Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Москва, Санкт-Петербург — Россия Август 2009

Я бы назвала круизы образовательным туризмом, поскольку они дают отличную возможность посетить много красивых мест, проплывая при этом мимо не менее примечательных мест. Это отличный способ повторить историю с географией, так как экскурсии очень познавательны, да ещё и дополняются путевой информацией по теплоходному радио. При этом, не надо всё время собирать-разбирать и таскать за собой свой багаж. Это не единственные плюсы круизов. Вот ещё некоторые:

• это рай для любителей воды: вокруг — водная гладь, вода мерно шумит и действует умиротворяюще, а вокруг деревеньки, леса — благодать! Вид воды располагает к созерцанию и размышлению. Но искупаться можно лишь один-два раза за круиз на зелёных стоянках, если повезёт с погодой.
  • трёхразовое отличное питание с выбором блюд и завтраком-шведским столом.
  • отличная развлекательная программа с профессиональными эстрадными концертами, классической музыкой, баяном, караоке, дискотеками и великолепными барами.
  • комфорт: в каюте есть всё необходимое для жизни. НО главное выбрать хороший теплоход, чтобы бытовые неудобства не испортили отдых. Одно из путешествий на теплоходе «попроще» (проект 26–37 в каталоге теплоходов) отбило охоту, и мы вновь вернулись к теплоходам компании «Водоход» (проект 301 или 302), эта компания может гарантировать комфорт и чёткую организацию, в этом мы убедились уже в третий раз.

2 августа. Накрапывает дождик. Теплоход «Александр Радищев» отходит от причала под звуки «Прощания славянки», туристы отпускают в небо заранее подготовленные организаторами круиза воздушные шарики, выступает капитан с приветственной речью, после которой всех туристов угощают шампанским. После замечательных подмосковных водохранилищ начинаются шлюзы. Проходя по каналу имени Москвы, воочию видим, что такое шлюз, для чего он нужен и как он работает. Для закрепления материала предоставляется прекрасная возможность: таких шлюзов на нашем пути будет 16, и это только в одну сторону, да ещё обратно, так что успеем посмотреть и опускание, и подъём теплохода.

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно

Раннее утро. Раздаётся приятная музыка из приёмника, нам желают доброго утра и приглашают всех, кто уже проснулся, на палубу посмотреть на чудо-чудное диво-дивное: колокольню, вырастающую прямо из воды. Но объяснение чуда достаточно прозаичное и печальное: когда-то это была колокольня Никольского собора, стоящего на центральной торговой площади города Калязина, а потом построили Угличское водохранилище, и большая часть города ушла под воду, а колокольня уцелела лишь потому, что стояла на самом высоком месте. Так Калязин стал маленьким тихим городком.

Раз прошли Калязин, скоро будет и наша первая остановка — Углич, без посещения которого, похоже, не обходится ни один экскурсионный маршрут. И снова торговцы сувенирами выстроились в длинный ряд около причала, и снова встречают нас хлебом-солью да песнями. Конечно же мы идём в Кремль (который не опоясывает стена) и уже в третий раз любуемся нарядной церковью Дмитрия на крови, построенной на месте гибели царевича Дмитрия. Остаётся загадкой, был ли это заговор против малолетнего сына Ивана Грозного или несчастный случай.

И снова соборы, монастыри, церкви. Промокшая и заскучавшая, захожу в очередное сооружение кремля и слышу, как поёт мужская капелла — голоса до того великолепные, что тоска мгновенно развеивается и не хочется уходить отсюда в очередной монастырь. В свободное время желающие из нашей группы могли посетить музеи водки, тюремного творчества и кукол, расположенные рядом около пристани, но мы возвращаемся обратно на центральную площадь, покупаем с собой вкусную угличскую минеральную воду, гуляем немножко, и уже пора обратно на теплоход.

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно

От Рыбинска начинается Волго-Балтийский водный путь, включающий в себя целую систему рек, озёр и водохранилищ, по которым мы и пойдём до Санкт-Петербурга. На следующий день высадка на берег в Горицах — посёлке в Вологодской области на берегу реки Шексны с неприглядными деревянными домами и Горицким женским монастырём, требующим основательной реставрации, которая уже и началась.

