Турист наталья пахомова (LuNA2011)
наталья пахомова
была 12 апреля 2022 19:27

Волгоград — Россия Июль 2010

В Волгограде я была несколько раз. Самый первый — во время круиза по Волге по маршруту Казань-Волгоград-Казань в 2000 году, последние годы мы останавливаемся в этом городе по пути на море, на автомашине. У нас в городе живут родственники, это хороший повод повидаться и отдохнуть после длинного переезда. Это самый длинный город, который я встречала, 70 км вдоль Волги. Мы по пути на юг выбираемся из него целый час, так уже хочется мчаться по трассе к морю, ан нет, терпите.

Я не знаю людей, которые бы не слышали о Мамаевом Кургане. В этом году в Волгограде стояла запредельная жара, но мы решили, что и нам и детям стоит встать пораньше (музей работает с 10 часов) и посетить Мамаев Курган, тем более, что нас сопровождал «личный» экскурсовод, наш родственник, очень умный молодой человек по имени Константин, который интересуется и уже очень много знает о боях, шедших в этих местах во время ВОВ. Мамаев Курган находится на берегу Волги. Находясь в этом священном месте даже дети становятся тише. Комплекс состоит из нескольких скульптурных групп, главный памятник «Родину-Мать» видно издалека, в вечернее время скульптура красиво подсвечена.

Память надо растить

Когда идешь вверх по лестнице слышишь фонограмму: стрельба, крики солдат: " Успевай, поворачивайся!» или «Врывайся в дом, мы прикроем». Ты, как-будто, окунаешься в атмосферу боя, слава богу, понарошку. Когда входишь в зал, где все стены заполнены именами солдат, погибших в боях за Сталинград, звучит реквием, по спине пробегает холодок. Их тысячи, погибших. Нам рассказывали, что в послевоенное время на кургане трупный сладковатый запах стоял лет пять, вся земля была пропитана кровью.

У Вечного огня, выполненного в виде факела в человеческой руке, стоит Почетный караул. Мы всегда дожидаемся смены караула: солдаты идут стройно, чеканя шаг, во время сдачи поста с силой ударяют винтовками по полу, гулом разносится этот звук по цилиндрическому зданию и притихает, уходя в небо. Родина-мать, конечно, грандиозное сооружение, надо отдать должное советским скульпторам. Если стоять у подножия этой скульптуры и развернуться лицом к Волге, открывается прекрасный вид на реку и город у её берегов.

Память надо растить

Еще мы посетили музей «Сталинградская битва», где находится панорама битвы на верхних этажах, 4 диорамы внизу, рядом с залами музея. Вообще панорама «Сталинградская битва» — самое крупное живописное полотно в России, отображает один день битвы — 26 января 1943 года. Ты, как будто, стоишь на вершине холма, вдалеке Волга, рядом разворачивается бой. На полотне и знаменитая мельница, и дом Павлов, и много-много другого. Я вообще любитель этого вида искусства, диорам и панорам, мне нравится смешение натуральных объектов и огромных полотен, нравится искать этот переход с земли на холст. И экскурсоводы, чаще всего, интересно рассказывают. Только нет возможности посидеть, рассмотреть элементы, ну как в художественном музее. Экскурсовод закончил и новая группа. Конвейер.

В самом музее очень много экспонатов, очень интересно, особенно с нашим гидом Костей, который нам очень много рассказал. Там и военные карты, и военная техника, и снаряды, награды, медицинские инструменты, утварь того времени и много-много другого.

Рядом с музеем стоит известная мельница: выдержала все бои и её не стали реставрировать. Кирпич весь в выбоинах от снарядов, осколков. Удивительно, как пятиэтажное здание на берегу реки могло выдержать такую осаду. Наверно, заговоренное.

Заключение: если вы находитесь в пределах досягаемости Волгограда, обязательно сверните и посетите Мамаев Курган, особенно если с детьми. Память надо растить.