Иоанна Предтечи!

С молитвой. 3 раза окунулась. Как подобает.

2

Девочки рядом читали тропари, пели, снова читали молитвы. Величали Св. Иоанна Крестителя.

Благодать Господня разлилась здесь везде!

Эта купелька — природный водоем. Нестоячая вода, а течет и течет откуда-то из горных недр.

Горненцы взяли для меня чистую рубашку до пят с длинным рукавом, белый платок на голову.

Вот и побывала я в купели Св. Иоанна Крестителя. Слава Богу за все!

И побывала я в местах Иоанновых, в его купельке, еще до моей поездки на реку Иордан, где он крестил Самого Иисуса Христа, и где я сподобилась окунуться в воды Иордана тоже.

Но об этом — в следующих моих рассказах.

(Продолжение следует)

Израиль: полезная информация

Комментарии

Shefer
Лена!
Оливковое дерево наверно так долго живет, что в нем идет на пользу человеку. Спасибо за рассказ.
elenarossi
Какие места!!! Думаю, что еще не раз перечитаю.
lenasven
Да, места там благодатные и чудесные! Спасибо, Елена, за интерес к моим материалам.
Laskovsky
Как правильно, знакомиться с такими местами не на бегу, постепенно постигая и впитывая!
lenasven
Да, Марина, Ваша правда. Там все было с чувством, с толком, с расстановкой. Если можно так сказать.
Sergey_Kuznetsov
Это приятно, что и в наши времена на Святой Земле появляются новые храмы (после многолетней консервации). Удивительно древний дуб! Я не поклоняюсь, но восхищаюсь!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.