Турист Daria Dovbenko (Darya_911)
Daria Dovbenko
была 15 января 2022 21:21

Черкасская область — Украина Июнь 2015

Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!
Н. В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

Центральная Украина это колоритная, богатая историческими событиями территория, где черпали вдохновение писатели и художники. Всё здесь пропитано подлинным духом страны, мощную энергетику чувствуешь сразу. Так бывает, наверное, не во всех путешествиях. Первое, на что стоит обратить внимание в регионе — это Букский Каньон.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Скалистый каньон на реке Горный Тикич начал формироваться 2 миллиарда лет назад. Валуны причудливой формы повидали не одну смену веков, а скалы разной высоты протянулись на 2,5 километра.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Подобные фьорды для Украины не характерны, в большей части страны преобладают степи, поэтому эмоции восторга переполняют. Бегущая вода и скалистые обрывы создают живописные пейзажи, даже спустя несколько лет, я помню ароматы местных трав и комфортную температуру даже в очень жаркий летний день.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Обходить местность можно часами, атмосфера спокойная и умиротворенная. Ветер на вершинах освежает, а в тени скал и у воды довольно прохладно. Горный Тикич — отличное место для рафтинга, каякинга и просто купания. Скалистые выступы идеальны для альпинизма разной сложности. Есть и площадки для пикника, воздух здесь потрясающе чист и свеж.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области
миллионы лет на этом месте; превосходно для скалолазания

Не стоит ожидать благ цивилизации и сервиса, всё что мы получили — это сердечный приём хозяев местных домиков, украинская щедрость и доброта во всём (нам хватило). Здесь легко повстречать того, кто не пользуется компьютером, интернетом, носит одежду и украшения «ручной сборки». Ритм жизни в подобных глубинках не редко замедленный, мало кто спешит, да и некуда.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Когда посещаешь места, где жили поэты, художники, то думаешь «да, здесь и я бы писала картины, стихи и романы или всё вместе». Такие же эмоции возникли в Каневе. Популярен среди туристов он стал как место рождения Тараса Шевченко. Не могу похвастаться особым знанием в области его творчества, но места действительно красивые.

Канев
дом, где родился Тарас Шевченко

К сожалению, в больших городах практически невозможно ощутить весь колорит древнего праздника Ивана Купала: не озёра, а водохранилища, не трава, а газон, не бабушкина вышиванка, а купленная в супермаркете на скорую руку.

Но есть места, которые всё еще полны энергией света и добра, «места силы», где много лет проводили купальские обряды, земля, которая пропитана историей, не измучена серым и безжизненным бетоном новостроя. Места, где зелень и вода легли в основу пейзажа и такое место существует в с. Легедзино Черкасской области.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Праздник Ивана Купала в культуре славян занимает не последнее место, его можно назвать и христианским и языческим праздником. Возник он на пересечении времен и поверий, чествуя день летнего Солнцестояния. Повод вполне языческий, как и те ритуалы, которые его сопровождают. В ночь перед Ивана Купала проводятся самые яркие обряды, гадания и песнопения.

этому наряду 150 лет

Легензино уникально не только ежегодным фестивалем Ивана Купала, а еще и тем, что в IV тысячелетии до н. э. здесь располагалась одна из самых больших стоянок трипольцев, — огромное поселение. В Легедзино располагается большой музей Трипольской культуры, в котором собраны предметы быта трипольцев. Есть даже реконструкция жилища в натуральную величину, можно залезть, всё обследовать и потрогать. Хочу отметить, что музей, как и реконструкции были созданы энтузиастами, без финансовой поддержки извне.

пересечение времён

Трипольцы в своём развитии ушли далеко вперёд от первобытного строя: земледелие вышло на новый уровень благодаря новым орудиям труда из кости, меди и камня; керамические изделия от сугубо практичных стали ещё и эстетичными — с тонкими стенками, узорами и символами, которые отгоняют злых духов.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Более того, применялась белая, коричневая, красная и черная краска для оформления уже готового изделия.

Жилища представляли собой двухэтажные/одноэтажные домики, строительство отличалось упорядоченностью, системой, поселения были большими и подвергались набегам крайне редко, жизнь в них была размеренной и спокойной. Только истощение почвы и прочих ресурсов могло заставить трипольца покинуть насиженное местечко. После, весь посёлок сжигали дотла и начинали «градостроение» с начала, но уже на новом, плодородном месте.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Этнофестиваль Ивана Купала в Легедзино проходит 25—26 июня и начинается с ярмарки этнографической одежды разных регионов Украины, художественных картин и концерта этнографических коллективов. Большой и глубоко народный праздник, который полюбился и прочно засел в культуре привлекает туристов со всей Украины.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Три символа Ивана Купала должны объединиться в этот день: огонь, вода и травы. Популярны гадания на суженого у молодых девушек. Чтобы погадать на суженого, девушка плетёт венок из полевых цветов и опускает его со свечкой в речную воду. Если венок ушел дальше всех — быть замужеству и долгой счастливой жизни молодых. Пошёл ко дну — избранник не любит и свадьба не состоится.

костюмы аутентичные, их носили бабушки девушек
Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

С давних времён считалось, что вода рек и озёр в ночь на Ивана Купала обладает магическими свойствами и способна исцелять, очищать от зла. Ведьмы и прочая нечисть покидает водоёмы, можно смело купаться, наши предки верили что таким образом, тело и дух наполняются силой, здоровьем и выносливостью на весь год.

Купальский костёр закладывается еще с утра и как только вечереет — костёр поджигают.

Центральная Украина. Традиции Ивана Купала в Черкасской области

Такое пламя полыхает всего от одной спички, никаких горючих веществ не используют. Когда костёр выгорает, молодые парни и даже девушки прыгают через него «на удачу». Купальские забавы в разгаре: вокруг водят хороводы, поют национальные песни, веселятся кто во что горазд.

Ивана Купала: песни

Купальские забавы

Традиции наших предков, пусть и наполовину утраченные, перекроенные, но всё ещё живые — это ключ к пониманию себя, своего рода. Можно не верить в гадания на суженого, не водить хороводы и через ритуальный костёр не прыгать. Но это часть нашей культуры, наша история, — весомая часть прошедших времён и без стремления понять прошлое невозможно выстроить здоровое будущее.