Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 8:05

Салоники, Вергина — Греция Октябрь 2016

Продолжаем наше путешествие в составе группы по Фессалии, историко—географической области на востоке Центральной Греции, располагающейся на территории Фессалийской долины.

Утром пятого дня, выспавшись под шум моря в гостинице Nirvana в курортном местечке Кала—Нера, мы отправились на экскурсию по полуострову Пилио. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что полуостров Пилио напоминает небольшой сапожок, который с востока омывает Эгейское море, а с запада — воды Пагасийского залива. По полуострову проходит горный массив, самая высокая гора которого — Пилио, высотой 1651 метр. На этой горе и в ее окрестностях происходили события многих древнегреческих мифов.

Согласно мифам, на Пилио жили кентавры, и именно здесь мудрый и добрый (в отличие от других) кентавр Хирон учил многих героев. Хирон был учителем Ахилла, он учил Ясона и изготовил для его путешествия первый небесный глобус; обучал Асклепия, будущего бога врачевания, медицинскому искусству. Хирон был другом Геракла, впрочем и умер он от стрелы Геракла.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Горы Пилио покрыты зеленью и очень живописны. Не зря они воспеты в древних легендах как летняя обитель Олимпийских богов. На склонах гор раскинулись 24 деревни, уникальные по своей архитектуре. Мы направились в одну из самых красивых из них, она называется вполне по славянски — Макриница.

Макриница ведет свою историю с 1204 года. В XVII—XVIII веках она была одним из культурных центров этого региона. Сейчас её население около семисот человек и все они заняты в основном в туристическом бизнесе. Деревня амфитеатром сбегает с высоты примерно 600 метров, и чем выше поднимаешься к ней, тем живописнее открывающиеся виды. Создается впечатление, будто эти здания, утопающие в пышной лесной зелени, составляют с природой единое целое.

Въезд в деревню запрещен, все машины останавливаются на специальной площадке, а пассажиры дальше идут пешком по улочке, заполненной магазинами с местной продукцией и разнообразными сувенирами. Здания Макриницы и остальных деревень отличаются архитектурой, которая так и называется — «архитектура Пилио».

Покажу некоторые особенности этой архитектуры. Здания, как правило, двух или трехэтажные с толстыми каменными стенами, причем верхний этаж немного выступает над остальными.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

У зданий необычные каменные крыши,

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

а также верхние этажи, украшенные живописью или резьбой. У домов деревянные ставни, а также резные деревянные потолки.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Мы смогли рассмотреть все особенности этих домов в особняке семьи Топали, в котором находится фольклорный музей — «Музей народного искусства и истории Пилио». Особняк построен в 1844 году и передан общине Макриница семьей Toпaли в 1932 году для размещения фольклорного музея. Это трехэтажный укрепленный дом, с бойницами и оборонительными башнями на крыше.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Музей передает атмосферу старого особняка, здесь собрана коллекция из более 1500 предметов: есть фрески, иконы, гравюры, картины и другие предметы народного искусства региона Пилио XVIII—XIX веков; подлинная мебель, ковры, одежда.

Много предметов быта из бронзы, дерева и керамики, оборудование для производства ракии, а также для прядения и ткачества. В коллекции также есть книги, фотографии, ювелирные изделия и старое оружие. Многое принадлежало семье Топали.

Первый этаж нежилой, там не было окон, только узкие бойницы. Жилые помещения располагались выше. В здании очень красивый потолок в зале на последнем этаже. Посетить стоит, нам понравилось.

Музей открыт с 9—00 до 14—00 со вторника по субботу и с 11—00 до 14—30 в воскресенье.

Пешеходная улочка бежит вверх и выводит на главную площадь Макриницы, маленькую, но очень уютную.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Здесь под сенью вековых платанов установлены столики, можно пить кофе и любоваться открывающимися видами. Макриницу не зря называют «балконом Пилио», так как с ее центральной площади открываются потрясающие панорамные виды на раскинувшийся внизу город Волос и Пагассийский залив.

На площади есть небольшая церковь Святого Иоанна Крестителя, построенная в 1806 году,

и великолепный мраморный фонтан «Бессмертной воды», где бьет один из пятидесяти источников Макриницы. Он построен также в начале XIX века.

Мы немного погуляли по извилистым деревенским улицам. Макриница, несмотря на многочисленных туристов, смогла сохранить свой неповторимый колорит и очарование.

Здесь столько интересных деталей! Интересно смотрятся цветы, растущие на вертикальных стенах. Сейчас середина октября, а летом здесь все утопает в цветах, не зря этот район называют «гортензиевым раем». Жаль, что я не люблю летнюю жару.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Большинство домов в Макринице построены в XVIII—XIX веке, сейчас это в основном небольшие гостиницы — гостевые дома. Очень часто видишь вот такие вывески — архонтико — это и есть гостевые дома. Обычно там всего 2—4 комнаты, обставленные в соответствии с местными традициями. Говорят, что они заполнены и в зимнее время, так как рядом горнолыжный курорт. Посмотрела в интернете, есть очень интересные варианты, интересно оформленные, комфортабельные, уютные, даже с сауной и джакузи.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

По крутой улочке мы поднялись к еще одной церкви. Про неё я нашла только название — церковь Успения Божией Матери.

Церковь была закрыта, но из соседнего дома вышла женщина и нас впустила, все показала и разрешила сделать один снимок. Церковь построена в 1767 году.

Возвращаемся на площадь, в сотый раз фотографируя открывающиеся между домами виды. Нам пора ехать дальше.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Самые интересные сувениры в Макринице, мне кажется, продаются в магазинчике слева от площади, куда нужно немного спуститься по ступенькам. А вообще их невероятное множество самых разнообразных на улице, по которой мы возвращаемся к стоянке автобуса.

Не будем забывать о местных жителях. Их там много, самых разных, все ленивы и безразлично относятся к походящим мимо туристам. Не удивительно, все-таки это деревня!

Нам Макриница очень понравилась, там нашлось бы, чем заняться, и несколько дней.

А мы в этот день еще погуляли по Волосу, но об этом я уже рассказала в прошлый раз. Вечером опять нас ждал вкусный ужин в отеле Nirvana и отдых под шум волн.

Программа шестого дня была неутомительной. Главным было возвращение с полуострова Пилио на полуостров Халкидики, в знакомый уже отель, где мы ночевали в день приезда.

Утром мы покинули симпатичное местечко Кала—Нера. Путь лежал мимо уже знакомых главных фессалийских городов — Волоса и Ларисы, а затем свернули в долину Темпи.

Темпи — это долина между горами Олимп и Осса. Её длина около 10 километров, а ширина от ста метров в самом узком месте до двух километров. Версии происхождения этой долины разные. Один древнегреческий миф гласит, что долину между скалами пробил Геракл, и там образовалась река Пеней или Пиньос, как её называют сейчас. Та самая, которая протекает через Ларису, я упоминала о ней в предыдущей части рассказа о путешествии. Когда-то это долина Темпи была стратегически важным проходом из Македонии в южную часть Греции. Еще Филипп II, отец Александра Македонского, строил на входе в эту долину крепости.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Автобус останавливается на специальной площадке, а мы проходим под трассой через подземный переход, где торгуют сувенирами, и переходим через мост над рекой Пиньос.

Цель нашей остановки в пути — посещение удивительного пещерного храма, освещенного во имя Святой Параскевы. Эта церковь расположилась у самого подножия горы Олимп. Вообще христиане почитают 14 святых с этим именем, но на иконах с «чашей с глазами» изображают только Параскеву Римскую, как я поняла. Это святая помогает в исцелении всех болезней, но особенно в исцелении болезней глаз и душевных болезней.

При входе в храм хорошо видно, что эта церковь высечена в скале. Дальше не фотографировала, в церкви были люди, а в православных церквях я снимаю, только если разрешено.

Совсем недалеко от входа в храм находится подземное озеро. Из него бьет святой ключ Святой Параскевы. К этому ключу идешь по узенькому проходу, который был сформирован природой в горах. Паломники утверждают, что вода в роднике обладает лечебными свойствами.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Помимо этого целебного источника, есть по всей долине и другие родники, которые по легендам возвращают и молодость, и красоту, и здоровье. Их здесь огромное количество. Один из них получил даже свое название — «Афродита». Есть и источник, который помогает полностью вылечить разные болезни глаз.

