Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 7:13
Европа!!!

Баракоа, Сантьяго-Де-Куба, Сьенфуэгос, Камагуэй + 4 города — Куба Март 2017

Во время своего путешествия по Кубе я частенько наступала на самые разные подводные камни, узнать о которых можно только на собственном опыте. Поэтому в этом материале я собрала воедино практические советы и наводки, которые, надеюсь, помогут сделать Ваше путешествие по Кубе более комфортным и приятным. И самое главное, морально подготовиться к особенностям путешествия по этой стране.

Начнём с жилья

Вы не найдете на любимом букинге кубинских отелей, поэтому самым разумным, бюджетным и интересным способом проживания на острове будут частные дома, Сasas Particulares.

Кубинцы повсюду сдают туристам комнаты в своих собственных домах, где Вы будете жить в самой настоящей кубинской семье и сможете изнутри узнать их жизнь и обычаи. Ведь здорово, правда? Средняя цена за комнату — 25 долларов, неважно один человек будет там жить или двое. То есть, понятно, что вдвоем получается намного экономичнее. В общем, я везде платила 25 долларов и только в Тринидаде решила сэкономить и взяла комнату за 20. Но она очень проигрывала по комфорту тем, которые за 25, поэтому это было неправильно.

Дома, имеющие разрешения на сдачу в аренду имеют характерный значок в форме глаза, их ни с чем не спутаешь.

Такие глазки можно увидеть на Кубе буквально на каждом шагу, создаётся впечатление, что всё население дружно занято процессом сдачи в аренду своих домов.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Все комнаты, где я жила были со всеми удобствами, со своим собственным санузлом, везде были хорошие полотенца и туалетная бумага.

Мыло, шампунь нужно везти с собой, кое-где они кладут что-то из туалетных принадлежностей, но в основном это там роскошь. Поэтому всё своё с собой.

Хочу особо подчеркнуть, что такой вид размещения подходит лишь для непритязательных бюджетных туристов. Если Вы любите хорошие качественные отели с отменным сервисом, Вам сюда не надо.

Практически во всех городах на автовокзалах Вам будут предлагать жилье, показывая картинки и фотографии, то есть, проблем что-то снять прямо на месте нет. Но я все-таки сомневалась, поэтому заранее забронировала себе комнаты по интернету и телефону. Вот очень хороший сайт www. BBInnVinales.com, где можно найти жильё в любом месте Кубы. Главная его ценность, что они сразу же отвечают, причём и на английском тоже, подтверждают заказ и высылают ваучер, и всё это без предоплаты. А если выбранная комната занята, то предлагают другие варианты. Единственно, хозяева всегда просят позвонить им за пару дней до приезда, чтобы подтвердить. Я пробовала бронировать и на других сайтах, но ответа нигде не получала. А этот сервис понравился, могу смело его рекомендовать.

Комнаты в частных домах, где я жила, конечно, не отличались роскошью и особым комфортом, но всё необходимое для жизни в них имеется.

Клетушек во всяком случае нигде не было, в среднем они все от 12–15 метров кв. Горячая вода 24 часа, хотя и течёт без особого напора, но помыться можно. Кровати большие, матрасы более или менее приличные, спать можно. Во всяком случае, откровенно продавленных нигде не было. Постельное бельё тоже вполне, хоть и без изысков. Ещё удивила хорошая керамическая плитка и качественная сантехника в санузлах. Розетки, кстати, в домах везде двух видов — на 110 и 220 ват. Проблем с этим не было, хоть я и брала на всякий случай переходники. Везде установлены кондиционеры, без них на Кубе никак. Но это наши старые советские кондеи и шуму от них будь здоров. Я лично брала с собой беруши.

Понравилось наличие общих зон отдыха — гостинные и столовые веде были чистыми и уютными.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Приятно было там находиться.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Очень удобно, что хозяева везде предлагают завтраки и ужины за отдельную, разумеется, плату. Завтрак стоит 4–5 CUC (что почти равносильно эквиваленту в долларах). Обычно на завтрак подают свежий сок, тарелку с фруктами (ананас, папайя, бананы), яйца в разных вариациях на Ваш вкус, хлеб, сыр и ветчину, кофе. Вполне нормальный, большой такой завтрак. Ужин варьируется от 8 до 12 кук, самое дорогое блюдо это лобстер и рыба. К основному блюду обычно подают суп, рис с фасолью и салат. Иногда еще и десерт.

Ещё мне очень понравилось наличие террас на крышах домов.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Практически во всех домах, где я останавливалась, были такие террасы, где так приятно посидеть на закате солнца, пообщаться с хозяевами и другими жильцами-туристами. Террасы очень скрашивают пребывание в частных домах и способствуют общению между обитателями кас.

Куба вдоль и поперёк. Практика

С хозяевами, считаю, мне везде везло. Попадались очень вменяемые, добродушные и внимательные люди. Особенно запомнилась хохотушка Мерседес, хозяйка кассы в Сантьяго и Карлос в Гаване.

Не знаю, это только мне так повезло или там везде так. Я все же больше склоняюсь ко второму варианту.

Деньги

Тоже очень важный вопрос. Как известно, на Кубе две денежных системы — CUP, это национальная монета, которая ничего почти не стоит и CUC, эквивалент доллару. Один Кук в среднем равен 24 Купам. Нас интересуют естественно Куки. Однако, национальную монету купы тоже нужно иметь, на случай покупок уличной еды например. Я, к примеру, сразу поменяла 15 евро на купы на все время и все их успешно потратила. Лишними не будут.

С обменом там тоже всё непросто. Везти на Кубу лучше всего евро, потому что доллары облагают налогом, получается невыгодно. Поменять деньги можно сразу же по прилёту в аэропорту. Я так и сделала, но вот незадача, в обменнике не нашлось для меня достаточного количества КУКов. Поэтому потом мне пришлось еще здорово побегать. Купить Куки можно в официальных обменниках Cadeca, но там всегда дикие очереди, особенно в Гаване. В итоге я поменяла деньги в Cadeca в Виньялесе, там очереди почти не было. Но надо иметь в виду, что на Кубе всё очень рано закрывается, и обменники в четыре часа дня уже не работают. Поэтому в целях экономии времени не стоит менять деньги частями, лучше поменять сразу всю сумму. А если что останется, то потом можно поменять куки обратно на евро или доллары на вылете в аэропорту. Правда, там тоже будут очереди, поэтому в аэропорт на вылет нужно приезжать пораньше, хотя бы за три часа.

Транспорт

Как добраться из аэропорта в центр Гаваны — наверняка это самый первоочередной вопрос, волнующий бюджетных путешественников. Спешу Вас разочаровать, добраться в центр можно только на такси, общественного транспорта там нет и в помине. Аэропорт находится довольно далеко от центра, в 22 км, и таксисты просят за поездку 25, а то и 30 долларов (куков). Но не стоит идти у них на поводу. Нужно твёрдо стоять на 20 куках, в конце концов, они соглашаются.

Добраться из центра Гаваны до автобусного Терминала Виасуль можно за 5 куков. Терминал находится в районе Ведадо по адресу Ave. 26 y Zoológico, Nuevo Vedado.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Средняя стоимость поездки на обычном такси по центру Гаваны тоже 5 кук.

Теперь о дальних межгородских маршрутах. Если Вы планируете активно перемещаться по всей стране, как это сделала я, то лучшим способом будут автобусы Viazul.

Не скажу, что это очень хорошие автобусы, но со своими функциями эти рабочие лошадки вполне справляются. Да и цены на них божеские. Так, поездка из Гаваны в Виньялес обойдется в 12 дол, из Гаваны в Тринидад в 20, из Камагуэя в Сантьяго 18, из Сантьяго в Баракоа 15. Доступно, очень доступно.

Билеты на автобус можно купить прямо на сайте http://www.viazul.com/, предварительно там зарегистрировавшись. Я так купила билеты практически по всем направлениям, и как выяснилось очень правильно сделала, потому что в терминале Виасуль в Гаване огромные очереди, где можно простоять и час, и два. А так приходишь за полчаса до отправления автобуса, делаешь чекин по своей интернетовской распечатке и вуаля, никаких тебе очередей и стрессов.

Если же Вы не купили билеты по интернету, то тоже ничего страшного. Их, конечно же, можно купить и на месте, только лучше это сделать не в столице, а в провинции. Так, какие-то недостающие мне билеты я купила безо всяких очередей в офисе Виасуль в Виньялесе. Но только непременно нужно это сделать хотя бы за несколько дней до начала поездки.

Другое дело, что автобусы на Кубе нередко опаздывают, отправляются с задержками в 20, 30, 40 минут. Всё, что до часа, там не считается за опоздание.

За то, что тебе вешают бирку на чемодан и загружают его в багажное отделение автобуса нужно заплатить один кук, частенько и за выемку чемодана вымогают деньги. Эти моменты тоже нужно иметь в виду.

