Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Пльзень — Чехия Апрель 2016

Этим материалом я начинаю цикл рассказов о поездке по Чехии в апреле 2016-го. На этот раз нашей «базой» был город Пльзень. Я так и хотел назвать этот цикл — «Пльзеньский край». Но на самом деле, «край» — название административно-территориальной единицы Чехии. Мы же ездили не только по Пльзеньскому краю. Поэтому я назвал его — «Пльзеньский вояж». Помимо намеченной обширной «культурной» программы, я наметил и некую «пивную» программу. Быть в Чехии, и не пить чешское пиво — нонсенс. А Пльзень, так вообще, называют пивной столицей Чехии. Когда я узнал о том, что Пльзень ассоциируется прежде всего именно с пивом? Уже и не помню…. Давно это было. Может это было в году так 1980-м, когда я увидел в кинотеатре замечательную чешскую комедию «Адела ещё не ужинала»? Там главные герои в день своего знакомства хорошенько напробовались пльзеньского пива. И уж совсем хорошо я запомнил первое моё знакомство с пльзеньским пивом. Дело было далёкой зимой 1984–1985. Это были мои первые месяцы «на гражданке» после срочной службы в рядах Советской Армии. Как-то однажды я созвонился со своим одноклассником и мы решили встретиться. И пошли мы с ним в какой-то пивбар неподалёку от его дома. Тогда в Москве было достаточно большое количество пивбаров в таких «типовых» двухэтажных зданиях. Дело было утром выходного дня. Мы были в тот момент первыми и единственными посетителями этого заведения. Не знаю чем мы так приглянулись официанту. Со словами «Эх! Смотрите какое я вам пиво подаю!», он принёс нам по бутылочке пива. Обычная бутылка, вот только на ней не было никаких этикеток. Абсолютно «голая» бутылка, и только на металлической крышке было написано по-русски: пиво сварено в городе Пльзень. Я на всю жизнь запомнил, какое сильное впечатление на меня произвёл вкус этого пива. Это было нечто волшебное. Мы с другом попросили у официанта ещё такого же пива. Но он дал нам понять, что и так, как «от сердца оторвал». Такая вот история. Прошли годы. Распалась великая страна. С распадом страны открылся и «железный занавес». В мае 1998-го и мы с женой совершили свой первый выезд за рубеж. Это был недорогой автобусный тур «Прага — Будапешт» с ночными переездами. И вот как раз после ночного переезда привезли нас в Прагу, заселили в отеле и дали пару часов на отдых. Рядом с отелем был небольшой супермаркет, и мы с женой зашли в него. И я увидел бутылки с пивом, на которых было чётко написано Pilsner. Мы взяли по бутылочке и пошли в номер. Не терпелось попробовать это пиво (ведь я помнил то самое пиво, «сваренное в городе Пльзень»). Попробовали…. Обычное светлое пиво, ни малейшего намёка на какую-то особенность. Без малейшего удовольствия, кое-как мы с женой еле-еле выпили это пиво. Было полнейшее разочарование. Сколько я потом (уже в других поездках…) ни пробовал в Чехии светлое пиво, за редким исключением, какого-то особого восторга от светлого чешского пива я не испытывал.

Но неспроста я написал — «за редким исключением». В нашей поездке по Чехии в апреле 2015-го, мы с женой пробовали пиво в разных местах, и мы чётко отметили про себя, что вкусное пиво подаётся в минипивоварнях. Поэтому готовясь к этой поездке, я постарался узнать обо всех пивоварнях, которые я смог бы посетить в предстоящей поездке.

В моём рассказе речь пойдёт о всех пивоварнях Пльзеня. Побывал практически во всех. И вот они, мои впечатления. Заранее прошу прощение за качество фото, сделанных внутри помещений.

