Турист Юрий и Лилия Костаревы (Kostarev-yu)

Барселона — Испания Август 2016

Первая заграница напоминает первую любовь. Мозги отключаются, учащается пульс и тебе нравится абсолютно всё в объекте воздыханий. Лет через 20 встречаешь свою пассию и с сомнением оцениваешь персонаж, от которого голова хороводом шла — серое вещество-то в голове разблокировалось! Вот и мы с женой решили испытать себя в подобной ситуации — самолет летел в Барселону, который 19 лет назад признали самым лучшим городом на свете. Тогда мы напоминали Ваньку и Дуньку, которые поехали в Европу за валенками. Не могли открыть двери на фотоэлементах, фотографировались с двухэтажными автобусами, стремились попробовать все вина и покупали весь китайский хлам, которым богаты магазины. Но теперь мы стары и опытны, решили поселиться в Gran Hotel Barcino, что находится в Готическом квартале. Это же не Салоу, мы будем находиться посреди истории! Мы не знали, что 2 недели будем слушать крики и вопли туристов, которые до двух часов ночи не успокаиваются, паразиты такие. Рядом площадь Sant Jaume, где постоянно идут какие-то акции протеста или радости, бонусом был фестиваль геев всего мира, которые вели себя как пид…сы. Но отель хороший во всех отношениях, на завтрак подавали шампанское, которое утром стимулирует аппетит. Хорошо, когда у тебя 14 дней в запасе, не делаешь спурт, чтобы осмотреть всё и сразу — решили начать с пляжа. До него неблизко — 20 минут пешком. Но лежбище достойное, первый раз увидели такой шикарную городскую купальню. Народу, правда, как в Сочи 80-х, зато чистый песок, плавный спуск в прозрачную воду, туалеты и кафе с ломовыми ценами присутствуют. +30, солнце печет и никто не купается!

20 лет спустя

Я наслаждался плаванием и стремился к буйкам, меня сопровождала стайка дружелюбных рыбок. Вот только медузы были не такие толерантные, сильный ожог с пузырями и покраснением руки. Надо же смотреть на оранжевый флаг и слушать объявления по радио! Очень понравилась симпатичная девушка в одних трусиках, которая ловила кусачую гадость сачком и выбрасывала на берег — и красиво, и полезно. В следующий раз медузы уплыли на другой пляж. Барселона нас не разочаровала — полусумасшедшая с её абстракцией и классической архитектурой. Не понравились люди с автоматами на улице, европейцы перепуганы французскими событиями. Хотя мигрантов здесь мало, испанцы используют принцип «не работаешь — не ешь», это во Франции и Германии можно получать пособие и барагозить на досуге. Мы купили проездной на все виды транспорта Т10 — меню автоматов в метро несложное. Подземка в городе хорошая, мает одно — дикая жара, хорошо что в самих вагонах исправно работают кондиционеры. Итак, сначала классика! Готический квартал не вызвал особого восторга — за 19 лет мы видели такого много. Восхитились практичности древних строителей — узкие улицы защищают от прямых лучей жесткого солнышка, в наши окна солнце заглядывало только на час. А физика нас учит, что скорость потока воздуха увеличивается при уменьшении площади прохода — сквозняк был приятен. Но толпы народа… Испанцы довольно учтивы, а вот туристы прут как бараны. Пожилую каталонку зацепил плечом немец, она обернулась, показала большим пальцем вниз и сказала «бе-бе-бе». Мы ни разу такого не заслужили. Кафедральный собор, конечно, великолепен, даже годы нашего опыта не помрачили впечатления.

Сами барселонцы признают, что без Гауди город был бы красивым, но обыкновенным. Можно быть отъявленным скептиком, но пройти мимо его домов равнодушно невозможно. Мастер не любил прямых линий, как не любит их природа, поэтому его творения органичны. Сто лет строится собор Саграда Фамилия — на пожертвования можно только шалаш с канализацией соорудить. За двадцать лет храм изменился не в лучшую сторону — деяние мэтра отличается от новодела, получилось три разных стиля. Но это мое мнение, разумеется, жена его сразу оспорила.

20 лет спустя

От собора можно прогуляться по Avinguada de Gaudi, просторный и красивый проспект, который выведет к госпиталю Сан-Пау. Это тоже творение модерна, только более классическое. Лучше сделать это утром, пока стройные японские и китайские колонны не оккупировали его.

Понесло же нас на улочку Рамбла, которая в 97-м году нас чем-то удивила. Легион приезжих идет сомкнутым строем, торговцы им впаривают от магнитиков до кактусов, единственное развлечение — загримированнные под мультяшные персонажи люди. Правда, в прошлом веке были популярны Золушки и Белоснежки, теперь чудовища из фильмов ужасов. Поток людей нас вынес к памятнику Христофору Бонифатьичу. Лифт поднимает вас к ботфортам первооткрывателя, откуда неплохая панорама города и порта.

20 лет спустя

Рядом находится морской музей, который стал просторней и бедней экспозицией. Центральный экспонат — галера, раньше можно было взойти на ее палубу — представить себя капитаном, в худшем случае — гребцом

20 лет спустя

О горе Монжуик я мечтал еще до открытия виз, крепость на самой высокой точке, могучие пушки целят в море и вид прекрасный. Жена вежливо скучала, пока я изучал артиллерию, и с грустью ждала основного блюда — музей оружия во внутреннем дворе. Я опечалился, когда обнаружил, что все орудия смертоубийства вывезли, супруга мне сочувствовала, с трудом скрывая радость.

20 лет спустя

Раньше каталонцы наслаждались живодерней под названием коррида, жаль, что не командировали сюда наших быков-производителей — тореадор бы больше бегал, а не позировал. Теперь бойню запретили и на крыше арены можно покушать с видом на площадь Испании (моя жена называет это антуражем, а я выпендрежем — разные мы). От площади Испании на гору Монжуик подымается красивый проспект, ведущий к музею Каталонии (там есть что посмотреть), а вечером там начинается фонтанная феерия, сопровождаемая музыкой.

20 лет спустя

Мы видели немало подкрашенных струй воды, бьющих вверх, но красота и оформление барселонских запоминаются. Жена оккупировала вмурованный в асфальт стул и забронировала его до конца представления. Не знаю, что она видела сквозь толпу посетителей, я не жалел ног и флэшки на камере, бродил по всему комплексу. Усталость проходит, а на жестком диске мозга останутся приятные эмоции.

20 лет спустя

Вода мне нравится почти в любом виде, кроме дождя и града, поэтому посещение аквариума было вписано волевым решением, супруга обитателей моря предпочитает в жареном и запеченном состоянии. Я тоже не веган, но аквариумист с многолетним стажем, посему наслаждался зрелищем. Импортные дети перескакивали барьер и прижимались носом к стеклам. Дети отечественного производства были бы рады сделать то же самое, но строгое рявканье мамочек делали их приличными. Центральной фишкой был аквариум с тоннелем внутри для осмотра. Больше всего понравились манты и скаты, они не плывут, а парят. Прикинул, где бы в нашей квартире поместилась самая маленькая емкость с рыбами и успокоился — нет таких шикарных возможностей.

20 лет спустя

Недалеко от Готического квартала есть проспект Passeig de Lluis Companys, широкий и малолюдный, рай для любителей покатушек на транспорте без мотора. Отстроен красиво и помпезно, но туристы почему-то туда не суются.

Мало их и в примыкающем Парке Цитадели, что местным нравится. Сама крепостица обыкновенная (заелись), для любителей архитектуры построена какая-то штуковина в имперском стиле, аборигены препочитают рукотворный прудик, где катаются на лодках. Более ленивые смотрят на воду, суденышки и лебедей — медитируют.

20 лет спустя

Ближе к морю зоопарк, я рвался туда, но жена сбросила лет сорок и совершенно по-детски учинила каприз — устала, ноги болят, хочется кушать и блохастых посмотрим потом. Разумеется, потом не состоялось. Площадь Католонии шумная, окружена транспортом, если вы приехали с детьми — погуляйте там. Просторно, красиво и голуби почти ручные. Маленькие девочки их кормят, а юные злодеи мужского пола ловят и пытаются раздавить велосипедом.

20 лет спустя

Парк Гуэля мы посетили бесплатно. Виновато не наше скупердяйство, а мой карманный путеводитель Maps. Me, вывел не ко входу, а к выходу, где совершенно бесконтрольно проникают безбилетники. Стыдно, что обнаружили это, когда прошли парк против шерсти. Моя жена сюда идти не хотела и мстительно припомнила мой отзыв 19-летней давности — «унитазное творчество». Не так категоричен я сейчас, но что-то сантехническое в этой фаянсовой феерии есть.

20 лет спустя

В Барселоне любят зрелище, про которое еще Райкин скаберезничал — 22 бугая один мяч гоняют. Магазины сувениров, Месси глазеет со всех рекламных щитов, на Камп Ноу возят просто на экскурсию. Мы с женой любим футбол, часто смотрим вместе — я глазею на экран, а она раскладывает пасьянс. Но пропустить матч «Барселона»-«Севилья»? Выйдя из метро, мы просто доверились толпе, поток вынес нас к стадиону. Громадина! Около него можно выпить, закусить и покурить, внутри запрещено, да и болельщики бы не одобрили — ты зачем сюда пришел? Как играет «Барса» — знают все, а меня интересовала обстановка. Никаких фан-секторов, болельщики сидят вперемешку, никаких речевок и оскорблений, только аплодисменты удачной игре. Через 4 дня я болел за родной «Амкар», кричал, что судья Кончита, а Павлюченко направлял в сборную России, где собрались одни «жопоногие».

20 лет спустя

Выйдя со стадиона, мы обнаружили, что «метро закрыто, в такси не содют». Бомбил уговаривали взять на борт, но они кокетничали. Очередь на автобусы не давала шансов уехать. Драка фанатов в таких условиях просто невозможна — людям завтра на работу, дай Бог до дому добраться. Опять доверились толпе и рванулись пешком, всего 5 км и мы дома. В Барселоне мало что изменилось. Классическая архитектура и памятники вперемешку с изделиями воспаленного разума, которые служат неплохим ориентиром. Статую Альфонса Великого можно и не запомнить, а какое-нибудь «идолище поганое» легко.

Хорошо, когда есть место, где собран весь этот бред, две недели не поставят мозг буквой зю. А в Перми народ выходил на демонстрации, когда на улицах устанавливали «искусство» авторов, недолечившихся в дурдоме. Чистота на улицах поддерживается, Готический квартал не только метут, ещё и моют. Безопасность на высшем уровне, даже посреди ночи никто вас не попросит хриплым голосом обменять кошелек на жизнь. Единственное, что не понравилось — цены, когда были песеты, наш турист чувствовал себя гораздо лучше. Выпить и закусить в Испании любят.

20 лет спустя

Если у вас такие же вкусы, то повезло. Можно удовлетвориться комплексом, в который входят пиво или виноградная амброзия. Для гурманов различные рестораны, мы выбрали Port Nou, где замечательные морепродукты, а в обслуге официанты из Пакистана и хозяин-китаец, белый как норвежец, сразу видно, что он работает, а не запекается на пляже. Испанцы могут быть и медлительны, а азиаты проворны и любопытны к русскому языку. С официантами мы нашли контакт и фраза «обедать у друзей» прижилась. А покупки делали у «детей», поскольку в пакистанском магазине нас звали «МамА» и «БабА». А нам было пора изучать окрестности. Монастырь Монсеррат рекламировать глупо, на возвышенности, состоящих из причудливых скал, стоит богоугодное место.

И здесь не обошлось без абстракционизма, долбанул бы Господь автора молнией не до смерти, а для прояснения разума. Должна же быть какая-то цензура небесная! По дороге к смотровой площадке есть достойные статуи, посвященные мукам христовым, увидели их благодаря тому, что работники фуникулера потребовали достойной зарплаты и забастовали.

20 лет спустя

Около стоянки автобусов торговцы впаривают сыры, что сделаны из живого молока, а не из дохлого. Вообщем, жизнь вполне мирская и Бог здесь больше не живет. Напоследок русские девицы порадовали скульптурной композицией.

В начале 20-го века люди художники поняли, что славу Рафаэля им не обрести и начали чудить. Кокаин был в моде, правила ваяния и рисования не очень. Получились малевичи, пикассы, ван гоги и прочие укуренные. Но среди горбатых можно найти кого-нибудь попрямее. Мы отыскали для себя Сальвадора Дали, не ценим мы его выше Леонардо да Винчи, но что-то привлекает, отправились в Фигерас не первый раз. Мастер эпатажа был гениален в своей ненормальности, иначе как столько здравомыслящих людей могут находить в этом что-то привлекательное. Выставку золотых украшений по эскизам Дали увидели впервые — необычно и красиво, даже скептик внутри меня восхитился, а он довольно активный и злобный.

20 лет спустя

По пути посетили Жирону, которая теперь стала популярней — здесь снимали «Игру престолов». Симпатичный древний городок, жаль, что показывают его проездом, основная цель — Фигерас. В прошлом веке повезло его увидеть при минимуме туристов, старина доходит гораздо лучше. Из развлечений — львица на столбе, похожая на ободранную кошку на дереве, чудом спасшуюся от собак. Ее положено целовать в задницу, к чему русская группа отнеслась довольно прохладно.

20 лет спустя

Если в Фигерас и Монсеррат идут колонны автобусов с нашими туристами, то в Рупит нас набралось 6 человек. Ехали в легковой Тойоте, добрались быстро и избежали массовки. Мы с женой разместились на заднем диване, при покидании машины вспомнился знаменитый мультфильм — «У кого-то очень узкая нора»! «Нет, это кто-то очень много ест»! Но увиденное стоило неудобств. Очень маленькое древнее село на горе, вынужден применить словесный штамп — здесь всё дышит древностью. Переходишь шаткий подвесной мостик и попадаешь в средневековую сказку, в которую веришь. Копии шести домов Рупита стоят в Испанской деревне, как «образец типичной постройки». Не буду навязчив, но надо видеть своими глазами.

20 лет спустя

Рядом деревня Тавертет примерно такого же плана, плюс вид на малюсенькое водохранилище, которое не дает умереть от жажды всей Барселоне. Моя родная Кама может напоить и помыть всю Испанию, накормить рыбой и дать дорогу судам «река-море». А тут каньон такой живописный, но с пересохшим водопадом. Бедолаги-европейцы…

20 лет спустя

От Барселоны до Мадрида 620 км по дороге, пусть она будет самая ровная, но подумаешь, прежде чем собраться в путь. Самолетом час с небольшим. Зато испанцы быстро строят скоростные железки, где поезд летит со скоростью 300 км/час и 3 часа в комфортабельном вагоне проходят незаметно. Кафе, туалеты, кондиционер по умолчанию. Ближе к столице пейзаж скучный — выгоревшая земля, растительности мало. И как страна умудряется лидировать в сельском хозяйстве? Нас встретил гид Валерий, мастер своего дела. Его энерговооруженность может конкурировать с небольшим атомным реактором. Узнав, что мы приехали в столицу всего на два дня, он с сожалением посмотрел на нас — в городе больше четырехсот музеев, а мы мимо проходим. И постарался, чтобы мы увидели больше, чем может мозг запомнить. Мадрид красив, имперский стиль налицо. Перестраивался в 20-х годах прошлого века, удивительно, как главный архитектор смог угадать, что автомобилей будет легион — улицы широкие и пробок не бывает. Для автобусов выделены отдельные полосы. Архитектура весьма помпезная и не в ущерб природе — зелени очень много. Памятники величавы — все-таки центр воинственной Кастилии. Скульптурных извращений меньше, чем в Барселоне, но они тоже есть.

20 лет спустя

Валерий нам показал скромную церквушку, которую расписывал Эль Греко по просьбе местных прачек. Надоело мастеру фотошопить особ королевских кровей, захотелось свободы творчества даже без денег. Мастерицы стиральных дел позировали, так что женщины увековечены в библейских сюжетах. Завел нас в трактир, где подают великолепный сидр. Тюннингованый сахаром напиток испанцы не пьют — «для беременных женщин», а натуральный мутноватый и кислый, очень бодрит в местной жаре и не бьет в голову. Быть в Мадриде и не посмотреть старую кастильскую столицу Толедо глупо — всего 70 км. Валерий дал нам полюбоваться городом со всех сторон, на одной из смотровых площадок мы распили бутылку прихваченного с собой сидра — восприятие культурного объекта стало объемней. Очень хорошо, что Толедо невозможно было расширить до стольного града — старье бы снесли и всё бы заросло сорняками современной архитектуры. Римский мост через крохотную речку Тахо, в Португалии мы ее видели как Тежу, при впадении в океан она огромная. Старые крепостные стены, узкие улочки с древними домами. Собор аскетичный снаружи и шикарный изнутри, прилагается еще и картинная галерея. Надо смотреть! На кнопку фотоаппарата можно нажимать бесконечно, все равно передать невозможно.

20 лет спустя

Вкусную пищу в ресторане залили обильным количеством вина и в кои веки нас потянуло на шоппинг, который мы недолюбливаем. О толедской стали слышал даже глухой, а у мавров она связана с неприятными ощущениями. Обычно мужчины покупают хищные охотничьи ножи и как правило секут ими грибы, а статус человека с таким режиком на поясе повышается. В хозяйстве от него толку никакого. Купили набор кухонных ножей, до сих пор восхищаемся их остротой, но пальцы страдают от непривычки. Нам выдали сертификат, чтобы на ж.д. вокзале пропустили — досмотр там как у нас в аэропортах. В сувенирных магазинах не покупайте — это красивый ширпотреб, неизвестно где сделанный. Вернулись в Мадрид для ночевки, утром нам предстояла встреча с Прадо.