Автобусы Виасуль не отличаются особыми удобствами, это так. Во всяком случае, по комфортности, их не сравнить ни с аргентинскими, ни с чилийскими. Это старые китайские автобусы, у которых уже изношены сиденья, кое-где спинка вообще не откидывалась или была сломана, действовала только в положении полулёжа. Туалетов внутри автобусов нет и в помине.

Перед поездкой я читала много негативных отзывов по поводу кондиционеров, что водители якобы включают кондей на полную мощность и в автобусах очень холодно. У меня такое случилось только один раз, на отрезке Камагуэй — Сантьяго, на других маршрутах всё было нормально, в салоне была вполне комфортная температура. Автобусы на длинных маршрутах делают несколько санитарных коротких остановок и пару длинных на покушать, хотя как по мне, лучше бы они их не делали. Заявленные 20 минут частенько превращались в час и оборачивались потерей времени. Ко всем этим моментам нужно быть морально готовым. Я лично за время своего вояжа по Кубе научилась не нервничать и не раздражаться по таким мелочам, осознав всю бессмысленность траты своих нервов. Всё равно ведь от этого ничего не изменится, и автобус не придёт быстрее в пункт назначения.

За все 18 дней моего путешествия с помощью автобусов Виасуль, только один единственный раз случилась настоящая осечка. Пришла я рано утром в терминал Виньялеса, чтобы отправиться обратно в Гавану, а там и говорят — «Автобус сломался, чинят, когда поедет неизвестно». И всё это совершенно спокойно, как будто, так и должно быть, ничего страшного, это в порядке вещей. А время то драгоценное уходит, все планы рушатся. Промаявшись так с час и осознав всю тщетность получить хоть какую-то конкретную информацию я скооперировалась с группой американцев, и мы вшестером арендовали ретро такси в Гавану за 20 куков с человека. Деньги за автобус нам естественно никто не вернул, ну и ладно, невелика потеря, всего 12 кук. На такси, безусловно, намного быстрее и комфортнее, да и довозит оно прямо по адресу к двери твоей касы. Ну и интересно тоже вот так прокатиться с ветерком на настоящем кубинском ретрокаре.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Надо сказать, что около автобусных терминалов Гаваны, Виньялеса и Тринидада всегда можно найти такую альтернативу автобусам. Taxi compartido, так называются эти совместные такси. Таксисты сами отлавливают пассажиров, с ними можно торговаться, самое главное в этом деле найти попутчиков, с которыми можно разделить расходы. А вот на других маршрутах в провинции я подобных такси не видела. Видимо, не везде такой сервис пользуется спросом.

Есть там еще туристические автобусы Transtour, которые работают с пакетными туристами, но вроде в крупных гостиницах можно купить на них билет и одиночкам.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Но я ими не пользовалась, поэтому ничего конкретно про них не могу сказать. По внешнему виду они мне показались более современными и комфортными, чем Виасуль.

Если кто едет на Кубу компанией, то имеет смысл арендовать машину. Стоимость в день от 70 до90 долларов плюс бензин. Недёшево в общем.

Есть на Кубе особый вид транспорта для местных, автобус-грузовик.

Куба вдоль и поперёк. Практика

То есть, это переоборудованный из грузовика автобус, в котором установлены лавки для пассажиров. Проезд в них стоит сущие копейки. Изначально я планировала прокатиться на таком грузовичке, но в итоге так и не решилась.

Сейчас объясню почему. Помнится в прошлом году я смотрела передачу «Орёл и Решка» о Сантьяго-де-Куба, где Леся, как королева входила в такой практически полупустой грузовик и спокойно ехала с ветерком. Я тогда решила, что тоже обязательно попробую так прокатиться. Ну какой же обман эти наши передачи! Увидев, как там с этим видом транспорта обстоят дела в реальности, я помянула эту передачу недобрым словом. На самом деле грузовики эти всегда переполнены, выглядит это примерно вот так. Хотите так поехать? Нет?

Куба вдоль и поперёк. Практика

Я тоже не хотела, поэтому пришлось везде брать такси.

Есть ещё в провинции разный гужевой транспорт, запряженные лошадками тележки, упряжки с волами.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Бензин то на Кубе дорогой для простого народа, вот они и приспособили лошадей и быков для поездок внутри небольших городов.

Есть ещё повсюду биси-такси.

Их имеет смысл брать на небольшие расстояния. Я так ездила в Сьенфуэгосе на Пунта Горда ко Дворцу Валье. 4 кука туда, 4 — обратно.

