Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Глазго, Эдинбург — Великобритания Март 2001

Удивительно, что собираясь в Шотландию, я даже не подумал, что туда можно было бы поехать на два дня с ночевкой. Как я уже отмечал, на тот момент я был еще не очень опытным путешественником, да еще и деньги старался экономить. А потому билет на ночной автобус до Эдинбурга у меня был взят на вечер субботы, а уже днем в понедельник я должен был быть в школе. Успею или нет?

Автобус отправлялся в 22 часа с автовокзала Victoria Coach Station. Поначалу я думал, что буду едва ли не единственный чудак, что поехал на ночном автобусе в такую даль. Как бы не так. Таких чудаков набился полный автобус, народу было столько, что шофер не пускал в автобус с сумками, так что мне пришлось свой рюкзак оставить в багажном отделении, взяв с собой только видеокамеру.

Несколько часов я проворочался в кресле, заснуть удалось только часа в два или в три. А когда проснулся, за окном в утренних сумерках уже проплывали холмистые шотландские пейзажи. Причем я долго не мог понять, что там белеет вдалеке, и только когда уже окончательно рассвело, до меня дошло, что там повсюду лежит снег.

413 миль от Лондона до Эдинбурга — это 660 км

В Эдинбург мы приехали около семи утра. Я вылез из автобуса и был неприятно удивлен, насколько же там холодно и ветрено. Пока пытался сориентироваться, еще вдобавок и снег пошел. Да, это вам не теплый Лондон. Я прямо озверел от такой стужи и от того, что мне в такую погоду предстояло торчать здесь до вечера. Нашел на автобусной остановке карту и по ней добрался до вокзала Уэверли. Но и здесь от холода было тоже не спастись — вокзал соединялся с улицей подземным переходом, и закрывающиеся двери у него отсутствовали. Самым теплым местом оказалась вокзальная касса. Зайдя туда, я обнаружил, что всего за час можно доехать до Глазго, и стоит это не так дорого. Решив, что в поезде всяко теплее, чем на вокзале, я за 7 с половиной фунтов купил билет и сел в поезд.

(Кто забыл, далее под номерами это скриншоты с видеосъемки)

1. Автобус. На вокзале Уэверли в Эдинбурге. Билет на поезд. Виды из окна поезда

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

Рядом сели какие-то парни, не то футболисты, не то футбольные фанаты. Я вначале никак не мог понять, с каким акцентом они говорят, пока до меня не дошло, что говорят они по-итальянски:) И я, и они стали снимать виды из окна на видеокамеру. А снимать было что, пейзажи там очень красивые, жалко только, что было не лето. Тут еще снег повалил, да такой, что я в ужас пришел. Как я собирался гулять по такой погоде? Но по дороге в Глазго тучи рассеялись, и вышло солнце, чему я был несказанно рад.

Приехав в Глазго на вокзал Queen Street Station, я купил в автомате карту и пошел исследовать город.

Сразу у вокзала оказалась ратушная площадь с кучей памятников. Среди них выделялся памятник Вальтеру Скотту на высокой колонне.

Вспомнив прочитанный перед поездкой чей-то рассказ о том, что в Глазго кроме собора Св. Мунго смотреть нечего, пошел искать этот собор. Стужа, несмотря на солнце, была ужасная. Погревшись в соборе, пошел исследовать кладбище на горе позади него — Некрополис. Открытки из Глазго.

2. В центре Глазго. Собор Св. Мунго. Ливингстон

Вообще кладбища в Шотландии очень помпезные. Вся гора утыкана крестами и надгробиями знатных горожан. Над всеми возвышается колонна на могиле Джона Нокса, известного церковного реформатора.

3. Некрополис. Башня с курантами. На берегу Клайда

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

Еще немного побродив по городу, я дошел до реки Клайд, известной тем, что из ее устья началось знаменитое путешествие лорда Гленарвана и детей капитана Гранта. Вот так Клайд выглядит с высоты. Скан из книги Landscapes of Scotland.

Выполнив программу и отметившись во всех основных местах, я пошел обратно на поезд. Все-таки основной целью у меня сегодня был не Глазго, а Эдинбург, и надо было туда вернуться.

В Эдинбург я приехал примерно полвторого. Прямо с перрона с бесплатного автомата послал письмо в Нарву и пошел искать главную достопримечательность города — Эдинбургский замок. Шел по центральной улице — Royal Mile — и не переставал удивляться, насколько все вокруг красиво и торжественно.

4. На улицах Эдинбурга. Билет в замок

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

А вот и сам замок. С этой точки конечно тяжело оценить его мощь.

Я заплатил 7 с половиной фунтов за билет и пошел дальше, поднимаясь все выше и выше по крепостным стенам. И чем выше поднимался, тем более захватывающими становились виды. А тут еще и заснеженные горы на фоне — это просто фантастика, до чего красиво.

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

А это вид на центр Эдинбурга из замка. Вдали виднеется холм Calton Hill, прямо перед ним — вокзал Уэверли.

Увы, подняться на Calton Hill я уже не успел, потому как к тому времени, когда я туда дошел, то уже стемнело, так что могу только отсканировать открытку.

Вид с замка в другую сторону. Вдали виден залив Ферт-оф-Форт

В Эдинбургском замке существует традиция в середине дня стрелять из пушки, только здесь стреляют не в полдень, а в час дня. Рядом с артиллерийской позицией есть небольшой музей, посвященный этой традиции. Там, в том числе, висит карта, на которой обозначены другие города, где отмечают полдень аналогичным образом.

5. Пушки в Эдинбургском замке. Вдали виден старинный мост через Ферт-оф-Форт

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

Вот так этот мост выглядит вблизи. Скан из книги Landscapes of Scotland.

Этот мост был построен в 1890 году и до сих пор остается вторым в мире из неподвесных мостов по длине пролета — 520 метров. Фото Википедия.

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

В центре Эдинбургского замка — королевский дворец и военный мемориал шотландцам, погибшим в войнах, которые вела Британия. А в музейных залах здесь рассказывается о родословной шотландских королей, начиная с 800-х годов, там же лежат реликвии, принадлежавшие королям, включая знаменитый «камень судьбы», захваченный Эдуардом I еще в 1296 году и лишь недавно возвращенный в Эдинбург из Вестминстерского аббатства. Ниже - скан из книжки Edinburgh Castle, купленной в замке.

Что интересно — везде пишут, что Эдинбургский замок такой мощный, что его брали только дважды — первый раз, когда англичане захватили его в 1296 году, и второй, когда шотландцы отвоевали его назад. На самом деле замок переходил из рук в руки как минимум четырежды, в 1296 — 1314 и в 1335 — 1341.

Кстати, а знаете, как Англия и Шотландия стали Великобританией? Так вышло, что у скончавшейся в 1603 году Елизаветы I не осталось наследников. Ближайшей родственницей Елизаветы была казненная в 1567 году королева Шотландии Мария Стюарт. А вот у нее-то сын как раз был — король Шотландии Яков VI. Вот он по совместительству и стал следующим королем Англии под именем Якова I. То есть одновременно был и шестым, и первым — у двух стран около ста лет был один король. Чего там только не было за эти сто лет — и мирные попытки объединения, и революция, и гражданская война, и диктатура Кромвеля, и восшествие на престол голландца Вильгельма Оранского, и так любимое Николаем Стариковым создание Банка Англии:) Пока наконец в 1707 году обедневшей Шотландии не сделали окончательное предложение, от которого она не смогла отказаться:)

Впрочем, даже в Англии тогда не все хотели объединяться, говоря — «Шотландия — нищенка, а кто женится на нищенке, тому в приданое достаются вши»

4. В Эдинбургском замке

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

Скала, на которой стоит замок, не самая высокая точка Эдинбурга. Чуть поодаль возвышается гора под названием Трон Артура — Artur’s Seat. Вон он виден вдали. Скан из книги Landscapes of Scotland.