Постарайтесь билет в музей купить в России, очередь в кассы была как за дефицитом в СССР. Гордые за свою предусмотрительность, мы направились ко входу, но и там пришлось ожидать. Первый этаж — классическая красота без извращений, выше можно найти всякое. Эль Греко не рисковал экспериментировать с портретами сильных мира сего, а в свободное время плющило его не по-детски, диагноз не прощупывается. «Маха обнаженная» оставила недоумение — кем был Гойя, если женщина явно ему не позировала? Напомнило фотомонтаж, наложили бабу на фоне кровати и хватит. Веласкес отличился статичными конными персонажами. Заелись, конечно, трудно нас удивить, хотя Торреджано сумел это сделать. Бюст женщины с вуалью просто великолепен! Какое нужно иметь пространственное воображение, чтобы высечь накидку из мрамора! Валерий рассказывал про свою гордость, когда в Прадо привезли картины русских художников, и мадридцы бились за билеты, утвержали, что Шишкин просто гениален. Люди везде нормальные, просто заднеприводные активней, посему правят вкусами. Оставшееся время до поезда мы бродили по прекрасному городу, из негатива только жара и скопление народа в знаковых местах. В 2014-м были в Лангедоке и Руссильоне, мне удалось увильнуть от посещения Каркассона — мы его видели и далеко добираться. Был доволен собой, только я плохо изучил жену за 26 лет совместной жизни — она умеет своего добиваться. Лучше было добираться по приморской дороге, но захотели увидеть природу Пиреней. Андорра напомнила громадное дьюти-фри, потом начался ливень и город стал совсем отвратным, поспешили во Францию. У гида отказал GPS на телефоне и он несколько растерялся. Остановились у ближайшего кафе, чтобы вывести электронного сусанина из ступора, но он был глубоким. Скачал карты на свой Maps. Me и мы двинулись по серпантину дальше, но теперь уже в глубоком тумане. Иногда различали окружающий мир, а он во французских горах просто прекрасный. Потом попали в пробку и поздно вечером были в столице катаров. Maps. Me не подвел, вывел к самому крыльцу отеля, правда опять с юмором — стремился сделать путь короче и провел автомобиль через переулки. Очень хотелось кушать, а харчевни были в могучей крепости, карабкаться вверх, но недалеко. Войшли в ворота и увидели направленные на нас стволы трех винтовок. Я понимаю страх франков после Ниццы, но и наставление военрука помню — направляй оружие на человека только когда будешь стрелять. Непонятливым полагалось шомполом по мягкому месту. Вкусная еда и знаменитое местное розовое вино сгладили неприятный момент. Утро было прекрасным — облака разбежались, учтивые постояльцы отеля обязательно здороваются друг с другом, скупердяйский французский завтрак с хорошим кофе, можно идти культурно просвещаться. Франкам пришлось полить кровью местную землю, чтобы взять катарскую крепость. Папа римский решил, что нельзя аборигенам быть непогрешимей его и объявил крестовый поход. Вера схизматиков очень напоминала начальное христианство — бескорыстие священников и убеждение, что сотворение греха нельзя отмолить. Добро было наказано и фортификацию укрепили для отпора «вольнодумству».

20 лет спустя

Вообщем-то примечательна здесь только крепость — осмотрев ее, двинулись в обратный путь, только по прибрежной дороге. Пит-стоп сделали в Нарбонне, город с остатками старины и сохранившимся фрагментом канала, прорытым через всю Францию с юга на север. Корабли стали крупными и водоем забросили, а зря — представьте, что можно из Лангедока прокатиться до Ла Манша!

20 лет спустя

Отдыхом мы остались довольны. Стертые ноги зажили, а вечное недосыпание забылось. Оказывается можно получить удовольствие от таких истоптанных туристическими сандалями мест. Приятной неожиданностью оказалось, что туроператор не преподнес нехороших сюрпиризов, работает компания грамотно. Даже в аэропорту нас провожали, такую заботу давно не видели. Спасибо девушкам из новоуренгойского филиала фирмы, что проводили нас в путь!