Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Гонконг Май 2016

Начало моего рассказа: Гонконг. Восьмое чудо света

Продолжу свой рассказ о Гонконге…

Выстраивая свой маршрут по городу, мы не стремились к рекордам, не старались «объять необъятное», загнать себя, но увидеть все и сразу. Мы изначально выбрали из всех достопримечательностей те, что показались интереснее всего именно нам. Потом, по мере соединения этих достопримечательностей в логический маршрут, добавляли то, что расположено, что называется «по ходу» и опять же, представляет интерес именно для нас. Мы не летели на предельной скорости, посматривая на все в «пол глаза», я бы даже сказала наоборот, мы очень неспешно гуляли по паркам, проникались духом храмов, отсчитывали Будд в монастыре, где их намного больше 10000 и гуляли по городу, получая удовольствие от созерцания.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Перерывы на обед и прочие чаи-кофеи мы никогда не планируем, особенно в круизах, где кормят от души на завтраках и поджидают вечерами с обильными ужинами — какой смысл тратить время на посиделки за едой еще и на берегу? Но, опять же, это наша привычка, многолетняя и устраивающая нас обоих. В сухопутном путешествии мы едим, как все нормальные люди. Поэтому в нашем маршруте не будет названий кафешек и прочих мест, где неплохо кормят.

Нам не повезло погулять по Аллее звезд, мы не полюбовались Часовой башней — шла большая реставрация и все было затянуто лесами, перегорожено щитами и оглушало отбойными молотками. В общем-то, мы прочитали, что на Аллее идет ремонт, но упрямо надеялись, что пока мы доплывем до Гонконга, ремонт на Аллее звезд завершится. Зря надеялись. Теперь надо будет возвращаться, чтобы посмотреть результат этих грандиозных работ.

Мы не попали к Большому Будде. С одной стороны, мы могли очень ускориться, уменьшив время передвижения между объектами и осмотра достопримечательностей и тогда, более, чем вероятно, мы побывали бы и у Будды. Но взвесив все «за» и «против» уже на месте, мы решили отложить Будду на будущее, чтобы вернуться в Гонконг хотелось еще сильнее. Не знаю, насколько это решение было правильным (ну очень хотелось отправиться к Будде), но это позволило не торопиться там, где торопливость была абсолютно неуместна и это, пожалуй, самое главное.

Два дня в Гонконге подарили много открытий, позволили посмотреть город без суеты и спешки, насладиться видами с высоты, полюбоваться сиянием ночных огней у залива и почувствовать город душой и сердцем, а это для меня самое важное в любом путешествии…

Гонконг. По материковому Гонконгу

День первый прошел в Коулуне, где мы постарались посмотреть самое-самое, на наш взгляд, интересное.

Монастырь Чи Лин и сад Нан Лиан.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Монастырь и сад расположены практически в одном месте, через дорогу друг от друга и соединены мостиком, по которому удобно перейти после осмотра монастыря в сад. Отправляться туда лучше всего рано утром, пока нет толп туристов и наслаждаться этим местом в одиночестве и тишине.

Монастырь Чи Лин (Chi Lin) — женский, построен по всем канонам фен-шуй. Не знаю, дело ли в фен-шуй или еще какой секрет есть в этом монастыре, но гармонию места ощущаешь всей душой и погуляв совсем немного среди прудов, заросших лотосами, понимаешь, что тебе здесь невероятно комфортно. Настоящие умиротворение веет от всего, тишина воспринимается единственно нормальным фоном, а отсутствие людей только добавляет монастырю своеобразной прелести.

Гонконг. По материковому Гонконгу

В монастыре есть буддистские святыни, которые запрещено фотографировать строго-настрого и за этим следят монахини, бодро рыся к нарушителям, чтобы заставить удалить контрабанду. Сделать снимок, в принципе, можно, но только когда в монастырь нагрянет толпа туристов, прикрывающая ослушника от бдительного ока монахинь.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Говорят, что все деревянные постройки были собраны без единого гвоздя, в стиле императорской династии Тан.

Перейдя по мостику, попадаешь в сад Нан Лиан (Nan Lian Garden).