Пивоварня Purkmistr

Адрес: Selská náves 21/2, 326 00 Plzeň-Plzeň 8-Černice, Česko

Часы работы: пн — пт: 10.00 — 23.00; сб: 11.00 — 23.00; вс: 11.00 — 21.00

В пивоварню Пуркмистр я поехал в первый же день поездки, моя «культурная» программа в этот день завершилась на удивление гораздо раньше, чем я рассчитывал. Это самая дальняя от центра города пивоварня Пльзеня находится фактически на окраине города. На самом деле, добраться до неё из центра города можно всего за 20 минут (15 минут езды на троллейбусе № 13 и 5 минут пешком). Пуркмистр — это и отель, и ресторан, и пивовар…. Всё «в одном флаконе»

Для тех, кто приедет на автомобиле, при Пурмистре есть своя парковка

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

Пройдя через ворота заведения, на территории я увидел некую сцену и, расставленные возле неё, лавочки. Видимо, на этой сцене для постояльцев отеля проводятся анимации. А в тёплое время года можно сидеть не только внутри помещения ресторана, но и на открытом воздухе

Обстановка внутри ресторана весьма приятная. Уютное заведение. Я был там днём, и свободные места были. Но вот подозреваю, что вечером вряд ли там есть свободные места. Ассортимент пива (своего пива!) в ресторане весьма разнообразен. Хотя на деле «настоящее» пиво представлено тремя сортами: светлое (Purkmistr světlý ležák), полутёмное (Purkmistr polotmavý ležák) и тёмное (Purkmistr tmavý ležák). Остальное пиво я называю «баловством»: черничное, вишнёвое и тому подобное…. Хотя, не совсем корректно я написал. Есть там и пшеничное пиво, но оно называется PÍSAŘ, а не Purkmistr. Конечно же, мне хотелось попробовать разные сорта пива. И вот тут надо отметить — молодцы чехи. Есть у них небольшая хорошая фишка (это практически по всей Чехии…) — пиво в подобных заведениях подаётся как по 0,5 литра, так и по 0,3 литра. А это уже совсем другой расклад. Так, и в самом деле, можно попробовать пиво разных сортов. Вот я и заказал три сорта пива по 0,3 литра: светлое, полутёмное и тёмное. Кстати, для мня полутёмное пиво было открытием. Раньше я не знал о существовании такого пива

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

В качестве закуски к пиву я взял маринованный сыр. Сыр очень понравился. Подаётся он в закрытой стеклянной баночке в виде круглых кусочков (практически такие же, как консервированные ананасы), залитых маслом. Пиво понравилось всё. Замечательное пиво. И всё же… после я взял я ещё 0,3 литра пшеничного пива. И в очередной раз убедился, что всё же «моё» пиво — именно пшеничное пиво. Но повторюсь, и те три сорта пива очень понравились.
Выводы: Очень приятное уютное заведение. Очень хорошее пиво (самое лучшее, что я пробовал не только в Пльзене, но и во всей этой моей поездке). Одно вот только…. Не наездишься туда, далековато всё же. Больше я туда не ездил. Увы….

Пивоварня U rytíře Lochoty

Адрес: Karlovarská 420/103, Severní Předměstí, Plzeň, Česko

Часы работы: пн — чт: 10:30 — 23:00; пт — сб: 10:30 — 24:00; вс: 10:30 — 22:00

В этой пивоварне я был вечером на третий день своей поездки. Находится ресторан в «спальном» районе Пльзеня. Добраться туда не представляло ни малейшей сложности. Нужно просто проехать несколько остановок на трамвае № 4

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

А остановка, откуда мне предстояло ехать в пивоварню, находилась буквально в минуте ходьбы от моего отеля. Обстановка внутри ресторана довольно-таки простая, без каких-то особых изысков. Хотя, некий своеобразный антураж всё же имеется: На стенах можно увидеть имитацию средневекового оружия и некое подобие средневековых фресок. Как-никак название пивоварни переводится как «У рыцаря Лахоты». В сравнительно большом зале посетителей было мало. Когда я увидел меню, был немного ошарашен. Своего пива в ресторане не было. И на мой вопрос о своём пиве, официант мне ответил, что они давно уже не варят пиво. Ассортимент пива там был совсем небольшой, буквально три сорта светлого пива: Pilsner Urquell, Gambrinus Nepaster и Krušovice Mušketýr.

Про Pilsner Urquell я уже писал (тут уж, как говорится: «от любви до ненависти один шаг»), поэтому я его не брал. Взял по 0,3 Гамбринуса и Крушовице. Без какого-то особого удовольствия выпил его (обычное, ничем не примечательное, светлое пиво…). Кстати, я обратил внимание (благо поездил по Чехии немало…) на тот факт, что почему-то тёмное пиво в подобных заведениях Чехии встречается гораздо реже по сравнению со светлым пивом.

Выводы: А какие выводы? Пивоварни U rytíře Lochoty больше нет. В настоящий момент это обычное питейное заведение, коих в Пльзене немало. И имеет ли смысл специально приезжать в «спальный» район города просто попить пива? Думаю, что не имеет.

Пивоваренный завод Plzeňský Prazdroj

Посещение пивоваренного завода Plzeňský Prazdroj я отношу к «культурной» программе, а не к «пивной». Как я уже писал, Пльзень называют пивной столицей Чехии. Помимо огромного пивоваренного завода в городе имеется и музей пивоварения. Посещение музея пивоварения можно совместить с посещением пльзеньского исторического подземелья. Информацию о посещении завода, музея и подземелья можно найти на сайте

А теперь всё по порядку.
Музей пивоварения: пн — вс 10:00 — 18:00, 70 крон + 30 крон аудиогид, 60 минут.

Пльзеньское историческое подземелье: пн — вс 10:00 — 18:00, 100 крон, 50 минут.

Пивоваренный завод Plzeňský Prazdroj: пн — вс 8:00 — 18:00, 200 крон, 100 минут.
Если посмотреть на часы работы всех этих учреждений видно, что их можно посетить в понедельник. И это огромный плюс. Дело в том, что понедельник в Чехии в плане культурной программы — день тяжёлый. В этот день почти все музеи и замки закрыты. Именно по этой причине, посещение перечисленных учреждений я запланировал на понедельник. В свою очередь нужно было всё это как-то скомпоновать. Только музей пивоварения можно осмотреть самостоятельно с аудиогидом. Пивоваренный завод и историческое подземелье можно посетить только с экскурсией согласно расписанию экскурсий. Всю информацию о расписании экскурсий можно увидеть на указанном выше сайте. Лично я отталкивался от того, что на пивоваренном заводе в расписании экскурсий есть одна и на русском языке (13.15). Зная продолжительность экскурсий можно без труда рассчитать к какому времени и куда мне нужно было подходить. Вход в пльзеньское историческое подземелье находится в музее пивоварения. Первая экскурсия в подземелье начинается в 11.00. Длится она около часа. Поэтому и было решено вначале посетить музей пивоварения (к 10.000, затем в 11.00 подземелье, а после этого в 13.15 пивоваренный завод. Сказано — сделано. Около 10.00 я был возле музея

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

Сразу же взял билеты в музей и подземелье. В кассе взял и аудиогид на русском языке для музея (он же и для подземелья). Помимо самих билетов я получил два талончика, по которым можно в определённых заведениях выпить по кружке пива. Таких заведений, собственно, всего два: одно располагается в этом же здании музея, а другое — ресторан на территории пивоваренного завода. Из первых же залов музея узнал много интересного. Например, я даже и не догадывался, что пивоварение началось в древнем Египте и Междуречье. Честно говоря, я думал, что это «изобретение» европейских племён (германских, кельтских… и, конечно же — викингов). Невозможно описывать всю историю чешского пивоварения в рамках этого рассказа. Но всё же немного нужно рассказать. Сама история пивоварения в Чехии насчитывает несколько веков. Но раньше пивовары были разрознены. В 1839-м году пивовары Пльзеня решили объединиться и построить единую городскую пивоварню. На должность главного пивовара они пригласили баварца Йозефа Гролла. Экспериментируя, Гролл совершил революцию в пивоваренном деле. В результате он получил пиво с отменными вкусовыми качествами, которое назвали «Pilsner». Пиво, сваренное по этой технологии, стало очень популярным. Появилась масса подражателей, и все, кто варили подобное пиво, называли его «Pilsner». Чтобы защитить авторские права, Пльзенская пивоваренная компания в 1898 году начала выпускать своё пиво под маркой «Plzeňský Prazdroj» (для Чехии) и «Pilsner Urquell» (для Германии), что в переводе означает «Пльзеньское подлинное».
А я «возвращаюсь» к музею. В музее можно увидеть много манекенов, изображающих представителей разных профессий, участвующих в пивоварении. Заходишь в очередной зал музея, нажимаешь соответствующую кнопку аудиогида и слышишь: «я — Вася Иванов, плотник…" и т. д.

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

В общем, лично мне музей понравился. Правда, вот только приходилось постоянно поглядывать на часы, чтобы не опоздать к началу экскурсии по историческому подземелью. Не скажу, что мне не хватило времени, на осмотр музея, но лишние минут 15–20 не помешали бы. Описывать экскурсию в подземелье особого смысла не вижу. Если кто бывал в подобных катакомбах (лично я был только в катакомбах Будапешта), скажет — в общем-то, одно и тоже… После музея я сразу же «отоварил» один из талончиков в заведении, которое располагается в здании музея с другой стороны

Вскоре после этого, я направился в сторону пивоваренного завода. На территорию завода (для краткости буду писать именно так) попадаешь, пройдя через ворота, которые можно видеть на эмблеме пива Pilsner Urquell

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

Билеты на экскурсию покупаются в информационном центре

После приобретения билета, до начала экскурсии у меня было минут 15–20. В это время я немного поснимал близлежащую территорию завода и интерьеры информационного центра, в котором и начинается сама экскурсия

В назначенное время началась экскурсия. Вместе со мной экскурсию на русском языке слушали и молодые люди из Белоруссии. Всего нас было пять человек. Моя жена, которая ездила в эту поездку по Чехии на две недели раньше меня, была на этой экскурсии единственным слушателем. Чехи в этом смысле, молодцы. Если назначена экскурсия в определённое время, понятия минимального состава группы не существует. В ходе поездки и жена, и я несколько раз мы были единственными посетителями, которых сопровождал экскурсовод. Как я уже сказал, экскурсия началась в информационном центре. Затем мы прошли пешком в другое место

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

Точно уже и не припомню, но по-моему именно там нам показали небольшой документальный фильм по технологии производства пива. Затем мы сели на автобус (!!!), и нас повезли к современным цехам завода

Мы, конечно же, не ходили по самому разливочному цеху. Мы просто наблюдали за процессом через окна длинного коридора, проходящего на некоторой высоте вдоль всего цеха. А в завершении экскурсии, нас привели в заводские погреба, где стоят огромные бочки, в которых хранится и дозревает пиво, приготовленное по старинной технологии

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

Здесь, собственно, экскурсия подходит к концу. В завершении посетители выпивают по кружке нефильтрованного пива, которое можно попробовать только в этих погребах

А завершил я своё посещение завода в ресторане, расположенном на его территории напротив здания информационного центра. Там я пообедал и «отоварил» второй талончик на пиво, полученный в кассе музея пивоварения.

Пивоварня U Pasaka

Адрес: Poděbradova 12, Jižní Předměstí, 301 00 Plzeň, Česko
Часы работы:
пн — пт: 10.00 — 23.00; сб: 11.00 — 23.00; вс: 11.00 — 21.00

Ресторан пивоварни U Pasaka находился буквально в трёх минутах ходьбы от моего отеля

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

Я знал, что эта пивоварня от меня никуда не денется, и я мог зайти туда практически в любой вечер, поэтому особо и не рвался. Такой момент для посещения этого заведения выпал только на шестой вечер моего путешествия. Зашёл я туда вечером после очередной своей поездки. Пиво U Pasaka представлено тремя сортами: светлым (Pašák světlý ležák), полутёмным (Pašák polotmavý ležák) и тёмным (Pašák special ležák)

Естественно, все три сорта я и заказал. Благо, как я уже писал, в Чехии практически везде в подобных заведениях пиво можно взять не только по 0,5 литра, но и по 0,3. Кроме того, взял какой-то суп и драники, которые очень люблю. И суп, и драники были весьма вкусными. Как впрочем, и само пиво. Обстановка в ресторане простая, без каких-то особых изысков, но вполне себе уютная. К тому же официантки там очень приветливые, милые и обаятельные молодые девушки. В какой-то момент в зале появился мужчина с аккордеоном в руках и стал петь для посетителей песни на чешском языке

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

Выводы: Учитывая всё вышесказанное (отличное пиво, неплохая еда, уютная обстановка, удобное местонахождение, приятные официантки), именно это заведение за время моей поездки я посетил несколько раз.

Пивоварня Groll

Адрес: Truhlářská 2397/10, Východní Předměstí, Plzeň, Česko

Часы работы: пн — чт: 11:00 — 23:00; пт — сб: 11:00 — 24:00; вс: 11:00 — 21:00

Посещение пивоварни Гролл я оставил чуть ли не на последний день своего пребывания в Чехии. Почему? Во-первых, я уже определился с заведением, в котором меня всё устраивало (речь о пивоварне U Pasaka). Тем более, что U Pasaka находится «в двух шагах» от моего отеля. Гролл находится не так далеко, как Пурмистр, но всё равно — гораздо дальше, чем Пашак. Это и есть — «во-вторых». И всё же намеченную программу надо выполнять. Да, что там — «надо»… Неподходящее слово какое-то. Просто было интересно. Это был уже второй понедельник в моей поездке. Я уже, говорил, что понедельник в Чехии в плане «культурной» программы — день тяжёлый (практически всё закрыто). В этот день я никуда не ездил, поэтому не стал откладывать посещение этого заведения на вечер и пошёл туда утром

Пльзеньский вояж. Часть первая: Пиво сварено в городе Пльзень

Видно, что в тёплое время можно посидеть и на открытой площадке

Внутри помещения вполне уютненько. В это время я был там один. Выбора пива там практически нет. Всего два сорта. Уже даже и не помню, почему я не стал дегустировать. Просто-напросто взял одну поллитровую кружку пива (GROLL, prémiový světlý ležák)

А к пиву взял маринованный сыр (хорошо помнил, что мне подобный сыр в Пуркмистре очень даже понравился). Но… Оказывается, не только «штихель штихелю рознь». Маринованный сыр тоже бывает разный. И внешне (этот был по форме похож на небольшую сардельку), и по вкусу. И этот сыр был явно не на мой вкус. Пиво? Обычное светлое пиво, хоть и нефильтрованное.
Выводы: Вот уж, действительно — всё познаётся в сравнении. Я лишний раз убедился в том, какое хорошее заведение — пивоварня Пашак. В этот же вечер (последний вечер моей поездки) я туда и пошёл….

Пивоварня Raven

Адрес: Mozartova 132/1, Bolevec, Plzeň, Česko

Мне было достаточно зайти на сайт пивоварни Raven и посмотреть ассортимент пива, подаваемого в этом заведении: American Pale Ale 12°, India Pale Ale 14°, White India Pale Ale 15°, American Double IPA 20° и другие. Может это и вкусное пиво… Не знаю. Но всё же в Чехии мне было интересно попробовать чешское пиво, поэтому я туда не ездил.

Вот и подошёл к концу мой рассказ обо всех пивоварнях Пльзеня. Я честно рассказал обо всём, о чём узнал сам. Конечно же, вкусы у всех разные. Я весьма спокойно отношусь к светлому пиву. Нет, конечно, я его выпью, но оно редко вызывает у меня какие-то восторги. Опять же…. Я упомянул пивоварню Raven, и перечисление сортов его пива не вызвало у меня ни малейшего интереса. Но вполне может быть, что кто-то увидев эти сорта пива, наоборот, специально туда поедет именно ради такого пива. Вкусы у всех разные….