Турист Инна Морозова (Inna2355)
Инна Морозова
была 18 ноября 2022 13:51

Алматы — Казахстан Август 2014

Большое Алматинское озеро — жемчужина северного Тянь-Шаня, бриллиант Заилийского Алатау, вишенка на торте Большого Алматинского ущелья (здесь еще много-много эпитетов в превосходной степени). Короче говоря, в Алматы это место обязательное к посещению. При этом совершенно не важно, с какой целью вы приехали в наш город, работа это или отдых, вас в любом случае потащат в горы любоваться БАО. И даже если вы в Алматы в первый раз, приехали самостоятельно и не завели еще никаких знакомств, все равно любой таксист, администратор гостиницы, хозяин арендованной квартиры, менеджер турфирмы и даже продавец в магазине искренне порекомендуют вам побывать на БАО. Нет, есть, конечно, Медео, Кок-Тюбе и прочие попсовые и гораздо более доступные места, но верховья Большого Алматинского ущелья это совершенно другая история.

Как мы к Озеру ходили

Я в этом плане ничем не отличаюсь от своих земляков. Поэтому, когда моя хорошая подруга изъявила желание перейти от пешего туризма на равнине к туризму горному, и для этих целей выбрала Заилийский Алатау, я в первую очередь подумала о БАО. Имей я склонность к садизму, я погнала бы подругу полным маршрутом, тем самым которым ходило к озеру старшее поколение и иногда еще ходит отчаянное юношество. Впрочем, я не только не садистка, но и сама никогда в жизни не решусь на поход «по трубе» в силу природной лени и некоторой противоправности данного деяния, так как труба носит статус стратегического объекта, и вообще очень скользская.

Но смотреть на озеро с оборудованной смотровой площадки, просто поднявшись туда на машине, скучно, а хайкинг по горам вокруг озера запрещен. Оставалось положиться на проводника, который пол жизни проработал на космостанции выше БАО, по его словам, знал все тропинки и ходы в горах и мог отвести нас к озеру так, что дежурные бойцы Комитета национальной безопасности не прикопались бы. Рассказываю что из этого вышло.

Время похода: воскресный день в августе 2014-го, с 10.00 до 16.00.

Транспорт: такси (обычная легковушка) и ноги.

Погода: облачная, с переходом в дождь.

Участники похода:

Лёля, гостья из не слишком солнечного Оренбуржья. Профессиональный художник, талантливый писатель и просто отличная девчонка.

Как мы к Озеру ходили

Ирина Сергеевна, моя постоянная напарница по горным походам, человек, влюбленный в горы.

Сергей, друг детства Ирины Сергеевны, наш проводник.

Как мы к Озеру ходили

Малыш, один из лучших представителей своего племени. К сожалению недавно Малыш убежал от нас по радуге, мы скучаем и часто его вспоминаем.

Ну и я, просто я…

Как мы к Озеру ходили

Цель похода: Большое Алматинское озеро (в народе БАО). Название озера происходит не от его размеров, кстати весьма скромных, а от названия ущелья. Казахское название Жасыколь традиционно не имеет отношения к названию русскому и переводится как «Голубое озеро». Находится на высоте 2511 м, в 15 км выше города и немного ниже границы с Кыргызской Республикой. Озеро снабжает город питьевой водой. Последними двумя обстоятельствами объясняется наличие вокруг него массового скопления пограничников и КНБ-шников, а также запрет на хайкинг.

Погода с утра не баловала, повышенная облачность давила духотой в городе, а в горах обещала туман и дождь. Но откладывать поход не имело смысла и мы решились. Сергей пообещал провести нас якобы ему одному известными тропинками от последнего экологического блок-поста на дороге, проще именуемого «шлагбаум», через хребет ближайшей горы над озером, с тем чтобы мы могли посмотреть на него сверху.

Через ущелье Озерное поднимаемся в верховья Большого Алматинского ущелья и оставляем машину у отеля Альпийская роза. Большинство припарковавшихся либо продолжали путь к озеру пешком, либо уходили налево в ущелье. Мы также пошли налево, но не со всеми, а по живописной и малоприметной тропе.

Как мы к Озеру ходили

Через 40 минут блужданий извилистой тропинкой, ободравшись о кусты и промокнув насквозь, мы вышли в долину реки Кумбельсу и первое что услышали, это возмущенное «Ты куда нас привел, скотина?!», адресованное Ириной Сергеевной нашему проводнику. Оглянувшись назад мы поняли причину возмущения. Буквально в 300 метрах ниже стояла наша машина, и от парковки отходила широкая и наезженная дорога, на которой мы собственно сейчас и стояли. «Ну красивые же места» — смущенно оправдывался Сергей под наш с Лёлей громогласный гогот.

Как мы к Озеру ходили

Деваться некуда, другого проводника у нас нет, поэтому продолжаем идти за Сергеем, который уверенно ведет нас по дороге, забирая все левее и левее. Ирина Сергеевна опять не выдержала:

- Сережа, с какой стороны от нас БАО?

- Справа — уверенно отвечает Сергей.

- А идем мы куда? — вкрадчиво интересуется Ирина Сергеевна.

-Налево!

-А почему мы идем налево, если озеро справа?! — не предвещающим ничего хорошего голосом, вопрошает И.С.

- Ну, я тут подумал, зачем оно вам, это озеро? Идти тяжело, пограничники караулят. И вообще... — начал оправдываться проводник, оглядываясь на двух пампух, устроивших посреди дороги фотосессию, то есть на нас с Лёлей — Девчонки эту дорогу не осилят.

Нашему возмущению не было предела! Это мы то не осилим!

- Я в Алма-Ату вообще только ради озера прилетела — в порыве гнева нагло соврала Лёля, узнавшая о существовании БАО вчера.

- Ладно, будет вам озеро — обреченно пробурчал проводник и продолжил поход в противоположную от объекта сторону.

Малыш отрывался по полной, гоняя сусликов и полевок. Вот уж кто не не собирался расстраиваться из-за какого-то дурацкого озера.

Как мы к Озеру ходили

Споры прекратились при виде древней "буханки" МЧС. При подъеме на близстоящий холм, пологий и невысокий, один из туристов сломал ногу. И теперь спасатели спускали его вниз на себе. Все-таки горы отличаются коварством. Притихнув, продолжаем идти за Сергеем к поляне Шукур.

Поляна Шукур, несмотря на затоптанность туристами, остается одним из самых живописных мест Большого Алматинского ущелья. Я даже кустик земляники нашла. Вот ей богу, первый раз ее в наших горах видела.

Как мы к Озеру ходили

Выбрав симпатичную полянку, мы начали приготовления к обеду. Сергей предложил подняться до водопада, но погода портилась катастрофически, резко похолодало, и стало как то не до водопада, коих в горах великое множество, одним больше, одним меньше.

Пока остальные занимались общественно полезным трудом, я занялась трудом творческим, фотографируя окружающие виды, флору и кусочек фауны в лице большого муравейника.

Как мы к Озеру ходили

Последний раз в этих местах я была еще школьницей, и помню лишь то, что на горе Юмба, выше поляны когда-то отрабатывали навыки восхождения начинающие альпинисты. А странное и непривычное казахстанскому уху название горе дали пионеры еще в 50-е годы прошлого века. Высота горы действительно пионерская — 3340 м. Но в тот день нам не суждено было увидеть Юмбу, горы затянуло плотным слоем темно-серых дождевых туч.

Быстро перекусив чем бог послал, вернее тем, что дотащили, мы почти бегом начали спускаться к машине. Ветер тоже не отставал, подгоняя тучи и очень скоро пришлось доставать дождевики. Зато по спуску мы побили все рекорды, одолев его за полчаса.

Как мы к Озеру ходили

Но в город возвращаться было еще рано, ведь озеро мы так и не увидели. Обычно, во избежание пожаров, в июле-сентябре ЧС-ники издают указ выше шлагбаума частный автотранспорт не пропускать. Однако Казахстан не был бы Казахстаном, если бы отсутствовали способы договориться. На переговоры был отправлен Сергей, а передо мной поставили задачу присматривать чтобы он не отлынивал и всецело осознал важность возлагаемой на него миссии. Остальные с комфортом устроились в теплой и сухой машине.

Как мы к Озеру ходили

Договориться с экологами без денег, это задачка та еще, надо сказать. Но, как бывший работник космостанции, Сергей знал несколько нужных имен и нас все-таки пропустили. Я всегда говорила, что в нашей стране коррупцию победит только блат! К слову, на обратном пути шлагбаум стоял открытый и всеми покинутый — заходи кто хошь, бери чо хошь.

Как мы к Озеру ходили

Ну что же… конечно смотреть на озеро с оборудованной смотровой площадки, просто поднявшись туда на машине, очень скучно. Но все равно это умопомрачительное по своей красоте зрелище. В любую погоду.