Гонконг. По материковому Гонконгу

Сад расположен на самой вершине Бриллиантового холма, в окружении небоскребов. Как ни странно, эти небоскребы до того удачно оттеняют естественную красоту этого места, что убери их — и сад потеряет значительную долю своей привлекательности.

Здесь огромное количество бонсай, пруды с карпами и черепашками, мостики, беседки, прекрасные цветы, искусственные водопады, даже мельница нашлась у ресторана. В саду тоже учтены все законы фен-шуй, соблюден баланс между водой, землей, воздухом, камнями и растениями. Сад не выглядит огромным, но распланирован очень удачно и в нем можно провести очень много времени, совсем забыв про часы и про то, что впереди ждет много новых и интересных мест. А можно обойти его весь минут за тридцать, не пропустив ничего значимого и красивого.

Позабавила огромная таблица, наглядно разъясняющая, что можно и что нельзя делать в саду. Картинки не оставляют ни единого шанса сослаться на незнание языка…

Гонконг. По материковому Гонконгу

Сад (60 Fund Tak Road, Diamond Hill) и монастырь (5 Chi Lin Drive, Diamond Hill) расположены на станции метро Diamond Hill, выход С2, от станции идти по указателям (недалеко).

Сад работает: 7.00 — 21.00

Монастырь: 9.00 — 14.30

Вход бесплатный, есть подробная схема сада, тоже бесплатно.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Сад и монастырь настолько меня впечатлили, что и сейчас я уверена — это самое душевное и самое безмятежное место во всем Гонконге, невероятное красивое и заставляющее забыть обо всем, что тревожило и мешало наслаждаться жизнью. Побывать в садах и в монастыре просто необходимо всем, кто любит и умеет ценить красоту.

Храм Вонг Тай Син (Wong Tai Sin).

Гонконг. По материковому Гонконгу

Самый знаменитый храм Гонконга, расположенный на южном склоне Львиной скалы. Популярность его у жителей ошеломляющая, желающих попросить заветное очень много, в любой день и в любое время. Искать уединения здесь — занятие бесполезное.

«То, что ты просишь, — то, что ты получишь» — главная идея гадания «кау чим», ради чего и идут в этот храм последователи разных религий. Спроси любого в храме, верит ли он, что все загаданное непременно сбудется, и на вас удивленно посмотрят, потому как никому здесь не приходит в голову сомневаться в «кау чим».

Очень много гонконгцев у самого храма, где они зажигают ароматические свечи и трясут бамбуковыми цилиндрами с палочками судьбы, я даже сначала решила, что мы попали на какой-то праздник.

Чуть меньше народа у статуй, изображающих знаки зодиака по годам. Все стремятся найти свою скульптуру, не спеша пообниматься с нею, а потом и сфотографироваться в обязательном порядке. Рядом, на стене, развешаны в огромном количестве колокольчики и фонарики с записками-просьбами к личному знаку зодиака. Смотрится все вместе очень красиво, и я бы посоветовала подняться и на эту площадку.

Гонконг. По материковому Гонконгу

На территории храма есть очень небольшой сад, в который проходят по мостику. На мосту все загадывают желание — говорят, сбывается, я не проверяла. Тут или фотографируешь, или о желаниях думаешь…

В саду есть пруд с рыбами и черепахами, скульптуры львов, крытые переходы вокруг водоема и неожиданно бирюзового цвета крыши, я с такой окраской столкнулась впервые — это смотрелось очень красиво, хоть и не очень традиционно. На территории храма к туристам пристают с предложением погадать по руке, но я в это вообще не верю и вам не советую — того и гляди обманут за ваши же деньги.

Адрес: Chuk Yuen Rd 2

Время работы: 7.00 — 17.00 (круглосуточно в канун китайского нового года).

Метро: Wong Tai Sin, выход В3. Выходите из метро и храм виден практически сразу.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Храм интересный, сад оставил самые приятные воспоминания, да и посмотреть на свой личный знак зодиака было познавательно. Своей змеей я осталась очень довольна — симпатичная такая!

Монастырь Десяти Тысяч Будд (Thousand Buddhas Monastery).

Гонконг. По материковому Гонконгу

Информацию о монастыре, весьма и весьма подробную, можно прочитать в книжечке, что совершенно бесплатно дают всем желающим на самом верху горы.

Побывать здесь надо, потому что сколько не говори «монастырь Десяти тысяч Будд», понимаешь весь масштаб этого места, только увидев всех этих Будд лично и ощутив всю «прелесть» непрерывного подъема по достаточно крутой горе в условиях гонконгской влажности.

К тому же, есть возможность лично пересчитать всех Будд по головам и удостовериться, действительно ли их десять тысяч. Книжка, на чистом английском, проинформировала, что на самом деле Будд без малого тринадцать тысяч. Я было принялась считать каждого, но сбилась на какой-то сотне и бросила это занятие.

Сами Будды как бы сияют золотом (нам они не особо сияли, потому как утро выдалось пасмурным), но на самом деле фигуры деревянные и не все то золото, что блестит. Некоторые скульптуры требовали незамедлительного ремонта, некоторые сильно удивляли полетом фантазии сотворившего их автора, некоторые откровенно пугали, парочка умилила. Но вопросов было много к авторам — почему они именно так видят одну из реинкарнаций своего Будды? Ответить было некому — обезьяны вообще ничего не знали, Будды знали слишком много, но молчали из вредности, дробясь и увеличиваясь от поворота к повороту, явно издеваясь над теми, кто упрямо взбирался на самый верх…

Гонконг. По материковому Гонконгу

Скажу честно, очень хотелось плюнуть на все и повернуть назад — ну, была, видела, даже фотографии есть, зачем переться высоко в гору, которой и конца-то не видно! Но неимоверное упрямство, подхлестываемое желанием доказать себе в очередной раз, что я дойду и подпитываемое неуемным любопытством, вожделевшим все-таки вскарабкаться на самую вершину, втащили меня туда, откуда открывался шикарный вид на город, прыгали нагловатые обезьяны и кроме Будд и нас двоих, не было больше никого.

То, что вы увидите на горе, будет достойной наградой вашему упорству, к тому же, преодолевать себя бывает полезно время от времени.

Гонконг. По материковому Гонконгу

В главном храме Будды от пола до потолка. Лиц их не разглядеть, мелковато для меня, а фотографировать в самом храме нельзя. Кинув взгляд по сторонам и поняв, что кроме наглючих обезьян никого рядом нет, я решила храм все-таки увековечить в фотографии, чтобы во-первых, показывать своим гипотетическим внукам, что их бабка когда-то было ого-го какая шустрая, во-вторых убедить всяких там скептиков, что гору эту, пропади она пропадом, мы-таки преодолели, ну и в-третьих, показать вам, на что посмотреть на вершине горы, а вы уж сами решайте, надо так измываться над собой или ну его.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Здесь же стоит высокая пагода, которая вроде бы изображена на какой-то гонконгской купюре. Мне такая купюра в руки не попалась, а может я ее пропустила, точно не скажу. Но пагода вот, а вы уж ищите купюру сами.

Ну и обезьяны здесь достигают верха в своей разнузданности и безнаказанности, прыгая по головам священных Будд и злобно зыркая на тех, кто шастает по их территории, да еще и без вкусного подарка для их наглых морд. Понятно, что особой дружбы у меня с обезьянами нет, хотя я и люблю их фотографировать. Но однажды увиденная сцена нападения обезьяны на человека и текущая реками кровь раз и навсегда отучили меня от попыток завести тесное знакомство с дальней родней…

Здесь можно подкрепиться и заскочить в туалет (у туалета обезьян кошмарно много, как сквозь строй идешь).

Гонконг. По материковому Гонконгу

И если вы думаете, что на этом все, то я вас огорчу страшно — нет, не все. От храма вверх идет еще одна лестница, на ступеньки которой смотришь уже с нескрываемой ненавистью. Нет, я ничего не имею против здорового образа жизни, где спорт и физкультура занимают немалое место, но это вам не в спортзале под кондиционером бегать. Тут идешь по липкой и влажной жаре, стараясь пореже делать приятные паузы на посидеть, не забывая снимать всех этих Будд и краем глаза поглядывать, что там замышляют притихшие в бамбуковых зарослях обезьяны.

Лестница выведет к площадке опять же с Буддами и мемориальными залами, в которых хранятся урны с прахом.

Чтобы мелькающие по обеим сторонам лестницы Будды (ну, как мелькающие… Неспешно проплывающие скорее) не приедались своим золотым блеском, эта партия сделана из серого камня, очевидно имитирующего серебро (хотя это чисто мои предположения про серебро).

Гонконг. По материковому Гонконгу

А еще с площадки можно полюбоваться горушкой, опять же с Буддами. На эту гору уже можно не карабкаться, просто полюбоваться издали, заметить очень большого и дружелюбного Будду, лежащего над знаком с перечеркнутым фотоаппаратом, сфотографировать его, презрев запрет (тому, кто взял такую высоту, можно все!), заинтересоваться фигурой белого цвета (так задумано или краски не хватило?), сфотографировать и ее на всякий случай, и отправится любоваться открывающимся сверху видом.

Погода малость подпортила картину, запеленав все, что только можно, в плотные облака, дымку, туман и смог одновременно, но когда вы стоите на самом верху, вас такая мелочь уже не огорчает — герои вообще не огорчаются, а взобраться к этой площадке, дело исключительно героическое!

Гонконг. По материковому Гонконгу

Посозерцав красоту и потоптавшись по восхитительно ровной земле, еще раз полюбовавшись видом на город и лежащим Буддой, приходится признать, что как ни крути, а назад топать надо. И вы поворачиваете обратно…

Спуск вниз, как и ожидалось, оказался намного труднее подъема — ноги скользили по влажному асфальту, камешки, попадавшиеся под ноги, усугубляли ситуацию, грозя тесным контактом с давно не мытой землей и обезьяны тоже не дремали, провожая незваных гостей очень нехорошими взглядами.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Вереница Будд, теперь уходящая резко вниз, оптимизма тоже не внушала, но безысходность ситуации придавала сил и поддерживала заскучавший было энтузиазм. Снова взявшись за подсчёт золотоликих Будд, с шутками и прибаутками, мы вернулись в исходную точку.

Гонконг. По материковому Гонконгу

На финише почему-то вспомнился наш поход по левадам Мадейры и я вам хочу сказать, левады — это детский лепет по сравнению с Десятью Тысячами Будд!

А теперь самое важное — как найти начало подъема. На самом деле это очень нужная информация и без нее можно заплутать. Даже зная, как пройти от метро к Буддам, я чуть было не свернула на другую дорогу, но вовремя была сориентирована мужем, не страдающим (в отличии о меня) топографическим кретинизмом.

Метро: станция Shatin Tin, выход В — тут все просто. Сложности дальше.

Проходите турникет в метро, поворачиваете налево и идете до пешеходной дороге (под навесом), все время вниз. Дорога эта плавно и незаметно переходит в обычный тротуар. Берете левее и двигаетесь по левой стороне до первого перекрестка. Переходите по пешеходному переходу, поворачиваете налево (улица Pui Tau). Идете вдоль высоток (справа по борту) до самого конца, до белых каменных ворот с зеленой крышей (китайские такие, не перепутаете). Рядом с воротами вход, эскалатор и прочие удобства — вам НЕ ТУДА! Это вход в колумбарий и он вам не нужен.

Проходите метров сто по невзрачной дорожке, вдоль высотного здания (справа) и забора парка. Впереди ориентиром будет лес и покажется, что забрели вы вообще не туда. Туда-туда! Пару шагов и вы увидите начало голгофы к Буддам и поясняющую табличку, что вы нигде не заплутали.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Вся дорога от метро до начала лестницы занимает минут десять, максимум пятнадцать, это уж если совсем ползти.

Если у таблички будут тусоваться непонятные мужики, косящие под буддистских монахов, взимающих плату за вход, можете их смело посылать куда захотите — никакие это не монахи.

Вход в монастырь совершенно бесплатный. Вы заплатите за счастье созерцания подъемом по этой горе.

Режим работы: 9.00 — 17.00. Приезжать лучше утром, пока сил девать некуда и в запасе весь световой день. Упражнение это не шуточное, может вы будете совсем неспешно штурмовать высоту.

Отбросив все шутки, скажу главное — побывать здесь надо! Место совершенно уникальное, я бы даже сказала потрясающее. Ну и молодежи будет что рассказать, когда начнете диктовать мемуары…

Дорога обратно, в упоительной прохладе вагона метро, на нахально занятом месте (пришлось быть проворнее местных и отбросить этикет — посидеть хотелось страшно!), оказалась подозрительно короткой и я было даже хотела покататься еще, но вспомнив, что все эти покатушки стоят денег, которые всенепременно снимут с наших карт, взяла себя в руки и заставила ноги пошевеливаться, отправляясь к выходу из вагона, на встречу с новым и безусловно, не менее интересным…

Прогулка по улицам Коулуна (Kowloon).

Гонконг. По материковому Гонконгу

После очень выматывающего штурма горы захотелось просто погулять по не сильно пересеченной местности (хотя к этому времени мы уже нагулялись — на неделю хватило бы!), посмотреть на улицы города, пройти мимо витрин магазинов, завернуть (обязательно!) в парки и вспомнить, что в сумке ждет своего часа список добрых дел и перечень ожидаемых дома подарков. Мне хотелось проникнуться атмосферой города, муж лелеял надежду отведать гонконгские дим-самы, оба мечтали об огромном стакане воды со льдом и вообще, было приятно просто гулять, а не переходить от достопримечательности к достопримечательности. Правда, шли мы не куда глаза глядят, а продвигались в заданном направлении…

Шпаргалка обещала, что впереди по курсу нас ждут Нефритовый и Ночной рынки. Туда мы и завернули за сувенирами. О рынках я писала в первой части рассказа, повторятся не буду.

Коулун парк (Kowloon Park).

Гонконг. По материковому Гонконгу

Парк был открыт на месте британских военных бараков, в районе Чим Са Чей, в середине прошлого века. Парк достаточно большой, очень интересный и понравится не только любителям флоры, но и знатокам фауны. Я шла в этот парк полюбоваться на фламинго прежде всего. Все остальное было отложено «на потом», если останется время.

Называется эта аттракция «Озеро с птицами» (так помечено на карте парка) и представляет из себя два пруда, водопадик и огромное количество птиц.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Правда, огромное, если сопоставить с размерами водоема, но я даже не предполагала, что в городском парке их может быть так много. Пришли мы поздновато, когда солнце клонилось к закату и птицы мостились на ночь, а некоторые любители отойти ко сну при солнышке уже спали.

Фламинго позировали нехотя, лебеди уплыли с глаз долой, уточек-мандаринок я вообще не нашла, хотя искала старательно, обходя пруд кругами.

Гонконг. По материковому Гонконгу

С вольером для птиц и вовсе не повезло — он был закрыт на ночь. Все-таки надо было быстрее взбираться на гору к Буддам и реже устраивать перекуры! Но кто ж знал, что птицы так рано отправляются спать…

Бассейн почему-то тоже пустовал, то ли был закрыт на обработку, то ли закрыт на ночь — выяснить не удалось. Но голубая прозрачная водичка манила, как никогда, уговаривая поменять прогулку по вечернему Гонконгу на расслабон на шезлонгах. Как мы выстояли и не поддались соблазну, я и сама не знаю…

Есть в парке уголок китайского сада, но мы решили не тратить время на осмотр очередных мостиков, беседок, прудиков, рыбок и черепашек. Кроме этого, есть площадки для спортивных мероприятий и даже площадь со скульптурами — все не обойти за ограниченное время, увы.

Оставалось полюбоваться цветами, побегать за бабочками, восхититься продуманностью планировки парка и обилию указателей, не позволяющих заблудиться на его дорожках и, пройдя по диагонали, выйти из парка на улицу.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Метро: станция Tsim Sha Tsui, выход А1 или станция Jordan, выход С1.

Адрес: 22 Fustin Rd, Tsim Sha Tsui.

Часы работы: 5.00 — 24.00

Озеро с птицами и вольер с экзотическими птицами: 6.30 — 17.45 или 18.45 (зависит от сезона).

Есть бассейн, работает с перерывами на санитарную обработку.

Цена вопроса: бесплатно.

Как-то незаметно, пока мы любовались красотой природы, солнце убежало за горизонт и город начал зажигать первые огни, совершенно преображая уже немножко знакомые улицы. Надо было торопиться на набережную…

Гонконг. По материковому Гонконгу

На Аллею Звезд (Waterfront Podium Garden) мы не попали. Вернее, пришли и увидели, что ремонт в самом разгаре, что конца ему не видно и что мы не последние, кому так сильно не повезет. Список аргументов, почему нам надо еще раз побывать в Гонконге, пополнился еще на один пункт — хороший город Гонконг, мне даже ничего не придется выдумывать, уговаривая мужа повторить путешествие сюда…

Метро: East Tsim Sha Tsui, выход J1.

На официальном сайте написано, что Аллея будет закрыта до конца 2018 года.

Часовая башня (Clock Tower).

Гонконг. По материковому Гонконгу

Старейшую достопримечательность Гонконга нам посмотреть тоже не удалось. Попытки сделать более-менее приличное фото с треском провалились — какое тут фото, когда башня затянута в строительную сетку. Удалось разглядеть исторические часы на башне, исправно показывающие время с 1921 года и останавливаемые только в период японской оккупации Гонконга во время Второй Мировой войны. Все остальное было тщательно спрятано от наших глаз.

А между тем, Башня — историческая реликвия и это все, что осталось от бывшей станции Коулун железной дороги Коулун — Кантон.

Метро: Tsim Sah Tsui, выход Е (пешком по Nathan Rd, до пересечения с Salisbury Rd, повернуть направо и по Salisbury Rd идти до пирса Star Ferry. Повернуть налево и вдоль пирса до Башни — она заметна издалека).

Адрес: Salisbury Rd.

Шоу «Симфония огней».

Гонконг. По материковому Гонконгу

Каждый вечер, с 20.00, с Аллеи Звезд можно посмотреть красивое лазерное шоу, занесенное к тому же в книгу рекордов Гиннеса. Мечты, убаюканные красивым вечером, синими сумерками, подсвеченными, и весьма искусно, небоскребами, поблескивающими вспышками фотоаппаратов на пике Виктория и огромным скоплением туристов со всего света, рисовали нечто грандиозно-монументальное, незабываемое и превосходящее в разы все, что мне доводилось видеть до этого. С трудом разыскав место у высокого парапета, призванного поработать штативом не столько для фотоаппарата, сколько для уставших рук и еще более уставших ног, я приготовилась смиренно ждать начала упоительного зрелища, подхватывая фотоаппарат синхронно со всей толпой, как только где-нибудь мелькал бодрый огонек.

Начало шоу я пропустила. Ну, мне показалось, что мелькание огоньков всего лишь настройка всего этого шоу и пляшущие огни, как звуки из оркестровой ямы, сигнализируют, что ничего пока не началось, но вот-вот начнется.

Однако, я ошибалась. Это и было начало грандиозного шоу. Ну, не знаю… Право слово, видали мы и покруче, взять хотя бы Сингапур, где лазерное шоу я умудрилась увидеть уже дважды и оба раза получить огромное удовольствие. В общем, решив, что огорчаться смысла особого нет и у устроителей шоу свои представления о великом и прекрасном, я сосредоточилась на съемках противоположного берега (район Централ), где небоскребы своим сиянием огней затмили все, что только можно было затмить. Вовремя проплывший кораблик под совершенно алыми парусами растопил мое сердце и я осознала, что влюбилась в Гонконг окончательно и бесповоротно.

Гонконг. По материковому Гонконгу

Шоу закончилось так же неожиданно, как и началось, толпа огорченно загомонила и двинулась по домам, отдыхать до утра.

Описывать в деталях, как мы неслись, обгоняя собственную тень, чтобы не опоздать на последний шаттл до порта, как брали приступом несчастный автобус, изображая сцену из фильма «Немцы в городе», как умудрились устроиться у окошка на таком мягком и уютном сиденье, что как-то даже не поверилось своему счастью, как пропустили все ужины на корабле, даже самые поздние, но не огорчились этому и как рухнули в кровать, заснув еще не долетев до подушек, я не буду. Ну кому это может быть интересно?

Но спала я счастливой, потому что завтра меня ждал еще один длинный день в Гонконге, обещавший новые открытия и всю ночь мне во сне улыбались золотые Будды, подмигивали черепашки, позванивали колокольчики и сияли огнями небоскребы большого города…