Куба вдоль и поперёк. Практика

В Гаване популярны коко-такси, но цены на них порой выше, чем на обычном такси.

За прокатиться с ветерком в открытом ретро-кабриолете стабильно просят 50 куков за час поездки. Не ездила, мне это было не по карману.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Зато ездила на ретротакси из Виньялеса в Гавану, когда сломался автобус. Примерно на таком.

Всё удовольствие 20 кук, такси на шестерых. Быстро и удобно, довозят прямо до двери твоего дома. Очень понравилось!

Вообще ретромашин на Кубе очень много, это всем известно, особенно в Гаване.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Яркие, броские, истинное украшение кубинских городов!

Куба вдоль и поперёк. Практика

Меня приятно удивило другое, насколько любовно кубинцы ухаживают за ними, берегут и поддерживают в рабочем состоянии.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Американские машинки пятидесятых годов все на ходу и радуют глаз своим глянцем. Любо дорого посмотреть. Кубинцы очень хорошие механики, могут из ничего сделать конфетку.

В основном я везде пользовалась обычными такси. Как правило, это наши Москвичи и Жигули. Бегают там вовсю, работают исправно. МоскОвичь, так кубинцы любовно называют наш Москвич, холят их и лелеят, говорят, хорошая рабочая машинка, наша кормилица.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Мои траты на такси за всё время были весьма существенны. Так, чтобы добраться с автовокзалов до центра почти везде я платила 5 кук. За трёхчасовой тур по долине Виньялес заплатила 25 кук, в Сантьяго за поездку в крепость Эль Морро и к собору Эль Кобре те же 25. В Баракоа за семичасовой тур по пляжам и на реку Юмури с меня взяли 50.

Есть на Кубе и железная дорога. Так, из Сантьяго в Гавану можно уехать и на поезде. Вот он какой из себя страшненький.

Даже сами кубинцы не рекомендуют туристам ездить на этих поездах. Говорят, там жесткие сиденья, духота, да и идёт он медленнее автобуса. Сплошной дискомфорт, одним словом. Не наш вариант, в общем.

Расскажу теперь, как я летала на самолёте авиакомпании Cubana http://www.cubana.cu/

Испугавшись большого расстояния между Сантьяго и Гаваной, я решила вернуться оттуда на самолете. Решила и купила на сайте Кубаны билет Сантьяго — Гавана аж за 160 долларов! Ужасно дорого за один час перелёта, да и сервис у этой Кубаны отвратительный. В туалетах даже не было туалетной бумаги, пассажирам предлагали в полёте только воду. Но это всё мелочи. Самолёт оказался нашим Антоновым, стареньким и утомлённым эксплуатацией.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Спинки сидений не откидывались (но это ладно), так из них еще проступали металлические конструкции, не давая возможности прислониться к ней спиной. Но и это еще не всё. Как только мы загрузились в самолёт, нам объявляют «Самолет не полетит по техническим причинам, все выходите». Мы, чертыхаясь вышли из самолета, вернулись в зал, так через пять минут говорят «Идите на посадку, самолет сейчас полетит». Бардак полный! А ещё посадка была очень жёсткой, тоже неприятно. В общем, я пожалела, что потратила деньги на такой с позволения сказать самолёт. Лучше бы поехала ночным автобусом. И дешевле, и безопаснее бы было. Вот Вам и Кубана, не авиакомпания, а сплошное недоразумение. Правильно мне сказали одни французы, повстречавшиеся где-то в пути: «Мы здесь на самолетах не летаем — кто их знает, что это за самолеты, да и дорого по сравнению с автобусом». И они были правы, как выяснилось. В общем, никому не посоветую экспериментировать на Кубе с Кубаной.

О хлебе насущном

Скажу откровенно, питание на Кубе мне совершенно не понравилось, хотя я поначалу и ходила по хорошим ресторанам для туристов.

Эта их креольская кухня не идёт ни в какое сравнение ни с перуанской, ни с мексиканской, ни даже с чилийской кухней. Рис с фасолью, жареные бананы (под конец уже смотреть на них не могла, не то что есть!) курица, свинина, рыба.

Но готовить они не умеют, мясо часто было сухим, курица жёсткой. Средняя стоимость ужина от 8 до 10 дол, если рыба или лобстер, то дороже.

Вот лобстер мне понравился, пробовала его в Баракоа, там они совсем свежие, только что из моря и стоят дешевле, в среднем 10 дол.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Вообще, под конец своего вояжа я устала от ресторанной пищи и брала ужины в касах у хозяев. Домашние блюда оказались вкуснее, чем ресторанные, так что рекомендую.

Проблема там ещё и в том, что очень сложно купить что-то на перекус. Я, конечно, взяла с собой батончики-мюсли, печенье, шоколадки, но когда это всё кончилось, купить что-то подобное в местных магазинах, я не смогла. Супермаркетов там нет и в помине, а в маленьких магазинах выбор очень скудный. Советую брать с собой на Кубу шоколад, печенье, батончики и даже колбасные и сырные нарезки. Ветчина и сыр там отвратительные.

Воду из-под крана на Кубе пить категорически нельзя. Можно покупать воду исключительно в бутылках в магазинах (средняя стоимость большой бутылки 1 кук) или у хозяев касс (цена вырастает до полутора-двух кук), но это удобно, не надо тратить время на поиски магазина и стояние в очереди.

Из напитков очень понравилось кубинское пиво, особенно кристалл. Ну и фреши из манго и папайи, само собой. По части алкоголя я не большой любитель, баловалась только мохито.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Можно конечно на Кубе питаться и уличной пищей. Очень дёшево получается, всё за национальную монету CUP. Такая коробочка с рисом и овощами, к примеру, стоит 10 купов (в 1 долларе 24 купа, вот и считайте).

Или большая пицца, стоит от 15 до 20 купов. Но питаться так постоянно очень грустно, я лично попробовала ради интереса пару раз и прекратила. Один раз в Камагуэе я случайно зашла в местный ресторан, где как выяснилось, цены были в купах. Счет моего ужина составил в переводе на доллары 2 доллара США. Вполне приличный ресторан, кстати говоря, вот только салфеток там не было. Но так мне повезло лишь один раз.

Безопасность на Кубе

Коснусь теперь вопросов безопасности. Вот этот момент меня очень порадовал на Кубе. Там в этом плане всё тип-топ, очень спокойно и безопасно. Повсюду ходила одна с камерой на шее, даже вечером, и никаких неприятностей не было. Это не Мексика и не Колумбия, где мне в отелях постоянно говорили «Спрячьте камеру, мало ли что». В Старой Гаване очень комфортно, повсюду туристы, полицейские никакого криминала. Про провинцию вообще молчу, там вообще тишь да гладь. Говорят, у них там очень строго наказывают даже за малейшие нарушения в отношении туристов, поэтому они дисциплинированные, берегут нашего брата.

Я путешествовала одна, и вот здесь были свои нюансы. Чего же следует остерегаться одинокой женщине на Кубе?

В Гаване на Малеконе мне частенько посвистывали вслед, но если не обращать на это внимания, то никто преследовать не будет.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Окрики «Хэй, лэди!» тоже слышала не раз в свой арес. Но кубинцы не агрессивны, если видят, что нет интереса, сразу же ретируются.

В Тринидаде, Сьенфуэгосе, Санта-Кларе вообще никто на меня внимания не обращал. И только в Сантьяго и Баракоа, где народ понаглее и потемпераментнее, я получала непристойные предложения и это конечно было неприятно. Но твёрдое «Нет» они очень хорошо понимают, сразу отстают. В общем, ничего страшного, как говорится «Не так страшен чёрт, как его малюют». Хотя в обществе Марио мне, конечно, было бы там намного спокойнее и комфортнее, надо это признать. Но так уж у нас сложилось к сожалению.

Интернет

С ним там дело плохо. Интернет на Кубе можно найти только в специальных местах, wi-fi зонах, которые расположены обычно в лобби больших отелей, на площадях и скверах. Чтобы подключиться, нужно купить специальную карточку. Я покупала в бизнес-центре отеля Централ Парк в Гаване. 4,5 кука за один час. Но интеренет там слабый, часто обрывается, одно мучение и фрустрации с ним, в общем. Это очень отрицательный момент на Кубе.

Погода в марте

Я путешествовала по Кубе во второй половине марта, и погода повсюду стояла очень комфортная. Почти везде температура воздуха не поднималась выше 25–27 градусов. В Виньялесе по вечерам было даже прохладно, кофта с длинным рукавом или куртка не помешают. В самом конце марта, когда я вернулась в Гавану уже потеплело, было под тридцать. А в Сантьяго и Баракоа было намного жарче, наверное, за тридцать и сильная влажность. Говорят, но Востоке Кубы всегда намного жарче, чем на Западе и в центре.

