Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — Россия Март 2017
54 55

Хочу на Слёт!

Впервые о Слете оленеводов, охотников и рыбаков, что ежегодно проходит в деревне Русскинская в последние выходные марта, я услышала весной прошлого года, считав информацию о только что состоявшемся Слёте в новостях. С тех пор родственники и друзья терпеливо выслушивали рассказы о моих планах, о том, как я поеду на Слёт и с головой окунусь в местный колорит, а муж недоумевал: «Тебе что на работе „оленей“ мало?»

Моё рвение объяснить достаточно легко, не смотря на то, что я родилась и выросла в Югре и тоже уже могу считаться коренным жителем, в нашем небольшом городке не встретишь хантов с оленями, просто так разгуливающих по городу, и родовых стойбищ вблизи Мегиона тоже нет. И лишь изредка кто-нибудь из них нет-нет да пригонит упряжку оленей в город на праздники, чтобы подзаработать… Поэтому общение с коренными жителями Югры для нас не меньшая экзотика, чем для жителей Центральной России.

Жажда увидеть оленей, да побольше, была нестерпимой, так что я даже умудрились найти оленью ферму в Подмосковье во время нашего новогоднего путешествия…

3
Полярный уголок Подмосковья (январь, 2017)
Полярный уголок Подмосковья (январь, 2017)

Но вот наступил долгожданный март, и пришло время собираться в дорогу. По очень уважительным причинам семейная поездка на личном автомобили оказалась невозможной, поэтому был разработан другой способ доставки меня к месту проведения праздника: поезд до Ульт-Ягуна, пересадка, поезд до Когалыма, пересадка в автобус или маршрутное такси до Русскинской. Получалось, что в дороге я проведу всю ночь, чтобы преодолеть каких-то 260 километров… Но тут случилось чудо, мой энтузиазм перекинулся на коллег по работе, нашлась машина с водителем, и мы с большим комфортом отправились навстречу моей мечте.

3
Выставочный чум
Выставочный чум

Лирическое отступление: какие-такие обские угры?

Коренными жителями Югры считаются два удивительных родственных народа – ханты и манси, по-другому их называют обскими уграми. Помимо ханты и манси к этой группе относятся и венгры. Различаются угры обские (ханты и манси) и дунайские (венгры). Как легко догадаться «обские» и «дунайские» по названиям рек Обь и Дунай, у которых проживали народы. Само название «ханты» означает «люди», а «манси» - «человек».

6
Нарядные участники Слёта
Нарядные участники Слёта
2
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Много веков назад предки современных обских угров обосновались на берегах Оби, а гораздо позже на эти земли потянулись другие первооткрыватели: сначала Кучум, затем новгородцы, после – войско Ермака… Первое письменное упоминание о поселении на месте современного Ханты-Мансийска было сделано в 1582 году в «Летописи Сибирской краткой Кунгурской» о том, как небольшой отряд под предводительством сподвижника Ермака Богдана Брязги подошел на лодках к поселению остяцкого (хантыйского) князя Самара. Между русскими и ханты произошло сражение, во время которого князь Самар погиб, а аборигены были повержены и через некоторое время присягнули на верность московскому царю.

Не смотря на большое количество желающих покуситься на родовые земли обских угров, мирный лесной народ умел договариваться со всеми. Богата была земля древней Югры – научились и откупаться, приезжали на оленях в отстроенные деревянные городища, совершали нехитрый товарный обмен и исчезали вновь в непролазных дебрях тайги. Всё кардинально изменилось, когда в здешних краях были обнаружены несметные залежи нефти и газа – богатства, надолго разделившие местных и пришлых. По непролазным болотным топям медленно, но настойчиво продвигались геологи-первопроходцы, за ними шли многотонные машины, взрывая вековую тишину тайги, лишая диких животных привычных мест обитания, лесных людей традиционных мест охоты, а оленей - пастбищ…

6
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Бесстрашные от природы аборигены впервые почувствовали, что у их детей нет будущего, что они не могут больше сами управлять своей жизнью. Наиболее зажиточные бежали вглубь тайги, на еще нетронутые земли, спасая стада и потомство. А многие вышли из леса навстречу новой жизни, но не находя применения своим силам и знаниям, так и не смогли полноценно примкнуть к иной цивилизации…

К счастью, времена бездумного пользования природными ресурсами и разрушения традиционного образа жизни коренных народов уже проходят, и власть имущие всё вводят и вводят новые программы по поддержке коренного населения. Сейчас на территории Югры расположено 72 стойбища, где люди, как и 300 лет назад, живут, занимаются охотой, оленеводством, рыбалкой, сбором дикоросов. Конечно, время внесло свои коррективы в быт аборигенов, и сейчас они ездят на вездеходах, летом на лов рыбы отправляются на моторных лодках, но по-прежнему главным своим богатством считают оленей.

По своей натуре ханты и манси - очень добродушные, гостеприимные, дружелюбные и сдержанные. Внешние проявления эмоций: любовь, привязанность, ненависть – в среде обских угров не приветствуются. Интересный факт, когда учёные-филологи не так давно решили издать русско-хантыйский разговорник, то оказалось, что в языках коренных жителей Югры нет словосочетания «я тебя люблю», а наиболее близко передаёт смысл этого выражения фраза «ты близка моему сердцу». Привычное же нам пожелание здоровья можно перевести на хантыйский так – «целые здоровые руки, здоровые ноги»...

Исторически так сложилось, что коренные народы, по крайней мере, до конца XX века, - немые народы. Из-за отсутствия письменной культуры и из-за доминирующей в аборигенной среде культуры молчания, понимание об их прошлом и настоящем формировали другие, их история написана не ими самими, а теми, кто их покорил. У немногословных ханты есть ещё одно интересное выражение «Ты нечестно молчишь!».

Взаимоотношения родственников в хантыйских и мансийских семьях подчинены этическими установками, которые сложились в течение ряда веков. В семьях принято обращаться друг к другу не по именам, а терминами родства, вот пример из хантыйского словаря: отец - Ащи, мать - Анки, сын - Пох, дочь - Эви, старший брат - Йигноп, старшая сестра - Йигэви, младший брат - Апси, младшая сестра - Ай йигэви, дедушка - Сятсяси, бабушка - Анканки, прадедушка - Опрась, прабабушка - Унсяси, внучка - Хитнэ, внук - Хиты…

2
Югорское детство
Югорское детство
3
Хохотушка
Хохотушка

Из истории Слёта

Деревня Русскинская расположена на севере Сургутского района, вдоль реки Тром-Аган (Торум-Ягун — Божья река), на месте хантыйского стойбища Русскиных, откуда и пошло название деревни. Тром-Аганский сельский совет был создан в 1926 году, в 1978 году переименован в Русскинской, а с 2006 года получил наименование «сельское поселение Русскинская».

5
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская
7
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Первый Слет, теперь ставший традиционным, был организован в 1974 году работниками промыслово-охотничьего хозяйства для подведения итогов промыслового сезона, поощрения коренных жителей — тром-аганских ханты и повышения соревновательного духа между ними. С годами задачи Слёта расширились, например, обязательным стало проведение накануне слёта собрания представителей коренных малочисленных народов, где они обсуждают насущные проблемы по взаимодействию с нефтяниками и районными властями. Создаются условия для медицинского осмотра коренных жителей с привлечением узких специалистов и работой передвижной флюорографии. А также организуются культурно-развлекательные мероприятия, на которых молодые люди из родовых угодий имеют возможность познакомиться друг с другом.

5
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

7
Празднично украшенные олени
Празднично украшенные олени

За несколько дней до поездки прочитала на официальном сайте деревни Русскинская обращение, которое меня позабавило, звучало оно так: »В связи с тем, что в этом году ожидается приезд высоких гостей с правительства округа и Организации Объединенных Наций, изменятся правила торговли продукцией местных производителей. Также вводится требование к опрятности внешнего вида продавцов, так как гости в первую очередь по этим факторам и будут судить о нравах и культуре целого народа».

2
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

6
Товар лицом или ногой...
Товар лицом или ногой...

Лирическое отступление: тром-аганские ханты – яркие люди

Большую часть года ханты, сохраняя традиционный уклад, живут достаточно уединенно на своих стойбищах. Но несколько раз в год по большим праздникам, к таким относится и Слёт оленеводов, приезжают, чтобы пообщаться друг с другом, поторговать и помериться силой, ловкостью в традиционных видах спорта. И, конечно, облачаются в лучшие одежды, соответствующие празднику.

4
Лучшие наряды к празднику
Лучшие наряды к празднику
3
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления используются местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применяется ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляют одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев. Чрезвычайно большую роль играют шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге.

5
То ли девица, то ли лебёдушка...
То ли девица, то ли лебёдушка...
5
Дочь лесного остяка
Дочь лесного остяка

Покупные ткани ханты и манси стали использовать очень давно, из них шьют не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывают также верх меховых шуб и малиц.

Меховые шубы северные ханты и манси украшают узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками из цветного сукна, вшитыми в швы вдоль узора и по его контуру. Узорные полосы располагают вдоль основных швов одежды. Подол и полы оторачивают широкой полосой короткошерстного меха иного тона, чем шуба.

Малицы подвязывают поясами с пряжкой, на которые помимо металлических подвесок, цепочек, подвешивают клыки медведя. Для ханты это имеет не столько эстетическое, сколько сакральное и функциональное значение: клык медведя, как и упряжь, сделанная из шкуры этого животного, способна отпугивать злых духов; а если поскоблить зуб медведя на глубокую рану, то она быстрее заживет.

И грянул праздник или оленей много не бывает

Местных жителей не удивишь гостями издалека, сюда часто приезжают фольклористы, журналисты, а также лингвисты из Венгрии и Финляндии, изучающие родственный их языкам сургутский диалект хантыйского языка. И всё же визит на Слёт в этом году делегации из самой Организации Объединённых Наций сделал из районного Слёта настоящее международное событие.

6
Баруме Альберт Квоко - председатель экспертного механизма по правам коренных народов ООН. Является мировым экспертом в области прав коренных народов. Ранее работал в многочисленных международных организациях, в том числе в Международной организации труда (МОТ) в Женеве, в Африканском региональном правозащитном механизме - Африканской комиссии по правам человека и народов. Опубликовал материалы по вопросам природных ресурсов, включая книгу двух выпусков о земельных правах коренных народов в Африке.
Баруме Альберт Квоко - председатель экспертного механизма по правам коренных народов ООН. Является мировым экспертом в области прав коренных народов. Ранее работал в многочисленных международных организациях, в том числе в Международной организации труда (МОТ) в Женеве, в Африканском региональном правозащитном механизме - Африканской комиссии по правам человека и народов. Опубликовал материалы по вопросам природных ресурсов, включая книгу двух выпусков о земельных правах коренных народов в Африке.

Атмосферу большого праздника мы почувствовали с первых минут: повсюду люди, в необыкновенно ярких национальных одеждах, приукрашенные олени, длинные ярмарочные ряды, на которых местные жители предлагали купить ягоды, конечно, урожая прошлого года, кедровые орехи, оленину, лосятину, рыбу, мясо, всевозможные шкуры животных (от лисьих до медвежьих), изделия народных художественных промыслов, одежду и обувь из меха. При желании можно было прикупить даже кость мамонта.

3
Торговля кипит
Торговля кипит
2
Дары сибирских рек
Дары сибирских рек
3
Дары сибирских болот
Дары сибирских болот
2
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская
3
Амулеты из ткани и меха, вышитые бисером.
Амулеты из ткани и меха, вышитые бисером.
1
Кисы - сапожки из оленьего меха.
Кисы - сапожки из оленьего меха.

3
Почём кость мамонта для народа?
Почём кость мамонта для народа?

На сцене один за другим сменялись солисты и фольклорные коллективы, то и дело раздавались звуки бубна, варгана, нарс-юха, санквылтапа и других национальных инструментов. Проводились конкурсы «Лучший чум», «Лучшая аборигенная семья»…

5
Концертная программа
Концертная программа
3
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская
7
Традиционное танцевальное искусство обско-угорских народов - наиболее древний вид искусства, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Танец у обских угров не был самостоятельным видом искусства. Танцы народов ханты  исполнялись только во время  Медвежьего праздника и являлись составной частью обряда.
Традиционное танцевальное искусство обско-угорских народов - наиболее древний вид искусства, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Танец у обских угров не был самостоятельным видом искусства. Танцы народов ханты исполнялись только во время "Медвежьего праздника" и являлись составной частью обряда.
6
Распространенным танцем среди хантов  в современный период является женский танец «Куринька». Мелодии  данного танца исполняются  на традиционном  музыкальном  инструменте  наръ- юх. Существует  и песенная мелодия  танца  и в  разных районах проживания хантов  варьируется по - своему.
Распространенным танцем среди хантов в современный период является женский танец «Куринька». Мелодии данного танца исполняются на традиционном музыкальном инструменте наръ- юх. Существует и песенная мелодия танца и в разных районах проживания хантов варьируется по - своему.

