Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 9:30

Екатеринбург — Россия Ноябрь 2016

Продолжим наше путешествие по России. Очень часто выбор поездки определяет фестиваль, проводимый в той или иной точке планеты. В этот раз мы решили посетить фестиваль по бачате в Екатеринбурге. Хотя мысль о том, чтобы побывать в крупнейшем городе на Урале посещала давно.

История города Екатеринбурга началась в XVIII веке, когда Петр I издал указ, на основании которого Татищев Василий Никитич и де Геннин начали строительство на реке Исеть металлургического завода. Екатеринбург получил название в честь императрицы Екатерины I Алексеевны (жены Петра I). Годом основания считают 1723 г.

В Екатеринбурге помимо металлургической начали развиваться камнеобрабатывающая, золотодобывающая промышленности. В 1763 году через Екатеринбург был проложен Сибирский тракт, соединяющий Москву с Сибирью.

В годы Великой Отечественной войны Свердловск был одним из наиболее значительных центров военной промышленности.

Вернемся к нашему путешествию: билеты в кармане, путеводитель в сумке — полетели!

Екатеринбург — город контрастов

Перелет Москва — Екатеринбург обошелся нам в 7 тысяч рублей с человека (в цене багаж и питание). Расположились мы в квартире рядышком с местом проведения фестиваля. Дорога от аэропорта до центра города заняла примерно 40 минут, заплатили около 400–450, но со сдачей была проблема. Пришлось обежать несколько магазинов, просто так разменивать отказывались (только за шоколадку).

Апартаменты оказались просторными, стильными и со свежим ремонтом. Переведя дух, пошли осматривать город, ведь у нас не так много было свободного времени.

Первым делом вышли на улицу Вайнера и пошли по ней в сторону центра. Это одна из старейших улиц города (ныне пешеходная). Ранее она носила название Успенская. В народе прижилось название — «Уральский Арбат». На ней расположены многочисленные кафешки, магазины и установлены скульптуры.

Одной из первых скульптур, украсивших улицу Вайнера в 2006 году, является памятник Коробейнику. Многие туристы трут флакончики на счастья, кто-то на поднос кладет монетку на удачу.

Екатеринбург — город контрастов

На пересечении улиц Попова и Вайнера находится «Дом жилой с магазином» — это дом Телегиных, построенный в 1890 году, — очень симпатичный снаружи, жаль только рекламой завешан (надеюсь скоро мы придем к тому, что здания не будут уродовать вывесками). Угол дома украшает скульптурная композиция «Дружба», установленная здесь в честь кузнеца А. Лысякова.

Заканчивается улица Вайнера торговым центром «Пассаж», который построили на месте старого универмага. Открыли его недавно — в 2015 году. Любопытства ради, мы заглянули в него.

На противоположной стороне проспекта Ленина установлен как не странно памятник Ленину.)))

Екатеринбург — город контрастов

Рядышком стоят дома купцов Коробковых-Дмитриевых, построенные в 1820-х годах в классическом стиле. Долгое время они были «братьями-близнецами», но позднее облик поменялся. Внешне они похожи на кукольный домик.

В помощь туристам в Екатеринбурге все достопримечательности соединены красной линией, она как клубок выведет вас и покажет самые красивые места. Но мы прилетели в ноябре, вдарили первые морозы и выпал снег. Изредка просвечивалась красная линия под толщей снега, значит мы были на правильном пути.

Здание Администрации (Здание Свердловского городского совета народных депутатов) расположилось на площади 1905 года. Ранее на этом месте находился Гостиный двор — одноэтажное здание, появившееся аж в XVIII веке. После революции 1917 года здание претерпело много изменений. Современный облик администрация получило лишь в 1954 году в модном на то время стиле Сталинского ампира: были надстроены верхние этажи, башня и установлен шпиль, высота которого составляет 61 метр.

Пройдя вперед по улице Ленина, выходим на набережную, откуда открывается великолепнейший вид на реку Исеть.

Екатеринбург — город контрастов

Жемчужиной же Екатеринбурга по праву можно считать дом Севастьяновых. Сам Николай Иванович Севастьянов обожал свое владение. Легенда гласит, что он любил сидеть на лавочке напротив дома и наблюдать за восхищенными взглядами прохожих. Сейчас здание полностью отреставрировано, в нем располагается резиденция президента РФ. Первое упоминание о нем датируется 1817 годом.

После московской осени и +2.+5 мы окунулись сразу в -10…-14. Очень жестоко на мой взгляд. Надо было как-то согреваться, время было около шести вечера, ужинать еще рано, поэтому мы поспешили в музей. На наше счастья в этот четверг была «ночь музеев», и все музей работали до 22.00. Первым стал Музей истории камнерезного искусства, расположенный по соседству с домом Севастьянова. Вход в музей составляет 200 руб для взрослых.

Идея создания музея возникла еще в XIX веке, но реализовали ее лишь в 1990–1992 года. Музей располагается в историческом здании: усадьбе бывшей аптеки Екатеринбургского горного ведомства, построенного по проекту Михаила Малахова в 1821 году.

Екатеринбург — город контрастов

В экспозициях музея представлены: предметы, вырезанных из белого мрамора, малахита, украшения из драгоценных металлов, большая коллекция минералов и самоцветов.

Отдельный зал посвящен сказочным персонажам Бажова. В Центре красуется Хозяйка медной горы.

Раз этот вечер мы решили посвятить музеям, то двинемся дальше — в Музей истории города Екатеринбурга. Билет стоит также 200 руб. Музей очень интерактивен, больше всего меня впечатлила идея проекции страниц книги. Выбираешь страничку с интересующим зданием, и на твоих глазах иллюстрируется вся история создания здания, его реконструкция, надстройки и изменение облика. Очень интересная идея! Экспозиции музея показывают быт людей прошлого и начала нынешнего веков. Никогда не знала об игре «Коммунистическая монополия» — а она ведь существовала)))) В ночь музеев была возможность всем желающим поучаствовать в разных мастер-классах, научиться восстанавливать выцветшие рисунки на ткани, а также покружиться в вихре исторических танцев.

На улице Карла Либкнехта расположен фотографический музей — дом Метенкова, в котором жил и работал фотолетописец Урала Вениамин Метенков. В нем находились фотоателье, фото магазин и жилые помещения.

Екатеринбург — город контрастов

Отправляемся дальше к главной достопримечательности города, к месту где была расстреляна царская семья Николая II: Патриаршему подворью и Храму на Крови. Очень хотелось посетить музей Царской семьи, но его работа заканчилась в 20–00, поэтому мы смогли побродить только вокруг.

Храм на Крови (Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших) был построен в 2003 году на месте снесенного Ипатьевского дома. Именно в доме инженера Ипатьева 78 дней держали в заточении членов семьи Романовых, а в ночь на 17 июля 1918 года они были расстреляны в подвале. В 1977 году дом Ипатьева был снесен по распоряжению Б.Ельцина.

Екатеринбург — город контрастов

Храм-на-Крови построен в русско-византийском стиле, высота его достигает 60 метров. Внутри храм разделен на два яруса, в нижнем воссоздана «Расстрельная комната». Внешняя облицовка выполнена из красно-бордового гранита, символизирует кровавую расправу над царской семьей.

Возле храма расположен памятник Царской семье, изображающий спуск в подвал на расстрел.

Духовно-просветительский центр «Патриаршее подворье» открылся в апреле 2010 года. На первом его этаже действует храм во имя святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя Царя Николая II.

Екатеринбург — город контрастов

Так хотелось вернуться сюда в дневное время, но увы, мы не успели.

Возвращались мы в центр по улицам Царская и Толмачева, на них стоит отметить два очень красивых деревянных домика и их отличное состояние.

Музей «Литературная жизнь Урала XIX века» расположен в доме, принадлежащем ранее Марии Алексеевой — жене писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. В этом доме писатель прожил несколько лет.

Екатеринбург — город контрастов

Информацию по этому дому, к сожалению, найти не смогла.

В вечерней подсветке дом Севастьянова особенно великолепен.

Екатеринбург — город контрастов

На площади Труда установлен памятник Татищеву и де Геннину — основателям Екатеринбурга.

А рядышком находится Часовня во имя Святой Екатерины (покровительницы города и горного дела).

Екатеринбург — город контрастов

По левую сторону от проспекта Ленина располагается исторический сквер и «плотинка». Строилась она с 1721 по 1723 гг., сваи сделаны из уральской лиственницы, которая от соприкосновения с водой каменеет. Именно поэтому она дошла до нас в целости. Также здесь расположен центр притяжения всех влюбленных — «Камень любви» — огромная глыба из розового родонита. В кадр, к сожалению, не попал.

Голод начал давать о себе знать, а утолить мы его хотели уральскими пельменями. Очень рекомендую пельменную Дюжина, расположенный напротив пассажа на верхнем этаже Успенского универмага. Готовят быстро и очень вкусно. Я решила отведать пельмени с щучкой в винно-сметанном соусе. До сих пор облизываюсь при воспоминании.

Первый день подошел к концу, сытые и довольные мы направились отдыхать.

На следующее утро погода нас порадовала: мороз и солнце — день чудесный. По дороге из аэропорта, я приметила купола и шпиль собора, таксист подсказал, что это Тихвинский монастырь. И именно туда мы и отправились. Вышли на уже знакомую улицу Вайнера и пошли теперь в противоположную сторону.

Скульптурная композиция «Банкир и автомобилист», вокруг которой радостно бегают детишки.

Екатеринбург — город контрастов

Скульптура «Изобретатель велосипеда» изображает Ефима Михеевича Артамонова. Считается, что именно он впервые изобрел велосипед в начале XIX века.

Фонтан «Спираль времени»

Екатеринбург — город контрастов

Очень красивый дом, расположенный рядом с фонтаном, заслуживает отдельного внимания. Это особняк мещанина П. Ф. Блинова, реставрация его завершена в 2012 году.

Далее улица Вайнера плавно переходит в квартал Гринвич — рай для шопоголиков. Территория его огромна. При въезде и выезде из него висят таблички Добро пожаловать и До скорой встречи. Интересен фасад красного кирпичного здания, вписанный в ТЦ Гринвич.

В начале квартала установлены скульптуры «Майкла Джексона» и «Гены Букина». Ведь именно здесь Гена Букин работал в обувном мазазине. Есть поверье: чтобы обувь носилась хорошо, нужно потереть носок ботинка Букина.

Симпатичные домики располагаются на противоположной стороне. Некоторые из низ немного покосились, но мужественно противостоят новостройкам.

Поворачиваем направо по улице Куйбышева. Тут расположен Уральский государственный горный университет и мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне. Напротив него находится Храм Святителя Николая Чудотворца при УГГУ. Церковь была заложена в 1857 году и существовала при детском приюте, позднее к ней пристроили каменную пристройку, на первых этажах которой располагались жилые помещения для воспитанников, а в верхней части домовая церковь. В 20ые годы XX века церковь перестала существовать, а помещения были отданы институту. Лишь в 2009 году церковь была восстановлена на средства студентов, профессоров и пожертвования.

По улице Хохрякова мы пришли к парку Зеленая роща. Если кто решит повторить наш путь, то к Тихвинскому монастырю лучше подойти со стороны Университетского переулка, мы же сделали большой крюк по парку, прошлись по заброшенным корпусам госпиталя. Многие здания находятся в аварийном состоянии.

История монастыря началась с маленькой кладбищенской церкви, которую заложил в 1778 году купец Иван Иванович Тихвинский. С появлением Татьяны Костроминой образовалась женская община, которая в последствии добилась присвоение богадельне статуса женского монастыря. При монастыре действовали шесть храмов, мастерские, больница, детский приют, библиотека, школа.

Главный Храм — Собор Александра Невского был заложен в 1838 году.

Екатеринбург — город контрастов

В 20-ые года XX века монастырь был закрыт, лишь в 1994 году Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь вернули верующим.

Фотографировать внутри собора запрещено. Я была восхищена его богатым убранством, мраморными стенами, позолотой, иконами. Словами не передать. Реставрация храма продолжается по сей день.

По улице Хохрякова мы вернулись домой. Тут стоит отметить доходные дома, сохранившиеся до нашего времени, окруженные новостройками со всех сторон. Очень жаль, что внешний вид фасадов портят и не ценят свою историю.

Далее мы встретили наших друзей, перекусили снова в Дюжине, двинулись в Ельцин-центр. Вход в него, как и во все музеи города, составляет 200 рублей. Официальное открытие состоялось 1 февраля 2011 года к 80-летию первого президента России. Музей был открыт именно в Екатеринбурге не случайно: Борис Ельцин родился в маленьком селе Бутка Свердловской области, а в Екатеринбурге многие годы жил и сделал головокружительную карьеру. Перед музеем установлен 10-метровый памятник из белого мрамора.

Существует достаточно много мнений: стоило или не стоило тратить миллиарды на его создание, но посетить его однозначно стоит! Первый этаж посвящен истории России, в первом зале на большом экране показывают историю России от зарождения Руси до расстрела Николая II и членов царской семьи. Далее шаг за шагом в хронологическом порядке демонстрируются основные события, достижения или неудачи. Очень сильно впечатляет интерактивная составляющая: многое можно потрогать, пощупать, услышать голоса, увидеть новости, вспомнить пустые прилавки, в общем полностью окунуться в то время. Здесь представлены личные вещи Ельцина, воссозданы его комната, кабинет.

Хотя я была еще маленькой девочкой, но хорошо помню тот страх, который охватывал при взятии телецентра. Мы ехали домой и при повороте на ул. Академика Королева, нас встретила полиция в шлемах и с защитными щитами, высадили из троллейбуса, далее мы шли практически «под автоматами» до дома, и только мы вошли в квартиру, включили спокойной ночи малыши, как сразу все каналы отключили. Телецентр был взят штурмом. Конечно я могу сейчас преувеличивать, но именно такие воспоминания остались у меня в голове. К чему я веду — всю эту картину оживила комната, посвященная этому дню…настолько все живо и реалистично, что я вспомнила все ощущения и детский страх.

Подводя итоги, хочу сказать: вне зависимости от вашего отношения в личности Бориса Ельцина, очень рекомендую посетить Ельцин-центр.

Вернулись снова в центр. Город в вечернем освещении:

Екатеринбург — город контрастов

Наши последующие дни были полностью посвящены танцам, поэтому не смогли посмотреть все, что хотелось и о чем читали. В субботу после занятий мы решили пообедать в ресторане «Вертикаль», расположенный на 51-ом этаже бизнес-центра Высоцкий.

За ужин включающий суп, горячее и коктейли мы заплатили 1000 — 1200 рублей. Очень вкусно и сытно. А вид, открывающийся из окон, просто потрясающий. Судите сами.

Кстати, вовсе не обязательно заходить в ресторан, можно попасть на смотровую площадку и насладиться видами оттуда, но мы же хотели поесть и провести последний совместный вечер вместе. Один минус в здании есть: подъем на смотровую площадку и ресторан осуществляет всего один лифт, а желающих очень много, поэтому пришлось долго ждать.

Наши друзья пошли отдыхать и готовиться к вечеринке, а нам же было любопытно прокатиться на метро до ЖД музея. В целом, метро не сильно отличается от московского или питерского, жетончики городу достались московские. Поезда ходят вечером с большим интервалом. Так выглядит станции метро Уральская и Улица 1905 года.

Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги был открыт после реставрации в 2003 году. Находится он возле станции метро Уральская. Сам же вокзал был основан в 1878 году накануне запуска Горнозаводской железной дороги. Попасть внутрь мы не успели, музей работает до 18–00, но ради внешнего вида стоило до него добраться.

Екатеринбург — город контрастов

На площадке перед зданием музея установлены скульптуры: начальник станции, пассажиры, путейские рабочие, проводница.

Рядом расположено новое здание железнодорожного вокзала.

Екатеринбург — город контрастов

На втором этаже находится мини выставка: показаны ЖД станции региона — какими они были до и как выглядят сейчас. Любопытно.

Возвращаемся обратно на нашу станцию 1905 года. Тут рядышком притаился Храм-колокольня «Большой Златоуст». Каменный храм-колокольня был заложен в 1847 году на месте сгоревшего, строился он длительное время. Колокольня насчитывала десять колоколов, общей массой почти 24 тонны. Самый большой из них — благовест или Большой Златоуст — весил тысячу пудов. В 1930 году храм был взорван. Воссоздание храма длилось семь лет в период 2006–2013 года.

Екатеринбург — город контрастов

Вечер субботы и весь день воскресенья мы провели в танцах.

А вечером отправились на поиски сувениров, надо сказать, что поиски были трудными. Я ожидала, что на улице Вайнера будет полно сувенирных лавок, а вот нет. Уже практически отчаявшись, зашли в книжный. Выбор достаточно скромный, но консультант посоветовал заглянуть в соседний универмаг Успенский, и там действительно были магниты, тарелочки, малахитовые поделки и шкатулки. В итоге моя коллекция на холодильнике и стене пополнились, а в стенке появился новый пылесборник — шкатулка с хозяйкой медной горы.

Отметили покупки мы вкуснейшим кофе «Малиновый вкус», немного еще погуляли по Вайнера и побрели домой. Вылет у нас был ночью.

Что могу пожелать Екатеринбургу: хранить свою историю и свой исторический облик, оберегать крошечные деревянные постройки и доходные кирпичные дома, развиваться, принимать гостей, расширяться и процветать.