Отсюда нас везут по разухабистой дороге в городок Кириллов, достопримечательностью которого является Кирилло-Белозёрский монастырь — один из крупнейших на Русском Севере, основанный архимандритом одного из московских монастырей Преподобным Кириллом на берегу прекрасного Сиверского озера. Видно, насколько мощен был монастырь в прошлом, в нём интересные музеи, но его величественные сооружения требуют реставрации.

Вообще, неприглядна российская провинция, не хватает ей ухоженности уж хотя бы на главной улице. Я не сноб, у меня нет московского высокомерия, поскольку я сама выросла в провинции, но в последние годы её так облагородили, что любо-дорого посмотреть и перед гостями города не стыдно. Видимо, у Московской области побольше средств и возможностей для приведения своих городов в порядок, чем, допустим, у Вологодской и Ярославской, потому как Углич тоже смотрится довольно провинциально.

Миновав прекрасные реки и озёра, держим путь на Валаамский архипелаг в Ладожском озере, крупнейшем в Европе. Это просто безбрежное синее море, холодное и своенравное. Но что такое: вроде не пили ещё, а почему так шатает, когда идёшь по коридору? Это качка, которой не было на реках, а тут водоём покрупнее будет.

В лежачем положении становится приятнее, как-будто в гамаке. На наше счастье, это была средняя качка, бывает и хуже. И вот он — суровый, гордый и величественный север: маленькие островки, поросшие соснами, и самый крупный остров — Валаам: скалистый берег, огромные сосны, скиты, кругом лес. К Спасо-Преображенскому монастырю можно добраться на небольшом теплоходе, который отходит от нашего теплохода. Поражают своим величием огромный Спасо-Преображенский собор и колокольня.

А дальше 3 счастливых дня в Санкт-Петербурге! Транспортные проблемы и заботы о хлебе насущном не должны нас волновать: автобусы уже ждут на пристани после завтрака, везде возят и возвращают обратно чётко к ужину, а вместо обеда выдаётся сухой паёк. Посещение Павловска включено в базовые экскурсии, а далее в качестве дополнительных платных экскурсий предлагается Петергоф и ночной Петербург. И это всё только на первый день.

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно

Но раз уж мы сюда попали, будем ездить по максимуму, хоть и были раньше уже везде, но Питер и его пригороды — это моя страсть, я могу возвращаться сюда снова и снова и открывать для себя что-то новое. Павловск — уютный пригород с великолепным дворцом Павла I. Село Павловское было даровано Екатериной II своему сыну Павлу в связи с рождением его первенца — будущего императора Александра I. Роскошны и великолепны интерьеры дворца, здесь античные скульптуры, изысканная мебель и фарфор, необыкновенные гобелены.

Не менее красив и пейзажный английский парк около дворца. В отличие от регулярного парка, как в Петергофе, в нём нет чёткой организации, он выглядит, как облагороженная естественная природа. И всё это великолепие после войны пришлось практически восстанавливать заново, поскольку оно сильно пострадало во время оккупации, и только благодаря самоотверженности работников дворца-музея самые ценные экспонаты были либо вывезены, либо надёжно спрятаны, а сейчас они красуются на своих прежних местах.

Едем в Петергоф. Погода на редкость благоприятствует, и фонтаны предстают во всём своём блеске. Я думаю, так же, как и мы, сегодняшние туристы, замирали в восхищении гости Петра I, посещавшие его летнюю резиденцию. Большой каскад фонтанов — грандиозное сооружение, прославляющее победу России в Северной войне, а его жемчужина, несомненно, «Самсон, разрывающий пасть льва». Описывать каждый фонтан и дворец нет смысла, лучше взглянуть на всё это великолепие и послушать интересный рассказ экскурсовода.

Так, ночь после такого насыщенного дня практически бессонная, но оно того стоит. Сначала нас покатали по ночному Петербургу, который ещё краше с подсветкой, показали любопытные памятники, которые мы как-то в прошлые визиты при дневном свете по незнанию обошли: памятник Остапу Бендеру, которому, как бронзовой собаке на «Площади революции» до блеска отполировали нос, чтобы не остаться с носом, и памятник питерскому фотографу. И вот кульминация ночного путешествия — разведение мостов.

Нас почему-то высадили у Троицкого моста, а не у Дворцового. Мы сначала расстроились, а потом подумали, что, может, оно и к лучшему: разведение Дворцового моста, хоть оно и зрелищней, мы уже раньше видели, а тут и народа поменьше, так что мы стояли прямо около моста, у которого поднималась одна ближайшая к нам створка, превратившаяся в захватывающую дух громаду.