А это вид на замок как раз со стороны Трона Артура. Скан оттуда же.

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

Как оказалось, в Шотландии ходит своя валюта — шотландский фунт стерлингов, равный одному английскому фунту. Когда в замке я покупал книгу о Шотландии, мне дали сдачу бумажкой в 10 шотландских фунтов. Нормально, да?

Позже, уже на обратном пути, я попытался сплавить ее в придорожном магазине, но мне снова дали сдачу шотландскими деньгами, на этот раз бумажкой в 5 фунтов. Но в целом это не проблема, такие деньги принимаются по всей Британии. Правда с некоторыми оговорками — типа не все продавцы знают, что есть такие деньги, а потому совершенно законно могут отказаться у вас их принять. Я про это уже писал в своем рассказе про путешествие в Северную Ирландию — В Белфаст за ирландскими фунтами и Большой Рыбой — вот удивительно, да? У них там тоже печатаются свои банкноты, причем сразу нескольких видов!

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

А у входа в замок стоит конный памятник. Тогда я еще не знал, кто это, а сейчас знаю. Это фельдмаршал Дуглас Хейг, командовавший всеми британскими войсками в Европе в годы Первой Мировой Войны. «Мясник Хейг» — так его называли некоторые историки, припоминая тому чудовищные потери, понесенные союзниками в битвах на Сомме и у Ипра.

После замка, спустившись по Royal Mile, я дошел до дворца Холируд-Хаус, который был резиденцией шотландских королей с XVI века. Рядом, у подножия Трона Артура, шло строительство парламента Шотландии. Вообще парламент в Шотландии упразднили вместе с самой Шотландией в 1707 году, но вот как раз за пару лет до моей поездки, в 1999 году, его было решено восстановить.

6. В Эдинбургском замке. Отель «Балморал». Строительство парламента. Эдинбург в темноте

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

Вернувшись после прогулки в центр города, я остановился в Бургер Кинге, чтобы поужинать. Ноги к этому моменту уже болели ужасно, спина ныла от рюкзака, на улице было темно и холодно, идти куда-либо сил уже не было, поэтому дальнейшее знакомство с городом я продолжал уже по карте:)

Вообще, конечно, следует признать, что Шотландия — это такая неисчерпаемая тема, которой стоило бы посвятить отдельное путешествие. Но, увы, за прошедшие 15 лет съездить туда так больше и не удалось. Может как-нибудь в будущем? Скан из книги Landscapes of Scotland.

Как я учил английский в Англии и ездил в Шотландию

Мой автобус обратно в Лондон уходил в 22 часа с той же площади St. Andrew, куда я приехал утром. Что запомнилось — автобусные гейты на площади назывались каким-то неизвестным мне словом — stances. Видимо это какая-то шотландская специфика:)

В автобусе я занял последнее место, рядом с отнюдь не худеньким чуваком, который всю дорогу подпирал меня своим боком. Путь назад оказался еще более тяжелым, чем туда, сидеть было неудобно, а в автобусе было душно и хотелось пить.

Смертельно уставший, но жутко довольный тем, что побывал в Шотландии, домой я приполз около семи утра. Сразу сел завтракать. Пришла хозяйка и стала меня расспрашивать, где я побывал, и куда бы мне хотелось съездить еще. А потом я завалился спать и проспал до самой школы. Напоминаю — уехал я из Лондона в субботу вечером, первую ночь провел в автобусе по дороге в Эдинбург, вторую ночь — в автобусе обратно. Галочная однодневка! Позволяет съездить куда-то за один день, не заморачиваясь ночлегами. Потом я эту схему использую еще не раз!

А по приезду у меня началась третья неделя учебы в Лондоне!