Неподалеку от церкви есть памятник, судя по датам, погибшим во время Второй мировой войны. Думаю, что эти места не потеряли стратегического значения и в это время.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Едем дальше и поднимаемся на высоту 1000 метров над уровнем моря. Останавливаемся на площадке, откуда открывается вид на Олимпийскую гряду и ее главную гору — Олимп, самую высокую гору Греции и одну из самых высоких в Европе, ее высота составляет 2917 метров. Это ее серые скалы видны вдали между двумя зелеными вершинами. А на столбик, который на переднем плане, туристы складывают монетки. Видимо, мечтают вернуться.

Вообще Олимп не гора, а горный массив из четырех основных вершин и более 1700 каньонов и плато на границе Фессалии и Македонии. Самая высокая из этих вершин и высшая точка Греции — гора Митикас (2917 м). Она обращена к глубокой пропасти под названием Казанья («Котел»). Остальные вершины, окружающие пропасть, называются Стефани (2905 м), Скала и Сколио (2912 м).

Стефани также известна как «Трон Зевса» и, если смотреть на нее под определенным углом, гора действительно напоминает спинку гигантского кресла или трона. Из греческой мифологии гора Олимп известна всем как резиденция двенадцати главных олимпийских богов Древней Греции.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

В противоположную стороны вид не менее великолепен: это Фессалийская долина и Эгейское море.

Выпив кофе в кафе на горе, едем дальше. Программа шестого дня выполнена, остался переезд до Салоников и дальше в уже знакомое местечко Неа Скионе на самом западном из малых полуостровов полуострова Халкидики.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

И снова отель Anastasia Resort & Spa 5*, знакомый вид на море за оливковыми деревьями, вкусный ужин и сон под шум моря.

День седьмой начался факультативной экскурсией в город Вергина. Современная Вергина была основана в 1922 году, но город мы не видели, так как ехали не за этим. В результате археологических раскопок близ Вергины было доказано, что именно здесь в древние времена находилась первая столица Македонского царства — Эгес.

Первые раскопки в этом регионе были начаты французскими археологами еще в 1861 году, в ходе которых и были обнаружены часть некогда величественного дворцового комплекса и древний могильник. По разным причинам работы то останавливались, то возобновлялись. Масштабные археологические раскопки были начаты уже в 1950-х годах.

Всемирную известность город получил в 1977 году, когда знаменитый греческий археолог Андроник Манолис обнаружил в окрестностях Вергины множественные царские захоронения, в том числе великолепно сохранившуюся гробницу Филиппа II — отца Александра Македонского, с множеством уникальных древних артефактов.

Сегодня Вергина считается одним из самых важных археологических памятников Греции и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Археологический музей, открытый в Вергине в 1993 году, в некотором роде уникален. Срытый во время раскопок могильный курган искусственно восстановили, тем самым образовав нечто вроде подземного бункера, где постоянно поддерживаются оптимальные температура и влажность. Там можно видеть древние погребальные камеры, а в специальном помещении и настоящие царские сокровища.

В ходе археологических раскопок было обнаружено множество древних реликвий, которые имеют огромную историческую и художественную ценность – великолепные ювелирные украшения, различные изделия из золота и серебра, бытовая утварь, изделия из керамики, доспехи, оружие и другие погребальные артефакты. Самой важной находкой археологов считается золотой ларец, в котором, как полагают, находятся останки македонского царя Филиппа II. Часть реликвий, найденная при раскопках, хранится в Археологическом музее в Салониках.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Фотографировать внутри нельзя, поэтому привожу снимок входа в гробницу Филиппа II из интернета. Над входом фреска, на которой изображена сцена охоты двух людей — постарше и молодого человека верхом на лошади. Возможно, это Филипп II со своим сыном Александром Македонским. Конечно, она находится в плохом состоянии, но удивительно, что она вообще еще существует, так как сохранились очень немногие картины периода Древней Греции.

Филипп II был убит в 336 году до н.э. во время празднования бракосочетания своей дочери Клеопатры. Хоронил Филиппа II его сын Александр Македонский. Тело Филиппа в венце из золотых дубовых листьев с желудями было кремировано на огромном погребальном костре. Кости затем были промыты в вине, завернуты в шелк и помещены золотой ларец, который нашли при раскопках. В костер пошли также умерщвленные лошади и другие животные, фрукты, драгоценные масла и многое другое. Все, что нашли в пепле костра при раскопках также выставлено в витринах.

Гроб в гробнице стоял на деревянном диване, украшенном золотом и фигурами из слоновой кости фигурами. Древесина давно сгнила, а декоративные фигуры сохранились. Филипп был похоронен со своим оружием, мечами и копьями. В витрине стоит его огромный щит, доспехи и большое количество серебряных и золотых кувшинов, блюд и тарелок. Они выглядят, как будто только что были сделаны, а не лежал в земле более 2500 лет. Наибольшее впечатление произвел царский венец из золотых дубовых листьев: удивительно тонкая работа!

Во внешней камере гробницы Филиппа II был найден ларец, содержащий останки женщины. Считают, что это его жена, которая добровольно пошла за нима на костер. Кроме того, есть еще одна гробница поменьше, в которой похоронен Александр IV, сын Александра Македонского, который был убит после смерти отца в 323 году до нашей эры.

Территория археологической зоны довольно обширная, но мы осмотрели главное. Людей было достаточно много, на экскурсию привезли большие группы молодежи, видимо, студентов.

В Вергине было сделано только два снимка: улицы напротив сувенирного киоска и симпатичного рыжего кота. Ну, как же тут без него!

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Вторая половина дня была посвящена Салоникам. Рассказывать о городе не буду. Недавно здесь был подробный рассказ о нём Елены Акимовой (Kapulrtta), она провела там гораздо больше времени и больше видела.

А мы посмотрели на Салоники со смотровой площадки у византийских стен Верхнего города,

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

зашли в Базилику Святого Димитрия, построенную на месте римских терм, там, где, согласно преданию, погиб великомученик Димитрий Солунский.

В 1988 году базилика включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

В левом нефе базилики располагается мраморный киворий, где находится рака с мощами святого Димитрия.

Фессалия — земля кентавров и олимпийских богов

Потом мы недолго гуляли по городу, при этом я уже старалась не обращать внимания на многочисленные достопримечательности. Даже на то, чтобы их просто сфотографировать не было времени. Просто глазели на публику, потихоньку её фотографируя. Пообедали на знаменитом базаре Салоников, прошли по набережной до Белой башни. Неподалеку нас ждал на автобус, и мы вернулись к ужину в отель.

Салоники мне понравились. Красивый город, с многочисленными памятниками прошлого и красивыми современными зданиями. Я покажу вам, что успела сфотографировать, но это уже в отдельном альбоме.

На последний, восьмой день в Греции у нас были большие планы. На руках был билет, выданный московской турфирмой, название которой, к сожалению, я не могу указать здесь. Не стоит ее вспоминать, чтобы не портить впечатление об этом туре.

Итак, на руках билет, его я фактически вытрясла в Москве перед вылетом. В нём указано, что мы вылетаем из Салоников рейсом Аэрофлота в 19-00. Свободное время мы хотели провести, неспешно гуляя вдоль моря под оливами. Но, не тут то было!

Не успели мы зайти в номер, вернувшись из Салоников, как нам позвонили и сообщили, что в аэропорт за нами приедут утром в 5-00, вылет в 8-00. Прощальный подарок (очередной) от московской турфирмы! Вместо бутылочки вина под шум моря на балконе, нас ждал ужин наспех, срочные сборы чемодана и почти бессонная ночь. Пришлось срочно заказывать гостиницу в Шереметьево, так как следующий перелет домой в час ночи, столько в аэропорту без отдыха мы бы не выдержали.

Утром нас с подругой ждал сухой паек, отличный автомобиль и благополучный перелет Эллинскими авиалиниями в Москву.

Тур «Живописная Фессалия» нам понравился, и это заслуга только греческой турфирмы «Ambotis Holidays», нашего гида Евгении и водителя Стефаноса. Спасибо им, а также Андрею (Arxitektor), подарившему нам сертификат!