Слёт в деревне Русскинская иногда называют малыми олимпийскими играми коренных малочисленных народов Севера, так как здесь можно понаблюдать за соревнованиями в традиционных видах спорта, таких как прыжки через нарты, бросание тынзяна на хорей, борьба «Нюл-Тахли», а главной изюминкой всего праздника являются гонки на оленьих упряжках – самое зрелищное событие Слёта оленеводов, притягивающее внимание большинства туристов.

5
Участники спортивных соревнований. Метание тынзяна на хорей.
Участники спортивных соревнований. Метание тынзяна на хорей.

3
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Ханты готовятся к этим состязаниям целый год, ведь это не только возможность показать своих оленей, но и шанс побороться за главный приз — новый снегоход «Буран».

Тренируют спортивных оленей ежедневно, но сначала выбирают лучших из всего стада - сильных, выносливых. Затем оленей учат работать в команде, особое внимание уделяя тренировкам вожака. Но вся работа может пойти насмарку из-за одного плохо подготовленного или чего-нибудь испугавшегося оленя.

2
Коня на скаку остановит
"Коня" на скаку остановит

Правилами гонок количество оленей в упряжке не установлено, оно определяется желанием участника. В гонке в одной упряжке могут участвовать от одного до пяти оленей. Бывает, что против одного-двух оленей соревнуется четыре-пять, и первые выигрывают. Как пояснил ханты по имени Аристарх: "Успех зависит не от количества оленей в упряжке, а от человека"...

3
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Неожиданно для меня гонки на оленьих упряжках оказались довольно-таки экстремальным и непредсказуемым видом спорта: олени могут побежать куда им заблагорассудится, увязнуть в сугробе, закрутиться волчком, зацепиться друг за друга рогами, сбросить каюра, финишировать прямо в зрителей...

5
Усмирение строптивых
Усмирение строптивых
3
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Но, если траектория их движения становится более или менее прямой, то эти северные парнокопытные развивают огромную скорость.

4
Крутой поворот
Крутой поворот
4
Старт мужской гонки на оленьих упряжках
Старт мужской гонки на оленьих упряжках

Иногда олени ломают ноги на гонках, и тогда их пускают на мясо. Хорошо, что на Слёте 2017 года таких трагедий не случалось, но на наших глазах один из оленей сломал рог, а потом слизывал стекающую на морду кровь, будто собака... Эти гонки в буквальном смысле можно назвать «дикими». Рискуют жизнью не только погонщики и олени, но и те, кто наблюдает за экстремальной ездой.

3
Оленевод
Оленевод

Русскинской музей Природы и Человека является одним из интереснейших музеев Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, коллекция музея насчитывает более 4000 единиц хранения. Музей известен далеко за пределами ХМАО - Югры и России, ежегодно его посещают свыше десяти тысяч туристов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Не стали исключением и мы, отстояв огромную очередь, мы отправились знакомиться с двумя основными направлениями в экспозиции музея: природой Сургутского района и этнографией тром-аганских ханты.

Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Экспонаты рассказывают о мире природы и человека, гармонично существующих на протяжении многих тысячелетий. Помимо чучел представителей многообразной югорской фауны, в музее можно увидеть предметы промысла и рукоделия, одежду, утварь, средства передвижения тром-аганских ханты. Особое место в экспозиции занимают предметы, связанные с религиозными воззрениями.

1
Экспозиция в музее, посвящённая празднику Медвежьи игрища (ритуальная голова медведя)
Экспозиция в музее, посвящённая празднику "Медвежьи игрища" (ритуальная голова медведя)
В музее
В музее

Вместо заключения

Наверное, особый успех русскинского районного Слета заключается в том, что он гармонично соединяет в себе два направления — событийный и этнический туризм. Буйство красок, веселье с утра до самой ночи, красавцы-олени в упряжках и рёв моторов «Буранов», оживлённая торговля дарами природы и рукотворными изделиями — всё это как магнитом с каждым годом привлекает всё больше и больше туристов.

Сорок третий Слёт оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская только-только отгремел, а я уже начинаю отсчитывать дни до следующего праздника, который состоится ровно через один год.

1
Слет оленеводов, охотников и рыбаков в деревне Русскинская

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии