Турист Ирина Морозова (Irusik)
Ирина Морозова
была 25 сентября 2019 21:35

Тула — Россия Январь 2017

Собираясь на зимние каникулы в Тулу случилось купить билеты на поезд, прибывающий туда в середине дня. Поэтому наша встреча с городом началась с прогулки по самой большой улице — проспекту Ленина. Причем, наша прогулка была спланирована таким образом, чтобы неуклонно приближаться к гостинице.

И начали мы с совершенно замечательного места. Напротив одного из корпусов тульского Университета находится памятник «Хвосту» — симпатичная ящерица без хвоста, сделанная из монеток-пятаков. Такого «монумента» я еще нигде не видела! Очень милое существо, к которому туляки относятся с большой любовью, судя по тому, что на ящерку были надеты вязаный шарфик и шапочка. Смысл этого памятника в том, что все, кто прикоснутся к ящерице будут учиться без «хвостов». Нужно прикоснуться к фигурке и попросить удачи. В нашей компании тоже нашлись обучающиеся, которые, естественно, тоже положили руку на остаток хвоста. Говорят, что на этот смешной памятник несколько раз покушались воры, но всякий раз ящерицу находили и возвращали на свое место. Этот памятник входит в тройку самых маленьких памятников Тулы вместе с бюстами К. Маркса и А. С. Пушкина. Не знаю, как для Маркса и Пушкина, а для «Хвоста» очень лестное соседство.

Город пряников, самоваров и оружия

Прогулка по проспекту Ленина оказалась очень приятной. Нам повезло с погодой, был небольшой морозец и мы с удовольствием осматривались.

Следующей остановкой стал памятник Л. Н. Толтому, установленный как раз напротив здания бывшего ликеро-водочного завода, «ликерки», как его называют местные жители. Скульптура писателя выполнена в движении, как будто он куда-то идет. Так вот местные острословы говорят: «Лев Толстой идет за водкой», хотя «ликерка» сейчас не работает. В ее красном кирпичном старом здании располагается торговый центр.

Вообще, Тула производит впечатление тихого, спокойного и очень уютного городка. Конечно, в ней есть и современные здания в стиле модерн и строения советских времен, но самыми милыми кажутся маленькие старинные дома, между которыми прячутся скверики с небольшими памятниками, фонтанами, скамейками. В одном из таких скверов мы увидели второй из самых маленьких памятников Тулы — бюст А. С. Пушкина.

Город пряников, самоваров и оружия

На следующий день сразу после завтрака мы отправились в знаменитейшее место пригорода Тулы — Ясную Поляну. Администратор гостиницы подсказала, что от остановки общественного транспорта до входа в усадьбу нужно пройти достаточно большое расстояние, да еще в горку. Поскольку среди нас был пожилой человек, мы решили добраться до туда на такси. Водителем оказался молодой мужчина, коренной туляк, доброжелательный и веселый. Всю дорогу развлекал нас забавными рассказами о городе и жителях.

Оказалось, что мы очень правильно приехали в Ясную Поляну пораньше. Для «неорганизованных» туристов там существуют экскурсии, на которые можно забронировать себе место прямо в кассе. Но вот ожидать начала своей экскурсии можно от получаса до трех часов. Поскольку мы приехали достаточно рано, народу было немного и мы ждали минут сорок, прогуливаясь около въездных ворот. Как же там было крсиво! Высокие деревья, покрытые снежными шапками, замерхшие и заснеженные пруды, поляны. Большинство существующих там построек тоже белого цвета. И все это под ослепительно ярким зимним солнцем. Во время экскурсии наша группа, впрочем, как и все остальные, кроме прогулки по усадьбе, заходила еще и в два строения — дом, где жил Толстой и флигель. Замечательные экспозиции. И, главное, чувствуется трогательная забота сотрудников, любовь и желание не только сохранить все это, но и поделиться своими знаниями, своим отношением к наследию великого человека. После экскурсии мы еще самостоятельно погуляли по усадьбе и дошли до могилы Л. Н. Толстого. Рядом с этой, более чем скромной могилой, ощущался разительный контраст между широтой таланта и аскетичным местом погребения писателя. Показалось, что все почувствовали небольшую грусть.

Город пряников, самоваров и оружия

Следующий день мы провели в тульских музеях. Подойдя к Кремлю увидели небольшой сквер, в котором недолго постояли около памятника Петру и Февронье. Кстати говоря, обратили внимание, что к этим фигурам подходит мало народа. То ли мало кто знает историю этих персонажей, то ли семейные ценности сейчас не в почете.

Город пряников, самоваров и оружия

В том же сквере мы нашли третий из самых маленьких памятников Тулы — бюст К. Маркса.

А почти у самого входа в Кремль находится «Тульская азбука». В ней на каждую букву алфавита написано слово, имеющее прямое отношение к Туле. Вот было бы интересно создать озбуки всех российских городов! Может быть, в рамках сайта Tourister для начала…

К сожалению, красные кирпичные стены и башни Кремля не произвели на нас особого впечатления. Слишком современно выглядят. Видно, что построены не очень давно. Да и нахождение в Кремле абсолютно современного здания с рестораном, построенного из стекла и бетона, вызвало даже некоторое недоумение. А вот два собора внутри Кремля выглядят красиво. В одном из них раньше находился Музей оружия, но сейчас он переехал, а собор закрыт. Во второй собор даже удалось зайти, посмотреть иконы, настенную роспись.

Город пряников, самоваров и оружия

У самого Кремля находится прелюбопытнейшее место — Музей самоваров. В нем собрано большое количество самых разных самоваров: от миниатюрных до гигантских, металлические, плетеные из лозы, стеклянные, сахарные. Каких только форм и видов самоваров там нет! Конечно, такой музей представляет собой не самую серьезную, академическую экспозицию. Но одно то, что столько очень разных самоваров собраны в одном месте вызывает улыбку и поднимает настроение.

Последним из музее, в который мы сходили, был знаменитый Музей оружия. Совершенно сумасшедшая экспозиция! Револьверы, пистолеты, ружья, автоматы, пулеметы, ножи, штыки и т. д. и т. п. Рядом со зданием танк, бронемашина, БТР и т. д. и т. п. И, хотя, все это оружие не только российского производства, а привезено из разных стран, разных фирм и марок, разных размеров и модификаций, войдя в музей мы почему-то почувствовали гордость за нашу армию и страну в целом. Может показаться, что такая выставка может заинтересовать только людей, серьезно увлекающихся оружием, но оказалось — нет, очень любопытно разглядывать все эти многочисленные экспонаты и не разбираясь в технических характеристиках. Было приятно, что в этом музее уделено внимание годам Великой Отечественной войны. Установлены большие экраны, рядом с ними несколько диванчиков. Можно присесть и посмотреть видеофильмы. Естественно, прежде, чем уйти, мужчины решили оставить свой след в тире музея, а дамы посидели в кафе.

Город пряников, самоваров и оружия

Единственный из знаковых музеев, в который мы не пошли был Музей пряников. Правда, перед поездкой мы попытались найти информацию о нем и, к сожалению, нам показалось, что большинство отзывов посетителей какие-то все-таки негативные. Поэтому посещение этого места мы и не планировали. Но компенсировали прогул музея покупкой свежайших и вкуснейших пряников в магазине.

И уже перед самым возвращением в гостиницу нашли скульптуру динозавра, установленную перед тульским экзотариумом. Таксист, везший нас в Ясную Поляну, рассказывал, что в народе эта фигура называется «Памятник теще» и каждый год перед 8 марта благодарные туляки (видимо мужского пола) надевают на скульптуру передник и красят губы помадой.

Город пряников, самоваров и оружия

Вспоминать о поездке в Тулу очень приятно. Небольшой, спокойный город с богатой историей и современными городскими легендами, символами и знаменитостчми, доброжелательными жителями с хорошим чувством юмора. Побывать в Туле совершенно необходимо.