Турист Владимир Шалаев (Vladimir_Shalaev)
Владимир Шалаев
был вчера 22:21

Ярославль — Россия Апрель 2017
Арка Знаменской башни

Предлагаю вашему вниманию ночную прогулку по столице Золотого Кольца — городу Ярославлю. Пройдём стороной стрип-бары, питейные заведения и клубы с сомнительной репутацией. Зато увидим самые любимые ярославцами места в ночной подсветке. Маршрут по культурно-историческому центру Ярославля будет примерно таким и займёт от силы два часа.

Волковский театр

Государственный академический театр драмы им. Ф. Г. Волкова (Волковский театр). Первый профессиональный театр в России. Основан Фёдором Волковым в 1750 году. Про него я уже много рассказывал. Быть может самое красивое здание в подсвеченном ночном Ярославле. Но имейте в виду, что к полуночи подсветку театра выключают.

Вознесенские казармы.

Основные корпуса казарм построены в классическом стиле в XIX веке. Шатровая башня со звездой — в 1952 году. До 1992 года в комплексе бывших Вознесенских казарм квартировали по очереди: сначала 18-я стрелковая милицонная дивизия (сразу после подавления мятежа 1918 года), затем войска НКВД (данные засекречены) и с 1960-х годов учебный батальон в/ч 77043 (железнодорожный полк). Ну вот, раскрыл военную тайну. Кто тянул меня за язык? А сейчас в здании находится культурно-выставочный комплекс «Старый город», штаб-квартира «Городского телеканала» и большое количество магазинов одежды и обуви.

Богоявленская церковь.

Строилась в период с 1684 по 1693.
Прекрасный образец ярославского зодчества конца XVII в. Кирпичный пятиглавый храм с галереями и шатровой колокольней, с богатым изразцовым декором. В церкви сохранились росписи 1692–1693. В 1918 сильно повреждена от обстрела во время мятежа, позже была отремонтирована и передана музею, а с 2000 года в совместном владении РПЦ и музея. Есть мнение специалистов-реставраторов, что роспись сводов храма проводилась под руководством известного костромского мастера Гурия Никитина. Придите сюда днём. Красотища!

Ярославль для тех, кто не спит

Торговый центр «Елисейские поля»

Старый дом на Нахимсона 21, там, где раньше был «Гастроном № 1», отреставрирован и сейчас там торговый центр «Елисейские поля». Заходил днём — магазин хороший. Очень вкусная выпечка. А по ночам здание «вкусно» подсвечено.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь, который многие туристы ошибочно принимают за ярославский Кремль, сейчас является территорией Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. В составе монастыря, основанного в XII веке комплекс храмов. Сейчас там располагаются музеи. Ночью всё это, естественно, закрывается. Можно только погулять вдоль стен монастыря.

Скульптура «Медведь»

Рядом с монастырём на большом камне к 1000-летию города Ярославля установлена скульптура «Медведь». Не пугайтесь — она со звуковым сопровождением. Раз в час медведь неожиданно рычит.

Скульптурная композиция «Афоня»

Если от медведя пройти Революционным переулком, то можно увидеть возле пивнушки двух не совсем трезвых людей. Не пугайтесь — это герои легендарного фильма «Афоня»: непутёвый сантехник Афанасий Борщов (Леонид Куравлёв) и штукатур Коля (Евгений Леонов). Памятник стоит в таком закутке, что его и днём не найдёшь. Знакомые персонажи, кот на крыше, газета за стеклом — всё очень здорово! Не многие знают, что классическая советская комедия снималась в Ярославле.

Медведь с секирой

Изображения медведя с секирой в Ярославле можно встретить в самых неожиданных местах и даже в подворотнях, куда меня непрестанно тянет. И это вполне объяснимо (я про зверя) — медведь является символом Ярославля и Ярославской земли с середины XVII века.

Ротонда «На стрелке»

Одна из четырёх Ярославских беседок — ротонд на набережных Ярославля. Эта находится на Стрелке — в месте слияния Которосли и Волги. Построена в период правления (1961–1986) первого секретаря Ярославского обкома КПСС Фёдора Ивановича Лощенкова. За 25 лет его власти в Ярославле были проведены крупномасштабные работы по благоустройству города, среди которых: реконструкция склона волжской набережной и создание нижней террасы; строительство фонтанов на Стрелке и тиражирование беседок на Которосльной и Волжской набережных (ещё три таких же). За свои деяния Фёдор Иванович получил у ярославцев шутливое прозвище Фёдор Фонтанович Беседкин.

Успенский Кафедральный собор

В Ярославле, на Стрелке рек Волги и Которосли, стоит величественный Успенский кафедральный собор. Трагична его судьба. Построенный в начале XIII века, он несколько раз горел и перестраивался, пока в 1937 году не был снесен окончательно. В 2004–2010 годах его восстановили, приурочив событие к 1000-летию Ярославля. Многие века это был духовный и культурный центр города.

Ярославль для тех, кто не спит

Северный корпус Присутственных мест.

Северный корпус Присутственных мест был построен в 80-е годы XVIII века в рамках реализации нового регулярного плана городской застройки. В этом здании ранее размещалось Губернское правление. Оригинальная архитектура здания была скромнее — оно практически ничем не отличалось от Южного корпуса, расположенного напротив, но в начале XIX века фасад украсили классическим портиком. Сейчас в этом корпусе присутственных мест располагается Областная Дума.

Ярославль для тех, кто не спит

Южный корпус Присутственных мест.

Южный корпус Присутственных мест, также известный как Казенная палата — административное здание, построенное в 80-е годы XVIII века. Тогда Ярославль становится центром губернии и по принятому тогда регулярному плану застройки город был расчерчен геометрически правильной сеткой широких улиц и площадей. Особенно заметно это на Ильинской площади. Северный и южный корпуса Присутственных мест формируют четкую геометрию Ильинской площади. На самом деле площадь до сих пор называется Советская. Но Ильинская мне нравится больше. Южный корпус Присутственных мест сохранился почти полностью в первоначальном виде. В нем сейчас располагаются организации Аппарата Государственной думы Ярославской области.

Ярославль для тех, кто не спит

Здание Администрации Ярославской области.

Ярославцы называют его Белым домом (оно облицовано песчаником) или Пентагоном (за внешнее сходство формы здания, если взглянуть на него с высоты птичьего полёта). Здание Администрации, построенное в 1981 году, с двух сторон «зажато» корпусами Присутственных мест XVIII века и составляет с ними единый ансамбль.

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка венчает Ильинскую площадь. Храм был создан еще в далёком XVII веке. Её видно издалека, она величественна и красива. Жители города по праву считают её одним из главных исторических памятников Ярославля. И я с ними согласен. Её стены украшены лучшими работами мастеров Ярославской школы живописи. Но увидеть всё это можно только в дневное время с мая по октябрь кроме дождливых дней.

Бывшая гостиница «Бристоль»

Бывшая гостиница «Бристоль» построена в 1910 году. Яркий образец здания в стиле модерн. Ныне — это офис банка ВТБ-24, а в прошлом — ресторан «Русь», «Сайгон», колыбель ярославской контр-культуры. Но прежде всего, это здание — гостиница «Бристоль», в которой во время мятежа 1918 года застрелили товарища Нахимсона. Легенда ночной и вечерней жизни Ярославля, воспетая в 90-е гг. Михаилом Кругом в песне «Ярославская»: «Я покажу тебе гостиницу „Бристоль“, Тверицкий бор и старый Волковский театр». Сейчас в здании бывшей гостиницы «Бристоль» кроме офиса банка ВТБ есть ещё несколько кафе (со стороны пешеходной улицы Кирова).

Улица Кирова

Улица Кирова (бывшая улица Калинина, Угличская улица, улица Сулимова) — центральная пешеходная улица Ярославля. Одно из самых оживленных мест Ярославля. На улице расположено множество магазинов и кафе. Местные жители называют ее «Ярославский Арбат». На скамье сидит символ города — медведь с секирой. Медведь вылит в Костроме, весит 700 кг. Не рычит.

Знаменская башня

Власьевская, или Знаменская башня — одна из двух сохранившихся башен укреплений Земляного города Ярославля. Была построена из кирпича в 1658–1659 годах на месте сгоревшей в сильном городском пожаре деревянной башни середины XVI века. При проезде через её ворота в петровские времена взимали налог на ношение бороды и старинной одежды. Сейчас ничего не взимают. Да и чего с меня взять то, если ни того, ни другого у меня нет?

Арка Знаменской башни

Арка Знаменской башни выведет вас с Комсомольской улицы на пешеходную улицу Кирова. Причём приятно через неё идти именно в этом направлении, а не наоборот.

Гостиный двор

Ансамбль зданий Гостиного двора был построен по проекту архитектора Петра Яковлевича Панькова. Существуют предположения, что при проектировании корпусов Паньков консультировался с Карлом Росси. Но есть мнение о том, что автором выступил сам Росси, работавший в данный период времени в Тверской губернии. В советское время в зданиях гостиного двора располагался магазин-универмаг «Дом одежды». Если на этой фотографии вы не увидели Гостиного двора, то это не значит, что его нет.)) Зато через колонны двора можно увидеть Первомайскую улицу.

Пожарная каланча

Пожарная часть № 1 на Красной (бывшей Семёновской) площади города Ярославля. Пожарная каланча — памятник архитектуры федерального значения, построенная в 1911 году, даже сегодня не сдает своих позиций в силуэтах Ярославля. Век назад она была не только одним из самых высоких, но и одним из известнейших памятников города. Собственно, и сейчас тоже. Не смотря на свой возраст, на пенсию выходить не собирается. Выглядит не то мощной крепостью, не то дворцом в стиле модерн. Высота каланчи по современным меркам не так велика — чуть более 30 метров. Но возвышается величественно над улицами старого Ярославля!

Ярославль для тех, кто не спит

Гостиница «Ярославль — Кассель»

Заканчиваю свою прогулку по ночному Ярославлю возле этого старинного деревянного дома. Это не что иное, как гостиница дома российско-германской дружбы «Ярославль — Кассель». Деревянный дом в стиле модерн, модном в начале прошлого века, где сейчас располагается немецкий центр и гостиничные номера, принадлежал когда-то немецкой семье. В советское время, в 1930-х годах, в нём размещались коммунальные квартиры. И, как ни странно, уцелела часть интерьеров, в том числе красивый камин на первом этаже. Угловой номер с балкончиком на втором этаже (ай-я-яй, свет забыл выключить!) — это мой.