Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Мексиканские зарисовки. Путешествие по Юкатану с заездом в штат Чьяпас. Часть 1.

Юкатан , Ушмаль, Чичен-Ица, Селестун — Мексика Ноябрь 2013

«Муж с детства мечтал побывать на пирамидах майя»… — эта фраза жены, объясняющей мотивировку намечающейся поездки в беседах с удивленными подругами, стала семейным мемом, неоднократно вспоминаемым на тех самых пирамидах…

Итак, решение съездить в Мексику возникло в конце октября, прикинув затраты, начал намечать маршрут. План был таков — срок 2 недели, аэропорт прибытия и вылета — Канкун, аренда авто, инспекция интересностей по Юкатану и штату Чьяпас, потом несколько дней пляжа. Составил маршрут, точный на первые дни, по мере приближения к концу становящийся все более размытым. Спасибо добрым людям, по их советам сместил экспедиционную часть на самое начало, а пляж — на самый конец, поначалу хотел после прилета пару дней пляжа, и перед вылетом еще пару.

Покупка билетов. Здесь присутствует элемент игрового азарта. Можно купить с пересадкой в Европе или США, что дешевле прямого. Но нужна виза. Шенген у нас есть, но не истекло 3 месяца после трехмесячного пребывания там, поэтому вариант отпадал. Есть прямые перелеты, но дороже. Время от времени появляются скидки, обычно за 3–4 дня до вылета. Поскольку особой привязки ко времени у нас, к счастью, не было, получил электронные разрешения на въезд в Мексику на ноябрь (за 5 минут) и перешел в режим ожидания. И вот у Аэрофлота появились билеты на 21.11 (прямое попадание в план) по цене тысяч на пятнадцать (за двоих) ниже, чем стандартные.

Совет — если у вас нет привязки к конкретным датам, не покупайте билеты российских компаний в Канкун заранее, дня за 4 до предполагаемого вылета вероятно появление спецпредложений (возможно, этот совет не касается высокого сезона).

Выкупили билеты, заказал авто он-лайн (America Car Rental), собрались и полетели. Туда — вместе с движением времени, поэтому прилет в тот же день, около полудня, вылет в 5 утра из Москвы.

Получил авто, дали Фиат Панду (заказывал VW Gol), ну да ладно, нас двое, багажа немного, раньше никогда Панду не юзал, даже интересно, сели, поехали. На заправках по умолчанию заливают 87-й бензин, 92-й есть не везде, а 95-го не видел ни разу. На подъемах движок слегка детонирует. Решил перед горной частью заливать 92-й, а по плоскости можно и на 87-м. Никаких отелей заранее не бронировал по нескольким причинам — во-первых, неизвестны точные даты, могут измениться, во-вторых, на месте можно торговаться.

В результате маршрут получился таким:

Приезжаем в Вальядолид, здесь по плану первая ночевка.

Город так себе, центр ничего, но прилегающие кварталы — грязненько и бедненько, много магазинчиков в цыганско-китайском стиле, дороги разбиты… Поселяемся в отеле La Aurora Hotel Colonial, 3 зв, ~ 45 $ за ночь, отель тоже так себе, зато имеет собственную стоянку.

Совет — в Мексике розетки американского типа, лучше переходник на наши купить еще в России, там можете забыть, у вас не будет времени и т. п.

Прикидываю время — есть шанс успеть на ближние сеноты. Совсем рядом, в черте города — сенот Саки. Не произвел впечатления, виной тому — много опавших листьев на поверхности воды

Сенот Саки:

Решили тут не купаться, я уже знал, что рядом сеноты Дзитнуп, Самула и еще какой-то, километров 5 от города, рванули туда Приехали около 17, все закрывается. Удалось уговорить служащих впустить нас в Самула, он не менее красив, чем Дзитнуп, за плату наличными мимо кассы (на четверть ниже официальной цены) они согласились подождать 20 минут. Мы успели даже поплавать.