Теперь про купание, хотя я посвятила пляжным радостям всего два дня. На Кайо Санта Мария вода мне показалась прохладной, удовольствия от купания я там не получила.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Гораздо больше понравились дикие пляжи вокруг Баракоа.

И вода там была намного теплее, и народу никого. Хотя для купания они не очень удобны, много камней и водорослей.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Зато живописны. Говорят, очень хорошие пляжи в районе Ольгина, но я там не была, не знаю.

В общем, март очень удачное время для активных путешествий по Кубе, ещё не очень жарко, да и купаться можно, если Вы не очень капризны в плане температуры воды. Ну и солнце там конечно зверь. За три часа на пляжах в Баракоа я так обгорела, хоть и мазалась кремом, что потом ходила вся красная, как рак, а по приезду домой облезала ещё целую неделю. Так что, берегите кожу!

Подарки

Да-да, на Кубу нужно везти подарки для кубинцев. Не знаю, все ли так делают, но я повезла. Надо же хоть как-то их порадовать. Хозяевам кас я обычно дарила по флешке и дезодоранту-спрею. Они были очень рады, и это сразу было заметно по отношению ко мне. Все старались меня опекать и во всем помогать. Детям в касах и на улице я дарила ручки, фломастеры, наклейки.

В Баракоа в дальних деревнях ко мне приставали местные жители, просили хоть что-то — майки, рубашки, полотенца. Я взяла с собой несколько своих ношенных футболок, все их там и раздарила. Они были счастливы.

Куба вдоль и поперёк. Практика

В Баракоа недавно случился ураган, многие люди потеряли свои дома и скарб, поэтому такая помощь им была очень кстати. В Гаване не стоит особо разбрасываться подарками, все-таки в столице с обеспечением дело обстоит нормально. Лучше приберечь что-то из одежды и парфюмерии для провинции, там это действительно нужно.

Сувениры

Что можно привезти с Кубы? На мой взгляд, самое привлекательное там это деревянные фигурки.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Очень самобытные и неплохого качества. Самый большой выбор сувениров в Тринидаде.

Я там и фигурки купила, и картинку в афростиле, и магниты.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Также там неплохие льняные вещи и вышитые скатерти.

Цены мне понравились. Так, за деревянную парочку я заплатила 8 кук, за очень интересную картинку — 10.

Ром и сигары не покупала, но выбор там естественно большой.

Лекарства

Все лекарства нужно везти с собой из дома. В местных аптеках продаются какие-то травки, ничего нет. И как они, бедные, там лечатся, совершенно непонятно. Из того, что я взяла, особым спросом у меня пользовался активированный уголь, пила его постоянно в целях профилактики.

Туристы

Я даже представить себе не могла, сколько на Кубе туристов! Ну очень много и все в основном из Европы. Лидируют французы и немцы, за ними следом идут голландцы, бельгийцы, скандинавы. Итальянцев и испанцев гораздо меньше. Аргентинцев тоже встречала повсюду, любят они путешествовать, самая путешествующая нация среди всей Латинской Америки. Наших встречала буквально пару раз — в Гаване и Тринидаде. Странно, ведь самолёты из Москвы летают на Кубу регулярно. Неужели все наши туристы оседают на Варадеро? Как-то не хочется в это верить. В последнее время понятное дело стали появляться и американцы, им же сюда близко совсем. Всё возвращается на круги свои, когда Куба была их ближней вотчиной.

Везде и всюду я знакомилась в дороге с туристами из самых разных стран, мне всегда это интересно.

Вот девочка-бельгийка, которая также как и я путешествовала одна по всей Кубе три недели.

Куба вдоль и поперёк. Практика

А вот три весёлых студентки из Германии, мои соседки в Сантьяго.

Девчонки очень удачно скооперировались, такое путешествие втроём обходится намного дешевле, чем в одиночку, ведь все расходы за комнаты и транспорт они делили на троих.

А вот весёлый немец из Гамбурга, которого я встретила на набережной в Баракоа.

Куба вдоль и поперёк. Практика

Оказалось у него кубинская невеста отсюда, и он вполне серьёзно подумывает переезжать на ПМЖ на Кубу. Здесь намного безопаснее, чем теперь стало в Европе, сказал он мне. И я с ним согласилась, хотя и слабо себе представляю, что он будет делать в Баракоа.

Ну вот, пожалуй, и все мои наводки и советы по Кубе. Сама искала перед поездкой именно эту информацию, поэтому постаралась здесь собрать всё в одну кучу. Пользуйтесь на здоровье!