Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:58
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Потсдам — Германия Сентябрь 2001

Продолжение заметки «Капут-городок под Потсдамом»

Основными достопримечательностями Капута являются раннебарочный замок

(фото из интернета)

и домик Альберта Эйнштейна.

Городок Капут заканчивается, Швилов-Зее переходит в Темплинер-Зее, соответственно Швилов-Штрассе — в Темплинер-Штрассе. Затем — по Лейпцигер-Штрассе мы въезжаем в Потсдам. Переезжаем по мосту Ланге-Брюкке реку Хафель, мимо красивого здания в барочном стиле — бывших главных конюшен Маршталь. Сейчас здесь расположен музей кинематографии.

Дальше — по указателям на дворец — на «Шлосс». Как обычно, я выполняю штурманские функции, отдавая указания на повороты, а задача Ирины — вести машину, не забывая о правилах движения. Проезжаем мечеть в мавританском стиле, которая, как выяснилось, одновременно является насосной станцией, снабжающей водой фонтаны Дворца. Несколько маневров, и найдена бесплатная парковка возле дальнего входа в парк.

Снова в Сан-Суси и Цецилиенхофе

Считается, что эти земли изначально были заселены славянами. До X-го века германцев здесь не было.

Резиденция Фридриха II — Великого — дворец и парк «Сан-Суси». Его называли философом из Сан-Суси, он отдавал предпочтение французскому искусству и культуре, искал общества французских литераторов и философов. Так, Вольтер прожил здесь три года. Его отец — «фельдфебель на троне» Фридрих-Вильгельм не одобрял воззрений сына, и однажды чуть было не пожертвовал наследником в интересах государства. Однако Фридрих II был не только утонченным эстетом, но стал также крупным государственным деятелем. Он выиграл несколько войн, превратил Пруссию в державу европейского значения, а Потсдам — в жемчужину градостроительства, оставив также неизгладимый отпечаток в облике Берлина.

Я был здесь поздней осенью 1995 года, и конечно не успел осмотреть парк, и не добрался до Нового Дворца. Теперь мы начинаем осмотр именно с него. По широкой и длинной, совершенно безлюдной аллее, мы выходим к «Нойе Шлосс». Это грандиозное великолепное здание длиной более 200 метров было построено в 1763–69 годах как вторая летняя резиденции Фридриха Великого и как доказательство того что, несмотря на три войны, экономика Пруссии не пострадала. Это самый большой дворец Пруссии XVIII века. Кстати, именно в это время здесь впервые оказались русские войска в результате побед Елизаветы.

А всего мы брали Берлин три раза! Тогда как немцы не были в Москве ни разу…

Мы обошли дворец кругом, и вышли на покрытую брусчаткой огромную площадь. С одной стороны она сформирована дворцом, а с другой окаймлена зданиями старинного Потсдамского университета. Я поднялся по мраморной лестнице к одному из зданий, чтобы снять на видео панораму площади. Представилось, как по ней маршировали прусские солдаты. Экскурсию внутрь дворца пришлось отложить на следующий раз.

Снова в Сан-Суси и Цецилиенхофе

Я купил проспект «Потсдам — Сан-Суси» на русском языке, еще раз, с удовлетворением почувствовав, широкое распространение родного языка.

Так как было еще достаточно рано, и вошли мы в парк с дальней противоположной стороны, то народу было поначалу очень мало.

Снова в Сан-Суси и Цецилиенхофе

Однако когда мы двинулись от Нового дворца к Старому, навстречу нам стали попадаться большие группы туристов, которые уже осмотрели Старый дворец. Поэтому мы взяли Арчера на поводок, а до этого он свободно бегал по аллеям и площади. Где бы он ни встал, везде гармонировал с прекрасными пейзажами, так и просился на видео и фотосъемку. Утром у Ирины было сомнение, брать его с собой или нет, но я сказал, что экскурсия будет в основном проходить по паркам, поэтому Арчер оказался с нами, и ему было хорошо, как и нам!

Огромное впечатление производит главная аллея парка от Старого к Новому дворцу. Длиной, наверное, более километра, обсаженная высоченными столетними деревьями, аллея в любой точке предлагает изумительный вид на Новый дворец. При этом то слева, то справа, открываются прекрасные виды на другие сооружения парка.

Мы свернули по одной из аллей к Оранжерейному дворцу, которая занимает главенствующее по высоте положение в парке. Мне тут же захотелось снять панораму, поэтому я оставил Ирину с Арчером внизу, а сам по лестнице поднялся наверх к зданию Оранжереи. Там я пожалел, что они не пошли со мной, так как увидел прекрасный сад в итальянском стиле с морем цветов, пальмами и экзотическими растениями. Здание мне напомнило Дворец Питти во Флоренции. Его построили по приказу Фридриха-Вильгельма уже в XIX веке для хранения тропических растений. Как будто, я снова побывал в Италии!

Снова в Сан-Суси и Цецилиенхофе

Я купил запасную фотопленку, чтобы не ограничивать себя в фотосъемке, и за три марки билет на смотровую площадку. По железной винтовой лестнице я поднялся наверх, на самую высокую точку парка. Внизу виднелись две маленькие фигурки Ирины и Арчера. Оценив с высоты птичьего полета владения Фридриха, я спустился вниз. Там мне Ирина рассказала, что пока они меня ждали, к ним подходили немцы, познакомиться с Арчером. Кобель произвел на них очень хорошее впечатление, и они попрощались до встречи на Зигере через пару дней.

Следующая достопримечательность — Китайский чайный домик в стиле рококо в нижней части парка. Блестящие на солнце золотые фигуры напомнили скульптурные изображения в Петродворце. Дальше внизу — Римские купальни, дворец и парк Шарлоттенхоф, но мы пошли опять наверх к зданию Королевской картинной галереи по крутому подъему, обшитому с одной стороны камнями, как будто мы оказались где-то в горах. За галереей — старинная мельница, мимо которой мы попали к Старому дворцу.

Меня охватили шестилетние воспоминания, когда я стоял здесь же, а в это время налетел снежный заряд, и все мгновенно покрылось снегом. Вот и сам «Сан-Суси» — в переводе с французского «Без забот». Так без забот хотел отдыхать здесь Фридрих под впечатлением от французского Версаля. В отличие от двухэтажного Нового дворца, Старый дворец всего лишь одноэтажный. Закончен он был в 1748 году, и является шедевром архитектуры рококо.

Мы спустились по живописным парковым террасам к центральному фонтану.

Надо сказать, что фонтаны Петергофа на меня производят большее впечатление, чем фонтаны Версаля и Сан-Суси. Хотя сам парк и дворцы Сан-Суси, безусловно, выдерживают конкуренцию с Петергофом. Как приятно, что можно делать такие сравнения! Могли ли мы мечтать об этом десять лет назад в начале 90-х?

Снова в Цецилиенхофе

Через Бранденбургские ворота в виде римской триумфальной арки мы выходим на главную пешеходную улицу Потсдама — Бранденбург-Штрассе. Здесь полезно вспомнить, что Потсдам — столица земли Бранденбург, на территории которой находится столица Германии — Берлин. Дальше выходим по Фридрих-Эберт-Штрассе к Науэнским воротам, выполненным в неоготическом стиле. Две круглые башни ворот называют «длинными парнями — гвардейцами Фридриха Вильгельма Первого». Они построены еще при нем — отце Фридриха Великого.

По знакомой улочке веду Ирину в Новый сад и дворец Цецилиенхоф. Я был здесь в ноябре 1995-го. По аллее из пирамидальных дубов мы спускаемся к озеру Хайлиген-Зее. Стало достаточно жарко, и мы разрешили Арчеру спуститься в воду и попить воды. Здесь произошел любопытный эпизод. Когда Арчер пил, я обратил внимание, что вода в озере невообразимо чистая. При этом по озеру плавали утки, и летали какие-то благородные птицы, то ли цапли, то ли еще кто. Арчер с облегчением вылез из воды, и интенсивно отряхнулся. Мы пошли дальше, но в это время к нам быстро подошли два служителя парка и попросили взять собаку на поводок.

Снова в Сан-Суси и Цецилиенхофе

Потом мы видели еще нескольких служителей в форме, которые подозрительно к нам приглядывались. Здесь я понял, что этот парк и озеро являются, кроме того, еще и заповедником. Поэтому и вода такая чистая, и купать собак, конечно, здесь нельзя.

Мы вышли к Мраморному дворцу — летней резиденции Фридриха-Вильгельма Второго. Этот дворец считается шедевром позднего барочного классицизма, он был построен в 1787–97 годах.

Дальше наш путь лежал во дворец Цецилиенхоф — последний из дворцов, построенный во времена Пруссии в 1913–17 годах. Это — фахверковое здание в английском стиле. Видимо, именно поэтому союзники выбрали его для проведения Потсдамской конференции в 1945 году. Конференция определила на 45 лет судьбу Германии, а для нас Потсдам в первую очередь ассоциируется именно с послевоенной конференцией. Теперь же дворец запомнится нам прекрасным парком, ухоженными и обстриженными растениями, прекрасным местом для неторопливого отдыха. Но нам надо торопиться назад.

Снова в Сан-Суси и Цецилиенхофе

Переполненные впечатлениями, с гудящими ногами, мы двинулись в обратный путь к машине, которую оставили возле парка Сан-Суси. Это километра четыре. Но, несмотря на усталость, мы не могли не зайти в поселок Александровку, построенный для русских солдат в 1826 году. Тогда русские войска во второй раз стояли под Берлином после победы над Наполеоном. Таких изумительных изб мы не видели ни в Суздале, ни в Коломенском. Я подумал, что если немцы, глядя на эти избы, думают, что в России живут именно так, то они могут нам только позавидовать!

Наконец, мы добрались до машины. Как приятно после интересной и насыщенной экскурсии возвращаться «домой» по уже знакомой дороге. Вот справа — мечеть, вот слева — главная церковь Потсдама — Николайкирхе в стиле классицизма по примеру лондонского Собора Святого Павла, а вот — жёлтенькие указатели на наш Капут. Промелькнула платановая аллея, озеро, съехали к отелю. Там нас ждет скромный, но сытный ужин из домашних припасов, можно немного отдохнуть, но все же хочется еще познакомиться с окрестностями.

Поэтому мы вновь выходим на прогулку, доходим до леса. К озеру на дикий берег выйти не удается, так как берега заросли камышом. Накрапывает дождик, темнеет, пора возвращаться к себе в отель.