Турист NatalyA (NatalyA)
NatalyA
была 17 мая 2019 12:00

Церкви Вологды и деревянная застройка: «резной палисад»

Вологда — Россия Июнь 2008
8 5

Церкви Вологды — Владимирские церкви, церковь Константина и Елены, церковь Варлаама Хутынского, церковь Ильи в Каменье и церковь Никола Золотые кресты. И деревянная застройка — «резной палисад».

Церкви Вологды и деревянная застройка: «резной палисад»

После осмотра Вологодского центрального ансамбля мы пошли в направлении Городского рынка на ул. Батюшкова. Често говоря, меня преследовала навязчивая мысль — посмотреть на нормальный колхозный рынок, чтобы бабульки сидели с дарами вологодских лесов и огородов. Ага. Никаких бабулек и в помине, никаких тебе вологодских огородов, разве что турецкие. За спинами русских продавщиц маячат загорелые лица далеко не вологодской внешности. Слышим у входа диалог. Стоят парень в спортивных штанах с девушкой, у которой в руке букетик цветов. Подходит к ним другой конкретный пацан: «Оо, ни х.уля себе букет алых роз!». Что в переводе с народного вологодского означает одновременно и привет, и неодобрение по поводу зря потраченных денег. Вот если бы в руках была бутылка пива, то тогда другое дело…

У нас намечены для осмотра несколько церквей: Владимирские церкви (тёплая и холодная), церковь Константина и Елены, церковь Варлаама Хутынского, церковь Ильи в Каменье и церковь Никола Золотые кресты. А также осмотр деревянной гражданской архитектуры, выражаясь языком путеводителя, или знаменитых вологодских домов с резными палисадниками, которые находятся, судя по карте, в том районе, куда мы сейчас идём.

Церкви Вологды и деревянная застройка: «резной палисад»

Мы много прочитали отзывов про Вологду. Наверное, их писали романтики, потому что при виде всех храмов испытывали «восхищение», Владимирские церкви как будто «из картины Саврасова», все «образцы архитектурного стиля» и все «живописно расположены». Мне кажется, что однозначно, невозможно испытывать чувство чистого восхищения, когда церковь не действующая. Всегда будет присутствовать привкус горечи, пустоты. А если ещё и пейзаж вокруг состоит из мусорных баков, развешанного белья на верёвках и болтливых старушек на лавочках — как, например, рядом с Владимирскими церквями, то ощущения вы испытаете вообще малорадостные. Про старушек я написала для того, чтобы подчеркнуть заброшенность места. Сидят пожилые женщины в платочках, шерстяных бесформенных кофтах, стоптанных тапках и с палочками и греются на солнце. Вот жизнь у них… . А рядом такая же неприкаянная заколоченная церковь….

Церковь Елены и Константина единственная из всех действующая. А это значит относительная чистая территория вокруг неё, цветнички и жасминовые кусты. Но перед этим мы увидели уже пару пепелищ на месте деревянной застройки и картинами горелых брёвен впечатление от церкви было очень испорчено. Сначала мы подумали, что это случайность. Ну мало ли — дома-то деревянные. Потом увидели вторую случайность, потом третью, потом пятую. И, конечно, совершенно случайно рядом с этими пожарищами соседствуют большие новые особняки из кирпича или под сайдингом. А что, вы сомневаетесь? Бросьте, ведь чистая случайность — пять пожарищ, никто не сомневается и вы перестаньте. Кстати, удивительно — никаких особенных резных палисадов мы в Вологде НЕ ВСТРЕЧАЛИ! Я честно говоря приготовилась сделать массу замечательных снимков узорчатых наличников и крылечек — но фотоаппарат простаивал. С огромным трудом я делала редкие снимки, затерянных среди пятиэтажек домиков или, проезжая мимо них по дороге и останавливаясь. До того резного богатства, которое мы видели в Муроме, Вологде ещё тянуться и тянуться. Мы походили только по одному району, помеченному на карте коричневыми квадратами типа гражданская застройка — это район улицы Воровского и проспекта Победы. На карте были ещё аналогичного цвета места: Советский проспект — улицы Предтеченская, Галкинская, Зосимовская и на другой стороне реки улицы Клары Цеткин — Добролюбова. Но, во-первых, мы много ездили по городу — и ничего особенного, кроме очень старых полузабытых властью или, наоборот, черезчур показушно покрашенных домов не видели, и во-вторых, гражданской архитектуры в Вологде — где-то 5–10% на весь город, а не вся Вологда, как мы думали раньше. Видели один узорчатый жёлтый дом, как-то уж слишком свежо покрашенный и огороженый заборчиком, так на нём вывеска: «Памятник архитектуры». Вот его-то и фотографируют туристы и все путеводители. Один остался отремонтированный (и то — только фасад выкрашен) на всю Вологду.

Церкви Вологды и деревянная застройка: «резной палисад»

Кстати, в деревянное зодчество Вологды, а именно эти знаменитые балкончики над входом в дом, этот архитектурный мотив внесли пленные в войну 1812 года венецианцы, которые здесь немного пожили и что-то строили. Сложилось впечатление, что в Вологде местные власти с трудом и только ради туристов терпят «гражданские резные палисадники». В Вологде сейчас палисадники не в моде, сейчас кирпич в моде — в 3 этажа. С балкона нашей гостиницы, к примеру, открывался вид на такие гигантские особняки, которые на Рублёвке бы всех заплевали. Кстати, они построены на практически уничтоженной деревеньке. Осталось пара-тройка деревянных домишек с огородиками, как раз хватит места для постройки гаража кому-то. Раньше помнится был какой-то фильм «Бандитский Петербург», так теперь здесь можно снимать продолжение — «Бандитская Вологда».

Церкви Ильи в Каменье и Варлаама Хутынского. Они стоят рядышком, такой приземистый одноглавый со шлемом на макушке крестьянский Илья и стройный вытянутый ввысь изящный дворянский Варлаам с зелёной шатровой главой. Построены они с разницей почти в 100 лет. Мы их поискали прилично. Вроде видим, ходим рядом, а непонятно как пройти, они загорожены со всех сторон деревянными домиками. Кое-как вырулили на ухабистую улицу писателя Засодимского и прошли, прыгая через ещё непросохшие лужи, к храмам. По пути я сделала снимок наконец-то хоть одного приличного палисадника и безумно симпатичного рыжего кота, который безмятежно дремал, свесив пушистый хвост на окошке. Как я не шуршала вокруг него, разгребая заросли малины, чтобы подобраться поближе, кот даже ухом не пошевелил в блаженном сне на солнышке — наверное, сметана снилась.

Это место называется Верхний Посад. А у названия Кảменье — есть интересная история. Я уже писала в рассказе про Муром, что после крещения Руси в народном сознании древний бог Перун был заменён на святого Илью. Так — меняя имена богов на фонетически близкие, или возводя православные храмы на месте священных полян — делали для того, чтобы наиболее мягко и ненавязчиво вытеснить из сознания поколений одни понятия и заменить их на другие. Этот прием сработал, хотя до сих пор самые мощные и сильные древние праздники — Масленица, Троица, Купала, Спасы Медовый, Яблочный, Ореховый, Хлебный, Колядки, Рождество Коляды — не забылись, да и в орнаментах многих православных храмов до сих пор встречается древняя символика, хотя бы те же солярные розетки — знаки Солнца-отца и треугольники — знаки Земли-матери. Так вот, название «Кảменье» или «на камнях» связано с древними-древними вологжанами, наверное, когда они ещё были финно-уграми. Здесь было их святилище богу грома и дождя Перуну и находились несколько камней-валунов, его божественных олицетворений. Позднее, понятно, здесь возвели храм Ильи Пророка (в его день 2 августа всегда идёт дождь, грохочет гром и сверкают молнии — проверьте сами). А рядом другой храм в честь новгородского святого Варлаама Хутынского — его построили новгородцы, которые торговали здесь на Ленивом Торжке на берегу речки Вологды.

2
Церкви Вологды и деревянная застройка: «резной палисад»

Примерно такая же история у церкви Рождества Иоанна Предтечи в Рощенье. Мы там не были. Но всё равно интересно. Ведь слово «Рощенье» идёт из древнерусского языка и подразумевает место, священную рощу — отдельно стоящий лес, где совершались древние празднества в честь растительного мира Матери-земли, способного умирать и возрождаться вновь в течение одного солнечного коловорота. Священным рощам и сейчас поклоняются — не надо смеяться. В Республике Марий Эл, например, официально до 90% — язычников, а моленья в священных рощах имеют официальный статус. Православный праздник — Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля, или, соответственнно, по древним традициям сразу после Купальской ночи (с 6 на 7 июля) наступает праздник Ивана Купалы (7 июля). Если пофантазировать, то можно представить, как в старину-стародавнюю светлой ночью приходили наши «прадеды» в вологодское Рощенье праздновать солнечную Свадьбу, когда Солнце берёт в жены Землю, и в её лоне зарождается новая жизнь в виде зеленых ростков грядущего урожая. А «урожай» созревал к Благовещенью — есть сведения, что в старину на Руси пик родов у женщин приходился на конец марта — начало апреля, перед Благовещеньем, то есть через девять месяцев после Купалы…)

2
Церкви Вологды и деревянная застройка: «резной палисад»

Но больше всего нас потряс один, наверное, из самых интересных храмов Вологды — Никола Золотые Кресты. Кружили мимо десять раз пока наконец до нас не дошло, что вот эти вот заросшие травой груды развалин с раскидистой берёзкой на месте купола и есть тот самый Никола!

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, при использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имя автора обязательны.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Вологде
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии