Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Сухум, Очамчира — Абхазия Июнь 2015

Не так и далеко то время, когда толпы россиян начнут думать об отдыхе и планировать летний отпуск. В России, на юге, помимо Крыма, Черноморского побережья Краснодарского края, обязательно в планы будет включена и Абхазия.

Прочитав мой рассказ, надеюсь, многие туда собирающиеся поймут, что помимо основных толпо-туристических мест, в Абхазии есть много чего, куда обычно экскурсионные фирмы не возят. А в наше время, когда у каждого второго своя машина, в Абхазии можно посмотреть и что-нибудь более интересное, в каталоги для массового посещения не входящее.
Вот и мы, устав отнекиваться по разным причинам от приглашения друзей там проживающих, едем в Абхазию на пару дней.

Наш маршрут в начале обычный — Сочи — граница — Гагра — Гудоута — Сухум. А другого и быть не может — дорога вдоль берега одна, поэтому не промахнешься.

Первое, что хотелось посмотреть — плотину Сухумской ГЭС. Во время зимнего путешествия туда удалось побывать на энергоблоках на Западной Гумисте, а до плотины на Восточной Гумисте тогда на добрались из-за снега и гололеда.

Дорога проходит мимо мест столпотворения паломников — монастыря Иоанна Златоуста в Каманах.
Златоуст этот был первым христианским патриархом в Константинополе в 4 веке, когда Византия только-только признала христианство государственной религией. Дед этот, Иоанн, был жесткий, суровый, непримиримый. Разругался с женой императора и коварная женщина добилась его смещения и отправки в ссылку, в Питиунд, современную Пицунду. По дороге туда решил Иоанн завернуть в Каманы, поклониться праху святого Василиска — того за веру лет на 100 раньше здесь замучили. Видать, расчувствовался старичок от увиденного, и сам тут дуба дал.

Так церковные предания рассказывают.

Хотя, на этот счет у меня есть некоторые сомнения. Топать пешком в ссылку в возрасте за 80 лет сюда из Стамбула (тогда Константинополя) вокруг всего Черного моря — занятие не для пожилого человека. И что более правдоподобно — на территории современной Турции в километрах 500-стах от Константинополя есть село Каман. Мне так кажется туда его вели.

Тем не менее, здесь в абхазских Каманах, в храме есть саркофаг, в котором Иоанн упокоился лет на 70, пока его прах раскаявшиеся византийцы не перевезли в Константинополь.

Еще это место известно тем, что здесь было 3-е обретение Главы Иоанна Предтечи. Это вообще тёмная история. Отрубленную голову этого Иоанна прятали где и как могли (зачем и от кого?), забывали где закопали и 3 раза потом находили чудесным образом.

Недалеко от монастрыря есть грот, где это 3-е обретение состоялось. Головы в гроте нет и, честно не знаю, где она сейчас. Может быть, опять потеряли.

Осматривать монастырь и грот мы сейчас не стали — поездка эта не с религиозно-сказочными целями и сейчас мы просто проезжаем мимо по дороге, которая по красоте и Рице не уступит.

Плотина на Гумисте, магнитные пески и другие вкусности Абхазии

Чтобы было представление куда мы едем, вот схема маршрута:

Внизу Сухум. Сухумская ГЭС расположена на трех реках — объединенные воды рек Восточная Гумиста и Цмур по подземным тоннелям (на схеме — пунктиры красного цвета — тоннель объединенных рек, желтого цвета — тоннель с Цмура) перебрасываются на турбины на Западную Гумисту и, после этого сбрасываются в реку.

Местами дорога убойная, только под внедорожник, да и то не всякий.

Плотина на Гумисте, магнитные пески и другие вкусности Абхазии

По дороге остановка у старой греческой церкви. Это не древнее построение, максимум конец 19-го века по виду. Хотя, может быть, церковь на фундаменте более древнего культового сооружения, как это часто бывает.

Местный житель, Руслан, который в поездке с нами, утверждает, что построили это понтийские греки, говоря по-русски, древние которые, живущие здесь с первых веков новой эры. Честно говоря, у меня и на этот счет возникли сомнения.
Но, недавнее проживание здесь людей заметно по еще не совсем заросшим садам, остаткам строений, мощенной диким камнем дороге

Плотина на Гумисте, магнитные пески и другие вкусности Абхазии

Самая большая липа на Кавказе (опять же по утверждениям местных). Что это дерево громадно спорить бессмысленно. Для масштаба машина рядом.

Дальше пошли обрывы по 200 метров в ущелье Восточной Гумисты. Глянешь вниз, аж дух захватывает. Ограждений нет. Не знаю, чтобы делал, если бы попалась встречная машина.
От мысли, что пришлось бы ехать задом, где-то внутри начинает бесконтрольно шевелиться поджелудочная железа.

Ну, вот наконец и сооружения плотины Сухумской ГЭС

Встречает нас хозяйка плотины, Ольга, женщина влюбленная в эти горы и места, прожившая здесь сначала с отцом, а потом сама больше 50 лет, и её добродушный, улыбчивый собак

Конечно, сразу на осмотр всего и вся. Это, не Красноярская ГЭС, но сооружения впечатляют. Различные отстойники, водозаборы, преграды для камней и механизмы их сброса.
Придумано удивительно разумно. Вроде бы, проектировали наши, но вся техника-механика шведские, а строили, в основном, немцы. Те, кому не удалось окоченеть в Сталинграде

Плотина на Гумисте, магнитные пески и другие вкусности Абхазии

Иногда можно заметить признаки былой ударной деятельности

Сегодня решили пройти по тоннелю, по которому перебрасывается вода с реки Цмур к плотине на Восточной Гумисте. Высота тоннеля, наверное, 1 метр 70 см, поэтому идти неудобно — и голову не выпрямишь и не согнешься толком. Длина 300 метров. Так и идешь, как гусь с вывихнутой шеей.
Протопали добросовестно весь тоннель и вылезли в ущелье Цмура
(вообще-то, ощущения интересные — идешь где-то под Кавказскими горами и кажется, что вылезешь и вот он… Владикавказ… или Нальчик, на худой конец)

Плотина на Гумисте, магнитные пески и другие вкусности Абхазии

Вернувшись, полезли в тоннель, из которого воды перебрасываются на энергоблоки на Западную Гумисту. Этот тоннель больше, идти можно свободно, только дальше. 2 километра 600 метров. Поэтому прошли по нему только пару сотен метров.
Здесь влажность больше — на фото это заметно сразу (или потусторонние силы — для шибко впечатлительных)

Последующее за сим абхазское застолье быстрым не бывает — с бесконечными (довольно однообразыми) тостами про здоровье и вечную дружбу с Россией, поэтому пришлось возвращаться в темноте и тумане, густом как клей ПВА

Плотина на Гумисте, магнитные пески и другие вкусности Абхазии

Тоже «вкусное» ущущение — знаешь, что сбоку пропасть 200 метров, но края обрыва почти не видно.

На следующий день проводим очередной эксперимент в Абхазии.
Предистория — в конце прошлого года во время очередного шатания по Абхазии, заехали за Очамчыру в попытке проехать по морю в сторону Гали. Из затеи этой ничего не вышло — вояки, у которых там полигоны, побряцали оружием и развернули обратно.
Но, зато погуляли по пляжу штормящего моря.

Плотина на Гумисте, магнитные пески и другие вкусности Абхазии

И там я обратил внимание на необычные черные пески.
Вспоминаю, что подобные пески я видел в Грузии, в местечке Уреки, в 60 километрах от Батуми. Пески в Уреки уникальны, они обладают магнетическими свойствами и там с советских времен функционирует курорт. Песок это лечит всё! Только мертвых не оживаляет.

(кстати, рядом прямо на берегу моря на этом песке большое кладбище — может абхазы все-таки надеются, а вдруг… пройдет время и прапрадедушка домой придет).

Вот и решено было в этот раз проверить абхазские пески, а вдруг и они такие же и я открою для Абхазии глаза на многомиллиардные поступления в хилый бюджет. Типа, берите — мне не жалко.
Вооружившись специальной аппаратурой (найденный где-то в подвале кусок магнита), едем на море.

Работает!!!

Ждем в ближайшее время превращение Абхазии во второй Сингапур.

В это день еще осмотрели малоизвестные горячие источники на южной окраине Очамчыры

при выезде из города

в местечке Тамыш

Ну и напоследок Тамашская крепость на берегу моря, где не были уже лет 7–8. Предположительно крепость построена генуэзцами, итальянцами, которые в 12–13 веках тут хозяйничали, торговали с местными дикарями, строили крепости и безуспешно пытались наязать предкам абхазов католичество.
Проверили крепость — стоит как вкопанная

Плотина на Гумисте, магнитные пески и другие вкусности Абхазии

Сочи встретил не очень проблемной очередью на границе и заходящим солнцем

На этом про Абхазию пока всё.

Буду продолжать знакомить с малоизвестными достопримечательностями Абхазии и, может быть, кому-то окажется полезной эта информация в предстоящем отпуске.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия