Турист Владимир Шефер (Shefer)
Владимир Шефер
был 16 сентября 2019 9:31

Румыния Май 2015
Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

«Когда я думаю о Марамуреше, о нашем фольклоре о том, что мы случайно и в неполной мере сохранили что-то из всего, что когда-то было, я говорю себе, что все, о чем мы знаем, и чем восхищаемся, вместе со многими иностранцами, является, пожалуй, только остатками или крошками пира богов…« — Константин Нойка- философ Румыния

Сколь мало не знай вы о Румынии, каждый скажет, что Трансильвания — это культурная столица страны. Но государства, большие и малые, слабы без народной души. А душа страны находится далеко на северо-западе в Марамуреше.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Регион Марамуреш со всех сторон окружен горами и лесами.

И это расположение помогло местным жителям сохранить древние обычаи.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Чтобы добраться сюда нужно преодолеть горный перевал, долго ехать среди лесов, чтобы затем спуститься в долину.

С живописными поселениями, зелёными холмами и цветущими лугами эта провинция стала лицом сельской жизни Румынии.

Езда по перевалу добавит остроты ощущений, жаль, что нельзя фотографировать, узкая дорога петляет и останавливаться опасно. После перевала пейзажи становятся более спокойными. Будь сейчас солнце, они бы соперничали с альпийскими.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Но солнце бастует уже неделю и мы почти смирились с этим. Эта умиротворяющая красота способна укротить самого строптивого ценителя.

Деревня Бырсана, куда мы приехали к вечеру, мекка для этнографов.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Это оживший музей, в котором с одной стороны нет ничего показного, а с другой все, что стоит, двигается, живет, вызывают чувство нереальности происходящего.

Не удивляет и почтенный возраст деревни, первое упоминание о ней сохранилось в летописи 12 века.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Почти каждый двор, каждый жилой дом местных крестьян это как часть живописного и старинного музея села.

Всё украшено орнаментами: калитка, ворота, забор, дом, пристройки.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Время течет, а жизнь почти не меняется здесь. По- прежнему женщины шьют народную одежду и надевают ее во время праздничных дней или когда идут в церковь.

Мужики ходят в национальных головных уборах.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Старушки по старинке одеваются в широкие темные юбки до колен.

Жизнь здесь простая и отпадает то многое искусственное и ненужное, без чего часто нам кажется что нельзя прожить. Ремесла и традиции передаются из поколения в поколение. Церковь продолжает быть душой села.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Соседи знакомы между собой и помогают друг другу.

Особенно подкупают массивные резные ворота, причем рисунки на всех воротах разные. Без преувеличения можно сказать, что каждые ворота уникальны, но есть в них и общие элементы: дерево жизни, веревка, солнце, крест, змея, волчий зуб, петух, колокол. Знаки, которые должны отгонять зло и смерть.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

На изготовление ворот уходит до трех месяцев. Цена некоторых ворот может доходить до десяти тысяч евро. Ворота-это символ достатка.

Только богатый и самостоятельный человек, может позволить себе это дорогое удовольствие. Судя по уличной коллекции ворот, местные жители не бедствуют.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Чем выше и краше ворота — тем больше уважения заслуживает хозяин. А вот забор должен быть невысоким, чтобы соседи видели, как богато и не таясь, живет их хозяин.

Проходит время, меняются обычаи и люди перестали измерять свой достаток богатством отделки ворот. А вот традиция ставить деревянные резные ворота осталась, как дань уважения ушедшим предкам.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Прямо напротив дома, где мы поселились, стоит простой основательный дом из толстых балок. Это типичный дом небогатого румынского крестьянина. Он пока не достроен.

Впрочем, пустых домов с заколоченными ставнями в этой деревне еще поискать надо. Люди держатся за землю и если из семьи уезжает кто-то на заработки в город, обязательно остается хоть один, кто будет поддерживать хозяйство. Сейчас тяжелые времена, с работой в деревне тяжело. Муж хозяйки, у которой мы жили, тоже мастер по дереву, был на заработках в Яссах. А по хозяйству ей помогал управляться отец.

Удивительно притягательное место эта далекая деревня. Природа позаботилась, чтобы живущие здесь люди были во все времена года окружены прекрасным.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

В утреннем тумане дома простых крестьян скорее похожи на декорации к сказочным фильмам о жизни гномов.

Окружающая природа действует на человека умиротворяюще.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Здесь нет ничего лишнего, даже соломенные стожки, призваны радовать глаз и подстегивать воображение.

Все течет и потихоньку меняется в этом мире, но неизменной остается местная традиция варить палинку или хоринку- местный бренд -крепкий напиток под сорок градусов. Хоринку, палинку и ракию изготавливают из слив, груш и яблок. Говорят, если долго выдерживать подобный самогон в дубовой бочке при специальной температуре, получится очень даже неплохое бренди. Не знаю, успевают ли местные жители выдерживать палинку до крепости бренди, но производство горячительных напитков не останавливается ни на день. Здесь не от кого таиться. И банька, топящаяся среди жаркого дня, не может никого удивить.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Тут же идет подвоз браги бочками.

В старинной топке весело трещат грушевые поленья. Понаблюдать за процессом было великодушно разрешено, жители очень приветливы, а вот попробовать продукт на выходе — не удалось. Не сошлись в политических интересах.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

— Начиная с 1688 года Марамуреш уже становится частью Габсбургской Империи.

— После мирного договора в Париже (1919 года), северная часть Марамуреша переходит к Чехословакий, в 1939 году к Венгрий, 1945 году к Советскому Союзу, а начиная с 1991 года к Украине.

— В настоящее время в северном Марамуреше на Украине живут около 40 тысяч румын. Не удивительно, что здешние мужики не сильно жалуют гостей из России. После раздела Марамуреша на 2 части, в Украине остались 40000 румын, возможно родственников местных крестьян, граница рядом.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Местная деревенская знаменитость мастер Бырсан.

В двухэтажном доме, который давно был построен для сыновей, он теперь не живет. Дом незаметно превратился в музей и чего здесь только не встретишь.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Здесь и люлька-колыбель для новорожденного, и резная кровать, ложки, доски. Особенно впечатляет цепь, вырезанная из цельного куска дерева. Жалко, что фотографировать нельзя, пыль в мастерской стоит клубком. Нам очень понравилось веретено для бутылки, которое каким-то волшебным образом разместилось в пустой бутылке. Вызывает восхищение медведь на улице, охраняющий все это богатство. Поражает не только его размер, но и мастерство, с которым выполнена работа.

В гости к Тоадере Бырсан приезжают много иностранных туристов, в том числе и политики, знаменитости. Сам мастер также участвовал на многих выставках, был приглашён даже в Вашингтон, сам Клинтон его принимал. Даже для Моники Левински дед Бырсан вез тогда подарок, длинную цепь из цельного ствола дуба. Но с Моникой встретиться не удалось, подарок дед передал через самого Клинтона. А президент был в восторге от деревянных марамурешских ворот.

Бырсана- удивительное место, где чувствуешь себя как дома. Это же чувство легкости и раскованности, было у меня, когда мы пришли утром в деревенский монастырь.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Монастырь построили деревенские мужики, без планов и чертежей, пользуясь только топором и рубанком.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Комплекс поразительный по целостности и единению с природой. Но он заслуживает отдельного рассказа.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Мы часто вспоминаем эту деревню с постоянной любовью и ностальгией.

И особенно хозяйку, у которой мы провели 2 дня. Кормили нас как в мишленовском ресторане, только без заумных изысков, вкуснейшей деревенской едой.К нашему приезду хозяйка Лия зарезала курицу и приготовила золотистый суп. На второе была домашняя жареная колбаса. Уже пробуя эти блюда, можно запросто проглотить язык. Маринованные огурчики и перчики, да под хоринку из абрикосов, желаю вам так каждый день кушать.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Но и это не все. Невозможно было отказаться от домашней сметаны и не попробовать молоко от хозяйской коровы. Аппетит мой обычно увеличивается пропорционально количеству принятых напитков, и радушная хозяйка подкладывала с удовольствием все новые и новые порции.

А на следующий день мы попросили приготовить сармали — румынские голубцы. К слову о завтраках. Не каждый звездный отель предлагает своим гостям такое многообразие нарезок и буженин.

После полнейшего расслабона, очень хотелось помочь хозяйке, и я решил…. подоить вечером корову. С пожеланиями гостей здесь не спорят, гостей здесь принимают как родных, боюсь, что недовольной осталась только корова.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

У Лии большой дом, и 2 гостевых домика во дворе.

Как почетным гостям, нам было разрешено выбрать комнату.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Как вы видите, задача почти невыполнимая, каждая следующая комната была еще краше предыдущей.

Все внутри и снаружи сделано с таким вкусом, что сюда можно возить на учебу менеджеров дорогих отелей.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

В трущобах ночевали, в джунглях на дереве, во Вьетнаме в сарае, а вот в музее народного творчества в первый раз.

А какие талантливые люди живут в румынской глубинке, вы уже смогли сами убедиться.

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Ну, а теперь самое главное. Лия не говорит по-английски, общались мы с ней при помощи нашего гида. У нее нет сайта в интернете и если вы захотите провести здесь несколько незабываемых дней, я могу вам помочь с контактами. Даже без знания английского, при современных компьютерных средствах, общение особого труда не составит.

И самое главное-цена вопроса. Не знаю, сколько стоило жилье, а вот завтрак и ужины обошлись нам по 35 евро за два дня и третье утро. Уехали из деревни мы не с пустыми руками. Жене очень понравилась кружевная скатерть, дело рук здешних мастериц. На тот момент в деревне ее негде было купить и Лия продала нам свою. С тех пор -это наша гордость. Все новые гости, входящие в столовую, первым делом обращают внимания на эту скатерть и осыпают ее кучей комплиментов. Любуйтесь!

Румынская деревня Бырсана — не музей. Но люди едут сюда со всего мира

Лиины голубцы и домашнюю колбасу, мы часто с грустью вспоминаем в дальних поездках, когда встает выбор чем же все-таки без большого вреда для здоровья можно набить желудки. Желаю вам, чтобы вас всегда встречали и провожали с подобной теплотой в любой стране мира.