Сенот Самула:

Самула — сенот закрытого типа, там работает цветная подсветка, все окрашено в инфернальный фиолетовый цвет.

Полная тишина, кроме нас никого, вода мягкая, умеренно прохладная, вокруг плавают сомики… красота. Вышли наружу уже впотьмах, вернулись в отель, душ/переодевание и — в центр на ужин. Вечером город производит более благоприятное впечатление, красивый собор, приличный парк, много народу.

Вальядолид, Кафедральный собор:

Среди узнаваемых символов Мексики, наряду с сомбреро, текилой и индейскими пледами — скелеты и черепа. В начале ноября тут празднуют День мертвых, это именно праздник, а не грустилки или страшилки, и все скелеты имеют веселый или повседневный вид.

На Сокало (центральной площади):

Очень понравились местные скамейки «на двоих» (потом видели такие же в других городах):

Поужинали в отличном ресторане, взяли Арачерру, она была восхитительна. Забегая вперед, назову еще одно столь же вкусное блюдо из говядины — Тампекинья. Они во многом похожи, и то и другое — фактически стейки, но отличия есть в соусах и, возможно, методе приготовления. Жена начала засыпать прямо за столом — разница во времени, вернулись в отель и спали как убитые.

В 6:00 проснулись выспавшиеся, собрались, по рекомендации портье позавтракали в ресторанчике на сокало и поехали в направлении Чичен Ицы. На выезде предлагается две дороги туда — платная и бесплатная, ехать недалеко, выбрали бесплатную.

Чичен Ица. С одной стороны — несомненно, одно из самых ярких мест, известнейшее, впечатляющее, красивое. С другой стороны — огромная посещаемость сделала его как-бы не совсем натуральным, толпы туристов, все пирамиды и храмы огорожены, взобраться туда нельзя, даже к священному сеноту не подойти вплотную. Цена на вход и парковку повыше, чем где-либо. Кстати, в Мексике обычное дело — платить за вход куда-либо не один раз, а минимум два, а с учетом парковки и три. Потом в памяти всё это смешивается и трудно вспомнить даже на следующий день, но жена записала, стоимость входа на сайт ЧИ была 187 песо (~15 $) на человека. Неожиданность — запрет на вход с треногами для фото и видео. Продавцов сувениров избыточное количество, они назойливы (многие уже знают несколько слов на русском), цены на сувениры можно выторговать ниже, чем в других местах, так мне показалось. Если не заморачиваться тщательным изучением каждого строения, с фотографированием во всех ракурсах и т. п., то на осмотр ЧИ вполне хватает полтора — два часа. Не стану здесь вставлять много букв про историю, все доступно в инете.

Пирамида Кукулькана (Кукулькан — верховный бог майя, змей с перьями)

Священный сенот:

Стена Храма черепов (говорят — не найти двух одинаковых):

Вид от стадиона на пирамиду:

Собака спит около недремлющих стражей:

Не буду перегружать отчет снимками Чичен Ицы, их везде в избытке, лучше пару фоток местной фауны:

На одной из пальм среди руин обнаружил вот это (сколопендры?):

Часам к 9-и подтягиваются торговцы сувенирами, это в основном индейцы, с одним парнем я разговорился, он сам изготавливает деревянные маски по древним рисункам, показал мне, как наносится зеленый цвет — просто втирается в дерево сок скомканного листа местного кустарника.

Торговцы сувенирами:

Колоннада, примыкающая к Храму воинов:

Последний пристальный взгляд на пирамиду:

И пора уходить. В целом, от Чичен Ицы впечатления положительные. Возможно, оттого, что это был первый наш сайт в Мексике. Да и приехали рано, народ только начал подтягиваться, канкунских пляжных туристов привезли, когда мы уже уходили. В общем, решение начать знакомство с наследием майя с ЧИ — верное. Иначе могло бы постичь разочарование.

Совет — по возможности старайтесь прибывать на раскрученное место к самому открытию, автобусы с туристами прибывают примерно через час — полтора после. И еще совет — рукодельные сувениры лучше покупать на сайте Чичен Ица, при этом решительно торговаться.

Дальше едем к сеноту Ик Киль. По предварительному ознакомлению с Юкатанщиной через инет, составил представление, что этот сенот — самый «сенотный». Ну да, так и есть. Приехали туда опять в числе первых, народ стал массово прибывать, когда мы уже уходили.

Сенот Ик Киль *вид с самого верха):

Спускаемся вниз по ступенькам:

Всё понравилось — и сам сенот, и атмосфера, и то, что можно прыгать в воду с возвышений, там даже лежат специальные коврики. Искупались, я понырял с уступов, вода очень чистая, приятная.

Затененная прохлада сенота:

Наверху есть комплекс душевых и раздевалок, все чисто и комфортно. Цена за вход на сенот — 70 песо, вот только не помню, вместе с парковкой или нет.

Теперь путь лежит в Селестун. Это необходимый пункт для жены, ей непременно хотелось осмотреть розовых фламинго. Я не был против, включил в маршрут. Дорога приличная, еду по навигатору (Навител в телефоне, карту Мексики скачал заранее, работает, но с оговорками — не все города есть, не все развязки знает, односторонние улицы не показывает, наверное, должно быть обновление). Попадаем в Селестун часа в четыре. Селестун — озеро, довольно протяженное, с берегами, заросшими мангровыми деревьями, туристов возят на лодках. Дорога приводит к причалу, там есть кассы. Подхожу к кассе, какой-то парень на английском мне начинает рассказывать, что сколько стоит, и что-то предлагает, я сразу не врубился, думал, что он хочет предложить себя в качестве гида, но нет, оказалось, что билеты продают на всю лодку, стоит 1200 песо, если будут еще пассажиры, стоимость поделится на всех. Конец дня, пассажиров больше не видно, делим лодку с парнем (он из Коста Рики), получается по 400 песо на человека, садимся и мчимся куда-то вдаль, не успев сориентироваться. Лодка идет минут 10–15 на приличной скорости, потом достигаем мест скопления фламинго и дальше передвигаемся очень медленно и тихо, порой останавливаясь, не подходя к ним близко.

Селестун, розовые фламинго:

Жена трепещет от восторга, снимает фото и видео, используя все имеющие девайсы, я тоже снимаю. У птиц крылья, розовые снаружи, по заднему краю имеют черные вставки, пока крылья не раскрыты, птица целиком розовая, черноту видно только в полете.

Фламинго в полете (напоминает жердь с крыльями?):

Все оказалось лучше, чем я представлял. Понравились пеликаны на деревьях, очень своеобразно это выглядит, особенно момент, когда тяжелая крупная птица завершает полет и усаживается на тонкую ветку, сильно прогибающуюся под ее тяжестью.

Поразила красная вода — одна из изюминок Селестуна, лодочник сказал, что такое бывает только один месяц в году, не знаю, так ли это, но эффект интересный, дно видно сквозь марганцовочно-красную прозрачную воду (фото неверное передало цвет воды, возможно, из-за того, что под углом, истинная краснота видна при взгляде вниз).

Подрейфовав среди птиц где-то полчаса, ускоряемся и едем назад вдоль берега. Вдруг, не сбавляя скорости, лодка резко поворачивает прямо в мангровые заросли. Маневр, конечно же, отработан давно, но на нас производит сильное впечатление. Там есть невидимая поначалу протока, входим в нее и дальше медленно плывем среди нагромождения корней.

Мангровые заросли:

В глубине зарослей сколочена небольшая пристань, останавливаемся, можно походить по мосткам, размять ноги, но особого смысла в этой 20-минутной остановке не нахожу. Я спросил — есть ли тут кокодрилло? Получил утвердительный ответ и весь экипаж (2 человека) принялся что-то искать в кустах. Вскоре, приложив палец к губам, махнули рукой, подзывая — бейби крокодайл. Подошел — вижу, среди зарослей на толстой ветке лежит симпатяга сантиметров 70 в длину, пока готовил фотик, он, проявив неожиданную резвость, нырнул и скрылся. Снять не удалось.

И в заключение о Селестуне - небольшая видео-зарисовка:

Celestun (Mexico). Селестун, Мексика

Вскоре, простившись с интеллигентным костариканцем, усаживаемся в Панду (показалось, что это была единственная машина этой модели во всей Мексике) и берем курс на Ушмаль.

Приезжаем туда уже в темноте (т. е. после 17:00, т. к. темнеет там уже в это время), поселяемся в отель Uxmal Resort Maya, 4 зв, 80 $ за ночь. Отель — лучший за все наше путешествие — просторный номер, отличный вид из окна на джунгли (даже кусочек ушмальской пирамиды видно), неплохой ресторан, завтрак — шведский стол. Утром из окна отеля (у нас был верхний этаж) виден чуть ли не весь Юкатан, он плоский, зеленый и бархатный.

В 8:00 открывается вход на сайт, мы были первыми посетителями. Цена — 192 песо. Главная пирамида (Волшебника) еще совсем недавно, как видно на фотках в инете, была доступна для самостоятельного вскарабкивания. Сейчас, увы, закрыто, как и в ЧИ. Неужели не смогу повторить за Бродским — «Я был в Мексике, взбирался на пирамиды…»?

Ушмаль, пирамида Волшебника:

Главное ее отличие от других пирамид — овальные формы.

Если встать перед пирамидой со стороны входа и хлопнуть в ладоши, звук отразится, приобретя новую форму — больше похоже на некий стон, чем на хлопок. Забавно.

Ступени.

Ушмальские игуаны — отдельная история. Их тут больше, чем где-бы то ни было. Пока не сфотографировал штук 20, не успокоился, потом уже взирал на них с полным равнодушием.

Пирамида Волшебника, вид с задней боковой стороны:

На вершине пирамиды расположены несколько храмовых построек. Все они архитектурно украшены.

Типичный сводчатый коридор:

У таких сводчатых коридоров часто одна сторона отсутствует после обрушения, оставшаяся же демонстрирует отрицательный наклон:

За комплексом пирамиды находится площадь женского монастыря:

Барельефы главного здания — воробей?

Вид от монастыря на Дворцовый комплекс, слева вдали — «Дворец губернатора», прямо над аркой — дом черепах:

Вид на пирамиду Волшебника:

Идем в сторону дворцового комплекса. Там есть пирамида, на которую не запрещено взбираться, т.н. Большая пирамида. Наконец то, это первый подъем на пирамиду в Мексике (привет Бродскому). Наверху, как и ожидалось, ничего особо интересного, виды на главную пирамиду особо не впечатляют. Внизу интересный кусок стены, остатки т.н. Дома голубей. Спускаюсь.

Дом голубей:

Надо понимать, что все названия (почти все) даны уже в наше время и они условны.

Еще одна (из тысяч) ушмальская красавица, загадочно мне улыбается:

Взобрался на холм, где стоит Дворец губернатора, он огромен и красив, хотя и не очень фотогеничен.

На площадке перед дворцом стоит постамент, именуемый Трон ягуара:

Барельефы дворца. Собственно, подобные архитектурные украшения дали название стилю — Пуук.

Вид на монастырь из Дома черепах:

Внизу между Домом черепах и монастырем — стадион. Кольцо для мяча здесь побольше, чем в Чичен Ице:

Последний взгляд на пирамиду:

Осмотр занял привычные уже два часа с небольшим. Возвращаемся к машине, то и дело оглядываясь — Ушмаль очень понравился, пожалуй, больше, чем Чичен Ица, тут как-то спокойней и более натурально. После Ушмаля нам предстоит дорога в Паленке. Об этом — в продолжении.