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно

Поспать немного всё же удалось, а в 9.30 начинается обзорная автобусная экскурсия по городу. На неё, конечно, можно не ходить и спокойно спать после завтрака, но это исключено. Так, видимо, посчитало большинство наших туристов, выглядевших утром бодрячком и заполнивших аж 5 автобусов. Я не буду перечислять достопримечательности, которые нам показывали, они и так всем известны, но лишний раз на них посмотреть и послушать их историю — это только в удовольствие, даже несмотря на неприветливую погоду, но это нормально для Питера, и если хоть один экскурсионный день выдался без дождя — это уже хорошо, а на второй придётся помокнуть. Нам отчасти повезло: дождь шёл целый день во время автобусной экскурсии, а не трёх прошлых пешеходных.

Завершается наше пребывание в славном городе дополнительной экскурсией в Кронштадт, куда мы давно хотели попасть. Он был основан Петром I в. год основания Санкт-Петербурга как морская крепость для обороны подступов к Петербургу. Автобус подвозит к набережной, откуда открывается потрясающий вид на Финский залив и стоящие на причале военные корабли. В парке около пристани — памятник основателю города Петру. Ещё на подъезде к городу был виден купол морского Никольского собора, при ближайшем рассмотрении мы оценили всю мощь и красоту этого собора.

Собор стоит на главной площади города — Якорной. Здесь же находится великолепный памятник адмиралу Макарову, командовавшему Кронштадским портом и много сделавшему для города. Адмирал погиб в ходе русско-японской войны. Экскурсовод говорит: к собору мы с вами выйдем через летний сад. Ой, здорово, подумали мы, приготовившись к созерцанию красоты. Но что это? Узкая калитка, дорожек нет, кругом — помойка, мусор плавает в пруду — это называется сад? Да и в целом городу не хватает ухоженности. А надо бы побольше уважения к городу морской славы, который во времена нескольких войн сдерживал врага на подступах к северной столице. Ну вот, пора в обратный путь. Провожаем взглядом причал Уткина заводь и прекрасный вантовый неразводной мост.

У истока Невы проходим мимо крепости Орешек, в разные эпохи сыгравшей важную роль в истории России. Она была построена новгородцами для защиты от нападков шведов, но шведы всё же захватили её, а Пётр I вернул её России в ходе Северной войны и назвал Шлиссельбург. Когда крепость утратила своё военное значение, она стала использоваться как тюрьма и для опальных царедворцев, и для декабристов, и для народовольцев. В годы Великой Отечественной войны защитники крепости держали оборону, не давая врагу ликвидировать Дорогу жизни к блокадному Ленинграду через Ладожское озеро.

Прибываем в Лодейное поле, судостроительные верфи которого были заложены ещё при Петре I. Отсюда автобус увозит туристов в монастырь Александра Свирского. А теплоход плывёт дальше, в Свирьстрой. Монастырь был основан Преподобным Александром Свирским — иноком Валаамского монастыря, здесь же покоятся его мощи. Сооружения монастыря предстают во всём своём великолепии на ухоженной территории.

Возвращаемся на теплоход в Свирьстрой — посёлок на реке Свирь. Здесь у нас «зелёная стоянка». Тяжела и неказиста жизнь российской глубинки: неприглядные дома с участками, и это в таком-то красивом месте с прекрасным лесом и рекой. Хотя некоторые деревни, мимо которых мы проплывали, выглядели оригинально: неказистые дома, зато с огромными спутниковыми тарелками.

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно

Продолжаем путь. Что за сказочный остров показался вдалеке? Выглядит, как декорация к сказке: аккуратные деревянные домики с резьбой, деревянные церкви со множеством резных куполов, мельница. Это остров Кижи в Онежском озере — музей под открытым небом, первое местечко, поразившее меня в круизе после Санкт-Петербурга и его пригородов.

Мы зашли в один из этих домов и воочию увидели и услышали об укладе жизни наших предков, живших в суровом Заонежье. Атмосфера старины в сочетании с великолепными пейзажами завораживает. Блестят на солнце главки церквей, но это не металлическое покрытие, это осиновые дощечки, вытесанные топором. В не меньшем восторге были и иностранцы, два теплохода с которыми (причём, российские теплоходы, многие из которых в настоящее время перевозят интуристов) пришвартовались к нашему.

Продолжаем путешествие по Карельской земле и прибываем в Петрозаводск. С городом знакомимся бегло из окна автобуса, направляющегося на водопад Кивач на территории лесного заповедника. Старинных зданий в столице Карелии нет, она отстраивалась практически заново после 1945 года. Город можно назвать культурным и научным центром: здесь есть несколько театров, филармония, музеи, филиал РАН, 3 ВУЗа. А своим возникновением город обязан Петровскому металлургическому заводу, производящему вооружение для российской армии, ведущей Северную войну со шведами.

Вокруг нового завода и возникло поселение. У нас было только время погулять по набережной — очень красивой, напоминающей какой-то южный город у моря, а Онежское озеро выглядит как море. Водопад Кивач — это, конечно, не Рейнский водопад в Швейцарии и не мощный водопад в Норвегии, но для равнинного водопада он очень красив. Очарования добавляет и естественная среда вокруг него: валуны оставлены нетронутыми, и чтобы подобраться поближе, надо карабкаться по ним.

Возвращаемся обратно в Вологодскую область. Вытегра — ещё один неприглядный провинциальный город с ужасными грязными дорогами. Моё скучающее настроение (хоть и экскурсовод был хороший) рассеилось только два раза. Первый раз — при посещении музея водных путей с экспозицией Мариинской водной системы — предшественницы Волго-Балта. Ещё Пётр I предлагал соединить каналом реку Вытегру, впадающую в Онежское озеро, и реку Ковжу, впадающую в Белое озеро. Но всё осталось лишь на уровне изысканий, Пётр умер, а его преемники не интересовались этим проектом. И только при Павле I приступили к строительству.

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно

Второй раз я оживилась, когда экскурсовод повёл нас к подводной лодке. Заметно оживилась и вся группа. Настоящая подводная лодка Б-440, списанная из-за морального устаревания, стоит теперь на причале в качестве музея. Одним из её создателей был житель Вытегры — инженер, контр-адмирал М. Рудницкий. Заходим внутрь. Низкие потолки, крутые лесенки, люки, торпеды, трубы тянутся по бокам, малюсенькие каюты и несметное количество всевозможных приборов — на это стоит взглянуть, чтобы прочувствовать, каково живётся подводникам.

Предпоследний 13-й день путешествия — экскурсия в Мышкин. Крохотный городок, который можно обойти пешком, но такой добрый и уютный. Обычно на причале теплоходы встречали песнями кот и мышка. На этот раз новые герои: мышь-царь и мышь-царевна, а потом зажигают мышки-цыгане. Позолотишь ручку и сфотографируешься с ними. И здесь мы уже были дважды, но экскурсоводам есть, чем нас удивить. Нас ведут по совершенно другому маршруту, минуя известный музей мыши, в старинный амбар, где мышь-мельник командует помолом, а в очереди стоят мышь-крестьянка, бедная мышка с мышатами, мышки побогаче сплетничают на лавочке.

Мышки сделаны в виде кукол почти в человеческий рост. Народ послушал рассказ экскурсовода, расслабился и пошёл фотографироваться с мышками. И тут две из них оживают! Они оказались вовсе не куклами. Народ отпрыгивает, а потом хохочет и братается с ними. Просветительская часть продолжается. Нам показывают, как работает гончарный круг и как кузнецы творят свои шедевры. В музее «Русские валенки» узнаем, как валяют валенки, а на экспозиции «Русский лён» видим, каким тяжёлым был труд крестьян по обработке льна. Молодцы, мышкинцы, очень познавательно, интересно и зрелищно они всё продумали в своём городе.

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно

А какой великолепный мемориал памяти павших в Великой Отечественной войне появился здесь недавно: бронзовая скульптура простого солдата, которого уже окрестили местным «Алёшей», а на мраморных плитах — трогательные и трагичные отрывки из писем одного из бойцов своей семье. Полный ходом идёт и восстановление прекрасного Успенского собора, который чудом уцелел во времена варварского уничтожения церквей. Радостней становится на душе после посещения этого милого городка.

Огромное спасибо компании «Водоход» и команде теплохода «Александр Радищев» за организацию нашего отличного и познавательного отдыха!

© Ольга. Материал размещен с разрешения автора.